Interested Article - Донской, Марк Семёнович

Марк Семёнович Донско́й ( 21 февраля ( 6 марта ) 1901 , Одесса , Херсонская губерния , Российская империя 21 марта 1981 , Москва , СССР ) — советский кинорежиссёр, сценарист и педагог. Герой Социалистического Труда (1971), народный артист СССР (1966), лауреат трёх Сталинских (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968).

Биография

Родился 6 марта 1901 года в Одессе в семье каменщика и печника Самсона (Семёна) Донского . Участвовал в крымском революционном подполье. Был схвачен белыми и десять месяцев провёл в тюрьме . По свидетельству Ивана Папанина , был членом партизанской Крымской повстанческой армии .

После восстановления советской власти в Крыму принялся за учёбу. Год проучился на медицинском факультете. В 1921 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Крымского университета имени М. В. Фрунзе , которое окончил в 1925 году. Параллельно работал в следственных органах, в Верховном Суде УССР , в коллегии защитников .

В 1925 году выпустил сборник автобиографических рассказов «Заключённые», посвящённых крымским подпольщикам в годы гражданской войны, а затем на ту же тему написал пьесу «Заря свободы» и киносценарий «Последний оплот», с которым отправился в Москву «завоёвывать право на жизнь в кинематографе» .

В 1926 году познакомился с Виктором Шкловским , который устроил его в сценарный отдел 3-й Московской кинофабрики . Совместно со Шкловским написал сценарий «Лес» – о молодом специалисте лесного хозяйства, одиноко живущем и работающем на таёжной смолокурне, к которому во сне приходит Степан Разин. Затем в соавторстве с писателем-маринистом Алексеем Новиковым-Прибоем написал сценарий для Льва Кулешова «Женщина в море» – о моряках торгового флота. Эти сценарии не сохранились .

Работал помощником режиссёра, ассистентом по монтажу на киностудии Белгоскино в Ленинграде , режиссёром на Ленинградской киностудии Совкино , Востоккино . В 1938–1941 годах — на киностудии « Союздетфильм » .

В 1935 году стал первым советским режиссёром дубляжа , потратив около года на дублирование фильма Джеймса Уэйла « Человек-невидимка » (1933) .

Получил известность как автор трилогии « Детство Горького » (1938), « В людях » (1939) и « Мои университеты » (1940), созданной на основе одноимённых автобиографических повестей Максима Горького . По признанию Джузеппе де Сантиса , эти фильмы Донского оказали большое влияние на становление итальянского неореализма .

В июле 1941 года с началом Великой Отечественной войны утверждён членом редакции Боевых киносборников . В августе 1941 года приступил к работе над экранизацией романа Николая Островского « Как закалялась сталь » . Вместе с Киевской киностудией эвакуирован в Ашхабад . Параллельно со съёмками фильма « Как закалялась сталь » (1942) снял на Ашхабадской киностудии новеллу «Маяк» и конферанс к Боевому киносборнику № 9 (1942) . В январе 1944 года на экраны вышел его фильм « Радуга » . В мае 1944 года для «исправления положения» в документальном кино переведён на Центральную студию документальных фильмов .

В июне 1944 года аккредитован в качестве военного корреспондента Центральной студии документальных фильмов. Это позволило ему свободно передвигаться по недавно освобождённому Киеву и собирать свидетельства очевидцев. В октябре 1944 года на восстановленной Киевской киностудии художественных фильмов начал съёмки фильма « Непокорённые », в котором впервые в кинематографе рассказал о трагедии в Бабьем Яре .

В 1946—1949 годах – режиссёр « Союздетфильма » (с 1948 года — Киностудии имени М. Горького ).

В 1949 году принял участие в кампании по борьбе с космополитами , выступив на совещании в Доме кино . По воспоминаниям Григория Чухрая , Донской, как «человек живущий эмоциями и по существу мало понимающий в политике», воспользовался ситуацией, чтобы поквитаться с Сергеем Юткевичем , с которым у него были счёты; в итоге многие коллеги, в особенности евреи, стали презирать его .

В том же году сам Донской попал в опалу. Причиной послужил фильм « Алитет уходит в горы », подвергшийся обструкции за «аполитичность» и «идеологическую близорукость» . Согласно Чухраю, толчком к опале могла послужить переписка режиссёра со своей сестрой Марией, которая была замужем за членом Политбюро Коммунистической партии США .

Внешние изображения
Могила М. С. Донского на Новодевичьем кладбище

В 1955 году был «сослан» на Киевскую студию , где проработал до 1957 года , после чего вернулся на Киностудию имени Горького в качестве художественного руководителя одного из объединений и вновь обратился к творчеству М. Горького, экранизировав три его произведения .

В 1960 годы преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров .

Член ВКП(б) с 1945 года , член Союза кинематографистов СССР .

Скончался 21 марта 1981 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9) .

Семья

Фильмография

Режиссёр
Сценарист
Актёр

Библиография

  • Как я стал режиссёром // Рассказы мастеров киноискусства о своей работе . — сборник. — М. : Госкиноиздат, 1946. — 338 с.
  • Народный артист СССР Марк Донской . — М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1967. — 62 с. — (Режиссёры советского кино).
  • На подступах к большой теме // Искусство кино : журнал. — 1960. — Июнь ( № 5 ).
  • Нам нужен атакующий экран // Искусство кино : журнал. — 1970. — Сентябрь ( № 9 ).

Награды и звания

Память

Творчеству Марка Семёновича Донского был посвящён фильм Юрия Швырева и Григория Чухрая «Я научу вас мечтать…» (1985).

В честь Марка Донского названа улица в Симферополе .

Программа в еженедельном цикле телеканала « Культура » « Легенды мирового кино » (2004).

Примечания

  1. Фрейлих С. Этот неистовый Марк Донской // Искусство кино. – 1971. – № 6. – С. 43.
  2. Папанин И. Д. Лёд и пламень. – М.: Издательство политической литературы, 1977, с. 39.
  3. Ирина Гращенкова. Киноантропология XX/20. — Litres, 2017-09-05. — 671 с. — ISBN 9785040426119 .
  4. , с. 131.
  5. , с. 148.
  6. // Сайт о про-диснеевской анимации www.prodisney.ru : Интернет-сайт. — 2010. 9 июля 2021 года.
  7. . Культура (2011). Дата обращения: 9 апреля 2020. 26 августа 2019 года.
  8. Милена Мусина. . Государственный центральный музей кино (6 марта 2016). Дата обращения: 9 апреля 2020. 19 апреля 2020 года.
  9. , с. 112.
  10. , с. 113.
  11. Фомин В. Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материк, 2005. – С. 288.
  12. , с. 132.
  13. , с. 136.
  14. , с. 140.
  15. Михаил Аронов. . — М. : Новое литературное обозрение, 2015. — С. 768. — 912 с. — ISBN 978-5-4448-0369-1 .
  16. Григорий Чухрай . . Чапаев .
  17. от 11 июня 2020 на Wayback Machine /Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  18. . Новодевичье кладбище . Дата обращения: 9 апреля 2020. 15 января 2020 года.
  19. . Дата обращения: 2 марта 2012. 30 октября 2014 года.
  20. // Известия : газета. — 1944. — 15 апреля ( № 90 (8392) ). — С. 2 . 26 ноября 2022 года.
  21. // Комсомольская правда : газета. — 1939. — 2 февраля ( № 26 (4209) ). — С. 2 . 29 января 2020 года.
  22. от 27 ноября 2011 на Wayback Machine в Энциклопедии отечественного кино
  23. // Советский экран : журнал. — 1971. — Апрель ( № 8 (344) ). — С. 2 . 2 декабря 2022 года.
  24. . yandex.ru. Дата обращения: 16 сентября 2019.

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Марк Донской: [Сборник]. — М. : Искусство, 1973. — 272 с. — ( Мастера советского кино ).
  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / Авт.-сост: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : ВНИИ киноискусства, Госфильмофонд СССР, 1982. — Т. 1 (А—Д). — 154 с.
  • Вишневский Вен. 25 лет советского кино в хронологических датах. — М. : Госкиноиздат, 1945.

Ссылки

Источник —

Same as Донской, Марк Семёнович