Interested Article - Брауншвейгское семейство

Венценосный младенец Иван Антонович с котёнком

Брауншвейгское семейство (Мекленбург-Брауншвейг-Романовы) — традиционное название семейства Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны после свержения их сына Ивана Антоновича с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года . Принадлежало к вольфенбюттельской ветви брауншвейгского рода Вельфов , одного из знатнейших и древнейших в Европе.

Содержались в Холмогорах . В результате действий, совершённых лицами, входящими в аппарат управления правительства Российской Империи, из пятерых детей Антона и Анны ни один не вступил в брак и не оставил потомства.

Члены

  1. Антон Ульрих Брауншвейгский (28 августа 1714 — 15 мая 1774)
  2. Анна Леопольдовна (18 декабря 1718 — 19 марта 1746)
    1. Корона Иван VI Антонович (23 августа 1740 — 16 июля 1764)
    2. Екатерина Антоновна (15 июля 1741 — 9 апреля 1807)
    3. Елизавета Антоновна (27 сентября 1743 — 20 октября 1782). Родилась в ссылке.
    4. Пётр Антонович (30 марта 1745 — 30 января 1798). Родился в ссылке.
    5. Алексей Антонович (7 марта 1746 — 22 октября 1787). Родился в ссылке.

Первые годы ссылки

В первые дни после захвата власти Елизаветой Петровной её сторонники не знали, что делать с «брауншвейгцами». Поначалу их хотели выслать обратно в Европу (эта версия была публичной и объявлена народу в манифесте Елизаветы, объяснявшем её права на престол), для чего 12 декабря всё семейство было препровождено в Рижский замок . Там, однако, они были задержаны в течение целого года. Во всех злоключениях за своими бывшими покровителями следовали фрейлина Юлиана Менгден и полковник Геймбург, адъютант принца Брауншвейгского.

Всё это время при петербургском дворе пытались определить их дальнейшую судьбу. Влиятельный маркиз де Шетарди настаивал на ссылке в самые глухие места России. Чашу весов в сторону этого мнения склонил заговор камер-лакея , который замышлял устранить Елизавету Петровну и освободить Ивана Антоновича из темницы.

В декабре 1742 года Анна Леопольдовна с родными была переведена в крепость Дюнамюнде , где у неё родилась дочь Елизавета. В январе 1744 года всё семейство перевезли в Рязанскую губернию для заключения в Раненбургской крепости . Однако уже в июле барон Корф привёз в Раненбург указание везти брауншвейгское семейство в Архангельск для последующей переправы в Соловецкий монастырь . При этом Геймбургу и Менгден было запрещено следовать за ними, однако такое разрешение получил шотландский лейб-медик Майкл Маунзи , оказывавший им врачебную помощь.

В Холмогорах

С левой стороны от Холмогорского собора виден дом брауншвейгского семейства

Несмотря на болезнь и осеннюю распутицу, бывшая правительница была отправлена на север. Из-за льдов о переправе на Соловки нечего было и думать. Брауншвейгское семейство поселили под крепким караулом в при Холмогорском соборе , который был обнесён высоким тыном. Это здание частично сохранилось до наших дней. Бывшего императора изолировали от родителей. Единственные их развлечения в это время — прогулки по саду и на карете в пределах 200 сажен от дома.

Во время заключения в Холмогорах у Анны Леопольдовны родились сыновья Пётр (19 марта 1745 года) и Алексей (27 февраля 1746 года). Сведения о рождении новых принцев не разглашались. После рождения Алексея она заболела родильной горячкой и умерла на 28 году жизни. Комендант Холмогорской тюрьмы майор Гурьев, следуя инструкции, отправил тело бывшей правительницы в столицу, где оно с почестями было погребено в Александро-Невской лавре .

Заключение брауншвейгских принцев в Холмогорах было полно лишений; нередко они нуждались в самом необходимом. Для наблюдения за ними был определён штаб-офицер с командой; прислуживали им несколько мужчин и женщин из простого звания. Всякое сообщение с посторонними было им строго воспрещено; один лишь архангельский губернатор имел повеление навещать их по временам, чтобы осведомляться об их состоянии. Воспитанные вместе с простолюдинами, дети Антона Ульриха не знали другого языка, кроме русского. На содержание Брауншвейгской фамилии, на жалованье приставленным к ним людям, также на ремонт дома, который они занимали, не было назначено определённой суммы; но отпускалось из архангельского казначейства от 10 до 15 тысяч рублей ежегодно.

При Екатерине II

Холмогоры. Рисунок Екатерины Брауншвейгской

В 1756 г. Иван Антонович был тайно перевезен в Шлиссельбургскую крепость . Настоящее имя «безымянного колодника» было скрыто даже от коменданта крепости. Охраной узника занималась непосредственно Тайная канцелярия . После упразднения этого ведомства содержание бывшего императора было поручено курировать Н. И. Панину . И Пётр III , и Екатерина II приезжали в крепость посмотреть на «соперника». После каждого визита его изоляция от окружающего мира только усиливалась.

В 1764 г. при попытке освободить Ивана Антоновича, предпринятой подпоручиком Василием Мировичем , таинственный узник был убит. Его тело захоронили в неустановленном месте. Ряд историков считает, что попытка освобождения была подстроена с целью устранить наиболее опасного конкурента Екатерины II, узурпировавшей российский престол, не имея никаких прав на него. Через 10 лет в Холмогорах умер генералиссимус Антон Ульрих, к тому времени окончательно ослепший. Екатерина предлагала ему вернуться на родину, оставив детей в России; но он неволю с детьми предпочёл одинокой свободе.

В Дании

Наконец, 18 марта 1780 года Екатерина II завязала переписку с датской королевой Юлианой Марией , сестрой покойного Антона Ульриха, относительно возможности переезда её племянников из России в Данию. Императрица желала поселить опасное для неё семейство в самом глухом месте принадлежавшей датчанам Норвегии . Датские корреспонденты однако убедили её, что в Норвегии нет такого обитаемого места, которое не имело бы порта и не было бы при море. Поэтому было решено перевезти детей Антона Ульриха внутрь Ютландии , в уезд, равно удалённый и от моря, и от больших дорог. Небольшой город Горсенс избран был для их пребывания, и король датский купил там для родственников два дома. Во избежание появления конкурирующей династической линии предполагалось запретить узникам вступать в брак.

Приготовления к переезду велись тайно через канцелярию статс-секретаря Безбородко . Губернатор А. П. Мельгунов посетил брауншвейгцев в Холмогорах; из его описания известна их внешность. В ночь на 27 июня 1780 года они были перевезены в Новодвинскую крепость , а в ночь 30 июня на фрегате « » принцы и принцессы отплыли от берегов России, щедро снабженные одеждой, посудой и прочими необходимыми вещами. Для содержания их в Горсенсе Екатерина II назначила каждому из них пожизненную пенсию в 8000 рублей. Эта сумма выдавалась от русского двора полностью по 1807 год, то есть до кончины последней представительницы этого семейства.

В августе 1803 года Екатерина Антоновна прислала Александру I письмо, написанное собственноручно на плохом, безграмотном русском языке. Она умоляла забрать её в Россию, домой. Она жаловалась, что датские слуги, пользуясь её болезнями и незнанием, грабят её. «Я плачу каждый день, — заканчивала письмо Екатерина, — и не знаю, за что меня послал сюда Бог и почему я так долго живу на свете. Я каждый день вспоминаю Холмогоры, потому что там для меня был рай, а здесь — ад». Ответа на письмо не последовало.

Примечания

  1. // Сост. В. Дурасов. — Ч. I. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1906. от 6 апреля 2020 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Брауншвейгское семейство