Interested Article - Массовая литература

Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.

В качестве синонима «массовой литературы» употребляются термины тривиальная литература , популярная литература , а также возникший в начале 1960-х годов термин паралитература (от греч. παρα- около ). В настоящее время, однако, последний термин используется всё реже, что признают активные разработчики соответствующей проблематики (Д. Куэньяс). Для русской традиции характерен также термин « беллетристика » (добротное массовое чтение), который обычно противопоставляется « бульварной литературе ».

История

В строгом смысле слова массовая литература возникает только на рубеже XIX— XX веков , с началом « эпохи технической воспроизводимости » (термин Вальтера Беньямина ) , когда за счёт тиражирования стирается представление об уникальности произведения. В то же время массовая литература сохраняет преемственность по отношению к более ранним формам лубочной , «низовой литературы» и отчасти фольклора . Подготовка отдельных особенностей массовой литературы (как вербальных, так и институциональных) осуществляется уже в рамках культуры барокко и Просвещения . Некоторые исследователи считают возможным говорить о массовой литературе применительно к древнему Риму .

Определения и подходы

Н. А. Кузьмина даёт следующее определение массовой литературы:

литература, созданная для масс и появляющаяся в условиях рыночной экономики, индустриального производства, урбанистического образа жизни, развития технологии массовых коммуникаций, унификации социальных, экономических, межличностных отношений

Как отмечал Ю. М. Лотман , паралитература

…должна представлять более распространённую в количественном отношении часть литературы. <…> в определённом коллективе она будет осознаваться как культурно полноценная и обладающая всеми качествами, необходимыми для того, чтобы выполнять эту роль. Однако, во-вторых, в этом же обществе должны действовать и быть активными нормы и представления, с точки зрения которых эта литература не только оценивалась бы чрезвычайно низко, но она как бы и не существовала вовсе. Она будет оцениваться как «плохая», «грубая», «устаревшая» или по какому-нибудь другому признаку исключённая, отверженная, апокрифическая .

Романы Яна Флеминга о Джеймсе Бонде — один из самых известных циклов массовой литературы XX века

Художественные особенности

По мнению Даниэля Куэньяса, паралитературе присущи «рудиментарный мимесис » , одномерность и «силуэтность» персонажей, прямолинейность идеологического высказывания, эстетика « патетического ». Её авторы не склонны выходить за пределы жанрового канона и предпочитают подражать друг другу, используя найденные их предшественниками «рецепты». Массовая литература отвергает «дух экзистенциального поиска», присущий высокой литературе и тяготеет к снижению роли авторской индивидуальности:

«искусство комбинации» оказывается нередко единственным обнаруживаемым в тексте умением автора, однако отличие от «природных настоящих писателей» не подвергается сомнению ни читателями, ни самими авторами, которые в многочисленных интервью подчёркивают ремесленный характер своей деятельности .

Для массовой литературы характерен особый механизм культурного функционирования, полностью продиктованный условиями рынка : «процесс массового потребления каждой отдельной книги такого типа, как правило, достаточно короток (в пределах сезона — двух), приток же новых произведений всегда велик. Конкуренция образцов, по законам рынка, весьма напряжённая, а циркуляция и смена их — очень быстрые» . Отсюда и характерный для массовой литературы принцип «серийности» ( циклизация , присутствие переходящих из одного произведения в другое «культовых» персонажей, широкое распространение разного рода издательских коллекций).

Негативистское отношение к массовой литературе, характерное для академического литературоведения, в настоящее время сменяется всё более активным изучением соответствующих феноменов.

Жанровая система

Эротическая и готическая проза XVIII века, разбойничий роман , различные варианты мелодрамы во многом предвосхищают структуру последующего массового чтения. Основные жанрово-стилистические модели массовой литературы складываются под воздействием культуры романтизма : детектив , , приключенческий роман , . Жанр исторического романа подвергается в рамках массовой литературы процессу тривиализации. Многие из созданных для массового чтения книг стали со временем классикой детской литературы . Распространенной публикационной формой массовой литературы становится начиная с 1830—х годов роман-фельетон , однако он полностью не принадлежит популярному чтению.

Некоторые образцы «классической» массовой литературы

См. также

Примечания

  1. Формирование массовой литературы во Франции. — М: ИМЛИ РАН , 2008. — С. 8, 24.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости . — М., Медиум, 1996. — С. 24—25.
  3. Феномен массовой литературы в свете теории интертекста // Культ—товары: Феномен массовой литературы в современной России. — СПб, 2009. — С. 12.
  4. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. О русской литературе. — СПб.: Искусство-СПБ, 1997.
  5. Couégnas, Daniel . Introduction à la paralittérature. — P., 1992. — P. 154.
  6. от 30 сентября 2011 на Wayback Machine // Гудков Л. Д. , Дубин Б. В. , Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. — М.: РГГУ , 1998.
  7. от 11 октября 2011 на Wayback Machine // Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX века — СПб.: , 2005. — С. 159.

Литература

на русском языке
  • Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 514—517. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Гриц Т. С. , Тренин В. В. , Никитин М. М. Словесность и коммерция: Книжная лавка А. Ф. Смирдина. — М. : Аграф, 2001. — 304 с. — (Литературная мастерская). — 4000 экз.
  • Купина Н. А. , Литовская М. А. , Массовая литература сегодня. Учебное пособие. — М. : : Наука , 2009. — 424 с. — ISBN 978-5-9765-0102-7 , ISBN 978-5-02-034763-2 .
  • Муравьёв В. С. // Краткая литературная энциклопедия . — М.: Советская энциклопедия , 1962—1978. Т. 9: Аббасзадэ — Яхутль. — 1978. — Стб. 517—519.
  • // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 95—100.
  • // Взгляд молодых / Ред. кол. д-р филол. наук, проф. Н. А. Андрамонова (отв. ред.), канд. филол. наук, доц. . Казань: Казанский государственный университет , 2003. С. 202—208.
  • Черняк М. А. // Русская литература в формировании и современной языковой личности. Санкт-Петербург, 24-27 октября 2007 г. Материалы конгресса: в 2 частях. СПб.: МИРСС, 2007. С. 224—231
на других языках
  • Angenot M. Les dehors de la littérature: du roman populaire à la science-fiction. — P., 2013.
  • Bordoni C. Il romanzo di consumo. — Napoli, 1996.
  • Boyer A.-M . La paralittérature. — P., 1992.
  • Cawelty J.G. Adventure, mystery and romance. — Chicago—L., 1976.
  • Thoveron G. Deux siècles de paralittératures. — Liège, 1996.

Ссылки

Источник —

Same as Массовая литература