Interested Article - Енисей (автодорога)

Федера́льная автомоби́льная доро́га Р257 «Енисе́й» (до 1 января 2018 года также мог применяться номер М54 ) — автомобильная дорога федерального значения Красноярск Абакан Кызыл Чадан Хандагайты государственная граница с Монголией . Является главной транспортной артерией, связывающей Тыву с другими регионами России. Проходит по территории трёх регионов: Красноярского края , Республики Хакасии и Республики Тыва . Пересекает несколько горных хребтов в Саянских горах .

Протяжённость автодороги — 1116,125 километров . Начало отсчета километража — Предмостная площадь в Красноярске, окончание - государственная граница с Монгольской Республикой в районе двустороннего автомобильного пограничного перехода Хандагайты (Боршо) . Первые 15 километров в границах города Красноярска совпадают с магистральными городскими улицами, остальная часть трассы находится в управлении Федерального казённого учреждения Упрдор «Енисей» и его филиалов.

Участок Абакан — Кызыл известен также под историческим названием Усинский тракт , так как пересекал тогдашнюю государственную границу в Усинском пограничном округе и значительный участок проходил в долине реки Ус.

Вид на Турано-Уюкскую котловину на спуске в Тыву с перевала Нолёвка
Федеральная автотрасса Р257 «Енисей» в районе поста «Шивилиг» в сторону Кызыла. Вид на Турано-Уюкскую Котловину
Участок Р257 на спуске к Кызылу
Развязка на объездной дороге Кызыла . Слева направо — старый маршрут Р257 ( Туран Эрзин ), вверх — Кызыл , вниз — дорога на Чадан .

История

Участок Абакан — Кызыл (387 км) построен в 1914—1917 годах, в 1932 году реконструирован под автомобильное движение. В 1966 году построен участок Красноярск — Абакан (408 км).

До 1 января 2017 года дорога от Кызыла шла на юг через Самагалтай и Эрзин до ДАПП «Цаган-Толгой» на границе с Монголией . Этот участок перешёл в управление Республики Тыва и стал автодорогой регионального значения 93Н-110. Новый участок дороги Р257 прошёл от Кызыла через Чадан и Хандагайты до ДАПП «Хандагайты» .

Краткий маршрут

Красноярский край

0 км — Красноярск — соединение с федеральной автотрассой Р255 «Сибирь»
35 км — Дивногорск

1116,125 км — граница с Монголией

Описание маршрута

1000 км. трассы

От Красноярска до Дивногорска дорога следует практически строго на запад по правому берегу Енисея, пересекая его по мосту, расположенному в районе Красноярской ГЭС (примерно в километре ниже по течению). Далее, повернув на юг, дорога проходит по горному серпантину, выходя к левому берегу Енисея и проходя далее вблизи районных центров Красноярского края Балахта и Новосёлово . Перед Новосёлово находится недействующий пост ДПС в месте примыкания дороги до Малого Имыша (далее в Ужур ) — данная дорога используется в качестве основной при движении транспорта из Хакасии и Тувы на запад. Далее трасса пролегает по территории Хакасии. Черногорск оказывается справа, а Абакан можно обогнуть как по старой трассе слева, пересекая Енисей по старому совмещённому мосту, так и справа, пересекая Енисей по Братскому мосту . За Енисеем трасса вновь оказывается на территории Красноярского края . Расположенный в 22 км от Абакана Минусинск можно обогнуть справа или проехать непосредственно через него. Далее вплоть до Григорьевки автотрасса пролегает по лесостепной зоне предгорий Саян . Направляясь на юго-восток, трасса проходит через 46 км мимо посёлка городского типа Шушенское . Далее через 80 км трасса пролегает через райцентр Ермаковское . Последним населённым пунктом перед Саянами является деревня Танзыбей , на выезде из которой изобилуют закусочные. После этого начинается длительный подъём на главный перевал трассы — Буйбинский перевал . Дорога перед перевалом имеет множество крутых поворотов и петель. На перевале участок дороги оборудован самой длинной в России противолавинной галереей (~1340 метров на данный момент), а сразу за ним на самой верхней точке расположена часовня, где разбился вертолёт генерала Лебедя (губернатор Красноярского края). Фактически за ним вплоть до спуска и переезда через первый мост на речке Нижняя Буйба расположена рекреационная зона « Ергаки » в горном хребте Ергак-Таргак-Тайга (левее трассы). Туристический центр расположен сразу за первым мостом через Нижнюю Буйбу. Далее трасса длительное время пролегает в русле реки Нижняя Буйба, пересекая её несколько раз. Дорога расположена в красивейшей темнохвойной тайге. Затем выходит к посёлку Арадан на правобережье реки Ус и далее тянется вдоль этой реки. Потом пересекает реку Ус (оставляя справа отворот на второстепенную дорогу до крупного села Верхнеусинское ) и поднимается на перевал Солнечный. Темнохвойная тайга сменяется сухой тайгой (лиственница с возможными берёзой и сосновыми участками). За перевалом «Солнечный» трасса спускается в долину ручья Солнечный и начинает подъём на перевал «Нолевка», где располагается административная граница с Тувой . С перевала начинается непрерывный спуск (5 км) в Турано-Уюкскую котловину . В конце спуска расположен стационарный пост ДПС «Шивилиг». Далее трасса следует по степи через город Туран и деревни Уюк и Суш, после чего поднимается на перевал «Каменный» через Уюкский хребет (старый участок трассы пролегает через перевал «Весёлый», рядом с которым расположена лыжная база «Станция Тайга»). Уюкский хребет покрыт редким лиственичным лесом. За хребтом трасса следует по гористой сухой степной местности со множеством подъёмов и спусков вплоть до Кызыла . В 4 км перед Кызылом в горах находится развязка. Налево трасса уходит в город через коммунальный мост (проезд по улицам Рабочая — Чульдум — Бай-Хаакская), направо уходит обходная дорога через транспортный мост. За Енисеем трасса оказывается на развязке с трассой Кызыл - Ак-Довурак на западной окраине Кызыла в промышленной зоне. Огибая город, трасса сливается с выездом из города и уходит на юг через абсолютно ровную степную зону на юг до деревни Балгазын . Затем начинается подъём на перевал Шуурмакский через хребет Хорумнуг-Тайга (перемычка между хребтам Восточный Танну-Ола и нагорьем Сангилен). Перевал покрыт тайгой. За перевалом трасса спускается к райцентру Самагалтай в долину реки Тес-Хем(Тэс) — основной приток озера Убсу-Нур . Местность становится более сухой и полупустынной. Ещё южнее трасса проходит через райцентр Эрзин. Как вокруг Эрзина так и вокруг Самагалтая построена объездная дорога. За Эрзином трасса уходит на границу с Монголией . В 56 км от Эрзина расположен пропускной пункт .

Связь

Местность, где пролегает трасса, в основном покрыта сотовой связью ( МТС , Мегафон , Билайн , Tele2 ). Исключениями являются следующие участки:

1. Тандым: граница Красноярского края и Хакасии .
  2. На обширном участке южнее райцентра Ермаковское и до перевала Нолёвка связь отсутствует (почти 200 км). Исключением является наличие связи в Танзыбее и в районе парка Ергаки .
  3. Участок ( Тыва ) — Кызыл .

Примечания

1. Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  2. (14 сентября 2015). Дата обращения: 5 августа 2016. 28 августа 2016 года.
  3. . dorinfo.ru. Дата обращения: 21 декабря 2016. 21 декабря 2016 года.

Ссылки

• в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова
Источник —

Same as Енисей (автодорога)