Interested Article - Сретенский собор (Московский Кремль)

Южный фасад собора на чертеже 1751 года (на заднем плане)

Сретенский собор (соборная церковь Сретение Господня , что у великого Государя "на сенях") — ныне не существующий собор XVI века в Московском Кремле (разобран в 1801 году).

В отношении к царским выходам, Сретенский собор занимал очень не видное место среди придворных церквей. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович ходили сюда молиться лишь 02 февраля, когда литургию здесь проводил патриарх . В декабре 1636 года в тёплом пределе святого Николая Чудотворца за всеми службами был лишь царь Михаил Фёдорович. В 1657 году в день храмового праздника литургию здесь служил патриарх Никон . В 1668 году вёл службу Антохинский патриарх Макарий в присутствии царя. В 1679 году царь Фёдор Алексеевич был здесь с обедней , а его преемники, как видно из книги дворцовых разрядов , вовсе сюда не ходили.

Статус дворцового соборного храма был утрачен после постройки в 1663 году при Алексее Михайловиче церкви Спаса Нерукотворного .

История

Сретенский собор (2) на плане 1771 года.

Постройка собора происходила в царствие Ивана Грозного и началась в августе 1560 года, сразу после смерти Анастасии Романовой . Великий князь " детям своим повелел делать двор особый на взрубе, позади набережной Большой палаты и на дворе у них храм большой Сретения и учинити протопопствие и к соборам притче ". Строительство продолжалось полгода, уже в феврале 1561 года состоялось освящение храма , который стал соборным . Собор был построен при деревянных хоромах , построенных для сыновей Грозного, Ивана и Фёдора ; для детей в храме был устроен тёплый придел Никиты Столпника .

В 1614 году крестовый дьяк Михаил Устинов взял московский золотой из присланных золотых и сказал, что приложил Государь Михаил Фёдорович этот золотой в образу святого великомученика и чудотворца Николая Явленного, что у Сретения Господня на сенях.

После пожара 1627 года Джон Толер возобновил Сретенский собор, возле которого в это время, по набережной стороне дворцовых зданий, под горою, помещался запасной двор, а над каменными палатами был устроен обширный верхний набережный сад. В 1681 году был устроен нижний сад, простиравшийся в длину на 25 сажень , почти до паперти Благовещенского собора , а в ширину 15 сажень, расположенный вверху особого здания с круглой башней, на углу, напротив Тайницких ворот . От Сретенского собора в этот сад вела лестница в 37 ступеней.

Пожары 1701 и 1737 годов сильно повредили дворец, и к началу XIX века некоторые постройки оставались в ветхом состоянии.

Начальник Дворцового Ведомства П. С. Валуев с 1801 года проводил в целях благоустройства территории Кремля политику сноса повреждённых и ненужных построек, несмотря на их древность. Так, по его приказу были разрушены, например, Гербовая башня и ансамбль . В 1801 году собор, который по словам Валуева угрожал «…скорым и неминуемым своим падением», был разобран. Образовавшийся пустырь просуществовал до 1840-х годов, когда на его месте и старого Зимнего дворца выстроили громаду Большого Кремлёвского дворца .

Архитектура

Храм находился на гребне кремлёвской горы, возле древней набережной государевой палаты , с которой он соединялся переходами, на восток от деревянных хором, построенных на «взрубе» ( срубах , укрепляющих склон); с другой стороны примыкал к . С южной стороны храма находился тёплый придел в честь святого Николая Чудотворца , с особой трапезной . Около церкви была крепкая паперть с перилами, длиною 13 сажен, а поперёк 6 сажень. В палатке, находившейся при приделе, так и в паперти были муравлённые печи. Кровля на церкви была крыта лещадью , а на алтаре железом.

Алтарь и церковь в соборе занимали пространство в длину 6 сажень, поперёк 4,5 сажени. В них было около 19 окон с железными решётками и слюдяными оконницами, вышиною 3,5 аршина, шириною 2,5 аршина. В главах были окна также слюдяные, вышиною 3 аршина, а в ширину пол аршина. Трое железных дверей были створчатые, длиною 4 аршина, шириною 2,5 аршина.

Алтарь , церковь и трапезная придельной Никольской церкви были длиною 6 сажень, а поперёк с придельною трапезной, что была по правую сторону 5 сажень с аршином. В алтаре церкви и трапезной 5 окон с железными решётками, слюдяными окнами, вышиною 2 аршина, а в ширину по аршину. Пол в церкви был дубовой косящетный, а в двух трапезных дощатый. В обеих трапезных было 2 печи ценинных серчатых.

По описанию Павла Алеппского побывавшего в Москве в 1654-1656 годах, церковь Сретения была стара и ветха, имела 3 двери, а вход в неё был по лестнице церкви Благовещения. Боковая сторона алтаря, где совершалось поминовение и где стоял жертвенник , а также паперть церкви выходили на особую внутреннюю дворцовую площадку, недоступную для посторонних, на которой стояла малая церковь, скрытая и вросшая в землю, в честь Божественного Преображения .

В течение XVII века в Сретенском соборе производилось немало работ по восстановлению иконостаса и других икон. В мае 1677 году, по именному указу царя Фёдора Алексеевича , велено было " деисус и праздники и пророки и праотцы и местные иконы починить заново и позолотить, а стены вновь вылевкасить ". Работы эти производили московские кормовые иконописцы Василий Иванов с товарищами, под наблюдением Симона Ушакова , причём иконописец Дорофей Ермолаев золотил царские врата с короною и столпцы, а также северную и южную двери. В 1678 году в соборе произведена новая, капитальная реставрация иконостаса , а в 1679 году жалованный иконописец Фёдор Евстифеев с товарищами писал в Сретенском соборе на больших широких полотнах апостольские проповеди. Написаны также три местные иконы: Сретения Господня, святого Николая Чудотворца и великого Фёдора Стратилата , на что было закуплено сусальное золото 1.000 листов на 7 рублей. Кормовые иконописцы Ермолай Прокофьев и Терентий Михайлов писали образ Знамения пресвятой Богородицы . Жалованный иконописец Иван Филатьев чинил деусусы, праздники, пророки, праотцы и местные иконы. Иконописец Василий Колмогоров чистил образ святого Николая Чудотворца и починил образ сего святителя в житие. Живописец Иван Безмин занимался позолотой киота к образу Боголюбской Божией Матери .

В июле 1690 года велено было написать образ Сретения Господне и поставить его над воротами Сретенского собора.

Собор в 1720 году

Сохранившаяся опись Сретенского собора даёт довольно подробное представление о соборе и его внутренних украшений и убранстве:

Иконостас в четыре ряда, стоячий, с четырьмя резными золочёными столбами. На царских вратах , на деревянных досках, написаны образа Богородицы , Архангела Гавриила и 4-х евангелистов , а при них проповеди на лицах. У царских дверей два столба и сень, а на ней деревянные образа " Отечество " и " Тайная Вечеря ", по сторонам которых были написаны два ангела с рипидами . На всех лицах оклады серебряные. На столбах у царских врат помещались иконы Спасителя и Богоматери. По правую сторону от царских врат, в иконостасе, стоял местный образ Сретения Господня, писанный золотом, с чернью, с сребровызолоченными венцами и образ святого Николая Чудотворца "Стоящего", писанный по золоту, а наверху его образ Спаса Нерукотворного в сребровызолоченном венце. По левую сторону от царских ворот образ Боголюбской иконы Божией Матери в серебряном окладе, с драгоценными камнями и с прикладами (привески из крестов, серёг и серебряные дощечки с изображениями молящейся Богоматери) и образ великомученника Фёдора Стратилата в " стоянии пред образом Спасителя в облаце ", с сребровызолоченными венцами. Над царскими вратами и местными иконами находились деисусы. В первом ярусе (тябле) было 7 икон в сребровызолоченных венцах. Во втором — 12 икон двунадесятых праздников , все в окладах. В третьем — образ Знамения Пресвятой Богородицы с пророками и 9 икон разных святых в сребровызолоченных венцах. В четвёртом — лики апостолов , писанных на полотне. Образ Распятия Господня , пресвятой Богородицы, и Иоанна Богослова были написаны на полотне красками с золотом. По клиросам , которые были резные, деревянные, позолоченные и расписаны красками в 1678 году живописцем Иваном Мировским, стояли две хоругви , писанные на тафте , с образами, обшитые шёлковою бахромою. По стенам храма находились 4 иконы в окладах сребровызолоченных басемных. В алтаре, за престолом , стоял образ Знамения Пресвятой Богородицы с резными венцами и с изображением святого Николая Чудотворца на обратной стороне. На жертвеннике стояли иконы Сретения Господня, Воскресения Христова и святого Николая Чудотворца в киоте , а также образ Владимирской Богоматери . Под этот образ в 1668 году была сделана атласная подкладка и пелена , длиною и шириною 1,5 аршин без 2 вершков, из камки кармазину с золотым из кованного кружева крестом. Перед иконостасом висело три медных золочёных паникадила , а в приделе одно медное с 18 подсвечниками.

В пределе святого Николая Чудотворца были местные иконы: по правую сторону от царских врат — Живоначальной Троицы "с чудесами", с золочёными венцами, и с финифтью и образ Сретения Господня с 15 сребровызолоченными венцами, а на левой стороне — образ святого Николая "с чудесами" в сребровызолоченных венцах. Деисусы и праздники — 10 икон были без окладов. За престолом находилось писанное Распятие большого размера. Крест напрестольный, серебряный, чеканный с финифтью и с мощами , осыпанные драгоценными камнями и жемчугом, с надписью от руки, что они были сделаны в 1622 году по велению царя Михаила Фёдоровича и его отца патриарха Филарета. Плащаница была сделана на атласе в 1680 году, над ней в великую пятницу ставилась золочёная резная сень.

Пожертвования

Вклад в храм, потир , дискос , звездница , 3 блюда и джица серебряные, сделал царь Михаил Фёдорович и его отец патриарх Филарет , а на потирном поддоне надпись: " Лета 7130 (1622) повелением великого государя и великого князя Михаила Фёдоровича всея России и отца его великого государя святейшего Филарета, патриарха московского сделаны сии сосуды церковные в храм Сретения Господне нашего Иисуса Христа, что на сенях, в десятое лето государства" .

Из подарков необходимо отметить дар Милославских , сосуды серебряные, золоченные, резные с каменьями и надписью на одном из них: " 7177 (1669) даны сии сосуды в церковь Сретения Господня, что у государя на сенях, по боярине Илье Даниловиче Милославском и по жене его и по детям ".

Из церковной утвари наиболее замечательны были евангелие напечатанное на александрийской бумаге, московской печати 1682 года, отделанное бархатом турецким золотым и серебряным — травчатым с шелками. В середине образ Спаса сидящего на престоле. В отделке также были использованы жемчуга, В евангелии имелась надпись: " Лета 7190 (1682) января 20 повелением великого государя, царя и великого князя Фёдора Алексеевича, всея ..... постоено [ уточнить ] сие святого евангелие в церковь Сретения Господня, что у него великого государя вверху ". Застёжки были золочёные.

Церковь на планах

Сретенский собор на плане «Кремленаград»

На плане начала XVII века « Кремленаград » изображена одноглавая церковь на окружающей его галерее из двух арочных ярусов. С востока — три алтарных выступа с главками. Миниатюра 1673 года и гравюра начала XVIII века изображают две главки над алтарём с двумя рядами щипцов вокруг оснований барабанов , острые щипцы завершают также каждую стену храма.

Чертежи середины XVIII века, выполненные под руководством Д. В. Ухтомского , показывают четырёхскатную кровлю и придел с небольшой главкой с западной стороны; отделка фасадов — с филёнками — сходна с отделкой Благовещенского собора, построенного незадолго до этого. Подклет собора включал проездную арку между внутренним двором Запасного дворца и Передним государевым двором.

Литература

  • Н.Д. Извеков . Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. М. Изд. А.И. Снегирёвой. Т. 2. 1906 г. Сретенский собор. стр. 43-47.

Ссылки

  • . // Старая версия сайта музеев Кремля.
Источник —

Same as Сретенский собор (Московский Кремль)