Interested Article - Этернализм

Этернализм ( лат. aeternus , вечный; в узком смысле: tempus, время; в широком смысле: бессмертный, непреходящий или беспрерывный, постоянный ) представляет собой философский подход к онтологической природе времени . Этот подход основан на принятой в физике методике описывать время как одно из четырёх измерений . Онтология времени постулируется аналогичной онтологии пространства . Это должно означать, что измерение времени всего лишь одно из похожих по свойствам четырёх физических измерений, что будущие события «уже существуют» и что объективно «течения» времени не существует. Эта идея иногда обозначается терминами «блок-время» или же «блок-вселенная», потому что эта теория описывает пространство-время как статичный, неизменяемый «блок», в противовес традиционному мировосприятию: трёхмерное пространство с течением времени. Феноменологическая интерпретация этернализма состоит в том, что я (как субъект) постоянно «обнаруживаю себя» в разное время в разном возрасте.

Проблемы с течением времени

Обычно время разделяют на три чётко различаемых отрезка: « прошлое », «настоящее» и « будущее ». При использовании этой репрезентативной модели прошлое, как правило, рассматривают как статичное и неизменяемое, а будущее — как неопределённое и покрытое туманом. С течением времени момент, который был настоящим, становится частью прошлого, а часть будущего, в свою очередь, становится новым настоящим. Таким образом, описывают то, что называют течением времени, — когда вполне определённая точка «настоящее» «движется» вперёд в будущее и оставляет за собой прошлое. Такие представления в философии называют презентизмом .

Эта традиционная модель имеет некоторое число сложных философских проблем и, кроме этого, кажется сложным примирить такие взгляды с принятыми в науке теориями, например, с теорией относительности .

Одновременность

В специальной теории относительности показано, что понятие одновременности не является универсальным: наблюдатели в различных системах отсчёта могут по-разному воспринимать последовательность событий, какие из них в прошлом, а какие — в будущем, невозможно однозначно определить момент универсального времени, который бы являлся «настоящим» (но такие события в любой системе отсчёта происходят в одинаковой последовательности).

Многие философы утверждают, что теория относительности подразумевает этернализм. Философ науки Дин Риклс в некотором смысле не согласен, но отмечает, что «консенсус среди философов заключается в том, что специальная и общая теория относительности несовместимы с презентизмом». Кристиан Вютрих утверждает, что сторонники презентизма могут спасти абсолютную одновременность, только если они отвергают или эмпиризм или относительность. Такие аргументы приводятся Дином Циммерманом и другими, в пользу абсолютной системы отсчета , чьи суждения о длине, времени и одновременности являются верными, даже если не существует эмпирического способа обнаружить такую систему отсчета.

Уникальность настоящего

Не имеется никаких фундаментальных оснований для того, чтобы рассматривать какое-то определённое « настоящее » как более «действительное», чем любое другое время; наблюдатели в любой момент времени всегда будут рассматривать себя находящимися в настоящем. Однако в теориях «течения времени» каждый момент становится настоящим в свою очередь, так что, в итоге, получаем симметричную ситуацию. Несмотря на то, что ещё имеются онтологические различия между прошлым, будущим и настоящим, симметричность не наблюдается.

Скорость течения времени

Понятие «течения времени» можно рассматривать как внутренне противоречивое. Это можно продемонстрировать, поставив вопрос: «как быстро течёт время?» Этот вопрос не должен был бы отличаться от вопроса «какова длина метра?» — все измерения в этом случае являются произвольными. Специальная теория относительности допускает различные скорости течения времени, потому что измерения времени зависят от системы отсчёта наблюдателя. Для каждого отдельного наблюдателя его субъективное время течёт с той же самой скоростью.

Аргументация Джона Мак-Таггарта

В своей работе « » английский философ Джон Эллис Мак-Таггарт разделяет время на два ряда: А-серии и В-серии . Ряд А описывает события в терминах абсолютного времени (прошлое, настоящее и будущее), а ряд В описывает их относительно (до и после). Мак-Таггарт утверждает, что ряд А логически противоречив, и от такого рода описания событий во времени необходимо отказаться, а ряд В недостаточен для настоящего понимания феномена времени. Мак-Таггарт делает вывод, что время не является чем-то реальным. Другие же философы, а также физики высказали возражения против этого утверждения. Они считают, что оставшийся ряд В — это всё, что необходимо для построения полной теории времени, которую иногда называют В-теорией .

Альтернативная теория: этернализм

Для того, чтобы теория не имела вышеописанных проблем, этернализм рассматривает все моменты во времени как одинаково значимые системы отсчёта, то есть считает их одинаково «реальными».

Это ни в коей мере не отменяет понятия «прошлое» и «будущее». Вместо этого их просто считают направлениями, а вовсе не состояниями бытия. Находится ли некий момент времени в будущем или же в прошлом полностью зависит от системы отсчёта, которая используется для наблюдений.

Так как наблюдатель в любой момент времени может помнить только события, которые находятся в прошлом по отношению к нему, и не помнит события, которые находятся в будущем по отношению к нему, субъективная иллюзия течения времени сохраняется. Этот факт асимметрии, то, что вспоминаются только прошлые события, но не будущие, описывается как стрела времени . К этой теме относятся также и другие необратимые события, которые происходят только в одном направлении по оси времени , такие как возрастание энтропии . Этернализм отвергает понятие «течение времени». Тиканье часов измеряет только длительность промежутка времени между событиями, совершенно так же, как при помощи ручной рулетки измеряют расстояния между объектами в пространстве.

Одно из направлений этернализма отрицает свободу воли . Считается, что будущие события точно так же статичны, неизменяемы, как и прошлые (см. детерминизм ).

Другое же направление в этернализме, в противовес описанному выше, допускает возможность случайных изменений. Вселенная, в которой возможны случайные изменения, может считаться неотличимой от мультивселенной из Эвереттовской многомировой интерпретации квантовой механики , то есть такой вселенной, где имеется множество «блок-вселенных» или же «блок-времён».

Очевидная разница между прошлым, настоящим и будущим

С точки зрения здравого смысла мы различаем прошлое, настоящее и будущее в отношении многих событий:

  1. Мы обычно боимся смерти, поскольку полагаем, что мы не будем существовать после смерти. Но если этернализм верен, то смерть является только одной из наших темпоральных границ, и нам следует беспокоиться о смерти не больше, чем о своём рождении.
  2. Рассмотрим две ситуации: 1) вам необходимо идти к стоматологу; 2) вы уже у него побывали. Здравый смысл говорит вам, что вторая ситуация является более предпочтительной. Но если этернализм верен, то не имеет значения, в какой из двух ситуаций вы оказались.
  3. Когда какой-нибудь неприятный опыт позади, мы чувствуем облегчение от того, что всё закончилось. Но если этернализм верен, то у события нет такого свойства как «всё закончилось» или «не происходит сейчас» — оно происходит вечно.

Альберт Эйнштейн в письме-соболезновании в связи со смертью своего друга написал следующее:

Сейчас он ушёл из этого странного мира немного раньше меня. Это ничего не означает. Люди вроде нас, верящие в физику, знают, что различие между прошлым, настоящим и будущим — это всего лишь стойкая иллюзия.

См. также

Примечания

  1. Петрученко О. А. aeternus // Латинско-русский словарь в 2 ч. Часть 1. От A до M. — 5-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — С. [28] (стб. 1). — 410 с. — ISBN 978-5-534-04863-6 (ч. 1). — ISBN 978-5-534-04864-3 .
  2. Thomas M. Crisp (2007), William Lane Craig; Quentin Smith (eds.), (PDF) , Einstein, Relativity and Absolute Simultaneity , footnote 1, Архивировано из (PDF) 28 апреля 2011 , Дата обращения: 29 октября 2019
  3. Dean Rickles (2008), Symmetry, Structure, and Spacetime , Elsevier , p. 158, ISBN 9780444531162
  4. Wüthrich, Christian. No Presentism in Quantum Gravity // (англ.) / Vesselin Petkov. — Springer, 2010. — P. . — (Fundamental Theories of Physics). — ISBN 9783642135378 . 29 октября 2019 года.
  5. Yuri Balashov (2010), Persistence and Spacetime , Oxford University Press, p. 222
  6. John Ellis McTaggart . от 29 июня 2011 на Wayback Machine // Mind: A Quarterly Review of Psychology and Philosophy 17 (1908): 456—473.
  7. от 28 октября 2012 на Wayback Machine .

Ссылки

  • Кононов Е. А. . — М. , 2022. — 495 с. (Глава 15. Время)
  • от 11 апреля 2016 на Wayback Machine
  • Davies, Paul. (англ.) // Scientific American . — Springer Nature , 2002. — September ( vol. 287 , no. 3 ). — P. 40—45 . — doi : . 7 июня 2009 года.
  • Markosian, Ned . Stanford Encyclopedia of Philosophy (2002). Дата обращения: 20 декабря 2006. Архивировано из 14 сентября 2006 года.
  • Nikolic, Hrvoje Дата обращения: 19 февраля 2010. Архивировано из 11 апреля 2012 года.
  • Petkov, Vesselin (PDF). PhilSci Archive (2005). Дата обращения: 20 декабря 2006. Архивировано из 11 марта 2007 года.
  • Power S. E. Philosophy of Time: A Contemporary Introduction. — London, 2021. — 310 с. (Глава 2. Metaphysics of Time I)
  • Duda, J (2009). Дата обращения: 19 февраля 2010. 31 января 2016 года.
Источник —

Same as Этернализм