Interested Article - Ковьелло

Ковье́лло ( итал. Coviello , фр. Covielle ) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте , первый дзанни , южный вариант Бригеллы . Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей , Скарамучча и Пульчинеллой .

Имя маски произошло от Iacoviello , неаполитанского произношения имени Giacomino , Яковьелло Джакометто — так звали одного из создателей этой маски.

  • Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.
  • Занятие: слуга.
  • Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляпу с перьями.
  • Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки.
  • Поведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре.

Маска сформировалась к концу XVI века и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, так как потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму, маска стала бесстыдной и непристойной. Однако неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии « Мещанин во дворянстве ».

Среди исполнителей роли выделялся высоким мастерством актёр Амброджо Буо́номо. Одним из самых известных Ковьелло был итальянский художник Сальватор Роза , на основе этой маски он создал своего персонажа сеньора Фо́рмику . Именно Сальватор Роза разнообразил роль пением и виртуозной игрой на гитаре. Но созданный им образ был излишне политизирован и долго не просуществовал. Недостатком большинства исполнителей роли Ковьелло было то, что они не выдерживали целостность образа, часто придавая ему черты других масок, в частности Пульчинеллы.

Источники

  • А. К. Дживелегов, «Итальянская народная комедия», Москва, 1954, с. 131—136.
Источник —

Same as Ковьелло