Interested Article - Театр миниатюр

Театр миниатюр — это содружество артистов, предпочитающих виды малых форм искусства ( монолог , куплет , скетч ) и выбирающих для репертуара театра небольшие одноактные пьесы и театральные постановки комедийных и сатирических жанров, которым свойственны гротесковые и пародийные направления; а иногда в лирических формах, выраженных в миниатюре.

Театр миниатюр и относятся к формам камерного театра .

Появившись одновременно с кинематографом, театры миниатюр завоевали огромную популярность. Только в Петербурге и Москве насчитывалось около двухсот пятидесяти таких театров, ежедневно дававших огромное количество представлений.

Дореволюционный период

Прародителем миниатюрного театрального жанра в Санкт-Петербурге был « », так называемый театр «клубного типа», наиболее известным из них был театр « Кривое зеркало », который в 1910 году располагался на набережной Екатерининского канала в доме № 90, с 1924 года в подвале дома № 13 на Итальянской улице , а с 1927 года в подвале дома № 12 на Караванной улице . Причём театр располагал постоянной труппой профессиональных актёров с универсальными исполнительскими способностями.

Создавал представления, приспособленные для камерного жанра « », в репертуаре которого драматические спектакли сочетались с танцевальным действием:

В новелле из « Декамерона » исполнялся вальс «Miserere», в «Разговорчивом соседе» использовался отрывок из оперы Верди « Дон Карлос ». В репертуаре театра были спектакли по пьесам: « » О. Уайльда , миниатюрная оперетта «Нарядный флоридон» с танцами из египетской жизни «Что любят женщины», «Старый Петербург» Ю. Беляева — с пасторалью «Бастьен и Бастьена», сочиненной двенадцатилетним Моцартом .

«Какой-то карнавал искусств, художественных языков, в котором сближались не только далекие жанры, но и далекие стили. Здесь сошлись все эпохи и народы». В «Шехерезаде» явлен Древний Восток, в мексиканской оперетте «Никита» — Латинская Америка, действие балета-пантомимы «Одержимая принцесса» М. Кузмина происходило в Древнем Китае, а сценки «На небоскребе» — естественно, в современной Америке; в сюжетах по античным мифам изображались древнегреческие красавицы в туниках, хитонах и сандалиях. И даже киноленты, которые шли в антрактах, беспрерывно демонстрировали «мечети, минареты и гробницы халифов под сладкое пение „Ночь темна и волшебная светит луна“…» .

В 1915 1917 годах был известен «Интимный театр Б. С. Неволина», который находился в доме № 41 на набережной Крюкова канала .

С 1911 года существовал « Мамонтовский театр миниатюр » , в котором К. Я. Голейзовский поставил балетные спектакли: «Мотыльки», а музыку А.Скрябина , «Вакханалия» А.Глазунова , «Белое и чёрное» Ф.Шопена , «Les Tableaux vivants» Ж.Гортрана (?), «Терана» К.Дебюсси

С 1920 года в доме № 13 на Итальянской улице располагалась «Вольная комедия» — театр памфлета и политической сатиры, использовавший средства арлекинады , лубка, пантомимы , оперетки, , организованный мастерами Н. В. Петровым , Н. Н. Евреиновым и Ю. П. Анненковым в подвале бывшего Пти-Паласа, с 1921 года перебрался в «Павильон де Пари».

Эпоха НЭПа

Эпоха НЭПа способствовала короткому всплеску театрально-коммерческой инициативы, породившей стиль развлекательного ночного кабаре, например, « Балаганчик », в 1921 1924 годах .

В Петрограде появились театры:

  • 1922 1928 — частная антреприза «Свободного театра», Невском проспекте , 72.
  • «Театр сатиры Д. Г. Гутмана », заложивший одно из оснований для Театра комедии и раннего Мюзик-холла.
  • 1930 1933 — «Театр малых форм», унаследовавшего последний адрес и часть труппы «Кривого зеркала».
  • 1937 1938 — «Театр миниатюр» под руководством И. О. Дунаевского и Гутмана на Итальянской улице, 13.

Советский период

Первым советским таким театром можно считать витебский Теревсат («Театр революционной сатиры» , 1919).

В связи с ориентацией Советской власти на крупные театрально-зрелищные формы, к тридцатым годам театры миниатюр практически исчезли и появились лишь в годы Великой Отечественной войны как одна из форм агитации во фронтовых театрах.

В 1930-х годах борьба с сатирой обескровила искусство миниатюры, созданный в 1939 году «Театр эстрады и миниатюр» многие годы оставался единственным ленинградским профессиональным театром миниатюр .

Своеобразной разновидностью театра миниатюр были дуэты артистов Марии Владимировны Мироновой и Александра Семёновича Менакера , а также Карцева Ильченко .

В определении «театра миниатюр» , как здания (первое название театра) и самого жанрового направления среди лучших театров советских времён был Ленинградский государственный театр миниатюр под руководством Аркадия Исааковича Райкина .

См. также

Примечания

  1. = Из истории русского и советского театра / П.А.Марков . — в пяти томах. — М. : Искусство, 1974 . — Т. 2. — 542 с. — 25 000 экз. 26 июня 2013 года. . Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано 26 июня 2013 года.
  2. Дом И. Л. Лазарева — в этом доме — Театр Музыкальной Комедии — с 1929 года .
  3. . Дата обращения: 27 марта 2011. 5 марта 2016 года. — «Энциклопедия Санкт-Петербург». А. А. Кириллов
  4. . Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано из 12 сентября 2008 года. — Информация взята с неофициального сайта Евгения Петросяна
  5. Е.Д.Уварова. . — М. : «Олма-Пресс», 2004 . — 864 с. — 5000 экз. ISBN 5-224-04462-6 . 30 сентября 2011 года.
  6. Л. И.Тихвинская. «Кабаре и театры миниатюр в России» 1908-1917. — М. , 1995.
  7. Е.Д.Уварова. «Эстрадный театр» : миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). — М. , 1983.
  8. / П.А.Марков. — в четырех томах. — М. : Советская энциклопедия, 1963 . — Т. 1. — 1216 с. — 43 000 экз. 26 июня 2013 года. . Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано 26 июня 2013 года.
  9. . Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано из 28 октября 2009 года. — art-world-theatre

Ссылки

Источник —

Same as Театр миниатюр