Interested Article - Кинематограф США

Серия статей на тему
Культура США

По меньшей мере с 20-х годов XX века киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по количеству выпускаемых фильмов и кассовых сборов , но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.

Офисы и съёмочные павильоны крупнейших кинокомпаний США традиционно были сосредоточены в окрестностях Голливуда (пригород Лос-Анджелеса , штат Калифорния ), поэтому между понятиями «американский кинематограф» и «Голливуд» нередко ставят знак равенства. Это не совсем верно. Американское кино — это не только огромная киноиндустрия Голливуда, но и развитая система независимого кино .

В США итоги киногода подводит Американская киноакадемия , с 1929 года присуждающая престижные премии « Оскар ». Сохранением и популяризацией национального кинонаследия занимается Американский институт кино .

История киноиндустрии Голливуда

Рождение

К началу XX века существовало несколько десятков мелких киностудий, преимущественно на восточном побережье, в Нью-Йорке . Дорогая аренда помещений, большое количество пасмурных и дождливых дней мешали кинопроизводству. И освещение в павильонах из-за слабо развитых осветительных средств и невысокой светочувствительности киноплёнки напрямую зависело от солнечного света. Попытка монополизировать американское кинопроизводство, предпринятая в 1909 году Томасом Эдисоном , привела к массовому бегству независимых кинопроизводителей на западное побережье США .

Детективам и судебным исполнителям эдисоновского треста было труднее обнаружить конкурентов, прятавшихся вблизи мексиканской границы в Калифорнии . Постепенно независимые кинопредприниматели начали концентрироваться в окрестностях Сан-Франциско и Лос-Анджелеса , а наиболее популярным стал посёлок Голливуд . Он получил своё название от огромного ранчо, находившегося на его месте в конце XIX века . Расположенный в окрестностях захолустного Лос-Анджелеса, Голливуд обладал исключительными климатическими и географическими особенностями: более 300 солнечных дней в году, близость горных массивов (в том числе знаменитого Большой каньона ), огромные пространства прерий и тихоокеанское побережье . Город под боком мог поставлять строительные материалы и рабочие ресурсы, а со временем стать центром по производству кинооборудования и киноматериалов (что и произошло в дальнейшем).

Чутко реагировала на политические события компания « Vitagraph ». У берегов Гаваны в 1898 году произошло событие, послужившее поводом к началу американо-испанской войны — при загадочных обстоятельствах был взорван американский крейсер «Мэн» . И в первый же день конфликта Джеймс Стюарт Блэктон снял и выпустил фильм под названием « ». Сотни копий фильма с большим успехом разошлись в течение нескольких дней. Таким образом, уже на самом раннем этапе своего развития кинематограф США открыто выказывал своё отношение к происходящим политическим событиям.

Земли под застройку в окрестностях Лос-Анджелеса доставались практически даром, и в Голливуде начался невиданный .

  • В 1907 кинопроизводство началось в Лос-Анджелесе.
  • В 1913 В Голливуде был снят вестерн Сесила Б. де Милля « », с которого началась история Голливуда как кинематографического центра.
  • К 1920 , благодаря быстрому росту ряда крупных студий и возникновению системы кинозвёзд, здесь снималось около 800 фильмов ежегодно, а само название стало символом роскоши, сладкой жизни и иллюзорной магии кино.

В течение 15 лет деревушка превратилась в столицу киноиндустрии Америки, так как в ней сосредоточилось около 90 % американских киностудий .

Становление

Становление американской киноиндустрии, одной из самых мощных на сегодняшний день, началось в 1892 году, когда Томас Эдисон сконструировал кинетоскоп . Первый публичный сеанс состоялся в Нью-Йорке в мюзик-холле Байэла и Костера. Сеанс состоял из небольших юмористических и танцевальных номеров.

Через 9 лет появились « » — вид дешёвых кинотеатров в США начала XX века, вход в которые стоил 5 центов. С каждым годом количество театров увеличивалось, и к 1908 году их было уже более трех тысяч. Конечно же, новое развлечение пользовалось большим успехом у зрителей. Обострение конкуренции приводило к краху более мелких студий.

Стали появляться крупные объединения — так называемые кинотресты. Те в свою очередь стали объединяться с прокатными фирмами:

Первая студия в Калифорнии была создана в 1911 году независимой компанией «Нестор». К 1914 году началось строительство более фундаментальных студий во многом благодаря активному участию в проектах фирм, входящих в Компанию кинопатентов: « Biograph », « Vitagraph » и т. д.

Ориентация американской кинопромышленности на массового зрителя сильно ограничивала «авторские» возможности режиссёров. Система требовала «зрелищных» фильмов, приносящих больше прибыли, и потому на первый план вышли не режиссёры , а актеры - звезды (возникла система кинозвезд) и продюсеры .

Развитие американского кинематографа не всегда шло гладко. Противоречия, столкновения разных направлений и тенденций, разорения и возрождения студий, их объединение. Довольно отчетливо в жизни Голливуда просматривалась тенденция к укрупнению кинопроизводства. Например, компания «Metro-Goldwyn-Mayer» была основана в апреле 1924 года владельцем крупной сети кинотеатров, Маркусом Ловом, организовавшим слияние трёх кинопроизводителей — «Metro Pictures», «Goldwyn Pictures» С. Голдвина и «Louis B. Mayer Pictures» Л. Б. Майера.

Расцвет и классический Голливуд

Джоан Фонтейн и Гэри Купер со статуэтками «Оскар» (1942)

Крупнейшим водоразделом в истории Голливуда стало наступление эры звукового кино в конце 1920-х гг. В течение последующих 20-30 лет кинематограф США был организован по принципу централизованной студийной системы : восемь кинотрестов установили практически тотальный контроль как над производством, так и над дистрибуцией фильмов в США.

Основные сети кинотеатров принадлежали семи кинокомпаниям — MGM (самая крупная), Paramount (её ближайший соперник), 20th Century Fox , Warner Bros. , RKO , Universal и Columbia . На этих студиях условия кинопроизводства диктовали наиболее успешные продюсеры, как, например, Ирвинг Тальберг , Дэвид Селзник и Дэррил Занук . Крупнейшие кинокомпании активно развивали подразделения, занимавшиеся мультипликацией . Кинопроизводители «со стороны» (фирмы Уолта Диснея , Сэмюэла Голдвина и др.) имели возможность выпускать фильмы в прокат по каналам United Artists .

Для классического Голливуда характерна детально разработанная система жанров :

В распределении наград киноиндустрии принимали участие только фильмы «высоких» жанров. Малобюджетные фильмы категории B (к примеру, классическая серия фильмов ужасов студии Universal ) рассматривались как развлекательная киномакулатура. Некоторые жанры (к примеру, фильм-нуар) со временем поднимались в этой неофициальной табели о рангах. Под давлением консерваторов в цензурных целях был принят и неукоснительно соблюдался кодекс Хейса , направленный на защиту общественной нравственности.

С конца 1930-х наиболее высокобюджетные и зрелищные фильмы снимаются в цвете (эра текниколора ).

Кадр из фильма Дэвида Гриффита « Нетерпимость » (1916)

В послевоенный период расцветает жанр пеплума — высокобюджетные масштабные киноленты большого хронометража по античным сюжетам, с обилием грандиозных сцен массовок и поражающих воображение декораций, к примеру, « Бен-Гур ». Именно с них началась популярность широкоэкранного кино, которое позволяло зрителю «распахнуть глаза пошире», наслаждаясь панорамой, выстроенной в кадре. Также первые десятилетия после войны считаются временем расцвета традиционных голливудских мюзиклов.

Институт звёзд

Институт « кинозвёзд » в голливудском кино возник ещё в 1920-х годах, окончательно сформировался в 1930-х и достиг своего расцвета в 1940-х и 1950-х . В те времена актёры-звёзды казались зрителям небожителями, будущих звёзд специально готовили на специальных курсах при киностудиях. Огромная пиар-индустрия при крупных киностудиях работала над созданием и поддержанием имиджа звёзд. Жёлтая пресса зорко следила за каждым шагом звёздных актёров, рассказывая о всех событиях их жизни и об их эксцентричных выходках, на которых актёры проверяли границы своей популярности.

Звёзды «Золотого века» Голливуда

Лишь в 1970-х годах, с крушением студийной системы и зарождением современного голливудского кинематографа, интерес к звёздам стал приобретать другой оттенок: актёры-звёзды спустились с небес и приблизились к зрителю, они уже не казались столь недосягаемыми. С другой стороны, они стали и гораздо более самостоятельными. К 1980-м годам актёры-звезды полностью освободились от контроля киностудий, получили возможность самим формировать свой имидж и даже самим выбирать фильмы, в которых хотели бы играть.

К 1990-м годам самостоятельность звёзд достигла такой степени, что не будет преувеличением сказать, что во многом они сами стали диктовать стиль и направление развития кинематографа, выбирая для себя те или иные фильмы — поскольку одно появление их имени в титрах сразу обеспечивало фильму широкую популярность и гарантировало высокие кассовые сборы. Таким образом, по сравнению с 1940-ми годами ситуация кардинально изменилась: теперь киностудии лишь предлагают актёрам-звёздам тот или иной материал для съемок, а звёзды, гонорары которых достигли заоблачных высот, выбирают, что им больше подходит, задавая тем самым направление в развитии целых жанров.

Новый Голливуд

Новый период в голливудском кино начался в конце 1960-х годов, с развалом студийной системы и закончился в самом конце 1970-х годов. В условиях оттока кинозрителей к телеэкранам, эпохальных общественных сдвигов и сексуальной революции интерес к шаблонным студийным фильмам с участием традиционных «звёзд» неуклонно падал, и многие киностудии, даже крупные, были близки к разорению. Студийные боссы терялись в догадках, какое кино хочет видеть молодёжный зритель. В порядке эксперимента руководители больших студий стали доверять молодым режиссёрам, приглашать их для съёмок стало модно, тем более что они, выйдя из киношкол и маленьких студий, умели укладываться в очень небольшие бюджеты. Мощная волна нового, необычного, откровенного кино 1970-х захватила зрителей и в голливудском кино началась новая эпоха, которая продлилась до начала 1980-х годов.

Фильмы, над которыми работали молодые режиссёры, зачастую ставили под сомнение базовые установки традиционных жанров ( , неонуар и т. п.). Они использовали находки европейского авторского кино и вводили в киноиндустрию тематику и стилистику, идущие наперекор традициям студий. Снятые на крупные бюджеты в студийных условиях фильмы Стэнли Кубрика , Ф. Ф. Копполы , Мартина Скорсезе , Романа Поланского , Вуди Аллена , Роберта Олтмена отличались исключительно высоким художественным уровнем, позволяющим рассматривать их как авторские высказывания.

Интерес к экспериментам пропал в конце 1970-х после провала нескольких крупнобюджетных экспериментальных проектов вроде фильма « Врата рая » (1980). Поскольку к тому времени основную кассу приносили остросюжетные либо научно-фантастические блокбастеры Дж. Лукаса Звёздные войны ») и Стивена Спилберга Челюсти »), руководство студий решило впредь полагаться на проверенные рецепты коммерческого успеха. Период интенсивного художественного экспериментирования в истории Голливуда подошёл к концу.

Независимое американское кино

С 1985 года в штате Юта ежегодно проходит фестиваль независимого американского кино « Сандэнс »

Независимое ( артхаусное ) кино изначально не поддерживалось крупными кинокомпаниями. С одной стороны, это означает меньшие бюджеты, с другой стороны — меньшее давление на режиссёров. Крупные кинокомпании организуют производство кинофильмов как коммерческую деятельность, поэтому коммерческие интересы продюсеров обычно превалируют над художественными устремлениями режиссёра. Продюсерам зачастую выгодно исключение наиболее рискованных сцен, чтобы в кинопрокате фильм не получил чересчур «взрослого» рейтинга. Иногда полная (режиссёрская) версия выпускается на DVD отдельным тиражом.

В 1960-е гг. независимое кино США было весьма разнородно: это и культовый роуд-муви « Беспечный ездок », и творческие эксперименты Энди Уорхола , и трэш для узкого круга зрителей (т. н. «полуночные фильмы», которые демонстрировались в кинотеатрах глубокой ночью). Со времени Нового Голливуда грань между независимым кино и коммерческим мейнстримом с каждым десятилетием становится всё более зыбкой. Лидеры независимого кино (как, например, братья Коэны и Квентин Тарантино ) снимают фильмы, собирающие в прокате не меньше, чем коммерчески ориентированные проекты средней руки. Некоторые режиссёры сознательно предназначают свои фильмы для аудитории ценителей киноискусства ( Джефф Николс , Лодж Керриган ). Подразделения, специализирующиеся на кинопродукции «не для всех», открыты во всех крупных киностудиях: Miramax Films при студии Диснея , Focus Features при студии Universal , Fox Searchlight при 20th Century Fox и т. д.

Современный период

Наиболее крупные игроки на современном американском кинорынке — пять студий-мейджоров: Paramount Pictures , Warner Bros. , Columbia Pictures , Universal Studios и Walt Disney Company (выступающая под торговой маркой Buena Vista ). Примерно 10-15 % кинорынка занимает продукция независимых компаний DreamWorks , Lionsgate и The Weinstein Company .

Наибольшую прибыль крупным киностудиям приносят зрелищные фильмы, снятые с использованием компьютерной графики и спецэффектов и в силу этого изначально предназначенные для просмотра на широком экране. Зрителя проще заинтересовать продолжениями ( сиквелами ) нашумевших хитов, поэтому наиболее успешные в прокате фильмы организованы по серийному принципу франшизы.

Категоризация фильмов США

Категория кинокартине присваивается советом Управления по классификации и оценке. Это управление существует при поддержке Американской киноассоциации и Национальной ассоциации владельцев кинотеатров. Основываясь на категории, присвоенной фильму, родители могут сделать вывод о том, хотят они или нет, чтобы их ребёнок видел данный фильм.

См. также

Примечания

  1. Александр Прищепов. . Культура . Белорусский портал «Тут» (24 сентября 2013). Дата обращения: 12 сентября 2015. Архивировано из 7 сентября 2015 года.

Литература

  • Earley, Steven C. (неопр.) . — (англ.) , 1978.
  • Fraser, George McDonald (1988). The Hollywood History of the World, from One Million Years B.C. to 'Apocalypse Now' . London: M. Joseph; «First US ed.», New York: Beech Tree Books. Both eds. collate thus: xix, 268 p., amply ill. (b&w photos). ISBN 0-7181-2997-0 (U.K. ed.), 0-688-07520-7 (US ed.).
  • (англ.) . (англ.) (англ.) . — Crown, 1988. — ISBN 0-385-26557-3 .
  • Scott, A. J. . — London: Sage Publications , 2000. — ISBN 0-7619-5455-4 .
  • Hallett, Hilary A. Go West, Young Women! The Rise of Early Hollywood. Berkeley, CA: University of California Press, 2013.
  • Ragan, David. Who’s Who in Hollywood, 1900—1976 . New Rochelle, NY: Arlington House, 1976.i was thinking to

Ссылки

Источник —

Same as Кинематограф США