Interested Article - Жанры фантастики

Многогранность фантастики стала причиной выделения из неё различных течений и поджанров . Общепризнанным является деление фантастики на научную фантастику (внутри которой выделяют твёрдую научную фантастику и социальную фантастику ) и фэнтези (внутри которой выделяют поджанр хоррора ). Нередко встречается синтез обоих жанров: научное фэнтези и технофэнтези .

Исчерпывающая единая классификация фантастики на сегодняшний день отсутствует, и вряд ли такая классификация, основанная на одном или нескольких взаимосвязанных критериев, будет создана в ближайшее время. Это связано с многообразием форм фантастики и различными интерпретациями роли фантастического элемента в художественном тексте . Елена Ковтун , анализируя принятые подходы к делению фантастики на поджанры, приходит к выводу, что каждая классификация фантастики содержит рациональное зерно, но ни одна из них не является идеальной .

Надо отметить, что для западного литературоведения сама концепция выделения из массива жанровой литературы фантастики, то есть литературы, для которой фантастическое — сюжетообразующий элемент, относительно нова. Так, Джон Клют предложил в 2007 году использовать для научной фантастики, фэнтези, фантастического ужаса и т. п. заимствованный из славянских языков термин « fantastika » .

Многообразие жанра

В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова предлагается следующая классификация. Жанр science fiction делится на « твёрдую », «естественно-научную», «научно-техническую» или « », «гуманитарную»; а также на «фантастику идеи», « утопию », « антиутопию », «роман-предупреждение» и другие. Fantasy делится на «сказочную», « », « героическую », « », « ужасную », « чёрную » (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие . Подобная классификация встречается и в некоторых зарубежных источниках. Дж. Клют в The Encyclopedia of Science Fiction помимо вышеуказанных перечисляет такие поджанры фантастики, как затерянные миры , киберпанк , космическая опера , научное фэнтези , новая волна , планетарная фантастика , слипстрим , стимпанк , условная фантастика и другие . Время от времени в среде писателей-фантастов рождаются новые течения и жанровые маркеры. В качестве примера относительно свежих отечественных «изобретений» можно назвать турбореализм или появившуюся с лёгкой руки А. Громова « ».

Константин Мзареулов в книге «Фантастика: общий курс» разделил всю фантастику на 6 поджанров: научная фантастика , космическая опера , фэнтези , роман ужасов (хоррор), боевик и триллер, эротическая фантастика, условная фантастика и произведения на стыке жанров .

Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) «чистая» фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль; 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций; 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy); в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений; они являются формой авторского суда над реальной действительностью; по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике; и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее .

Такой проблемно-тематический подход полезен при обзорах фантастических книг, но его использование приводит к дроблению рубрикации и замене анализа подклассов фантастики их описанием. Поэтому с 1970-х годов одним из приоритетов литературоведения становятся попытки структурно-художественной и функциональной классификации жанра .

Классификация по типу фантастического допущения

Базовая классификация фантастики

Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: « научной » ( англ. science fiction ) и « чистой » ( англ. fantasy ) . Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности . Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную , включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой ) — социальную и другие разновидности жанра . рассматривала фэнтези и ужасов (хоррор) как повествование сказочного типа, а научную фантастику — как повествование об удивительном и необычном.

Нередко встречается синтез рациональной /научной фантастики и фэнтези .

Варианты

Существуют и более дробные классификации фантастики по типу вымысла .

Д. Уоллхейм, известный автор и исследователь западной фантастики, различает «литературу возможного» (science fiction), «литературу чудесного и таинственного» (weird fantasy) и повествования о «заведомо невозможном» (pure fantasy) — то есть гротеск, нонсенс, игру воображения .

Михаил Назаренко предложил альтернативную шкалу «фантастичности»: пограничная зона между фантастикой и реализмом ; «чистая» фантастика , где фантастическое — неотъемлемой частью фантастического мира не нуждающееся в научных или магических обоснованиях; религиозная фантастика (вмешательство божественных или демонических сил) и мистика ( сверхъестественные силы, не связанные с конкретной религией ); альтернативная история ; научная фантастика ; фэнтези (миры, построенные по мотивам мифов и легенд ) и научное фэнтези (гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение) .

Это классификация достаточно близка к той, которую даёт Т. Чернышёва в книге «Природа фантастики», разделяя фантастические образы на три группы: связанные со сказками и языческими верованиями, со средневековой мифологией монотеистических религий и народными суевериями и с преломлением в массовом сознании научной интерпретации мира .

Ольга Чигиринская считает определяющим признаком фантастики ту или иную комбинацию характерных хронотопов . Утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчёркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приёмов порождает поджанры фантастики. По её мнению, такие субжанры фантастики, как фэнтези и космическая опера , разнятся только выбором топоса времени. Для фэнтези таким топосом является легендарное прошлое нашего мира, а для космической оперы — некое условное будущее .

Научная фантастика

Отличительной особенностью научной фантастики (у Ковтун рациональной фантастики) является рациональность, убедительность и обоснованность фантастического допущения, она является «фантастикой возможного» о теоретически осуществимых идеях. В энциклопедии фантастики под редакцией Владимира Гакова жанр science fiction делится на « твёрдую », «естественно-научную», «научно-техническую» или « », «гуманитарную»; а также на «фантастику идеи», « утопию », « антиутопию », «роман-предупреждение» и другие .

Дональд Уоллхейм выделяет в научной фантастике следующие четыре группы: 1) воображаемые путешествия; 2) предвидение будущего; 3) необыкновенные изобретения; 4) социальная сатира .

Основное разделение научной (в терминах Е. Ковтун — рациональной) фантастики происходит по рассматриваемой проблематике, твёрдая научная фантастика и социальная фантастика . Хайнлайн в 1947 году предложил использовать термин speculative fiction ( спекулятивная фантастика ) для научной фантастики, в которой научно-технические достижения служат лишь средством для моделирования новых причин для человеческих действий. В дальнейшем этот термин приобрёл смысл, аналогичный предложенному Еленой Ковтун термину рациональная фантастика , в данный жанр стали включать твёрдую научную и мягкую гуманитарную фантастику (а в настоящее время — нередко ещё и фэнтези, используя его как синоним фантастики) . Константин Мзареулов предложил выделять произведения, фантастическое допущение в которых трудно свести к науке или магии в особый поджанр — условную фантастику .

Gary K. Wolfe’s в своей работе Critical Terms for Science Fiction and Fantasy выделяет более 30 разновидностей научной фантастики , не включая гибридного жанра научное фэнтези .

Яркие представители: Роберт Энсон Хайнлайн , Айзек Азимов , Рэй Брэдбери , Артур Кларк , Иван Антонович Ефремов , Александр Романович Беляев .

Твёрдая научная фантастика

Жюль Верн , отец твёрдой научной фантастики

В твёрдой научной фантастике фантастическое допущение является самоцелью произведения и играет самостоятельную роль, не допускающую иносказательного смысла. Особенностью твёрдой научной фантастики является детальное описание открытий и изобретений, ролевая заданность персонажей . В твёрдой научной фантастике упор сделан на описание фантастического допущения, которое более убедительно и логически обосновано по сравнению с социальной фантастикой . В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полёты на другие планеты, робототехника и т. д. Основаны на достижениях науки и научных мифах . Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно . В. Чумаков в рамках научной фантастики выделяет научно-техническую фантастику (изучает взаимодействие искусственной среды и человека) и научную биологическую фантастику (изменение биологических характеристик человека и связанные с этим последствия) .

Социальная фантастика

Джордж Оруэлл — автор знаменитой антиутопии « 1984 »
Рэй Брэдбери (фото 1959 года)

Фантастическое допущение хоть и является обязательным элементом социальной фантастики, но выполняет вспомогательную роль инструмента, а не самоцели. Главная цель социальной фантастики — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия, изучить вопросы развития человеческой цивилизации, сущность человека, его взаимодействие с внеземным разумом и природой. Социальная фантастика в большей степени связана не с естественными науками, а с гуманистическим направлением литературы. Задачами социальной фантастики Ковтун считает социальную критику и заботу о судьбах человечества. В отличие от твёрдой научной фантастики, социальная фантастика характеризуется глобальной и гуманистической проблематикой, большей проработанности характеров, сочетанием с иронией, юмором и сатирой, сложными сюжетными схемами, использованием интеллектуальных игр и парадоксов . В социальной фантастике роль фантастического допущения снижается и зачастую превращается в формальный символ принадлежности к научной фантастике . Яркие разновидности — утопия и антиутопия .

Примеры: « Корпорация „Бессмертие“ » Роберта Шекли , « 451 градус по Фаренгейту » Рэя Бредбери, « Град обреченный » братьев Стругацких [ источник не указан 4238 дней ] .

Фэнтези

Лорд Дансени , один из наиболее известных авторов так называемого

В англо-американском фантастиковедении в рамках fantasy выделяют множество подгрупп: dream fiction (буквально «литература сновидений»), «сказочную» (fairy tales), ghost tales (истории о духах), horror tales («чёрная» фантастика, смыкающаяся с «готическим» романом) , « », « героическую », « », « ужасную », « чёрную » (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие .

Вашингтон Ирвинг выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа — произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах; вторая группа — изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ; третья группа — произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребёнка, животного, Дон Кихота; Четвёртая группа — произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное «нарушение установленного исторического факта»; пятая группа — произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире .

Вот одна из попыток обобщения различных способы классификации фэнтези по тем или иным признакам:

Елена Ковтун, в свою очередь делит фэнтези на четыре типа: мистико-философская фэнтези, метафорическая фэнтези, «черное» фэнтези и героическое фэнтези .

  • Мистико-философская фэнтези. Разновидность фэнтези, где фантастическое допущение определяет суть и смысл повествования. От созданной в произведении фантастической реальности полностью зависит судьба героя и его жизненный выбор. В произведениях данной разновидности мистико-философский аспект является главным смыслом бытия и единственной целью, достойной внимания и служения.
  • Метафорическая фэнтези. Разновидность фэнтези, где фантастическое допущение является неким идеальным образом чудесного. В данной разновидности фэнтези во главу угла ставится внутренний мир человека, его душевные и духовные качества. Героями произведений становятся люди со сложным внутренним миром, вокруг их переживаний и переосмысления окружающего мира и строится сюжет.
  • Чёрное фэнтези (под которым Ковтун понимает литературу ужасов). Разновидность фэнтези, где потусторонние силы вторгаются в казавшуюся до этого незыблемой обыденную реальность. Эти силы недоступны для понимания людей и воплощают в себе самые страшные свойства.
  • Героическое фэнтези. Разновидность фэнтези, где фантастическое допущение превращается в декорацию, оформление пространственно-временного мира. Основой произведений являются авантюрные похождения главного героя. Мировоззренческие вопросы для этой разновидности фэнтези отходят на второй план.

Ужасы

«Король ужасов» Стивен Кинг
Г. Ф. Лавкрафт

Близким к темной фэнтези является хоррор, причем зачастую критики затрудняются с критериями четкого разделения этих двух жанров . К фэнтези, как правило, относят такой поджанр фантастики как хоррор (dark fantasy, horror tales, в учебнике Ковтун этот термин переводится как «чёрное фэнтези» , хотя обычно этот термин используют для dark fantasy , жанра, противопоставляемого «высокой» фантези ).

Галина Заломкина со ссылкой на Анну Радклиф по характеру сверхъестественного делит хоррор на horror gothic (ужас имеет материальное воплощение) и terror gothic (ужас воплощается только в напряженной атмосфере) . Сьюзен Хэйворд выделяет сверхъестественный хоррор (произведения с участием фантастических существ), психологический хоррор и слэшеры (произведения с обилием кровавых сцен, простотой замысла и динамическим сюжетом .

Главная особенность хоррора и его отличие от фэнтези — беспомощность человека перед сверхъестественными силами. Оккультная мистика, могущественные потусторонние чудовища, сверхъестественные силы или катастрофические явления не подвластны воле человека. Хоррор характеризуется атмосферой страха и фатализма , зачастую принимающего форму безвыходности .

К ярким представителям жанра относятся прежде всего Г. Ф. Лавкрафт и Стивен Кинг .

Синтез жанровых течений

Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, эти жанры развивались в тесном взаимодействии, у них есть общие корни, такие как готический роман . Взаимопроникновение этих поджанров может иметь разные формы . Результатом становятся пограничные произведения, имеющие признаки обеих жанров. Мотивы обоих жанров могут сосуществовать в одном произведении (« Понедельник начинается в субботу » Братьев Стругацких ) или взаимопроникать, «проростать» друг в друга, трансформируясь в новую сущность (« Космическая трилогия » К. С. Льюиса ) .

На стыке научной фантастики и фэнтези принято различать такие гибридные направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии). В свою очередь, на границе научной фэнтези и твердой НФ появился такой жанр как современная космоопера . Главным отличием космической оперы от научной фантастики является отсутствие научного обоснования и то, что научно-технические аспекты играют роль антуража .

Границы жанра

Для жанровой классификации также важно проведение жанровых границ, выяснение, являются ли фантастическое жанрообразующим элементом для того или иного произведения. В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики . В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность). В этом случае речь идет о других жанрах литературы, где фантастическое допущение является вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла, играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею .

Такое разграничение привело к возникновению концепции «фантастика-цель» и «фантастика-средство». Эта концепция на долгие годы стала основной в отечественном фантастиковедении. Однако отнесение конкретных произведений к тому или иному типу на практике оказалось затруднительным и неочевидным .

И, более того, это разграничение породило два подхода к определению фантастики . Первый традиционный подход заключается в том, что фантастику считают жанром литературы и искусства. В рамках второго подхода, разделяемого рядом известных русских фантастов, фантастика считается лишь художественным приемом или методом в литературе и искусстве . Данный метод заключается в применении особого приема — фантастического допущения . По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский ( Олди ) «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение» . По мнению Бориса Стругацкого , введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой .

Ольга Чигиринская считает, что художественной особенностью жанра фантастики является самоценность, автологичность фантастического долущения, что отличает её от нереалистичной мейнстримовой литературы, где невозможно иное прочтение фантастических образов, кроме метафорического .

Г. Гуревич в своей классификации фантастики включил разновидности использования фантастического, как приёма, в общую «карту» жанров фантастики .

Чудовище Франкенштейна образца 1910 года, один из первых образчиков кинофантастики

Ещё один аспект состоит в том, что фантастика вышла за свои жанровые границы , переступая границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика ) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия ), но и родов искусства (например, фантастическая музыка , кинофантастика , фантастическая живопись ). В некоторых источниках фантастику рассматривают в качестве мегажанра , в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом иновариантности . Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество» .

Параметры классификации

Чешский писатель Онджей Нефф классифицирует научную фантастику по трем осям: «научность» — степень достоверности гипотезы; «социальность» — наличие и глубина социально-философской проблематики; «фантастичность» — убедительность и мастерство писателя при воплощении фантастических образов .

для классификации фантастики использует систему координат: одна ось определяет тип повествовательной структуры, вторая ось — «фактура» фантастических образов. Фантастические образы она делит на три группы: связанные со сказками и языческими верованиями, со средневековой мифологией монотеистических религий и народными суевериями, и, третий вид, с преломлением в массовом сознании научной интерпретации мира .

Андрей Ермолаев в своём известном докладе 1986 года, отметив, что традиционно фантастику классифицируют по типу фантастического допущения (научная, ненаучная, сказочная), предложил различать её по принципу идейной наполненности произведения, выделив 3 большие группы: развлекательно-приключенческая фантастика, познавательная фантастика и социально-философская фантастика .

Обобщая разные попытки классификации фантастики, можно сказать, что она ведется по следующим параметрам:

  • по характеру фантастического допущения (science fiction — fantasy);
  • по функции фантастического допущения и рассматриваемой проблематике («научная» — «социальная»; «твердая» — «мягкая»; «техническая» — «гуманитарная» и прочее);
  • по месту фантастического элемента (структурообразующий принцип — элемент поэтики) и его роли (Елена Ковтун использует термины «содержательная» и «формальная» фантастика). Произведения, в которых фантастическое не играет самоценную роль, зачастую не относят к собственно жанру фантастики ;
  • по тематике, пафосу, типу сюжета (философская, психологическая, приключенческая, сатирическая фантастика и т. п.) .

Жанры, пограничные с фантастикой

Елена Ковтун предлагает различать в европейской литературе XIX—XX веков шесть типов вымысла: рациональную фантастику, fantasy, сказочную, мифологическую, сатирическую и философскую условность. Рациональная и научная фантастика собственно и образуют то, что принято называть фантастикой .

Карта страны фантазии по Гуревичу

Карта страны фантазий по Георгию Гуревичу

Советский фантаст Георгий Гуревич в своих фантастиковедческих работах попытался составить «карту страны фантазии», включающую как собственно фантастику (в терминологии Елены Ковтун — «содержательную») так и примыкающие к ней произведения («формальная фантастика»).

В своей классификации Георгий Гуревич разделил всю фантастику на 10 групп .

По типу фантастического («область мечты») его карта делится на чистую (не имеющую обоснования) фантастику и научную. Особняком отмечены психологическая и приключенческая фантастика. Сатира примыкает к политической фантастике, а утопия к антиутопии. Познавательная фантастика граничит с областью новых идей, которая в свою очередь с лабораторной и производственной фантастикой.

Впоследствии Гуревич разработал новый вариант карты фантазии и выделил на ней следующие жанры фантастики: познавательную, приключенческую, мечту о цели, новые идеи, мечта о средствах (производственный и лабораторный), техника будущего, психологическая, сатирическая, антиутопия и утопия .

В своей классификации Георгий Гуревич выделяет фантастику-приём и фантастику-тему. В первом случае фантастика играет роль инструмента для выражения творческого замысла писателя, во-втором является основой сюжета и главным смыслом произведения. Причем одно и тоже фантастическое допущение может играть в разных произведениях роль приёма или темы.

Фантастика, как приём в художественном произведении делится на познавательную (популяризация науки), приключенческую, психологическую (изучения характера человека), сатирическую и политическую (отображение политических проблем через призму фантастического).

Фантастика, как тема в художественном произведении делится на фантастику чистой мечты, фантастику научных идей, лабораторную, производственную, фантастику предостережения и утопию .

Примечания

  1. , § 1. Карты Страны Фантазии.
  2. , с. 78.
  3. .
  4. — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  5. Скворцов В. В. // Дискуссия. — июнь 2014. — № 6 (47) . 22 сентября 2017 года.
  6. , с. 74.
  7. — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  8. , § 1-16. Многообразие жанра.
  9. (недоступная ссылка)
  10. , с. 78.
  11. , с. 71.
  12. , с. 84—85.
  13. , с. 132—138.
  14. Adjunct Professor George E Slusser PhD, Professor Eric S Rabkin PhD. . — Southern Illinois University Press, 1987. — 264 p. — ISBN 0-8093-1374-X .
  15. , § 16. Синтез жанровых течений.
  16. , с. 77.
  17. . Дата обращения: 19 апреля 2012. 26 января 2013 года.
  18. Чигиринская О. А. . 10 ноября 2016 года.
  19. , с. 82.
  20. — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  21. , § 15. Условная фантастика.
  22. Gary K. Wolfe. . — Greenwood Press, 1986. — 162 p. — ISBN 9780313229817 .
  23. , с. 85.
  24. , с. 96—97.
  25. В. Чумаков,. // Вестн. Московского университета. - Сер. 10: Филология. — М. , 1974. — Вып. 2 . — С. 68—74 . 16 июня 2013 года.
  26. , с. 85—86.
  27. энциклопедия фантастики под редакцией Владимира Гакова
  28. 16 марта 2012 года.
  29. , с. 118—121.
  30. Борис Невский. // Мир фантастики . — июль 2005. — № 23 . 17 января 2010 года.
  31. См., к примеру, энциклопедию фантастики под редакцией Владимира Гакова
  32. от 16 марта 2012 на Wayback Machine
  33. . Дата обращения: 2 октября 2017. 14 декабря 2017 года.
  34. , § 5. Роман ужасов (horror).
  35. , с. 120.
  36. , с. 411.
  37. , с. 132—133.
  38. Дэвид Хартвелл, Кэтрин Крамер. Как барахло стало бриллиантом: определение и переопределение космической оперы в антологии «Космическая опера» ISBN 978-5-9985-0791-5
  39. Дмитрий Тарабанов. // Мир фантастики . — январь 2004. — № 5 . 21 октября 2008 года.
  40. , с. 75.
  41. Дата обращения: 12 ноября 2011. 23 ноября 2011 года.
  42. . Дата обращения: 3 апреля 2012. 14 ноября 2012 года.
  43. Генри Лайон Олди . // Мир фантастики . — февраль 2008. — № 54 . 24 января 2010 года.
  44. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — июнь 2006. — № 34 . 21 мая 2013 года.
  45. от 28 ноября 2011 на Wayback Machine — рубрика в журнале « Мир фантастики »
  46. Сергей Канунников, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — август 2009. — № 72 . 7 ноября 2009 года.
  47. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — апрель 2008. — № 56 . 20 февраля 2015 года.
  48. // Мир фантастики . — Понедельник, 28 апреля 2008 19:50. 20 февраля 2015 года.
  49. // Мир фантастики . 20 февраля 2015 года.
  50. . Дата обращения: 20 апреля 2012. 19 декабря 2013 года.
  51. А. Ермолаев. // . — 2 июня 1985. — № 65 (6151) . 24 октября 2016 года.
  52. , с. 77—78.
  53. , с. 61.
  54. Гуревич Г. . 3 июля 2013 года.
  55. Гуревич Г. Беседа четвёртая: о многообразии фантастики // Беседы о научной фантастике.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Жанры фантастики