Interested Article - Московский собор (1620)

Московский собор 1620 года поместный собор Русской церкви под председательством патриарха Филарета , посвященный вопросам чиноприёма еретиков и крещения .

Участники собора

Во главе собора был патриарх Филарет, помимо него в соборе участвовали:

Соборное постановление

До патриарха Филарета дошло донесение двух московских попов о том, что митрополит Иона не велел им крестить принявших православие «ляхов» (польских католиков) Яна Слободского и Матфея Свентицкого, а миропомазав, допустил их к евхаристическому общению. При этом по указанию Ионы делалась ссылка на древнюю практику по « Вопрошанию Кирика к Нифонту». Патриарх вызвал к себе для объяснения митрополита и упрекал его в том, что Иона вводит новшества, не перекрещивая латинян. Патриарх поставил вопрос на освящённом соборе 16 ( 26 ) октября 1620 года . С обвинительной речью на нём выступил патриарх Филарет, доказывая, что еретическое крещение это не крещение. Патриарх Филарет приводил в примеры извержение из патриаршества патриарха Игнатия за то, что он не крестил католичку Марину Мнишек , а принял её через миропомазание, и пример патриарха Гермогена , который требовал крещения королевича Владислава . В ту пору по приказу Гермогена Филарет изучал правила Православной церкви и убедился, что все еретики не имеют святого крещения. Митрополит Иона указывал на 95-е правило Трулльского собора , а патриарх Филарет — на 46-е правило святых апостолов .

Собор, рассматривая католичество, определил, что латиняне-папежники (католики) заимствовали заблуждения от самых разных еретиков, и постановил: «латиняне-папежники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков».

В отношении крещения всех остальных еретиков (неправославных) собор был так же категоричен во мнении, как и в отношении крещения католиков: «Да уведят вси людие всея Российския земли, якоже вси еретики различных еретических вер не имут права Святаго крещения еже водою и Духом Святым, и того ради от всех еретических вер различных приходящих к православию, християнскаго закона подобает совершено крестити святым крещением», «от римския веры, и от всех от различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере греческаго закона, совершено крестити. понеже убо еретическое крещение, несть крещение, но паче осквернение».

Митрополит Иона покаялся на соборе 4 (14) декабря , был прощён и продолжил служение.

Другим вопросом на соборе был вопрос о приёме «белорусцев» — тех, кто приходил в Московское государство из Литвы. Собор указом определил, что крещённых неправославным попом надо совершенно крестить, тех, которые крещены в три погружения и помазаны миром от православного священника, допускать в общение евхаристическое и считать православными, тех, которые крещены обливанием и помазаны миром от православного священника, надо крестить в три погружения, а миром помазывать не надо . Указ о «белорусцах» был подписан 16 ( 26 ) декабря 1620 года .

Решения собора были напечатаны несколько раз в Большом Потребнике : в 1623, 1624, 1625, 1633, 1636, 1642, 1647, 1651 годах.

Последствия собора

После собора был исправлен Чин Крещения в Служебниках . Если во многих рукописных Служебниках и Требниках до XVII века допускалось обливательное крещение младенцев: «Аще младенец есть крещаемый, — посаждает того доле в крестильници, воде сущи по шии, и куплет. Придержа левою рукою, десною прием теплую воду, возливает на главу его, за еже младенцу слабу сущу блюстися залития» , а в Служебниках 1602 и 1616 года, изданных в Москве, обливательное крещение допускалось только для больных детей: «Аще ли болен (младенец крещаемый), то подобно быти в купели воде теплой, и погрузит его в воде по выю и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя Крещается…» , то после собора во всех Служебниках повелевалось всех крестить только в три погружения, а вышенаписанные фразы были убраны.

Приходящих из Литвы «белорусцев», крещенных обливанием, крестили снова, уже погружением. В 1623—24 гг. было принято всего несколько десятков «белорусцев». Среди них были и православные игумены, иеромонахи, монахи. Обливательное крещение при приёме не признавалось — всех перекрещивали, а затем, если нужно, перерукополагали. В 1630 году был крещен архиепископ-униат Афиноген Крыжановский. Вначале он имел чисто православное рукоположение до архимандритского сана включительно. Соблазнился он лишь на архиепископский сан у униатов. В Москве, после перекрещивания, он был перепоставлен и удостоен даже места келаря Николо-Угрешского монастыря, но вскоре вскрылись его новые преступления, и его передали в руки гражданской судебной власти .

Решение Московского собора 1620 года о приёме через крещение еретиков-католиков было заменено чиноприёмом через миропомазание решением Большого Московского собора , который сослался на решение греческого Константинопольского собора 1484 года . Объясняя причину, по которой не крестят еретиков-католиков, Большой Московский собор привел ответ Тимофея из Кормчей книги : «Вопрос. По что обращающияся еретики к соборней церкви не покрещаем? Ответ. Аще бы се было, небыся человек скоро обещал от ереси покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску и молитвою, весть приходити Дух Святый, яко же свидетельствуют деяния святых апостол».

Старообрядцы , не признавшие Большой Московский собор по причине анафем , которые он наложил на старые обряды, держатся постановлений Московского собора 1620 года: по этой причине всех еретиков они крестят. Новообрядцев , крещённых обливанием, старообрядцы поповцы крестят погружением в настоящее время при переходе в старообрядчество, ссылаясь на решение собора 1620 года, но они же принимают без крещения, через миропомазание , новообрядцев, крещённых в три погружения.

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 апреля 2013. Архивировано из 11 августа 2013 года.
  2. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 15 октября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 16 марта 2017 года.
  5. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 30 июня 2018 года.
  6. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 4 марта 2016 года.
  7. Дата обращения: 5 апреля 2013. Архивировано из 12 марта 2012 года.
  8. . Дата обращения: 5 апреля 2013. 17 октября 2013 года.

Литература

  • Осюшкин П. П. Политический прагматизм Патриарха Филарета в контексте «Соборного уложения» 1620 г. и требника Московского печатного двора 1624 г // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2008. — № 3. — С. 5-16.
  • Белякова Е. В. Об отмене решений собора 1620 г. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. — № 3 (77). — С. 5.
  • Петрушко В. И. История Русской Церкви. Первый патриарший период (конец XVI—XVII в.): курс лекций. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2020. — 460 с. — ISBN 978-5-7429-1336-8 — 1000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Московский собор (1620)