Interested Article - Массовая культура

Реклама мюзиклов в Театральном квартале Манхэттена . Бродвейский театр , как и голливудское кино , оказал огромное влияние на формирование сегодняшней массовой культуры.
Косплей на Star Wars Celebration в Анахайме , апрель 2015 года

Ма́ссовая культу́ра или поп-культура , масскультура , культура большинства культура быта , развлечений и информации , преобладающая в современном обществе . Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (в том числе интернет , телевидение , радио ), спорт , кинематограф , музыка , массовая литература , изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (то есть мейнстрима ).

Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах Макса Хоркхаймера и en , посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы .

История

XVIII и XIX век

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества [ источник не указан 2332 дня ] . Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты (« элитарной культуре ») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите . Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс ).

XX век

В XX веке массовое общество и сопряжённая с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших учёных в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета Восстание масс »), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера Закат Европы »); социологов Жана Бодрийяра («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к её коммерциализации.

Карл Маркс , анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

« Мильтон , написавший „ Потерянный рай “ и получивший за него 5 ф. ст. , был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шёлк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал своё произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор- пролетарий , фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником , так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала» .

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал Сорокин в середине XX века: « Как коммерческий товар для развлечений, искусство всё чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации » .

В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления:

«Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию» .

Отношение к массовой культуре в современной философской и культурологической мысли не является однозначным. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства» , а Жан Бодрийяр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции» , то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 годах в рамках постмодернизма , уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла . Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорил о его дегуманизации .

Влияние на человеческие качества и социальное поведение

Исследование, опубликованное в журнале Cyberpsychology , демонстрирует, что в 1997 году самые популярные детские шоу (для детей 9—11 лет) выражали (по мнению взрослых зрителей) следующие доминирующие ценности: общность с другими людьми и доброту. Слава занимала пятнадцатое место из шестнадцати. К 2007 году слава поднялась на первое место, за ней следовали успех, имидж, популярность и деньги. Чувство общности опустилось на одиннадцатое место, а доброта — на двенадцатое .

Опрос 16-летних в Великобритании показал, что 54 % из них намерены стать « звёздами » .

Другой опрос показал, что среди детей в возрасте до 10 лет 75 % уверены, что счастье можно купить за деньги. На вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, более 20 % отвечают, что хотят «просто быть богатыми» .

Согласно публикации в International Journal of Cultural Studies , люди, наиболее заинтересованные в сплетнях о звёздах шоу-бизнеса , втрое реже участвуют в какой-либо местной организации и вдвое реже становятся волонтёрами, чем те, кто предпочитает новости другого рода. Они также меньше всех вовлечены в политику, склонны протестовать и участвовать в выборах .

Антрополог путём поиска в базе данных выяснил, кто становился знаменитым в США в различные исторические периоды. С 1900 по 1910 год актёры привлекли к себе 17 % внимания, это чуть меньше, чем физики, химики и биологи, вместе взятые. Кинорежиссёры получили 6 %, а писатели — 11 %. В период с 1900 до 1950 года у актёров — 24 %, а у писателей — 9 %. К 2010 году на долю актёров приходилось 37 % (в четыре раза больше, чем у учёных), а доля кинорежиссёров и писателей снизилась до 3 % .

См. также

Примечания

  1. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала») // К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. Т.I. — М. : Искусство , 1957.
  2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М. : Политиздат , 1992.
  3. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. — М. : Классика-XXI, 2003. — С. 40.
  4. Ясперс К. Власть массы // Призрак толпы. — М. : Алгоритм , 2007.
  5. Бодрийяр Ж. . Прозрачность зла // Призрак толпы. — М. : Алгоритм, 2007.
  6. Теоретическая культурология / Под ред. Разлогова К. Э. М. : Рос. инст-т культурологии , 2005.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. — М. : Алгоритм, Эксмо, 2006
  8. Uhls, Y., & Greenfield, P. (2011). The Rise of Fame: An Historical Content Analysis. от 6 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  9. Fame the career choice for half of 16-year-olds от 15 октября 2017 на Wayback Machine (англ.) Independent, 17 February 2010
  10. One in five children just want to be rich when they grow up от 17 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.) The Telegraph, 05 Aug 2014
  11. Nick Couldry and Tim Markham Celebrity culture and public connection: bridge or chasm? от 22 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  12. Grant McCracken The rise of a celebrity culture от 6 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Массовая культура