Interested Article - Шляхта

Рембрандт . Польский шляхтич , 1637 год
«Шляхта хоруговная », фрагмент Статута Великого княжества Литовского 1588 года

Шля́хта ( польск. szlachta , предположительно от древневерхненемецкого slahta род ) — дворянство в Королевстве Польском , Великом княжестве Литовском , а после Люблинской унии 1569 года и Речи Посполитой . Кроме того, имело место в Российской империи (до начала XIX века, в южных окраинах Российской империи до конца XIX в. ), а также в некоторых других государствах.

Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием , сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию . Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке .

В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в странах, бывших когда-то частью Речи Посполитой ( Польше , Украине , Белоруссии (Шляхта, Šliachta) и Литве (Šlėkta)), шляхтой также называется и дворянство вообще.

Происхождение

Шляхтич с супругой. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды» (англ.) (1575)

В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:

  1. Теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии « ». Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия ).
  2. Теория профессора Пекосинского . Завоевание Польши полабскими славянами в конце VIII или начале IX века (т. н. Сарматизм ). Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты. В современной историографии считается маловероятной вследствие того, что нет доказательств завоевания Польши иноземцами .
  3. Имеется также легендарное объяснение происхождения литовской шляхты Матея Стрыйковского , первого историографа ВКЛ: он пишет, что группа римлян во главе с родичем Нерона Палемоном приплыла к жмудским берегам и встретила там тамошних жителей из народа Готов и Гепидов с весьма грубыми нравами. С ними они сдружились и объединились и из двух разных народов смешались в один. В результате этой унии прибывшие латиняне изменили своему родному языку и римским обычаям, затем они поплыли по Неману и там обнаружили хорошие для жизни места и в память об отчизне Риме заложили над Неманом город под названием Новый Рим (Roma Nova). По его словам, от тех же латинян и воинственных готов ведёт своё происхождение и литовская шляхта... . Современные историки не придерживаются версии происхождения литвинов от латинян.

История

Станислав-Антоний Щука, подканцлер Великого Княжества Литовского . « Сарматский портрет » (1735—1740)
Юзеф Брандт . «Богородица». Около 1909 г.
Орловский А. О . Польский крылатый гусар в латах . 1810-е гг.
Портрет князя Дмитрия Вишневецкого (Байды). Неизвестный художник, XVIII в.

Численность

Шляхта Речи Посполитой была многочисленна, в середине XVI века около 25 000 семей, насчитывавших около 500 000 членов, около 7 % населения страны, защищаемые предполагаемым сарматским либо римским происхождением, как «государственная нация» обеспечивала армейский контингент, определяла судебную власть, избирала короля, а также могла корректировать политику страны путём liberum veto в сейме, в Варшаве. Даже после присоединения польских земель к России и «разбора» шляхты в 1830-е годы она составляла значительную часть населения этих территорий. В 1857 году шляхтичами были 6,04 % населения Виленской губернии, 4,69 % — Гродненской, 3,80 % — Витебской, 4,19 % — Могилёвской, 6,03 % — Минской . Всего только в этих пяти губерниях к шляхте относились 220 573 человека обоего пола . Основная масса шляхтичей в начале 1860-х годов не владела крепостными, а занималась обработкой небольших участков земли или трудилась по найму .

Шляхта и рыцарство

Юлиуш Коссак . «Херубин Гневош в битве под Сучавой (1497)». 1890 год.

Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство , однако между ними существовали различия, возникшее в XIV веке :

  • Шляхта сильно была проникнута корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.
  • Экономической основой господствующего положения шляхты была феодальная собственность на землю . Взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в сословие шляхты был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию , одопцию и индигенат.
  • Шляхта обладала иммунитетом : обладала собственностью, освобождалась от некоторых повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 года шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена , получила исключительное право занимать должности воевод , каштелянов , судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории — 15 гривен.
  • Шляхта обладала гербами .
  • В Великом княжестве Литовском основная масса мелких владельцев в XIII-первой половины XVI в. называлась боярами . Впервые бояре названы шляхтой в Городельском привилее 1413 . Тогдашний состав шляхты в ВКЛ был неоднороден: одни были почти магнатами по владению крупными наследственными имениями; с XV в. звались панами. Другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению.

Шляхетское самоуправление

Шляхта в костюмах воеводств Речи Посполитой . Рис. XVIII в.

В Речи Посполитой XVI—XVIII веков шляхта занимала господствующее положение. При слабости королевской власти страна была по сути шляхетской республикой. Право свободного запрета ( либерум вето ) на сейме рассматривалось как одно из важнейших прав шляхты и содействовало шляхетской анархии, которая усилилась во второй половине XVII-первой половине XVIII века.

В то время как российское дворянство не превышало 1 % населения, в Речи Посполитой ко времени её раздела шляхта составляла 8-10 %, доходя в отдельных районах до 20 % (например, в Мазовии 23,4 %).

Формой организации шляхты был сеймик — собрание всей шляхты, принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому.

поставило шляхту на тот же уровень, что и : чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение («посполитое рушанье»), король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем шляхта приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича ( Цереквицкий привилей ).

Шляхта и крестьянство

Жан Пьер Норблен де ла Гурден . Польский шляхтич

В XIV и XV веках приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни , открылись обширные пространства для польской колонизации , так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов , которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами.

Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности солтыса , стоявшего во главе крестьянской общины.

1423 года включал в себя постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила панщину и обратила крестьянина в крепостное состояние.

По 1496 года , уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще ( 1520 ) и в Торуне ( 1521 ) установили панщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 года давала помещику власть даже над жизнью крепостных.

Шляхта и мещане

Экономические интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность.

Мещанство попыталось было бороться с шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI века городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII веке .

Шляхта подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост , чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI века шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она издавала законы, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.

Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, — шляхетское мировоззрение господствовало безраздельно и в умственной жизни страны.

Шляхетское мировоззрение

Во многом ощущению шляхетского единства способствовала особая идеология «сарматизма», выводившая всех польских шляхтичей от древних сармат, в далёкие времена завоевавших славянские племена, которые обитали на землях будущей Польши. «Сарматизм» был неразрывно связан с такими мифологемами как полное равенство всех польских дворян («шляхтич (у себя) на дворе равен воеводе» польск. czlachcic na zagrodzie równy wojewodzie ), исключительная добродетель шляхетства, жизненная важность польского хлеба и польского шляхетского фольварка для существования Западной Европы , особое историческое призвание поляков защищать Европу от турецкой опасности и ряд других .

Шляхетская культура

Корнелий Шлегель. Полонез под открытым небом

Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от « ».

Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — « гонором » ( лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю ( рокош ).

Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето .

Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота , пиры, танцы и прочие галантные увеселения.

Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали в России и большинстве других европейских государств. Дольше всего они продержались в Испании , Венгрии и некоторых других странах.

В Чехии ( Šlechta ) и в Словакии ( Šľachta ), как и в самой Польше, шляхтой обозначается вообще дворянство .

См. также

Примечания

  1. Пискунов Ф. . — К. , 1882. — С. 296.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. МАТЕЙ СТРЫЙКОВСКИЙ. ХРОНИКА ПОЛЬСКАЯ, ЛИТОВСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ. — Варшава: По изданию 1582 года, 1846. — С. ТОМ I, КНИГА ТРЕТЬЯ, Глава 1..
  4. Ключевский В.О. Лекция 45. // . 19 октября 2011 года.
  5. (белор.) (2 мая 1447). — Текст привилея. Дата обращения: 1 января 2010. 12 мая 2008 года.
  6. (недоступная ссылка) (польск.)
  7. Peter Paul Bajer: Scots in the Polish-Lithuanian Commonwealth 16th-18th century: the formation and disappearance of an ethnic group. Leiden 2012, .
  8. Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С. 315
  9. Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С. 316
  10. Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С.316
  11. Селицкий И. А. Поляки в России: XVII-XX вв.: Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи. — Краснодар: Кубанькино, 2003.
  12. Cynarski S. Saratyzm – ideologia i styl życia (польск.) // Polska XVII wieku / Red. J. Tazbira. — Warszawa, 1974. — S. 269—295 .
  13. Тананаева Л. И. Сарматский портрет // Из истории польского портрета эпохи барокко. — М. , 1979. — С. 10—28 .

Литература

  • Лойка, П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ — першай трэці ХVІІ ст.― Мн., 2002.
  • Лакотка, А. І., Чаквін, І. У., Шыдлоўскі, С. А. Культура сацыяльнай эліты ХІV — пачатку ХХ ст. Том 1. // Нарысы гісторыі культуры Беларусі. У 4 т. / А. І. Лакотка. — Мінск: Беларуская навука, 2013. — 575 с. — 1500 экз. ISBN 978-985-08-1567-5 .
  • Мальдзіс, А. І. Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. — Мінск: Лімарыус, 2001. — 383 с. — 2000 экз. ISBN 985-6300-11-8 .
  • Павятовая шляхта ВКЛ: гісторыя, геральдыка, генеалогія, культура (XVI—XVIII ст.). Матэрыялы навуковай канферэнцыі, Горадня, 18 лютага 2005 г. ― Горадня, 2006.
  • Падалінскі, У. Шляхта ВКЛ i вальны сойм Рэчы Паспалітай 1570 года // Беларускі гістарычны часопіс. 2004. № 6. С. 50—54.
  • Селицкий, А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII—XX вв.: Материалы международной научной конференции. — Краснодар: «Кубань», 2003. С. 105—128.
  • Сліж, Н. Шляхецкая сям’я ў Вялікім княстве Літоўскім у XVI—XVIІ стст.: уздзеянне саслоўнага падзелу грамадства на яе фарміраванне і развіццё. Аўтарэф. дыс. … канд. гіст. навук. ― Мн., 2002.
  • Уваров, И. Ю. Шляхта Великого княжества Литовского в контексте рыночных отношений: (По материалам вальных сеймов XVI в.) // Проблемы славяноведения. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 40—50.
  • Шаланда, А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ—ХVІІІ ст. / Аўтарэф. … дыс. канд. гіст. навук. Мн., 2000. — 18 с.
  • Шыдлоўскі, С. А. Культура прывілеяванага саслоўя Беларусі : 1795—1864 гг.. — Мінск: Беларуская навука, 2011. — 168 с. — 200 экз. ISBN 978-985-08-1241-4 .
  • Яковенко, Н. М. Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна Україна). Київ, 1993. [Рэц.: Славяноведение. 1995. № 2. С. 101—106; Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. М., 1995. С. 176—180].
  • Balzer, A. Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce // Kwart. Hist. 1898. Т. XII.
  • Bobrzyński, M. Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w. // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
  • Hube, R. Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc. Варшава, 1886.
  • Małecki, A. Studja heraldynne. Львов, 1890. Т. II.
  • Pawiński, A. Sejmiki ziemskie. Варшава, 1895.
  • Piekosiński, F. O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
  • Piekosiński, F. Rycerstwo polskie wieków średnich. Т. I—III.
  • Piekosiński, F. Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich. // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
  • Smoleński, W. Szlachta w świetle własnych opinji // Pisma historyczne. Краков, 1901. Т. I.

Ссылки

Источник —

Same as Шляхта