Interested Article - Кинофантастика

Кинофанта́стика — направление и жанр художественной кинематографии , который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра — научная фантастика , фэнтези , фильм ужасов , фантасмагория , — однако все они могут широко пониматься как кинофантастика (хотя фильм ужасов не всегда бывает фантастическим).

Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов .

В XXI веке кинофантастика — один из самых популярных и прибыльных жанров кино . Фантастические фильмы, такие как « Аватар », « Звёздные войны: Пробуждение Силы » и « Мир юрского периода », составляют большинство в числе самых кассовых блокбастеров в истории .

По кинофантастике и смежным сферам существуют номинации в 14 наградах: премия по хоррору «Черное перо» (видеоролик), премия «Хьюго» (фильмы и телесериалы), премия читателей журнала «Science Fiction Chronicle», премия Лорда Рутвена, премия Брэма Стокера , Небьюла , Британская премия фэнтези , Балрог , Зал славы научной фантастики и фэнтези , Аэлита , немецкая фантастическая премия, японская премия Сэйун, российская «Сигма-Ф», 12 номинаций в премии «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» и премия «Парсес» (видео-формат).

Определение

Кинофантастика — зонтичное определение, обозначающее наличие в фильме фантастических и несуществующих в реальном мире явлений. Существует множество подвидов фантастики, но в целом в кинематографе он держится на триаде фэнтези научная фантастика ужасы . Фэнтези означает обращение к традиционным сказкам, магии и мифологии, научная фантастика обращается к достижениям технологий мифологии технической эры . Ужасы сами по себе не являются фантастикой, но вносят неоспоримый вклад в развитие кинофантастики. Многие фантастические фильмы сочетают как минимум два жанра, например ужасы с фэнтези формируют поджанры неоготики и мистического ужаса, в котором было снято множество фильмов о призраках, вампирах или оборотнях. В сочетании фантастики и фэнтези были сняты фильмы о супергероях и космические оперы , самый знаменитый пример — « Звёздные войны » . Сочетание ужасов и научной фантастики образует жанры тёмной фантастики (например cерия « Чужой », « Нечто ») и фильмы о монстрах ( Годзилла , Кинг-Конг ).

Связь кинофантастики и мифологии

Мифология — один из основных структурных компонентов кинофантастики, она играет более важную роль, чем, собственно идеи, пришедшие из науки. Датский философ и фантастиковед Пер Шельд в своей книге «Андроиды, гуманоиды и другие фольклорные монстры» отметил это, как отличие фантастического кино от научно-фантастической литературы , которая всё-таки сохраняет связь с наукой. Мария Галина обратила внимание, что опора на древние мифологические образы и архетипы характерна скорее для массовой жанровой кинофантастики, чем для элитарного арт-хауса . К примеру, океан Соляриса не опирается на какие-либо фольклорные представления, и этот фильм Тарковского так и не стал частью социального контекста эпохи, в то время как название другого фантастического фильма Андрея Арсеньевича — Сталкер превратилось с одной стороны — в имя нарицательное , а с другой — в продаваемый бренд массовой культуры . Это можно объяснить тем, что враждебное пространство, которое можно умилостивить за счёт ритуалов, таких как разбрасывание гаек — архетипический образ, вполне традиционный для мифологии .

История

Кинофантастика 1990-х годов

Неоготика

В 1990-х оформилось и обрело силу совершенно новое направление в фантастическом кинематографе, которое начали называть « неоготикой » («новой готикой»). Фильмы этого направления обычно использовали мотивы и антураж классической готики , однако изощрённое мастерство операторов и художников создавало на экране совершенно новое эстетическое пространство, которое невозможно соотнести с прежними готическими фильмами, тяготевшими к изобразительному аскетизму и нуару. В неоготику влились витиеватость фэнтезийных иллюстраций Фразетты и Уэлана , изобразительный фото гламур , художественные находки авторов паропанка и возможности современных технологий создания спецэффектов .

Неоготика, взаимодействуя с усиливающимися традициями экранизаций комиксов, вскоре породила ещё одно направление, для которого характерные для готики мотивы сочетаются с современным (в основном) антуражем. Взаимодействие этих эстетик эффектно продемонстрировали « Ворон » и « Интервью с вампиром », другие примеры такого кино — фильмы « Блэйд » (Blade, 1998 ) и « Другой мир » (Underworld, 2003 ).

« Виртуальность »

По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов, сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго « Джонни-мнемоник » (1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона . Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем. Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».

Кинофестивали и кинопремии

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
  2. . Дата обращения: 30 декабря 2016. 28 февраля 2011 года.
  3. , с. 4.
  4. .
  5. , с. 14.
  6. Per Schelde. . — NYU Press, 1993. — 292 с. — ISBN 9780814779309 .
  7. .

Литература

на русском языке
на других языках
  • Katherine A. Fowkes. The Fantasy Film. — John Wiley & Sons,, 2010. — 224 с. — ISBN 9781405168786 .
  • Frederik Pohl, Frederik Pohl IV. Science Fiction Studies in Film. — Reissue edition. — Ace Books , 1984. — С. 346. — ISBN 0-441-75434-1 .
  • David G. Skal. The Monster Show: A Cultural History of Horror. — Faber & Faber, 2001. — С. 432. — ISBN 0-571-19996-8 .
  • Phil Hardy. The Overlook Film Encyclopedia: Science Fiction. — New York: William Morrow and Company, 1995. — С. 512. — ISBN 0-87951-626-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Кинофантастика