Interested Article - Кучкунджи-хан

Кучкунджи-хан ( Кучкунчи , чагат. کوچکونچی خان ‎, узб. Ko'chkunchixon / Ko'chim ; 1452—1531 годы, Самарканд ) — потомок тимурида Мирзо Улугбека , третий представитель узбекской династии Шейбанидов , который в 1512—1531 годах правил в Бухарском ханстве и являлся удельным правителем Туркестанского вилайета (1503—1509) .

Кучкунджи-ханом предпринимался первый дипломатический шаг к установлению мирных и добрососедских отношений с Империей Великих Моголов .

Происхождение

У основателя Узбекского улуса Абулхайир-хана (1428—1468) было одиннадцать сыновей, восьмым из которых был Кучкунджи-султан . Мать Кучкунджи-султана, Рабия Султан-бегим (умерла в 1485 году , похоронена в Туркестане ) была дочерью правителя державы Тимуридов Мирзы Улугбека (1409—1449). У Абулхайир-хана и Рабия Султан-бегим были ещё два сына, младшие братья Кучкунджи-султана — Суюнчходжа-султан и Ак-Бурун-султан .

По историческим данным, генеалогия Кучкунджи-хана выглядела следующим образом ( см. врезку ).

Политика и военная деятельность

Политика в Туркестанском вилайете

Шейбани-хан (1500—1510), основатель новой династии, назначил в 1503 году султаном Туркестанского владения своего дядю — Кучкунджи-султана, а незадолго до своей смерти вынужденно отнял у него вилайет .

По данным Васифи , Кучкунджи-хан проводил в районе Туркестана оросительные работы, на которых он пользовался трудом 95 индийских рабов .

Кучкунджи-хан со всеми султанами совершал поход на Гиссар . В пяти местах султаны осаждали Бабура, потом вернулись, «заключив нечто вроде мира» .

Верховный хан Шейбанидов — хан Бухарского ханства

После смерти Шейбани-хана , Верховным ханом династии на короткое время был избран его дядя, потомок Мирзо Улугбека — Суюнчходжа-хан (1511—1512). В конце 1512 года, все шейбанидские султаны собрались в Самарканде и с согласия Убайдулла-хана призвали сюда старшего брата Сунчходжа-хана — Кучкунджи-султана для того, чтобы быть правителем. После чего Суюнчходжа-хан отказывается от титула Верховного хана и на правах старшинства передаёт его своему старшему брату. Кучкунджи-хан (1512—1530) становится Верховным ханом династии . Но, реальная власть в ханстве оставалась в руках правившего в Бухаре Убайдуллы-хана , а фигура правившего в Самарканде Кучкунджи-хана являлась практически номинальной .

В 1516—1517 годах Кучкунджи-хан возглавлял поход шейбанидских войск против казахов .

Битвы и походы против Сефевидов

При Кучкунджи-хане сунниты -Шейбаниды воевали, под командованием Убайдулла-хана, против шиитов - Сефевидов . Им два раза (1513/1514; 1529) удавалось отбить Герат (бывшая столица Тимуридов в Хорасане) от рук Сефевидов .

Гиждуванская битва

В 1512 году Кучкунджи-султаном были отправлены на помощь Убайдулла-хану Мухаммед Тимур-султан и Абу Саид-султан . Они участвовали в решающем сражении в Гиждуване , в войне Шейбанидов Мавераннахра с одной стороны и контингента из Сефевидского Ирана под командованием Наджма Сани с другой, в ходе которой Шейбаниды во главе с Убайдулла-ханом одержали решительную победу над армией Наджма Сани и спасли страну от зависимости от сефевидского Ирана . Суннизм был сохранен в ханстве как господствующее направление ислама .

Джамская битва

В 24 сентября 1528 года, в Джамском вилайете Хорасана происходила битва между войсками Шейбанидов, во главе Убайдулла-ханом и Кучкунджи-ханом и Сефевидов, в котором Шейбанидские ханы и султаны потерпели поражение от кызылбашей и понесли большие потери .

Денежная реформа Кучкунджи-хана

В 1513—1523 годах Кучкунджи-хан провел денежную реформу, которая в отличие от денежной реформы Шейбани-хана , была менее продуманной и заняла около 10 лет. Тем не менее, она способствовала росту экономики и торговли . На монетах помещали титул Кучкунджи-хана «Султан хакан Абу Мансур бахадурхан», а также имена первых четырёх халифов .

Внешняя политика

Кучкунджи-ханом предпринимается первый дипломатический шаг к установлению мирных, добрососедских отношений Шейбанидов с Империей Великих Моголов . Им было отправлено посольство, во главе Амин-мирзой, ко двору Бабура в Агре, которое очень тепло было принято падишахом . Из исторических сведений известно, что Бабур, будучи в деревне Алвар (суба Бихар) 29 февраля 1529 года, устроил прием всем находившимся при нём послам, но отпустил лишь одного Амина-мирзу, посла Кучкунджи-хана, пожаловав ему «кинжал на поясе, тканую золотом шапку и семьдесят тысяч тенег» .

Кучкунджи-хан поддерживал дипломатические связи и союз с Османской империей . В 1514 году к нему прибыли послы султана Селима I (1512—1520) с вестями о победе над шиитским правителем государства Сефевидов Исмаилом I в Чалдыранской битве . Исследования А. Васильева показали, что начиная с Шейбани-хана существовал серьёзный союз между Шейбанидами и Османской империей. После жестокого убийства Шейбани-хана, Шейбанидам ничего не оставалось как мстить шиитам-Сефевидам за гибель своего лидера .

Политика в области культуры

миниатюра шейбанидской эпохи, 1523 год

Весь уклад культурной жизни Мавераннахра при Шейбанидах сохранял в известной мере тот же характер, что и при тимуридах. Литература продолжала развиваться на тюркском, персидском и частью на арабском языках .

Начиная со времени правления первых Шейбанидских ханов господствовало стремление писать на староузбекском языке, отражавшееся и на исторической литературе. В 1519 году по личному поручению Кучкунджи-хана Мухаммед-Али ибн Дервиш-Али Бухари переводил с персидского языка на староузбекский « Зафар-намэ » Шараф ад-Дин Йазди , а позже « Джами ат-таварих » Рашид ад-Дина . Сам Кучкунджи-хан любил поэзию и писал стихи на тюркском языке .

Кучкунчи-хану в светлую душу и счастливую память запало, чтобы «Зафар-наме» мавляна Шараф ад-Дина Али Йазди, — да осветит Аллах его могилу, — в коем языком фарси повествованы деяния Темур-бека, и от которого таджики имеют пользу, а выгоды тюркскому народу нет, следует, чтобы оно было переведено на язык тюрки, дабы оно принесло народу пользу. Поскольку стало известно, что сия сокровенная мечта запала в благородную душу хана, то благодарные мудрецы, присутствующие у его порога, возрадовались от этой счастливой мысли и возблагодарили его, сказав: «В хорошей натуре — хорошие мысли» .

В исторических сведениях в государстве Шейбанидов того времени встречаются имена таких талантливых поэтов, как Камаль ад-Дин Бинои , Бадриддин Хилали , Зайниддин Васифи , Мухаммед Салих .

Почитание личности Мирзо Улугбека

Востоковед А.Семенов высоко оценивает культурный уровень первых Шибанидов Мавераннахра. . Кучкунджи-хан почитал не только своего отца узбекского хана Абулхайр-хана, но и деда по материнской линии тимурида Мирзо Улугбека. По данным Васифи, Кучкунджи-хан, следуя традициям своих предков, в дни своего правления считал своей первейшей обязанностью почитание учёных и просвещённых людей . В период правления Кучкунджи-хана в Самарканде продолжалось активное строительство и значительные работы по ремонту, благоустройству самаркандских медресе, в том числе построек Мирзо Улугбека .

В 1529—1530 годы по распоряжению Кучкунджи-хана в джума-мечети Алика Кукельташа был поставлен новый минбар, выточенный из цельной мраморной плиты и близ мечети, с южной стороны площади Регистан было возведено ещё одно крупное здание, дополнившее ансамбль эпохи Улугбека. То было медресе, воздвигнутое сыном Кучкунджи-хана Абу Саид-ханом . Оно включало усыпальницу потомков Кучкунджи-хана, известное под названием Кук-гумбаз, которе было окончательно разрушено в 1937 году .

Семья

У Кучкунджи-хана было три сына и все они были избраны Верховным ханом в Самарканде: Абу Саид-хан (1530—1533), Абдулла-хан I (1540), и Абдулатиф-хан (1540—1551) .

  • Абу Саид-хан имел пять сыновей: Уган-султан, Султан Саид, Джаванмард-хан, Султан Мухаммад-султан, Худай-Берди-султан .
    • От Уган-султана потомства не осталось .
    • Султан Саид имел четырёх сыновей: Бахадур-султан, Хаджи Хусайн-султан, Йадгар-султан, Шахсавар-султан .
    • Джаванмард-султан имел семь сыновей: Абулхайр-султан, Музаффар-султан, Дустум-султан, Махди-султан, Кучум-султан, Рустам-султан и Абдалазиз-султан. Абулхайр-султан имел одного сына — Шах-Бек-султана .
    • Султан Мухаммад имел трех сыновей: Шайхим-султана, Бузахур-султана и Баба-султана .
    • Худай-Берди имел двух сыновей: Йусуф-султан и Аййуб-султан .
  • От Абдулла-хана I потомства не осталось .
  • Абдулатиф-хан имел два сына: Мухаммад-Ибрахим-султан, который был известен под именем Гадай-хана и Абдол-султан .

Смерть

Кучкунджи-хан скончался в Самарканде в 1531 году и был похоронен в династической усыпальнице недалеко от площади Регистан .

После смерти Кучкунджи-хана и недолгого правления его сына Абу Саид-хана (1530—1533), главою всех Шейбанидов стал Убайдулла-хан (1533—1540), племянник Шейбани-хана .

Примечания

  1. , p. 330.
  2. , p. 144.
  3. , p. 394.
  4. , p. 61.
  5. . Hrono.ru . Дата обращения: 12 июня 2019. 10 августа 2019 года.
  6. . Hrono.ru . Дата обращения: 12 июня 2019. 1 сентября 2019 года.
  7. . Hrono.ru . Дата обращения: 12 июня 2019. 24 августа 2019 года.
  8. , p. 34.
  9. , p. 40.
  10. , p. 144.
  11. , p. 24.
  12. , p. 140—141.
  13. , p. 141.
  14. , p. 51.
  15. , p. 49.
  16. , p. 53.
  17. , p. 163.
  18. , p. 889—900.
  19. , p. 27—28.
  20. (англ.) . Iranicaonline.org . Дата обращения: 12 июня 2019. 12 июня 2019 года.
  21. , p. 169.
  22. , p. 184.
  23. , p. 278—279.
  24. , p. 31.
  25. , p. 183—184.
  26. , p. 55.
  27. , p. 58.
  28. , p. 52.
  29. , p. 305.
  30. , p. 168.
  31. , p. 193.
  32. , p. 13.
  33. , p. 290.
  34. Семенов А.А. Культурный уровень первых Шейбанидов // Советское востоковедение. 1956. № 3. С. 51–59
  35. , p. 288.
  36. , p. 81.
  37. , p. 296—297.
  38. Маликов А. Правление Шибанидов в Самарканде: легитимация, культура и монументальное зодчество (1512–1578) // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, №1. С. 157
  39. , p. 355.
  40. , p. 356.
  41. , p. 9—10.
  42. , p. 51.

Литература

  • Ахмедов Б. А. История Балха (XVI—первая половина XVIII в.) / Ганковский Ю. В.. — Т. : Фан, 1982. — 295 с.
  • Бартольд В. В. Сочинения. Общие работы по истории Средней Азии : в 9 т. / Гафуров Б. Г. — М. : Восточная литература, 1964. — Т. 2, кн. 2. — 1024 с.
  • Бартольд В. В. Сочинения. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов : в 9 т. / Кононов А. Н.. — М. : Наука, 1968. — Т. 5. — 759 с.
  • Бартольд В. В. Сочинения. Работы по исторической географии и истории Ирана : в 9 т. . — М. : Наука, 1971. — Т. 7. — 667 с.
  • Бартольд В. В. Сочинения. Работы по источниковедению : в 9 т. . — М. : Наука, 1973. — Т. 8. — 725 с.
  • Васильев А. Д. Знамя и мечь от падишаха. Политические и культурные контакты ханств Центральной Азии и Османской империи (середина XVI — начало XX вв.). — М. : Пробел-2000, 2014. — 356 p. — ISBN 978-5-98604-478-1 .
  • Давидович Е. А. История денежного обращения средневековой средней Азии. — М. : Наука, 1983. — 361 p.
  • Давидович Е. А. Надписи на среднеазиатских серебряных монетах XVI в. — В: Эпиграфика Востока // Эпиграфика Востока. — 1953. — Вып. 7. .
  • История Самарканда : в 2 т. / Муминов И. М. — Т. : Фан, 1969. — Т. 1. — 494 с.
  • Сост. Лунин Б. В. История Узбекистана в источниках. — Т. : Фан, 1984. — 222 с.
  • Иванов П. П. Хозяйство Джуйбарских шейхов. К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI—XVII вв.. — М.—Л. : АН СССР, 1954. — 380 с.
  • Мукминова Р. Г. Сведения о Самарканде и его пригородах // . — Т. : Наука, 1966.
  • Пищулина К. А. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата : Наука, 1969. — 652 p. .
  • Темиргалиев Р. Ак-Орда. История Казахского ханства. — Алма-Ата : Аспандау, 2013. — 294 p. — ISBN 978-601-802-130-5 .
  • Тревер К. В. История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Октябрьской Революции : в 2 т. / Якубовский А. Ю., Воронец М.Э.. — Т. : АН УзССР, 1947. — Т. 2, вып. ru. — 514 с.
  • Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. . — М. : Восточная литература, 1976. — 106 с.
  • Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. Книга побед амира Темура / Пер. Ахмедов А. — Т. : San'at, 2008. — 520 с. — ISBN 978-9943-322-13-4 .
  • Юдин В. П. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата : Наука, 1969. — 655 с.
  • McChesney R. D. Waqf in Central Asia: Four Hundred Years in the History of a Muslim Shrine, 1480-1889. — New Jersey : Princeton University Press, 1991. — 378 p. — (Princeton Legacy Library). — ISBN 978-1-4008-6196-5 .
  • Абдол Султон // : [ узб. ] . — Т. : Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2000—2005. — С. 9—10. — 879 с.
  • Кўчкунчихон // : [ узб. ] . — Т. : Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2000—2005. — С. 889—890. — 900 с.
  • Ғиждувон жанги // : [ узб. ] . — Т. : Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2000—2005. — С. 27—28. — 59 с.
Источник —

Same as Кучкунджи-хан