Interested Article - Архитектура Возрождения

Ренессанс
Культура
География
Темпьетто в стиле Возрождения , Рим , 1502 год.

Архитектура Возрождения , Стиль Возрождения термин , под которым понимается архитектура государств и стран Западной Европы , прежде всего Итальянских, в период её развития с начала XV столетия до начала XVII века , при этом в самом общем смысле имеется в виду возрождение и развитие основ духовной и материальной культуры античности Древней Греции и Рима .

Эта эпоха является переломным моментом в истории архитектуры , в особенности по отношению к предшествующим периодам и стилям романскому и готическому . Готика, в отличие от архитектуры романики и Возрождения, основана, главным образом на иных, неантичных источниках. Существенно, что в общеисторической периодизации эпоха Возрождения не выделяется, её включают либо в Средневековье (концепция медиевизма) либо относят к Новому Времени. Однако для истории искусства, и прежде всего истории архитектуры, эта эпоха имеет исключительно важное значение . Особую роль в архитектуре эпохи Возрождения играют композиционные основы античной архитектуры: симметрия , рациональные пропорции , тектоника , о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Системы иррационального пропорционирования средневековых зданий (квадратура, триангуляция) сменяются рациональными приёмами ордерных построений колонн , пилястр , арок , ордерных аркад . На смену асимметрии приходят симметричные, ротондальные и крестово-купольные, постройки, формы полуциркульной арки и свода, полусферические купола , арочные ниши , эдикулы . Архитектура снова становится ордерной . Выдающийся исследователь архитектуры В. Ф. Маркузон писал: «Эпохе Ренессанса мы обязаны двумя новыми типами или системами художественного выражения: это станковая картина и новая ордерная архитектура. В основе выразительных средств, или, иначе, языка архитектуры, лежит лексика, сложившаяся в процессе долгого исторического развития итальянского зодчества от античности и до позднего средневековья. Архитектурные ордеры образуют важную, хотя и не единственную часть этой лексики» . Развитие архитектуры эпохи Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных технологий и материалов , к формированию архитектурной теории и профессионального лексикона архитектора. Движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников в составе строительной артели и персонализации творчества архитекторов подобно тому, как это происходило в живописи и скульптуре того времени. Возрастала роль заказчика, личности донатора , ктитора , а также текстовых программ ( кончетто ). Появлялись подробные чертежи и планы, а также наглядные макеты, которые архитектор был обязан предоставить заказчику. Известно сравнительно немного мастеров, возводивших произведения в романском стиле, так же как и архитекторов, сооружавших готические соборы. А произведения эпохи Возрождения, даже небольшие постройки или проекты, были аккуратно документированы с самого своего появления. «Возрождение началось в Тоскане », как писал Дж. Вазари (ныне имеются другие концепции). Поэтому первыми представителями эпохи Возрождения следует назвать Филиппо Брунеллески , работавшего во Флоренции , и первого теоретика и проектировщика выдающихся памятников Леона Баттисту Альберти , также флорентийца, но работавшего в Риме. Позднее новые идеи распространялись на другие итальянские области и города. В начале XVI века центр Возрождения переместился в Рим. Ренессанс в Нидерландах и Германии объединяют понятием Северного Возрождения . Французский ренессанс и Тюдор-Ренессанс в Англии в силу их специфики принято рассматривать отдельно. Россию по причине особых историко-географических обстоятельств также рассматривают отдельно (так называемый ).

Историография

Французское слово « ренессанс » ( фр. renaissance ) произошло от итальянского «la rinascita», которое употребил Джорджо Вазари в книге « Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих », изданной в 1550 году . Вазари заимствовал это слово из «Комментариев» Л. Гиберти (ок. 1450 г.). Вазари назвал «возрождением» деятельность итальянских художников XVI в. «после многих лет упадка в период средневековья и варварства». Вазари писал о «пелене, которая заволокла умы людей» и которая неожиданно, «то ли Божьей милостью, то ли под воздействием звезд, спала, и художники вдруг увидели истинно прекрасное».

В 1855 г. французский историк Жюль Мишле дал «кальку» итальянского термина в заглавии седьмого тома «Истории Франции». В 1860 г. швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» ( нем. Die Kultur der Renaissance in Italien ) раскрыл это определение в контексте соответствующего периода в европейской истории, его интерпретация легла в основу современного понимания культуры Итальянского Возрождения. Важное значение в распространении достижений архитектуры Итальянского Возрождения имели увражи , альбомы гравюр с видами памятников и городов: двухтомный альбом гравюр по рисункам П. П. Рубенса «Дворцы Генуи» (1622), серии гравюр Дж. Б. Пиранези , издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей, и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» ( фр. Édifices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, églises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome ), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 г. В то время ренессанс считали стилем, «подражающим античному». Ныне под этим словом понимают определение исторической эпохи (или периода), типа культуры, но не художественного стиля. Важный вклад в интерпретацию этих понятий внесли итальянские историки Лионелло Вентури , Эудженио Гарэн и многие другие.

Периодизация

Обычно Итальянское Возрождение подразделяют на три периода. В истории отдельных видов изобразительного искусства , живописи и скульптуры выделяют период проторенессанса (XIII—XIV века). Поскольку архитектура, в отличие от других видов искусства, требует основательной материальной базы, вследствие экономического кризиса XIV века период раннего Возрождения в архитектуре начался только в XV столетии (период кватроченто — «четырехсотые годы»). Развивалась архитектура Возрождения вплоть до начала XVII века , эпохи барокко и классицизма, как в Италии, так и за её пределами.

В истории архитектуры Возрождения обычно выделяют три основных периода:

В странах «к Северу от Альп» аналогичные периоды в архитектуре развивались позднее, не ранее XVI века , а ренессансные новации прививались на уже существующие романо-готические традиции. Отсюда появление смешанных ренессансно-готических и ренессансно-маньеристических архитектурных форм. В самой Италии архитектура Возрождения в середине и второй половине XVI века плавно перерастала в классицизм в лице Андреа Палладио , протобарокко позднего творчества Микеланджело и маньеризм , представленный Джулио Романо , Бартоломео Амманнати , Федерико Цуккаро .

Раннее Возрождение

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре , Флоренция . Купол возведен по проекту Ф. Брунеллески. 1420—1436

В период треченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента .

В основу организации пространства ранней ренессансной архитектуры положена идея тектоники, логика пропорций, ясности формы, а не интуитивные критерии, как в работе средневековых строительных артелей, хотя декоративные элементы остаются полуренессансными-полуготическими. Среди характерных образцов новой архитектуры этого периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо , реконструированную Филиппо Брунеллески ( 1377 1446 ) и Оспедале дельи Инноченти во Флоренции (1419—1445).

В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным композиционным типом остаётся базилика с плоским «подшивным» потолком или с крестовыми сводами, а в отдельных элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов , внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники . Черты нового ренессансного мышления проявляются также в стремлении к созданию обширных, свободных пространств внутри зданий.

В оформлении построек архитекторы чаще используют коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители . Новый стиль сильнее проникает в светскую архитектуру: городские палаццо (дворцы правителей, банкиров и торговцев), снаружи они имеют вид городской крепости (palazzo in fortezza), жизнь была неспокойной, но внутри палаццо имеют благоустроенные дворики — кортиле с цветниками, фонтанами и статуями. Кортиле оформлены в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями с арками, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Дворец дожей в Венеции .1340-1438. Архитекторы Дж. и Б.Буон, А.Риппо, П.Ломбардо

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции ; среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре ( 1436 ) и палаццо Питти , созданные Филиппо Брунеллески , определившим вектор развития архитектуры Ренессанса; палаццо Медичи-Риккарди , построенный Микелоццо ди Бартоломео , палаццо Строцци и , палаццо Гонди ( Джулиано да Сангалло ), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти . В Риме — малый и большой венецианские дворцы , Чертоза в Павии , палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо , Корнер-Спинелли , Тревизан, Кантарини и Дворец дожей в Венеции . К северу от Альп , а также в Испании , Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века , впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.

Высокое Возрождение

Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим . 1502. Архитектор Д. Браманте. Монастырь возведен на Яникульском холме, где по одной из версий был казнён святой Пётр .

В период Высокого Возрождения с вступлением на папский престол Юлия II ( 1503 ), выдающегося мецената и знатока античности, центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим . Важное значение имела и непосредственная близость руин античной архитектуры, чего недоставало флорентийским мастерам. Папа привлёк к своему двору лучших художников Италии . При нём и его ближайших преемниках, в Риме создается множество монументальных зданий, считающихся произведениями высокого искусства . Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневековья исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах.

Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и ясностью пропорций , изяществом деталей, изысканной отделкой, орнаментацией карнизов, окон, дверей, фресковыми росписями в интерьерах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к величию, подобающему столице Католического мира. Поэтому период первой четверти XVI века в истории итальянской архитектуры именуют римским классицизмом .

Здание Уффици во Флоренции. Вид в сторону площади Синьории. 1560—1574. Проект Дж. Вазари

Главным представителем этого периода в римской архитектуре был Донато Браманте ( 1444 1514 ), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На композицию круглого храма Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме ( 1503 ) Браманте вдохновили древнеримские толосы (ротонды). Браманте был одним из авторов проекта Палаццо делла Канчеллериа , комплекса Бельведера Ватиканского дворца, он составил план Собора Святого Петра в Риме и начал его строительство. Индивидуальный стиль Браманте и его последователей определял развитие итальянской архитектуры на протяжении всего XVI века .

Главным последователям Браманте был его ученик и помощник в архитектуре Рафаэль Санти , продолжавший после смерти Браманте в 1514 г. строительство собора Св. Петра, завершивший Лоджии (впоследствии Лоджии Рафаэля) Ватиканского дворца, церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (1509), Капеллу Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Виллу Мадама , дворец Пандольфини во Флоренции и многое другое. Продолжателями Браманте были Бальдассаре Перуцци , лучшие произведения которого — Вилла Фарнезина и палаццо Массими в Риме , Антонио да Сангалло , построивший палаццо Фарнезе в Риме.

Также развивалась и венецианская архитектурная школа, представителем которой был Якопо Татти Сансовино , построивший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер.

С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты. Дух этой эпохи идеально воплотил венецианец Андреа Палладио , создавший несколько базилик , Театр Олимпико театр в Виченце . Основной вклад Палладио в историю архитектуры — загородные виллы (Villa Suburbana) в Терраферме (материковых окрестностях Венеции). Именно Палладио стал основателем интернационального классицизма в архитектуре, о чём свидетельствует движение палладианства во многих странах Европы на протяжении нескольких веков.

Западный фасад Квадратного двора Лувра . Архитекторы Пьер Лескои Жан Гужон. 1546—1555

Другими представителями архитектуры этого времени были Виньола , построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо , живописец и биограф художников Вазари , им построен дворец Уффици во Флоренции , генуэзец Галеаццо Алесси , который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе .

За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе , но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже , королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри , возведённые Филибером Делормом ; Экуанский замок , дворец в Блуа. В Испании — дворец Эскориал архитекторов и X. де Эррера , в Германии — часть Гейдельбергского замка , Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши , Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.

Позднее Возрождение

Собор святого Петра в Риме

В архитектуре позднего Возрождения отмечаются тенденции к всё большей изощренности композиции, предвещающей наступление периода маньеризма, проявляется усложнение деталей, совмещение разнородных элементов, стремление к живописности декора фасадов. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко . Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени этот термин используется в узком, конкретно-историческом значении для описания произведений архитектуры, живописи, графики, скульптуры, ювелирного и прикладного искусства соответствующего исторического периода. Характерным примером маньеризма в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо близ Мантуи (1524—1525), с лоджиями, рустованными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Основоположником стиля барокко в архитектуре часто называют Микеланджело Буонарроти ( 1475 1564 ). В его творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации тем и образов классического искусства, экспрессия и напряжение форм. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции , значительно изменил план и возвел апсиду собора Св. Петра. По его проекту (после смерти гениального художника) возведен купол Собора Святого Петра, частично осуществлён проект застройки Капитолийского холма в Риме .

Общая характеристика архитектуры Возрождения

Церковь Сант-Агостино в Риме. 1479—1483. Архитектор Дж. Пьетрасанта
Внутренний двор замка Хартенфельс в Торгау . 1480—1536. Архитекторы Конрад Пфлюгер и Конрад Кребс

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты древнеримской классической архитектуры. Но композиция зданий, их назначение, как и основные принципы градостроительства, существенно изменились с античных времён. Римляне не строили зданий, подобных христианским храмам: трёхнефных базилик с трансептами или церквей крестово-купольного плана, а также городские палаццо. С другой стороны, ушли в прошлое огромные общественные сооружения: термы, цирки, амфитеатры, которые строили римляне. Античное наследие подлежало научному изучению и творческому переосмыслению в новых исторических условиях.

Планы

Планы зданий эпохи Возрождения определяются типологией, основанной на принципах замкнутости, абсолютной симметрии и рационального пропорционирования с использованием кратных модулей или «золотых» отрезков. Концепцию целостного единства конструкции здания, плана и фасада впервые разрабатывали Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, хотя они и не разрешили эту проблему полностью. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант-Андреа в Мантуе. Многообразное развитие композиции светского здания (городского палаццо и загородной виллы) началось в XVI веке и достигло высшей точки в творчестве А. Палладио. Специальным постановлением Тридентского собора архитекторам было указано строить храмы в виде латинского креста с продольным и обширным главным нефом и просторным средокрестием. В качестве образца архитекторы второй половины XVI века избрали интерьер базилики Сант-Андреа в Мантуе. с незавершенным фасадом в виде древнеримской триумфальной арки (проект Л. Б. Альберти, 1470 г.).

Фасады

Фасады жилых зданий как правило симметричны относительно средней вертикальной оси. Имеют ордерные членения, рустовку , венецианские или палладиевые окна , суперпозицию ордеров и сопутствующих деталей. По горизонтали делятся тягами или карнизами на несколько ярусов, а по вертикали пилястрами или полуколонными. Композиции следуют схеме в два или три квадрата — принцип, разработанный Л. Б. Альберти. В композиции городских палаццо в центре фасада располагается портал, оконные проемы с наличниками создают ритмический строй. Например, Палаццо Ручеллаи во Флоренции ( 1446 1451 ). Фасады храмов с ордерными деталями: колоннами, нишами со статуями, арками венчают треугольные фронтоны . В качестве примера можно указать фасад кафедрального собора Пиенцы ( 1459 1462 ), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию этого храма.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. — В 2-х т. — М. .: Искусство, 1978
  3. Маркузон В. Ф. Античные элементы в архитектуре итальянского Возрождения // Культура эпохи Возрождения: Сборник статей. — Л. : Наука. — С.54
  4. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. — М. : Искусство, 1973
  5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии /Генрих Вёльфлин; Перевод с немецкого Е. Г. Лундберг. — М.: Азбука-классика, 2004. — 288 с., ил. — ISBN 5-352-00608-5 .
  • Лисовский В. Г. . Архитектура эпохи Возрождения: Италия. — СПб.: Азбука-Классика, 2007.
  • Михайлова М. Б. Античный элемент в формировании города Возрождения (теория и практика) // Античное наследие в культуре Возрождения . — М.: Наука , 1984. — С.214—220.
  • Михаловский И. Б. Архитектура ренессанса и барокко в Италии. — М.: Либроком, 2013. — 48 с. — Серия: Из истории архитектурной мысли. — ISBN 978-5-397-04069-3 .
  • Пясецкий В. Н. Архитектурные формы раннего возрождения в Италии. Обзор архитектурных форм раннего Возрождения вместе с историческими сведениями о них с указанием причин их появления в итальянском искусстве. Описание различных деталей памятников итальянского зодчества XV века с чертежами и рисунками. С 142 чертежами на десяти отдельных листах и 10 рисунками в тексте. — С.-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель». Типография Е. Евдокимова. Троицкая ул., № 18. 1897. — 106 с.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Архитектура Возрождения