Interested Article - Мезоамериканская хронология

Мезоамериканская хронология — принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Мезоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода, последовавшим за испанской колонизаций Америки .

Историки и археологи разделяют историю Мезоамерики на три периода, каждый из которых описан ниже. Указанные даты являются лишь оценками, и переходы от одного периода к другому не происходили одновременно и при одинаковых обстоятельствах у различных народов. Некоторые исследователи даже оспаривают эту евроцентрическую точку зрения, которая весьма похожа на хронологию Древней Греции .

Цивилизация Мезоамерики является сложной комбинацией различных культур, которые возникали в различное время. Процессы, приводящие к образованию каждой из культурных систем Месоамерики, определялись не только внутренней динамикой соответствующего общества, но и внешними и — например, миграциями населения или природными катаклизмами.

Предклассическая эра

Сосуд культуры Капача, найденный в Акатитлане, штат Колима .

Предклассическая эра продолжалась с 2500 год до н. э. по 200 год н. э. Начало периода соотносят с появлением керамических предметов на западе региона, особенно в таких местах как (штат Наярит ) и (штат Герреро ). Некоторые исследователи полагают, что на раннее развитие гончарного дела в этой области повлияли связи между Южной Америкой и народами, живущими на тихоокеанском побережье современной Мексики. Появление керамики свидетельствует об оседлом образе жизни, который отличает мезоамериканские народы от общин собирателей и охотников в пустынных районах на севере.

Предклассическую или формационную эру разделяют на три фазы: раннюю (2500—1200 гг. до н. э.), среднюю (1500—600 гг. до н. э.) и позднюю (600 год до н. э. — 200 год н. э.) В ходе первой фазы по всему региону распространилось гончарное искусство, наладилось выращивание маиса и других овощных культур, а также началась стратификация общества, которая привела к появлению первых иерархических образований у народов, населяющих берега Мексиканского залива . В начале предклассической эры движущей силой цивилизации Мезоамерики выступала культура Капача — её керамические изделия были широко распространены в регионе.

К 2500 году до н. э. в низменных районах тихоокеанского побережья Гватемалы развивались небольшие поселения, такие как , Окос, Эль-Месак, и другие, в которых была найдена старейшая в Гватемале керамика. С 2000 года до н. э. на тихоокеанском побережье появляется большое количество гончарных изделий. Недавние раскопки свидетельствуют о том, что высокогорные районы были временны́м мостом между ранними предклассическими деревнями тихоокеанского побережья и более поздними городами Петенского бассейна . В Монте-Альто возле поселения были найдены гигантские каменные головы и пузатые фигурки ( исп. barrigones ), датированные приблизительно 1800 годом до н. э.

Несколько наиболее значимых поселений формационной эры на плато центральной Мексики и берегу Мексиканского залива.

Около 1500 года до н. э. западные культуры пришли в упадок и ассимилировались с другими народами. В результате таких объединений в возникла культура Тлатилько , а на берегу Мексиканского залива — культура ольмеков . Ольмеки пошли по пути экспансии, которая позволила им создать монументальные архитектурные произведения в и Ла-Венте . Кроме того, ольмеки начали торговать как внутри своих территорий, так и с далёкими поселениями, расположенными в современных штатах Герреро и Морелос , а также Гватемале и Коста-Рике . Влияние ольмеков наблюдалось в поселении на Оахакском плато, но к концу средней фазы предклассической эры оно вошло в зону влияния Монте-Альбана . В то же время в процветала культура , а ольмеки вошли в период упадка.

Типичная статуэтка предклассической эры из центральной Мексики, культуры тлатилько

К значимым культурным событиям, случившимся в средний предклассический период, можно отнести разработку первых систем письменности и двадцатеричной системы исчисления в центре территории ольмеков, индейцами майя в и сапотеками в Монте-Альбане . В этот период наблюдалась сильная стратификация общества. Связи между различными центрами власти привели в возвышению региональных элит, контролировавших природные ресурсы и крестьян. Такая социальная дифференциация была основана на обладании определёнными знаниями, такими как астрономия , письменность и основы коммерции. В средний предклассический период также появились зачатки урбанизации , характерные для классической эры. Такие города майя, как Накбе (~1000 г до н. э.), Эль-Мирадор (~650 г до н. э.), Сиваль (~350 г до н. э.) и Сан-Бартоло имели сходную с классической монументальную архитектуру. Эль-Мирадор в своё время являлся крупнейшим городом майя. Существует мнение, что примерно в 100 году н. э. цивилизация майя пережила падение и вновь возродилась в классическую эру, около 250 года. Некоторые города, такие как Тлатилько , Монте-Альбан и Куикуилько переживали период расцвета в конце предклассической эры. Численность же ольмеков уменьшилась, и они потеряли своё влияние.

К концу предклассической эры политическое и экономическое господство над регионом переместилось в поселения . Вокруг озера Тескоко несколько деревень, такие как Тлатилько и Куикуилько, выросли в настоящие города. Тлатилько являлся одним из основных центров того периода, его жители выращивали маис и ловили рыбу в озере Тескоко . Некоторые учёные полагают, что он был основан и населён предками современного народа отоми . Город располагался на северном берегу озера Тескоко и поддерживал крепкие связи с западными культурами. Куикуилько занимал склоны горного района Ахуско и контролировал торговлю в областях майя, в Оакахе и на берегу залива. Соперничество этих городов завершилось упадком Тлатилько, в то время как Монте-Альбан, расположенный в начал культурно отдаляться от влияния ольмеков, используя их достижения и дополняя их культуру. На южном берегу Гватемалы поселение Каминальхуйу развивалось в направлении, которое позже станет классической культурой майя, хотя связи с народами центральной Мексикой и залива изначально предлагали свои культурные модели. Кроме запада, где развились традиция шахтовых могил , во всех регионах Мезоамерики богатство городов росло, воплощались достаточно сложные схемы по градопланированию и сооружению монументов. , центральная плаза Монте-Альбана и пирамида Луны в Теотиуакана были построены в это время.

Примерно в 1 году н. э. Куикуилько был заброшен и господство над Мексиканским бассейном перешло к Теотиуакану. В следующие два века так называемый «Город богов» консолидировал власть, став главным мезоамериканским городом первого тысячелетия и ведущим политическим, экономическим и культурным центром на следующие семь веков.

Ольмеки

Район культуры ольмеков

На протяжении многих лет к культуре ольмеков относились как к прародительнице всей мезоамериканской культуры. Ольмеки оказали огромное влияние на развитие всего региона, однако в последнее время возникли предположения, что эта культура явилась результатом совместной деятельности всех современных ей народов и в конце концов проявилась в полном расцвете на берегах Веракруса и Табаско . Этническое единство ольмеков всё ещё достоверно не установлено. Основываясь на лингвистических данных большинство антропологов и археологов утверждают, что ольмеки были либо носителями ото-мангских языков либо (что более вероятно) предками современного народа ( михе-сокской семьи ), проживающего на севере Чьяпаса и Оахаки . Если верить второй гипотезе, племена соке мигрировали на юг после развала крупных центров на равнинах залива. Независимо от происхождения, эти носители ольмекской культуры переместились на подветренное побережье в VIII тысячелетии до н. э., вклинившись в прибрежные районы, заселённые прото-майянскими народностями. Это также объясняет отделение уастеков из северного Веракруса от остальных майянских народов, населявших территорию Юкатана и Гватемалы .

Ольмеки являются этапом в истории Мезоамерики с точки зрения появления характеристик, определивших развитие региона. Среди таких особенностей — организация государства, разработка 260-дневного ритуального и 365-дневного светского календарей, первой системы письма и городского планирования. Зарождение и развитие этой культуры началось примерно в XIV веке до н. э. и продолжалось до XII века до н. э. Основными городами в центральном регионе были , Ла-Вента и Трес-Сапотес . Однако по всей Мезоамерике расположены свидетельства того, что многочисленные города были оккупированы ольмеками, особенно в бассейне реки Бальсас , где был расположен город Теопантекуанитлан . Это поселение довольно загадочно, поскольку датируется несколькими веками ранее, чем основные поселения на берегу Мексиканского залива, из-за чего возникали противоречия и появилась гипотеза о том, что культура ольмеков возникла именно в этом регионе.

Ольмекская голова, Ла-Вента

Среди наиболее известных памятников ольмекской культуры — гигантские каменные головы, сделанные из монолитного куска до трёх метров в высоту и весом в несколько тонн. Эти шедевры ольмекской особенно впечатляют, если принять во внимание недостаток металлических инструментов в Мезоамерике и то, что головы расположены в нескольких десятках км от места выработки базальта , из которого они сделаны. Назначение этих монументов неизвестно, некоторые авторы предполагают, что это были памятные изваяния известных игроков в игру в мяч или изображениями правящей элиты ольмеков. Ольмеки также известны небольшими работами с резьбой на и других зелёных камнях (любая вулканическая порода, имеющая зелёный цвет).

Точные причины развала ольмекской культуры неизвестны. На юге тихоокеанского побережья, находившемся под влиянием майя, города Такалик-Абах (~800 год до н. э.), Исапа (~700 год до н. э.) и (~600 год до н. э.), а также Каминальхуйу (~800 год до н. э.), расположенный на центральном нагорье Гватемалы, стали развиваться в направлении того, что впоследствии станет классической культурой майя. В бассейне Петен развитие великих городов классического периода майя, таких как Тикаль , Уашактун и Сейбаль , началось приблизительно в 300 году до н. э.

Гегемония Куикуилько над долиной уменьшилась в период с 100 года до н. э. до 0 года. По мере упадка Куикуилько Теотиуакан начал набирать важность, став за следующие два века политическим, экономическим и культурным центром всей центральной Мексики.

Классическая эра

Важные поселения классической эры, приблизительно 500 г н. э.
Центральная площадь Монте-Альбана, который был построен на холме над долиной Оахаки
Храм 2, Тикаль, Гватемала

Классическая эра в Мезоамерике продолжалась с 250 по 900 год н. э. и разделяется на три периода: ранняя (с 250 по 550 год), средняя (с 550 по 700 год) и поздняя (с 700 по 900 год). Ранний период характеризуется доминированием Теотиуакана , в котором проживали до 80 % из 200 тыс. обитателей бассейна озера Тескоко . Теотиуакан придерживался экспансионистской политики, приведшей к контролю над основными торговыми путями северной Мезоамерики. Другими крупными центрами классической эры были Монте-Альбан , Каминальхуйу , Сейбаль , Тикаль и Калакмуль , соперничество между ними вылилось в продолжительные войны. В течение классической эры продолжался процесс урбанизации , начавшийся в конце предклассической эры. В целом, этот период мезоамериканской истории характеризуется высочайшим уровнем развития искусств, науки, городов, архитектуры и социального устройства.

Города этой эры отличались многонациональным населением, что привело к сожительству в одних и тех же поселениях народов с разными языками и культурами. Альянсы между региональными политическими элитами крепли, особенно явно это проявилось у союзников Теотиуакана. Также укреплялась социальная дифференциация — небольшие группы людей управляли большей частью населения. Это население заставили платить налоги и принимать участие в строительстве общественных сооружений, таких как ирригационные системы, религиозные здания и объекты инфраструктуры. Рост городов не мог произойти без усовершенствования техник ведения сельского хозяйства и укрепления торговых связей, в которых участвовали не только жители Мезоамерики, но и далёкие народы Оазисамерики .

В классическую эру мезоамериканское искусство достигло пика своего развития. Особенно выделяются стелы майя со сценами из жизни королевских семей, богато украшенная керамика и фрески, а также музыка . В Теотиуакане архитекторы добиваются крупных успехов — в этом городе классический стиль проявился в виде сооружения пирамид, поднимающихся наверх ступенями. Этот стиль повторялся, видоизменяясь, по всех Мезоамерике, к примеру в столице сапотеков Монте-Альбан и городе Каминальхуйу в Гватемале. Даже спустя столетия, много позже ухода людей из Теотиуакана, города послеклассической эры следовали тому же стилю построения зданий, особенно Тула , Теночтитлан и Чичен-Ица .

Данный период также подарил мезоамериканским индейцам множество научных достижений. Майя улучшили календарь, письменность и свои познания в математике до их высшей точки развития. Письмо использовалось по всей территории майя, несмотря на то, что считалось благородным занятием и практиковалось только знатными писцами, художниками и священниками. Используя письменность майя, другие культуры разработали свои системы, наиболее показательный пример — это культура у оахакских сапотеков, хотя единственная полностью развитая система письменности в доколумбовой Америке была у майя. Астрономия сохранила свою важность, поскольку применялась для сельскохозяйственных целей, а также для предсказаний таких событий как солнечное или лунное затмение , что позволяло правителям мезоамериканских цивилизаций подтверждать своё божественное происхождение в глазах обычных граждан.

Окончание классической эры в центральной Мексике связывают с упадком региональных центров поздней классической эры (иногда называемой эпиклассичеким периодом), ближе к 900 году. В районе побережья Мексиканского залива это происходит в 800 году с падением Эль-Тахина , в областях майя — из-за обезлюдения высокогорных поселений в IX веке, а в Оахаке — с уходом жителей из Монте-Альбана примерно в 850 году.

На севере Мезоамерики классическая эра завершилась упадком Теотиуакана примерно в 700 году. Это позволило расцвести региональным центрам, которые начали бороться за контроль над торговыми путями и природными ресурсами. В поздней классической эре политическое устройство региона было раздробленным, и ни один город не имел ведущих позиций. В этот период произошло несколько переселений народов, вызванных вторжением групп из Аридоамерики и других северных регионов, заставивших население Мезоамерики перемещаться к югу. Среди новопришедших народов были науа , которые впоследствии построят два наиболее важных города послеклассической эры — Тулу и Теночтитлан . Кроме миграций с севера, в центре Мексики также устроились южные народы, среди которых были , пришедшие с Юкатана и основавшие Какаштлу и Шочикалько .

Фреска Какаштла, Тласкала

В областях майя старый союзник Теотиуакана город Тикаль находился в упадке после поражения, нанесённого Дос-Пиласом и Караколем (союзниками Калакмуля ). За время этого упадка, который продолжался около 100 лет, произошло объединение в союз городов Дос-Пилас , Пьедрас-Неграс , Караколь , Калакмуль , Паленке , Копан и Йашчилан . Эти и другие города региона втянулись в кровопролитную войну, которая закончилась тем, что Тикаль с помощью городов Йашха и разгромил Дос-Пилас и Караколь , затем Эль-Перу и, наконец, Калакмуль. Окончание войн ознаменовало жертвоприношение сына в 732 году в Тикале, в честь этого события с 740 по 810 года строились памятные сооружения.

Развал классической цивилизации Майя в северных низменностях начался примерно в 810 году с государств Ла-Пасьон, таких как Дос-Пилас , Агуатека , и , после чего процесс продолжился в городах бассейна Усумасинты , расположенных к югу — Йашчилане , Пьедрас-Неграс и Паленке . Под конец поздней классической эры майя перестали вести календарь длинного счёта , многие их города сгорели, были брошены и заросли джунглями. В то же время на южных высокогорьях Каминальхуйу продолжал развиваться до 1200 года. В Оахаке Монте-Альбан достиг пика своего величия приблизительно в 750 году, а затем по непонятным причинам «умер» под конец IX века. Подобная судьба постигла и другие города, такие как Ла-Кемада на севере и Теотиуакан в центральном районе — он был сожжён и покинут. В последний век классической эры власть над долиной Оахаки перешла к , который расположен в нескольких км восточнее.

Теотиуакан

Вид на Кальсада-де-лос-Муэртос ( Дорога мёртвых ) с Пирамиды луны в Теотиуакане

Теотиуакан («город богов» на языке науатль ) ведёт свою историю с конца предклассической эры (примерно 100 год н. э.) О его основателях известно очень немного, но предполагается, что в его развитии сыграли значительную роль отоми , также повлиявшие на культуру городов долины Мехико, представленную Тлатилько . Поначалу за главенство в регионе Теотиуакан соперничал с расположенным немного южнее Куикуилько . В этом противостоянии Теокиуакану помогли обсидиановые залежи в горах Наваха современного штата Идальго . Известно, что большая часть жителей Киукуилько переместились в Теотиуакан за несколько лет до того, как южный город был залит лавой извергающегося вулкана .

Выиграв борьбу за контроль над регионом, Теотиуакан успешно развивался и превратился в крупнейший город не только Мезоамерики, но и всего мира. В ходе этого периода большая часть населения долины Мехико жила в Теотиакуане. Город полностью зависел от сельского хозяйства, в основном от выращивания маиса , фасоли и тыквы . Однако политическая и экономическая составляющая базировалась на привозных товарах: керамике Анаранхадо, производимой в долине Поблано-Тлашкальтека, и природных ресурсах гор Идальго. Оба продукта сильно ценились во всей Мезоамерике и обменивались на роскошные товары, созданные в далёких Нью-Мексико и Гватемале . Благодаря этому Теотиуакан стал главным узлом мезоамериканской торговой сети — на юго-востоке он торговал с Монте-Альбаном и Тикалем , на побережье Мексиканского залива — с , с на севере и Тингамбато на западе.

Теотиуакан упорядочил мезоамериканский , созданный во времена ольмеков, поставив во главу божества, связанные с сельским хозяйством — Кетцалькоатля и Тлалока . Торговые связи помогли распространить культы этих богов в остальные общества Мезоамерики, которые переняли их и видоизменили. Полагалось, что в Теотиуакане не было письменности, но Девургер показал, что теотиуаканская система письма была столь пиктографична, что принималась за рисунки.

Упадок Теотиуакана связывают с появлением городов-государств внутри границ центральной Мексики. Предполагается, что они смогли развиться благодаря утери Теотиуаканом доминирующего положения, хотя всё могло произойти в обратной последовательности — города Какаштла , Шочикалько , и Эль-Тахин могли сначала достаточно окрепнуть, чтобы «запереть» Теотиуакан в центре долины и закрыть ему доступ к торговым путям. Это произошло примерно в 600 году, и, хотя люди продолжали жить в городе ещё полтора века, в конце концов город был разрушен и покинут его жителями, которые переместились в такие места, как и , расположенные на берегах озеро Тешкоко .

Майя в классическую эру

Карта, показывающая расположение народов майя и их основные города

Индейцы майя были создателями наиболее развитой и известной мезоамериканской культуры. Некоторые исследователи, такие как Майкл Д. Коу , полагают, что культура майя полностью отличается от окружающих её культур. Однако многие аспекты майянской культуры сходны с практиками других народов, в том числе использование двух календарей, двадцатеричная система счисления , выращивание кукурузы, определённые мифы, такие как о , почитание Пернатого змея и бога дождя, называемого на языке майя Чак .

Барельеф, находящийся в музее Паленке, Чьяпас

Майянская культура зародилась в высокогорьях Гватемалы с развитием поселения Каминальхуйу в средней предклассической эре. По мнению нескольких исследователей, в частности доктора Ричарда Хансена ( Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе ) и доктора Сатурно (университет Вандербилта), первое настоящее политическое государство в Месоамерике образовалось в Эль-Мирадоре , Накбе , Сивале и Сан-Бартоло ( в Петене) а также в Такалик-Абахе (равнинные районы тихоокеанского побережья). Однако археологические свидетельства показывают, что майя никогда не формировали единой империи, а были объединены в небольшие группы, постоянно враждовавшие друг с другом. Лопес Аустин и Лопес Лухан утверждали, что предклассические майя характеризовались агрессивной натурой. Вероятно, их военное искусство превосходило развитие Теотиуакана в этой области, но по сей день существует мнение, что они были мирным набожным народом. Подобная точка зрения продвигалась такими майянистами начала и середины XX века, как Сильванус Морли и Джон Эрик Синей Томпсон . Значительно позже были найдены подтверждения (например, фрески в Бонампаке ), что майя практиковали человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм .

В 1000 году до н. э. майя имели письменность, календарь и небольшие поселения — некоторые из старейших памятников были найдены именно в поселениях региона майя. Ранее археологи думали, что майянские города функционировали только как церемониальные центры, а обычные люди жили в прилегающих деревнях. Однако более поздние раскопки показали, что в поселениях майя имелись такие же городские службы, как и в Тикале (где число жителей в период расцвета достигало 400 тыс. человек), Копане , а также дренажные системы, акведуки и покрытия дорог ( Сакбе ), построенные между крупными центрами в предклассическую эру. Создание таких поселений основывалось на сильно стратифицированном обществе, в котором правил класс знати, бывшей одновременно политической, военной и религиозной элитой.

Элита контролировала сельское хозяйство и, как во всей Мезоамерике, обкладывала нижние классы налогами, которые позволяли ей собирать достаточно ресурсов для постройки общественных монументов, узаконивающих её власть и социальную иерархию. В ранней классической эре, примерно в 370 году, майянская элита поддерживала прочные связи с Теотиуаканом, и, возможно, Тикаль , один из крупнейших городов майя этого периода, являлся важным союзником Теотиуакана, контролировавшим торговлю на побережье залива и в высокогорных районах. В конце концов, вероятно, сильная засуха, поразившая Центральную Америку в IX веке, последовавший за ней голод, а также внутренние войны привели к восстаниям и уничтожению политической системы майя. Многие города были брошены, оставаясь забытыми до XIX века, когда потомки древних майя привели в джунгли, поглотившие эти поселения, европейских и американских исследователей.

Послеклассическая эра

Расписанный сосуд культуры миштеков

Послеклассическая эра занимает временной промежуток от 900 года до завоевания Мезоамерики испанцами, которое происходило между 1521 и 1697 годами. Эта эра характеризуется большим числом войн. Политические элиты, связанные со жреческим классом, потеряли власть в пользу групп воинов. Воины, в свою очередь, по крайней мере за полвека до прихода испанцев стали сдавать свои позиции новому мощному классу — почтекам , торговцам, получившим политическую власть при помощи экономической мощи.

Послеклассическая эра делится на две фазы. Первая — ранняя послеклассическая эра — длилась с X по XIII века и характеризуется доминированием тольтеков из Тулы . С XII века начинают появляться признаки поздней послеклассической эры, начавшейся с появления чичимеков — народа, родственного в языковом плане с тольтеками и мешика . Последние появились в долине Мехико в 1325 году, после двухвекового путешествия из Ацтлана , точное местоположение которого неизвестно. Многие изменения в обществе, произошедшие в этот последний период мезоамериканской цивилизации, связаны с миграционными движениями северных народов. Эти народы пришли из Оазисамерики, Аридоамерики и северных районов Мезоамерики, гонимые угрожавшими им климатическими изменениями. Пришествие северян заставило двигаться и коренные мезоамериканские народы, некоторые из которых переместились в Центроамерику.

В это же время произошло множество культурных изменений. Одним из них было распространение металлургии, которая была заимствована из Южной Америки. Как и в случае с керамикой, первые свидетельства обработки металла в Мезоамерике были обнаружены в юго-западной части. Мезоамериканцы не достигли большого мастерства в этом ремесле, ограничившись лишь медными топорами, иголками и, конечно, ювелирными изделиями. Наиболее продвинутые методы были разработаны миштеками , которые научились создавать великолепно украшенные вещи. Прогресс наблюдался и в архитектуре — использование гвоздей позволило обшивать стены храмов, улучшились фрески, широко распространилось использование колонн и каменных крыш (что в классическую эру являлось прерогативой майя). В сельском хозяйстве усложнялись системы орошения. Земли долины Мехико, в особенности чинампы , широко использовались ацтеками, которые построили рядом с ними город с населением в 200 тыс. человек.

Современный вид чинампов Шочимилько

В политической системе также произошёл ряд важных изменений. В течение раннего постклассического периода воинственные политические элиты узаконили своё положение путём принятия довольно сложной системы религиозных верований, которые Лопес Остин ( López Austin ) назвал «суйюанидад» ( zuyuanidad ). Согласно данной системе, правящие классы объявляли себя потомками Кетцалькоатля — пернатого змея, одной из созидательных сил и культурного героя мезоамериканской мифологии. Они так же объявили себя последователями жителей мифологического города, называющегося Толлан на натуале или Суйюа на майянском (от этого слова и произошло название системы верований). Многие из важных центров того времени связывали себя с этим местом, называясь , Толлан-Чоллоллан и Толлан-Теотиуакан . Мифический Толлан долгое время ассоциировался с Тулой в штате Идальго, но Энкике Флорескано ( Enrique Florescano ) и Лопес Аустин утверждали, что оснований на это не было. Флорескано думал, что Толланом был Теотиуакан, а Лопес Остин рассматривал Толлан как продукт мезоамериканского религиозного воображения. Ещё одной особенностью системы «суйюано» было образование альянсов с другими городами-государствами, которые контролировались народами с подобной идеологией. Так произошло с лигой Майяпана на Юкатане и конфедерацией миштеков ( англ. Eight Deer Jaguar Claw ) в горах Оахаки. Эти сообщества раннего периода послеклассической эры характеризуются своей воинственностью и многонациональным населением.

Тульские великаны, штат Идальго

Однако падение Тулы подорвало мощь системы суйюано, которая полностью развалилась после распада лиги Майапана и ухода людей из Тулы. С севера в Мезоамерику пришли новые народы которые, хотя и были родственны древним тольтекам, обладали совершенно отличной идеологией. Последними пришедшими были мешики (ацтеки), которые обосновались на небольшом острове на озере Тексоко под правлением из . Мешики за последующие десятилетия завоевали большую часть Мезоамерики, создав объединённое и централизованное государство подобное лишь государству в Мичоакане . Ни одно из этих двух государств не смогло завоевать другое и, после чего они, вероятно, подписали соглашение о ненападении. Когда испанцы прибыли в Новый Свет, многие народы были готовы им помочь, лишь бы избавиться от власти ацтеков. Однако это не вернуло им свободу, а привело к полному покорению Мезоамерики.

Ацтеки

Из всех доколоумбовых цивилизаций Мезоамерики Ацтекская империя — одна из самых известных благодаря своему богатству и военной мощи, достигнутых путём эксплуатации других народов. В процессе испанской колонизации Америки многочисленные миссионеры занимались сохранением культурной истории народов науа , поэтому современные знания об их культуре намного полнее, чем в эпоху конкисты.

Ацтеки пришли с севера или запада Мезоамерики. Жители мексиканского штата верили, что мифический Ацтлан располагался на острове . Некоторые предполагали, что мифический остров находился где-то на территории штата Сакатекас или даже в Нью-Мексико . Независимо от места происхождения, культурные традиции ацтеков не сильно отличались от классической Мезоамерики. На самом деле они обладали сходными характеристиками с народами центральной Мезоамерики (древние северные юто-астекские народы создали такие культуры, как анасази , теучитланскую и др.). Ацтеки говорили на языке науатль , который также использовался тольтеками и чичимеками, пришедшими ранее.

Уход из Ацтлана произошёл в первые десятилетия XII века (1111), причём расчёты основываются на документе, известном как «Лента странствий» ( Tira de la Peregrinación ) или кодекс Ботурини , в котором значимые события миграции народов записывались по календарю науа. После долгих скитаний ацтеки пришли в долину Мехико в XIV веке. Они поселились в нескольких местах на берегах рек (таких как и ) перед тем как обустроиться на острове Мехико, находясь под покровительством , короля Тешпанекаса. Часть ацтеков мигрировала далеко на юг, на территорию нынешнего Сальвадора , образовав народ пипилей с центром в Кускатлане . Теночтитлан был основан в 1325 году как союзник , но менее чем через один век, в 1430 году, мешики объединились с Тешкоко и Тлакопаном в войне против Аскапотсалько и победили его. Эта победа дала начало Тройному альянсу , который заменил древнее объединение под предводительством Текпанекаса (включавшее Коатлинчан и ).

Завоевание Мексики, 1521 год

На ранней стадии существования Тройного альянса, ацтеки придерживались экспансионистской политики, что позволило им захватить большую часть Мезоамерики. Лишь некоторые регионы смогли сохранить независимость: Тласкала (науа), ( отоми ), Теотитлан-дель-Камино ( куикатеки ), ( миштеки ), Теуантепек ( сапотеки ) и северо-западные территории, находившиеся под контролем государства Тараско . Провинции, захваченные Тройным альянсом, платили дань Теночтитлану, платежи фиксировались в кодексе, известном как ( Matrícula de los tributos ). В этом документе указывался тип и количество каждой вещи, предоставляемой провинцией в качестве оплаты.

Империя ацтеков была завоёвана в 1521 году испанскими войсками под предводительством Эрнана Кортеса и их союзниками в лице Тласкалы и тотонаков . Захват Мезоамерики завершился в 1697 году, когда испанцы разорили и сожгли Тайясал .

Сводная таблица

Период Датировка Важнейшие культуры, памятники, народы Краткая характеристика
10000 — 3500 до н. э. Обсидиановые и пиритовые находки, Истапан Период охотников и собирателей , длился с момента появления первых признаков человеческого присутствия в регионе до установления сельскохозяйственных и других традиций, характерных для прото- цивилизаций .
3500 — 1800 до н. э. Сельскохозяйственные поселения, Теуакан , культура Норте-Чико Развитие сельского хозяйства в регионе и возникновение постоянных поселений. В конце этой эры появляется гончарное и ткацкое дело .
2000 до н. э. — 250 н. э. Неизвестная культура в и , культура Монте-Альто Появление первых государств, строительство крупных церемониальных построек в городах. Развитие и расцвет цивилизации ольмеков — города и Ла-Вента ].

Ранние периоды культур в тихоокеанских прибрежных районах Гватемалы ( , ) и цивилизации Майя . Важные города майя: Накбе , Эль-Мирадор , Сан-Бартоло , Сиваль и Такалик-Абах .

Ранний предклассический период 2000—1000 до н. э.
  • ольмекская территория:
  • центральная Мексика:
  • долина Оахака:
  • территория майя: Накбе , Серрос
  • западная Мексика: Капача
Средний предклассический период 1000—400 гг. до н. э.
Поздний предклассический период 400 до н. э.—200 гг.
200—900 гг. Классические центры майя, Теотиуакан, Сапотеки Теотиуакан вырастает в метрополию и оказывает существенное влияние на всю Мезоамерику. Период расцвета южных городов майя, таких как Тикаль , Паленке и Копан .

В центральной Мексике классическая эра завершилась с падением Теотиуакана примерно в VII веке, а в районе майя она продолжалась ещё несколько веков. Примерно в это время большая часть южных городов (особенно Тикаль) пережили короткий период упадка, называемый «Разрыв средней классической эры». Последующий период роста цивилизации Майя иногда называют «Эрой расцвета».

В начале XX века термин «Старая империя» использовался для описания этого периода цивилизации майя по аналогии с Древним Египтом .

Раннеклассический период 200—600 гг.
Позднеклассический период 600—900 гг.
Конечный классический период 800—900/1000 гг.
900—1519 гг. Ацтеки , Пурепеча , Миштеки , Тотонаки , Пипили , , , Киче , Какчикель , , Мам

Происходит развал многих крупных государств классической эры. Среди тех, кто выстоял: Оахаке , Чолуле и юкатанские майя ( Чичен-Ица и Ушмаль ). Этот период иногда описывают как время хаоса и войн. Некоторое время (с XI по XIII век) центральная Мексика находится под влиянием тольтеков . Северные майя в течение некоторого периода были объединены под Майяпаном . С начала XV века возвышается Ацтекская империя , захватившая почти весь регион. В это время Мезоамерика открывается испанцами и завоёвывается конкистадорами при поддержке большого числа местных союзников.

Позднее процветание северных городов майя в начале XX века иногда называлось «Новой империей». Можно сказать, что послеклассическая эра завершилась в 1697 году с завоеванием последнего независимого местного государства Тайасаля .

Ранний послеклассический период 900—1200 гг. Чолула , Тула , Митла , Эль-Тахин , Тулум , Топоште , Каминальхуйу , Хойя-де-Серен
Поздний послеклассический период 1200—1519 гг. Теночтитлан , Семпоала , Цинцунцан , Майяпан , (Тихо), Утатлан , Ишимче , Мишко-Вьехо , Сакулеу
После конкисты До 1697 г. Центральный Петен: Тайясаль , Сакпетен
Усулутан Каминальхуйу Альтамирано Hv24 Уастеки Ольмеки Культура Норте-Чико Мецкала Теопантекуанитлан Монте-Альбан Сан-Хосе-Моготе Сапотекская цивилизация Миштеки Куикуилько Теотиуакан Тлапакоя Тлатилько Чупикуаро (культура) Капача Матанчен
Никарао Пипил Усулутан Майяпан Чичен-Ица Паленке Калакмул Майа (цивилизация) Майяпан Тикаль Уастеки Эль-Тахин Йопитцинко Мецкала Митла Ламбитйеко Монте-Альбан Сапотекская цивилизация Миштеки Ньуинье Миштеки Тутутепек Йукуита Минас Тройной союз ацтеков Чолула Ацтеки Тольтеки Эпи-классик Теотиуакан Теночтитлан Тула (Мексика) Шочикалько Чальчиуитес Бахио Пурепеча (народ) Ацтатлан Традиция шахтовых могил


Примечания

  1. . Дата обращения: 1 января 2009. Архивировано из 9 ноября 2012 года.
  2. 5 октября 2007 года.

Литература

  • , Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2 .
  • Соди Д. . — перевод с испанского. — Москва: Знание, 1985. — 208 c. с.
  • Carmack, Robert; et al. (англ.) . — New Jersey: Prentice Hall , 1996. — ISBN 0-13-337445-9 .
  • Coe, Michael D. Mexico: from the Olmecs to the Aztecs (неопр.) . — New York: (англ.) , 1996. — ISBN 0-500-27722-2 .
  • Fernández, Tomás; and Jorge Belarmino. La escultura prehispánica de mesoamérica (неопр.) . — Barcelona: Lunwerg Editores, 2003. — ISBN 84-9785-012-2 .
  • de la Fuente, Beatrice. De Mesoamérica a la Nueva España (неопр.) . — Oviedo, Spain: Consejo de Comunidades Asturianas, 2001. — ISBN 84-505-9611-4 .
  • Gamio, Manuel. La Población del Valle de Teotihuacán: Representativa de las que Habitan las Regiones Rurales del Distrito Federal y de los Estados de Hidalgo, Puebla, México y Tlaxcala (исп.) . — 2 vols. in 3. — Mexico City: Talleres Gráficos de la Secretaría de Educación Pública, 1922.
  • Kirchhoff, Paul. Mesoamérica. Sus Límites Geográficos, Composición Étnica y Caracteres Culturales (исп.) // Acta Americana : diario. — 1943. — V. 1 , n o 1 . — P. 92—107 .
  • Kuehne Heyder, Nicola; and Joaquín Muñoz Mendoza. Mesoamérica: acercamiento a una historia (неопр.) . — Granda, Spain.: Diputación Provincial de Granada, 2001.
  • López Asutin, Alfredo; and Leonardo López Luján. (неопр.) . — Mexico: El Colegio de México, 1996. — ISBN 968-16-4890-0 .
  • Palerm, Ángel. Agricultura y civilización en Mesoamérica (исп.) . — Mexico: Secretaría de Educación Pública, 1972. — ISBN 968-13-0994-4 .
  • de Sahagún, Bernardino ; Arthur J. O. Anderson and Charles E. Dibble (eds.). Florentine Codex : General History of the Things of New Spain (англ.) . — 13 vols. in 12. — Santa Fe: School of American Research, 1950-82. — ISBN 0-87480-082-X .
  • Wauchope, Robert (ed.). (неопр.) . — 16 vols.. — Austin: University of Texas Press , 1964-76.
  • Weaver, Muriel Porter. (англ.) . — 3rd ed.. — San Diego: Academic Press , 1993. — ISBN 0-01-263999-0 .
  • West, Robert C.; and John P. Augelli. (неопр.) . — 3rd ed.. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall , 1989. — ISBN 0-13-582271-8 .
  • Wolf, Eric Robert. Pueblos y culturas de Mesoamérica (неопр.) . — Bilioteca Era, 1967.
  • Duverger, Christian (1999): Mesoamérica, arte y antropología. CONACULTA -Landucci Editores. Paris. ISBN 970-18-3751-7 .
  • Miller, Mary Ellen. (2001). El arte de mesoamérica . «Colecciones El mundo del arte». Ediciones Destino. Barcelona , España. ISBN 84-233-3095-8 .
  • Several Authors. (1996) «Historia General de Guatemala» ISBN 84-88522-07-4 .

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Мезоамериканская хронология