Interested Article - Вениамин (Муратовский)

Вениами́н (в миру Василий Антонович Муратовский ; 18 [30] апреля 1856 , село Русское Бурнашево , Свияжский уезд, Казанская губерния 6 мая 1930 , Московская область ) — епископ Православной российской церкви ; архиепископ Рязанский и Зарайский (1920—1923); впоследствии обновленческий митрополит Московский и Коломенский (с 1927 года).

Биография

Родился 18 апреля 1856 года в семье священника.

В 1871 году окончил Казанское духовное училище, в 1877 году Казанскую духовную семинарию , надзиратель за учениками в Казанском духовном училище. После женитьбы 1 декабря 1877 года рукоположён во священника к казанскому храму Сошествия Святого Духа. С 1887 года настоятель Николо-Вешняковского храма, член Казанской духовной консистории .

Овдовев (на момент смерти жены имел четырёхлетнего сына), в 1892 году поступил по рекомендации архиепископа Палладия (Раева) , занимавшего в 1882—1887 годах Казанскую кафедру, в Казанскую духовную академию , которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия .

Как писал Анатолий Краснов-Левитин: «Еще в Казани завязывается своеобразная дружба трех вдовцов: архиепископа Палладия, профессора А. В. Вадковского (вскоре также принявшего монашество) и священника о. Василия Муратовского <…>. Впоследствии постоянно, и в проповедях, и в частных беседах <…> митрополит возвращался к этим друзьям своей молодости и всегда говорил о них в тоне самого глубокого уважения» .

В 1896 году пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита , назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

26 октября 1897 года хиротонисан во епископа Ямбургского , третьего викария Санкт-Петербургской епархии , хиротонию совершил митрополит Палладий (Раев) с сонмом архиереев, в числе которых был будущий патриарх Тихон . После смерти митрополита Палладия стал одним из близких сотрудников нового митрополита, Антония (Вадковского) , которого очень уважал.

С 3 декабря 1898 года епископ Гдовский , второй викарий Санкт-Петербургской епархии. Пожизненный член Казанской духовной академии, председатель эстонского братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского, заведующий Александро-Невским духовным училищем и Исидоровским епархиальным женским училищем.

С 10 июля 1901 года епископ Калужской и Боровский , председатель Калужского отдела Ииператорского православного палестинского общества. Создал в епархии экзаменационную комиссию для кандидатов для принятия священного сана, которые должны были пройти аттестацию по программе духовной семинарии , произнести проповедь в присутствии архиерея и провести урок Закона Божия .

Награждён панагией с драгоценными камнями (1900), орденами св. Анны I степени (1902), св. Владимира III (1900) и II (1907) степени. Член Синода (1905–1906).

С 31 декабря 1910 года епископ Симбирский и Сызранский .

1 мая 1915 года возведён в сан архиепископа .

Пуководитель ревизии Самарской епархии (1916), временно управляющий Пензенской епархией (1917).

В 1917 1918 годах член Всероссийского Поместного собора , участвовал в 1–2-й сессиях, член I, II, III, VII, VIII Отделов.

В сентябре 1918 года, перед взятием Симбирска Красной армией, покинул Симбирскую епархию и эвакуировался в Сибирь. В ноябре 1918 года был председателем Сибирского церковного совещания в Томске , участники которого поддержали Белое движение . В апреле 1919 года участник Омского съезда духовенства Сибири. Член (ВВЦУ) в Омске , активно содействовавшего деятельности Верховного правителя адмирала Александра Колчака .

В феврале 1920 года арестован органами советской власти в Новониколаевске , приговорён к расстрелу, но через несколько месяцев освобождён, согласившись сотрудничать с ЧК .

С 13 июля 1920 года архиепископ Рязанский и Зарайский .

В 1922 году присоединился к обновленческому движению . Анатолий Краснов-Левитин описывает это так: «Мягкий и уступчивый, владыка признал живоцерковное Высшее Церковное Управление» .

Был почётным членом президиума обновленческого Собора 1923 года, хотя и не принимал непосредственного участия в его работе по болезни, но подписал решение о низложении Патриарха Тихона. В июле 1923 года принёс ему покаяние за пребывание в обновленческом расколе, но вскоре был арестован ОГПУ и экстренно увезён из Рязани в Москву. По свидетельству Краснова-Левитина, « Тучков имел с ним „дружеский“ разговор, после которого архиепископ был освобождён, вновь признал обновленчество» . 26 июля 1923 года принимал участие в заседании обновленческого Синода .

С 6 сентября 1923 года обновленческий архиепископ Ярославский, в том же году был возведён в сан митрополита .

С 8 января 1924 года обновленческий митрополит Ленинградский.

1 февраля 1925 года возглавил депутацию от пленума Священного синода, принятую в Кремле председателем Совнаркома СССР Алексеем Рыковым .

С февраля 1925 года до своей кончины — председатель обновленческого Священного синода, номинальный лидер обновленческого движения в этот период.

Формально руководя Синодом, он уступил реальную власть молодому митрополиту Александру Введенскому , который, в свою очередь, нуждался в респектабельном «дореволюционном» архиерее для повышения легитимности обновленческого движения. С точки зрения Анатолия Краснова-Левитина, к моменту избрания председателем обновленческого Священного синода в 1925 митрополит Вениамин «постоянно … курсировал между Питером и Москвой, очень часто совершал торжественные богослужения в соборах. Ни для кого, однако, не было секретом, что никакого влияния он не имеет. К нему у церковных людей было смешанное чувство уважения и жалости. Первое впечатление — ожившая картина: окладистая, белая, как у деда Мороза, борода, белые, пушистые кудри до плеч, белая, с розоватым отливом, мантия, белый клобук » .

С 9 сентября 1925 года обновленческий митрополит Северо-Западной области. Председательствовал на обновленческом Соборе 1925 года.

С 19 мая 1927 года обновленческий митрополит Московский и Коломенский.

1 ноября 1927 года было отпраздновано 30-летие его служения в епископском сане. По этому случаю Московская обновленческая богословская академия избрала его патроном академии.

Умер 6 мая 1930 года на своей даче под Москвой. Его, как первоиерарха обновленческой церкви, должны были отпевать в храме Христа Спасителя . Но в последний момент власти не разрешили торжественного отпевания, и его повезли отпевать на Ваганьковское кладбище , где он был похоронен .

На могильном памятнике сперва был указан титул «митрополит», затем был заменён на «архиепископ», который он имел на момент уклонения в обновленчество.

Характеристики личности

В работе юриста А. И. Кузнецова «Обновленческий раскол в Русской церкви» (опубликована в книге «„Обновленческий“ раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)». М., 2002 ) содержится такая его характеристика:

Митрополит Вениамин производил хорошее впечатление, служил отлично, в сочетании истовости, солидной простоты и величавости. Высокого роста, в меру полный, весь седой, с правильными чертами лица, с очень спокойной манерой и неторопливой походкой… Не отличался инициативностью, будучи ограниченным администратором, посредственным проповедником. Вообще, он принадлежал к числу скромных архиереев.

Палладий (Шерстенников) в 1929 году характеризовал обновленческого митрополита Вениамина, весьма произвольно трактуя его биографию:

Кто такой Вениамин? Это бывший архиепископ Симбирский, в революционное время бросивший свою паству и скитавшийся по городам, пока не пригласили его в свои ряды обновленческие попы, искавшие себе архиереев. Уже за то, что он паству бросил, он должен был быть отлучён от Церкви .

Труды

  • О деятельности английской миссии в Индии // Православный собеседник . — 1897, январь. — Ч. 1. — С. 17.
  • Обращение к питомцам // Православный собеседник . 1915. № 1.
  • Памяти замечательного сербского патриота // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 7; 1917. № 6. С. 75–76.
  • Возлюбленным о Господе чадам Правосл. Церкви Симбирского края: Послание. — Симбирск, 1917.
  • Люди русские православные! (Листовка). Омск, 1919.
  • Донесения (1910) // Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 276–302.
  • Час настал // Церковное обновление. — 1923. — № 7.
  • Как и почему я сделался обновленцем // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. — 1927. — № 5-6. — С. 14-16.

Примечания

  1. † Вениамин Митрополит Московский, Председатель Св. Синода Православных церквей в СССР // Вестник Священного Синода Православных церквей в СССР. — 1930. — № 3—4. — С. 1.
    Год рождения часто указывают 1855-й. Ошибка, вероятно, восходит к «Каталогу» митрополита Мануила .
  2. Краснов-Левитин А. Э. от 3 марта 2018 на Wayback Machine — Paris : YMCA-Press, 1977. — 460 с.
  3. Краснов-Левитин А. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine YMCA-Press , 1977.
  4. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. — М., 2007. — Т. II. — С. 479.
  5. Церковное обновление (Рязань). — 1925. — № 5—6—7. — С. 56.
  6. . Дата обращения: 30 августа 2013. 21 января 2014 года.

Литература

  • Ж. Р. Багдасарова, мон. Мелетия (Панкова), иером. Серафим (Питерский). // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 638—641. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  • игум. Серафим (Питеркий), Т. М. Панкова. Вениамин (Муратовский) // Рязанский Церковный Вестник : Издание Рязанской епархии. — 2004. — № 4. — С. 54-61
  • Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Вениамин (Муратовский)