Interested Article - Киево-Могилянская академия (1659—1817)

Ки́ево-Могиля́нская акаде́мия ( лат. Academia Kiioviensis Mohileana ) — историческое высшее учебное заведение в Киеве , которое под таким названием существовало с 1701 до 1817 года (с 1631 по 1701 год — как Киево-Могилянская коллегия ). Учредителем коллегии являлся митрополит Пётр Могила . Первое упоминание о коллегии в международных дипломатических документах фиксируется в Зборовском договоре от 9 августа 1649 года.

Несколько современных высших учебных заведений претендуют на преемственность от Киево-Могилянской академии, среди них прежде всего Национальный университет «Киево-Могилянская академия» , а также Киевская духовная академия УПЦ и семинария и Киевская православная богословская академия ПЦУ .

История

Киево-Могилянская академия была основана на базе Киевской братской школы при Киево-Братском Богоявленском монастыре , которая в 1615 году получила помещение от шляхтянки Галшки Гулевичивны . Некоторые учителя Львовской и Луцкой братских школ переехали преподавать в Киев . Школа имела поддержку Войска Запорожского и, в частности, гетмана Сагайдачного .

Пётр Могила

В декабре 1631 года объединились Киевская братская и ( Киево-Печерская ) Лаврская школы. В результате была создана Киевская коллегия (впоследствии Киево-Могилянская) . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Могилянскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования по образцу иезуитских учебных заведений.

Большое внимание в коллегии уделялось изучению языков, в частности польского и латыни (язык преподавания). Сословных ограничений для получения образования не было. В коллегии изучались церковнославянский , русский (с 1751 года), греческий , польский языки, а основным языком обучения был латинский. Студенты воспитывались в православном духе. Изучалась отечественная и мировая история , литература , поэзия , философия . Здесь также преподавались элементарная теория музыки (по западному образцу) и пение, катехизис , арифметика , риторика , богословие . Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. В коллегию принимали детей всех сословий. В XVII веке Киево-Могилянская академия имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения: аналогия , или фара, , грамматика , , пиитика , риторика , философия и богословие . Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. Студенты могли учиться и дольше, учитывая то, что академия была высшей школой. Студенты имели право учиться в ней, сколько желали, без возрастного ограничения. Студентов не наказывали и не отчисляли за учёбу, учитывалось их тяжёлое материальное положение и болезни. Предоставлялась возможность оставаться на второй, и даже, третий год в том же классе.

Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Преподавателей для коллегии вначале готовили в университетах Европы, а в скором времени коллегия готовила их сама.

Пётр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для существования и обучения. При нём было выстроено новое каменное помещение под школу. Оно существует и сегодня на территории Киево-Могилянской академии и известно как Трапезная или Святодуховская церковь. Умирая, Могила завещал коллегии большие средства и библиотеку, содержащую 2131 книгу, дома и дворовые постройки на Подоле, хутор Позняковский, сёла Гнедин, Процев и Ровно.

Согласно черновику Гадячского договора 1658 года между Речью Посполитой и Гетманщиной предполагалось предоставить коллегии статус академии и равные права с Ягеллонским университетом . После вхождения малороссийских земель в состав Русского царства статус академии был подтверждён в грамотах русских царей Ивана V в 1694 году и Петра I 1701 года .

Киево-Могилянская академия стала первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания. В академии круг изучаемых наук был расширен. Введены языки французский (с 1753 года), немецкий (с 1738). С целью изучения христианских первоисточников было введено изучение еврейского диалекта арамейского языка . Изучались естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. За время существования Киево-Могилянской академии, из её стен вышло много известных выпускников. Авторитет и качество образования в академии приводили сюда иностранных студентов: белорусов, валахов, молдаван, сербов, боснийцев, черногорцев, болгар, греков и итальянцев. Воспитанники академии часто продолжали образование в университетах Европы, поскольку, согласно европейской традиции, преподавание проводилось на латыни .

Число преподавателей к концу XVIII в. доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10 000 книг. Богословие с 1759 года преподавалось по системе Феофана Прокоповича , риторика — по руководству к красноречию Ломоносова , остальные предметы — по иностранным руководствам. В 1742 году число учащихся доходило до 1234 человек.

Киевская академия обладала уникальной библиотекой. Она комплектовалась на протяжении двух веков. Она была заложена ещё в Братской школе. Потом Пётр Могила передал коллегии свои книги. Сложилась традиция дарить Академии книги. Библиотека пополнялась также за счёт покупок и поступлений от типографий Украины. Библиотека обладала книгами из России, Украины, Белоруссии. Имелись книги, изданные в Амстердаме, Гамбурге, Галле, Берлине, Братиславе, Данциге, Варшаве, Лондоне, Париже, Риме, Болонье и других местах. Кроме печатных книг, в библиотеке сохранялись многочисленные рукописи — хроники, летописи, воспоминания, дневники, а также лекции профессоров, конспекты студентов, документы минувших веков и текущая документация, значительное место занимали подписные издания.

После основания Московского университета в 1755 году , значение Киевской академии снизилось .

Образование в 1805 году Харьковского университета окончательно лишило Киево-Могилянскую академию прежней роли высшего учебного заведения. Однако делались попытки превратить её в университет, открыть дополнительные факультеты: правовой, медицинский, математический и другие. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта , в её здании была открыта Киевская духовная семинария , реорганизованная в 1819 году в академию , рассматривавшуюся как правопреемница Киево-Могилянской академии.

В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище .

Названия академии

Киево-Могилянская академия и её воспитанники. Гравюра XVIII века

Никто при жизни Петра Могилы не называл коллегию (академию) «Могилянской», ни польские короли , ни русские цари. Это произошло спустя 20 лет со дня его смерти. Впервые это название находится в грамоте короля Польши Михаила Корибута Вишневецкого (внучатого племянника Петра Могилы , сына Иеремия , внука Раины Могилянки ) в 1670 году: «Мы нашей королевской властью разрешили, после такого тяжёлого разрушения и опустошения, восстановить упомянутую Киево-Могилянскую коллегию и находящиеся в ней школы».

За времена своего существования Киевскую академию называли в честь своих благотворителей. Кроме Киево-Могилянской, в честь Петра Могилы , её называли также Могило-Заборовскою, в честь Рафаила Заборовского . Согласно исследованию З. И. Хижняк и В. К. Маньковского, во времена гетмана Ивана Мазепы академию также называли Могилянско-Мазепинскою .

Учебный процесс

Обучение в академии было открытым для всех сословий общества. Учебный год начинался с 1 сентября, но хотя желающих принимали и в разгар учебного года. После собеседования с префектом они начинали обучение в академии. Язык преподавания — латинский .

Процесс обучения в Киевской Академии длился двенадцать лет и разделялся на восемь классов. Предметы делились на так называемые ординарные и неординарные классы. К ординарным принадлежали: фара, инфима, грамматика , синтаксисма, поэтика (пиитика), риторика , философия и богословие . В неординарных классах преподавались греческий , польский , немецкий , французский , иврит и русский языки , история, география , математика (курсы включали алгебру , геометрию , оптику , диоптрику , физику , гидростатику , гидравлику , архитектуру , механику , математическую хронологию), музыка , нотное пение, рисование , красноречие, медицина , сельская и домашняя экономика . С 1751 года в академии начали преподавать русский язык и поэзию , с 1784 года было запрещено читать лекции на украинском языке. По подсчётам историков, в XVIII веке в Киево-Могилянской академии всего изучалось около 30 учебных дисциплин. .

Выпускникам академии предоставлялся сертификат об окончании академии с подписями ректора и префекта.

Традиции в академии

В академии происходили регулярные поэтические соревнования по декламации стихов известных поэтов, а также собственных стихов. Наиболее искусных стихотворцев чествовали лавровыми венками и присваивали звание «лавроносного поэта» ( лауреата ).

Здания академии

Южный фасад Староакадемического корпуса

Вероятно, первоначально школа располагалась в доме, подаренном братству Галшкой Гулевичевной , однако его местоположение точно не установлено. Некоторые отождествляли его со зданием, использовавшимся впоследствии как поварня Братской обители , однако археологические исследования показали, что это строение было возведено лишь на рубеже XVII и XVIII веков.

В 1690-х годах, когда приводилось в порядок хозяйство Богоявленского монастыря , то гетман Иван Мазепа подтвердил собственность монастыря на принадлежавшие ему земли и пожаловал монастырю новые угодия, а также выделил средства и на строительство нового учебного помещения для академии. Это здание сохранилось, но было несколько перестроено в XIX веке

Первое деревянное здание бурсы появилось ещё во времена митрополита Петра Могилы. Там жили воспитанники-бедняки с 1719 года до пожара 1766 года. В 1763-1765 году на берегу Днепра построили новое деревянное здание бурсы на каменном фундаменте. Когда и его уничтожил пожар 1775 года, то на старом фундаменте начали возводить каменный «сиротопитательный бурсацкий дом», а в 1810-1811 годах к нему пристроили 2-й этаж .

Упоминания в культуре

Банкнота 500 гривен с изображением академии, 2015 года
Почтовая марка посвященная Киево-Могилянской академии, 1992 год .

Киево-Могилянская академия и учреждения-преемники упоминаются в произведениях художественной литературы. В повести Николая Гоголя « Тарас Бульба » сыновья Тараса Бульбы были студентами академии. Киевская академия упоминается в двух романах Павла Загребельного «Я, Богдан» и «Южный комфорт». Киевская духовная академия фигурирует в произведениях «Облака» Ивана Нечуй-Левицкого и «Печерские антики» Николая Лескова . В поэме «Боярыня» Леси Украинки один из главных действующих лиц — Степан — выпускник Киевской академии.

В 1992 году была выпущена почтовая марка с изображением Киево-Могилянской академии. Староакадемический корпус академии изображён на купюре в 500 гривен , а также на логотипах Украинского научного института Гарвардского университета и Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины .

Значение Киево-Могилянской академии

Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской семинарии . В энциклопедии «Киево-Могилянская академия в именах. XVII—XVIII столетия», изданной в 2004 году, приводятся имена 1482 деятелей, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них: Иван Мазепа , Филипп Орлик , Павел Полуботок , Даниил Апостол , Юрий Хмельницкий , Иван Выговский , Пётр Дорошенко , Иван Скоропадский , Павел Тетеря , Иван Брюховецкий , Михаил Ханенко , Иван Самойлович . Признанные святыми митрополиты Димитрий (Туптало) , Пётр Конюшкевич , Иван Максимович . С академией связаны судьбы Мелетия Смотрицкого , Феофана Прокоповича , Лазаря Барановича , Григория Сковороды , Максима Березовского , Артемия Веделя и прочих. Некоторое время в академии проучился и Михаил Ломоносов .

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский , Лазарь Баранович , Иоанникий Голятовский , Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий , Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский , Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский , Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захария Копыстенский , Лаврентий Зизаний , Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , Иоаникий Галятовский , Иннокентий Гизель , Даниил Самойлович , Иосиф Кононович-Горбацкий . В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий поэт и учёный Симеон Полоцкий , по инициативе которого была учреждена в 1687 году Славяно-греко-латинская академия .

Университет долгое время был также важной религиозной школой, отсюда вышли такие известные христианские деятели, как Стефан Яворский , Феофан (Прокопович ) и Дмитрий Ростовский . Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в XVIII столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Киевской академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Киевской академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

В течение XVII и XVIII веков Киево-Могилянская академия была колыбелью культурной жизни Малороссии и Российской империи . Несколько поколений художников, архитекторов, музыкантов и учёных были воспитаны в ней, например архитектор Иван Григорович-Барский , композитор Артемий Ведель , философ Григорий Сковорода и учёный Михаил Ломоносов . После преобразования в Киевскую духовную академию учебное заведение сохранило свою международную репутацию, как центр православного религиозного образования.

Ректоры

Примечания

  1. Бурега В. В. , Яременко М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 698—720. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-035-6 .
  2. . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 12 октября 2011 года.
  3. Декреты царей Ивана и Петра датированные 11 января 1694 года, декрет царя Петра датированный 26 сентября 1701 года. Памятники изданные Киевской временной комиссией, 2:488-97. (рус.) (рус.)
  4. Нічик В. М., Хижняк З. І. , Києво-Могилянська академія та українсько-німецькі культурні зв’язки, К.: Вид. дім «КМ Академія», 2000
  5. . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 26 мая 2009 года.
  6. . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 30 мая 2018 года.
  7. Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 3 апреля 2019 года.
  8. Хижняк З. И., Маньковский В. К. История Киево-Могилянской академии. - М., 2003. С. 63.
  9. Хижняк С. И., Маньковский В. К. С. 65.
  10. Киево-Могилянская Академия… — Стр. 996.
  11. Хижняк С. И., Маньковский В. К. Стр. 74.
  12. Хижняк С. И., Маньковский В. К. Стр. 76.
  13. . Дата обращения: 30 мая 2018. 16 ноября 2015 года.
  14. . Дата обращения: 19 июля 2022. 1 октября 2022 года.
  15. Здравомыслов К. Я. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

Ссылка

  • .
Источник —

Same as Киево-Могилянская академия (1659—1817)