Interested Article - Два государства для двух народов

Два государства для двух народов — план, предусматривающий окончание арабо-израильского конфликта путём отмены большинства итогов Шестидневной войны 1967 г., возвращения Израиля на границы 1949 г. и создания между Иорданом и Средиземным морем арабского государства Палестина наряду с еврейским государством Израиль (по-прежнему включающим в себя израильских арабов ). Концепция основана на резолюции №242 СовБеза ООН (1967) и кратко выражается формулой «территории в обмен на мир».

Согласно этому плану, палестинское государство предоставит гражданство как своим жителям, так и палестинским беженцам и их потомкам, которые смогут иммигрировать в новое государство. Обычно при этом предполагается, что арабские граждане Израиля смогут по собственному желанию остаться в Израиле либо переехать в палестинское государство и стать его гражданами. Возможность для евреев проживать в палестинском государстве, как правило, не предусматривается .

История

До возникновения Израиля

В 1937 г. комиссия Пиля предлагала создать еврейское государство на меньшей части территорий Подмандатной Палестины . Большинство территорий с преимущественным проживанием арабов, включая западный берег реки Иордан и сектор Газа , предлагалось присоединить к Трансиордании . Предложение было принято большинством еврейских лидеров и отклонено арабскими националистами Палестины, принципиально несогласными с возрождением в ней еврейского государства. Британское правительство в основном поддерживало позицию арабской стороны .

В 1947 г. недавно учреждённая ООН предложила план раздела Палестины на арабское и еврейское государства; Иерусалим и его окрестности должны были остаться под международным контролем. План был принят еврейскими лидерами и отклонён арабскими, которые в целом противились еврейскому присутствию в регионе .

Арабо-израильская война 1947—1949 гг. и её итоги

Вскоре после этого началась Арабо-израильская война (1947—1949) . В итоге около половины территорий, которые ООН предлагала выделить под арабское государство, а также Западный Иерусалим, вошли во вновь образованное государство Израиль .

При этом Западный берег р. Иордан , включая Восточный Иерусалим , был оккупирован, а в 1950 г. аннексирован Иорданией . Сектор Газа был оккупирован Египтом . Евреи на территориях бывшей Подмандатной Палестины , контролируемых арабскими странами, были полностью изгнаны или истреблены, их имущество конфисковано или уничтожено .

Другими результатами войны стали исход и изгнание из Израиля палестинских арабов-беженцев , а также исход и изгнание евреев из мусульманских стран . Лишившиеся дома евреи арабских стран смогли получить гражданство Израиля и других государств, но палестинским арабам-беженцам, по решению ЛАГ от 1952 г., было отказано в предоставлении гражданства всеми арабскими странами. Лишь палестинцы, оказавшиеся на Западном берегу р. Иордан , получили гражданство Иордании , аннексировавшей эту территорию . В структуре ООН палестинскими беженцами ведает отдельное агентство БАПОР , реализующее по отношению к ним особую политику .

Арабо-израильский конфликт и Холодная война

Арабо-израильская война (1947—1949) совпала по времени с формированием геополитических блоков и началом Холодной войны , в ходе которой США и СССР рассматривали Ближний Восток, по выражению ряда историков, как часть «шахматной доски», где разворачивалась борьба сторон . После войны 1947—1949 г., США и НАТО поддерживали Израиль, а СССР и ОВД — антиизраильскую коалицию арабских стран и организаций.

После Шестидневной войны 1967 г.

В результате Шестидневной войны 1967 г. сектор Газа и Западный берег р. Иордан перешли под контроль Израиля; помимо восстановления старых, началось строительство новых еврейских районов и поселений . СовБез ООН резолюцией №242 потребовал от Израиля вывода войск и отмены итогов войны.

СССР и Лига арабских государств (ЛАГ) также требовали отмены итогов войны и отступления Израиля, как минимум, на границы 1949 г. Основанная ЛАГ незадолго до этого Организация освобождения Палестины (ООП) отрицала, согласно своей Палестинской хартии 1968 г., право Израиля на существование.

Заявляя о праве палестинского народа на самоопределение, ООП использовала как пропаганду , так и широкую кампанию массового террора , опираясь на поддержку СССР и ЛАГ. Предложение «плана двух государств», совпадающее с требованиями этих стран, было впервые озвучено представителем ООП в Англии (англ.) в середине 1970-х гг.

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла постановление о создании Комитета по правам палестинского народа . В 1976 г. Комитет предоставил рекомендации, среди которых было предоставление «прав на самоопределение, национальную независимость и суверенитет» палестинского народа . Совет Безопасности обсудил рекомендации, но не смог достичь решения из-за вето США , аргументированного тем, что границы должны обсуждаться сторонами напрямую. Совет впоследствии неоднократно поднимал этот вопрос; его рекомендации были одобрены Генеральной Ассамблеей в 1976 г. и одобрялись ею в последующие годы .

Карта Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, 2007. Согласие о границах является главным препятствием в решении на основе двух государств.

Палестинская Декларация Независимости 1988 г. ссылалась на резолюцию ООН 1947 г. , что иногда (например, Дж. Сегалом и др. ) интерпретировалось как косвенное признание Израиля и поддержка принципа двух государств со стороны ООП.

В последние годы

В 1990-е годы между ООП и Израилем велись подробные переговоры о «двух государствах», начиная с Мадридской конференции (1991) . Наиболее существенными соглашениями стали Соглашения в Осло (1993—1995) .

Переговоры продолжились в Кэмп-Дэвиде в 2000 г., за ними последовали переговоры в Табе в 2001 г.; те и другие завершились безрезультатно .

Возможные решения обсуждались лидерами США и Саудовской Аравии . В 2002 г. саудовский принц (в последующем — король) Абдалла предложил « Арабскую мирную инициативу », принятую ЛАГ и в основном дублирующую требования ООП.

Президент США Джордж Буш созвал по мирному урегулированию между Израилем и ПНА «с участием представителей стран, которые поддерживают решение о создании двух государств <…>, отвергают насилие, признают право Израиля на существование и привержены выполнению всех предыдущих соглашений» . На конференции ПНА, Израиль и США согласились с принципом двух государств как основой для переговоров и обязались достичь мирного соглашения до конца 2008 г. , чего не произошло.

В 2009 г. президент США Барак Обама в обращении в Каире к исламскому миру подтвердил приверженность Штатов принципу «двух государств» .

Израильские организации

Израильские политические партии

После заключения соглашений в Осло почти все израильские партии когда-либо, по крайне мере формально, поддерживали план «двух государств» в том или ином виде; в частности, Ликуд (Бар-Иланская речь Нетаниягу ), НДИ («План Либермана» ), Авода , Ха-Тнуа , Еш Атид , Мерец , Хадаш . Однако большинство партий Израиля ( умеренно правые , центристские и умеренно левые ) ставят при этом ряд существенных условий, отвергнутых палестинской стороной .

Неизменно против плана «двух государств для двух народов» выступали правые еврейские партии Еврейский дом и Оцма ле-Исраэль (позже преобразованная в Оцма Йехудит ). Не видя краткосрочной перспективы решения конфликта, они выступают за развитие еврейских поселений в Иудее и Самарии .

Арабский блок партий РААМ - ТААЛЬ выступал против плана «двух государств», за объединение Израиля с палестинскими территориями в « одно государство для двух народов » .

Израильские пропалестинские организации

В Израиле существуют десятки левых НКО, движений и проектов, преимущественно с зарубежным финансированием, критикующих политику Израиля и призывающих его к территориальным и политическим уступкам палестинской стороне . Некоторые из них сосредоточены на продвижении плана «двух государств для двух народов», например, движение , заявлявшее в 2009 г. об одобрении этой идеи 74 % палестинцев и 78 % израильтян (что противоречит данным многих других опросов ). Также известны Шалом ахшав («Мир сейчас») и Женевская инициатива .

Препятствия и противоречия

Палестинский терроризм

Каждый месяц на израильтян, преимущественно на гражданских лиц, происходят сотни нападений палестинских террористов . Израиль отказался от продолжения мирного процесса в условиях террора и сотрудничества ПНА с радикальными террористическими группами , и требует от ПНА решительной борьбы с терроризмом . Как выразился Шломо Бен-Ами , «Нельзя утром отправлять солдат, чтобы они предотвратили теракты, а вечером вести переговоры с теми, кто эти теракты организует» .

Однако палестинская сторона и многие её сторонники, особенно в исламском мире , считают палестинских боевиков шахидами (мучениками за веру) , революционерами или партизанами , выражая им одобрение . Представители и члены ФАТХ , возглавляющей ООП и ПНА , даже после соглашений в Осло , заявляли об уничтожении Израиля как о конечной цели , совершали и финансировали теракты , одобряют террористов , используют в школах учебники, где Израиль отсутствует на карте, а его территория означена как «Палестина» . Руководство ПНА поддерживает заключенных террористов и семьи «шахидов» выплатами , получившими название pay to slay (прим. пер. с англ. «плата за убийства»). В 2018 г. эти выплаты составляли 7 % от бюджета ПНА или 44 % от получаемой иностранной помощи . Палестинские дети активно вовлекаются в террористическую деятельность (вплоть до самоподрывов ) с помощью образовательной системы , медиа и военизированных детских организаций .

Большинство палестинцев считают террор эффективным способом давления на Израиль. Так, по данным опроса палестинцев в 2002 г. , нападения на израильских военных скорее поддержали (от 6 до 10 по 10-бальной шкале) 85 % опрошенных; теракты-самоубийства против гражданского населения Израиля скорее поддержали 69,5 % респондентов. При этом 63,9 % опрошенных сочли, что увечья и гибель израильских гражданских лиц сделают Израиль более склонным к компромиссам . По данным от 2021 г., если бы в ПНА проводились выборы президента, то, выбирая между главами радикального ХАМАС и более умеренного ФАТХ, 53 % голосующих палестинцев выбрали бы главу ХАМАС Исмаила Ханию , и лишь 36 % — главу ФАТХ Махмуда Аббаса . 84 % палестинцев в секторе Газа и 65 % на Западном берегу р. Иордан поддержали формирование дополнительных вооружённых групп, независимых от администрации ПНА. По опросу той же НКО в 2022 г., 59 % палестинцев сочли, что вооружённые теракты по отношению к израильским гражданам внутри « зелёной черты » соответствуют «интересам палестинцев по прекращению оккупации» . Согласно опросу, проведённому среди палестинцев Газы и Западного берега с 31 октября по 7 ноября 2023 года Бирзейтским университетом , 59 % из них полностью оправдали массовую резню израильтян 7 октября ; ещё около 16 % респондентов поддержали её «в определенной степени», и ещё 11 % заявили, что не осуждают её .

Требование Израиля об отсутствии военной угрозы

Голда Меир заявляла в 1969 г.: «"палестинское государство" между нами и Иорданией неизбежно превратится в базу, с которой будет удобно атаковать и разрушать Израиль» . В своей книге «Место под солнцем» (1993) Биньямин Нетаньяху также писал о важности для безопасности Израиля его военного контроля над территориями Западного берега р. Иордан (Иудея и Самария) , придающего «стратегическую глубину» израильской системе обороны. Нетаньяху заявлял о недопустимости на этих территориях враждебного военного присутствия, особенно с учётом крайне малых размеров Израиля и его формы в виде прижатой к морю полосы. Критикуя Нетаньяху, его оппонент и лидер оппозиции Ицхак Герцог , член партии Авода , повторил, однако, в 2016 г. его тезис о важности сохранения военного контроля над Западным берегом, заявив, что в обозримом будущем « ЦАХАЛ останется на всех территориях и не сдвинется с места» .

Одними из главных требований Израиля, повторённых как в программной речи Биньямина Нетаньяху в 2009 г. , так и в речи Яира Лапида в ООН в 2022 г. , являются прекращение террора и демилитаризованность будущего Палестинского государства как гарантии мира и безопасности Израиля. Евгений Примаков называл такую демилитаризацию «полусуверенитетом» . Многие палестинские политики отвергали требование демилитаризации . Согласно опросам, проведённым в 2013—2014 гг. на Западном берегу и в секторе Газа, 71 % палестинцев были против создания государства без армии, даже при наличии мощных сил безопасности и международных миротворцев на своей территории .

Негативный опыт уступок со стороны Израиля

В основе соглашений в Осло (1993—1995 гг.) лежала концепция «территории в обмен на мир». Однако, подписав эти соглашения, Ясир Арафат не остановил палестинский терроризм и его пропаганду . Террор усилился , достигнув кульминации при Второй интифаде ; несмотря на множество «жертв мира», положение Израиля после соглашений «Осло» ухудшилось .

В результате отступления Израиля из южного Ливана в 2000—2006 г., этот регион перешёл под контроль Хезболлы , вскоре спровоцировавшей Вторую ливанскую войну ; теракты и провокации на северной границе Израиля стали постоянными . Надежды, возлагавшиеся на миротворцев ООН в Ливане в отношении сдерживания Хезболлы, не оправдались .

После одностороннего размежевания 2005 г., в секторе Газа на выборах победил ХАМАС , усиливший ракетные обстрелы Израиля ; характерна фраза Шимона Переса после того, как одна из таких ракет ранила 69 израильских солдат: «Непонятно, почему они продолжают стрелять в нас, хотя мы отступили из сектора Газа» .

В итоге, даже ряд политиков левого толка были вынуждены признать, что отступление из Газы в том виде, в котором оно было совершено в 2005 году, было ошибкой , и что, в целом, выработанная в Осло формула «два государства для двух народов» более неактуальна . Территориальные уступки привели не к прекращению террора и деэскалации арабо-израильского конфликта , а к прямо противоположному результату. В Израиле широко распространено мнение, что любое его отступление воспринимается врагами как признак слабости и сигнал для усиления террора .

Согласно опросу Института Смита в 2017 г., 72 % израильских евреев выступили против формулы «территории в обмен на мир» . Её заменила продвигаемая Биньямином Нетаньяху политика «мир в обмен на мир» — постепенная нормализация Израилем отношений с арабским миром без выполнения палестинских требований, выраженная в Соглашениях Авраама (2020—2021) .

Еврейский характер Израиля и палестинские беженцы

Израиль был образован как национальное государство еврейского народа. В Декларации независимости Израиля 1948 г. слово «евреи» в различных формах употреблено 30 раз . В 2018 г. был также принят Основной закон «Израиль — национальное государство еврейского народа» , закрепивший этот принцип .

Вместе с тем, одним из принципиальных требований, выдвигавшихся ООП , было и остаётся право на возвращение и получение гражданства Израиля палестинскими беженцами и всеми их потомками на основании от 1948 г., где в п.11 было указано: «беженцам, желающим вернуться к себе домой и жить в мире со своими соседями, следует разрешить это сделать в кратчайший возможный срок, а тем, кто не пожелают возвращаться, должна быть выплачена компенсация» . В 2004 г. Ясир Арафат охарактеризовал требование права палестинских беженцев на возвращение как «божественное» повеление, заявив: «В мире нет ни одного органа, который имел бы право отказаться от права палестинских беженцев вернуться на свою родину <...> Никаких уступок, никаких переговоров не будет, и расселение [беженцев] не будет происходить [за пределами Палестины]. Каждый палестинский беженец, до единого, имеет священное право вернуться на свою родину, в Палестину, в соответствии с законными международными резолюциями и, прежде всего, резолюцией, касающейся возвращения беженцев, 194-й» . В Арабской мирной инициативе ЛАГ также потребовала от Израиля «достичь справедливого решения проблемы палестинских беженцев, подлежащего согласованию на основании резолюции Генассамблеи ООН № 194» .

Между тем, количество палестинских беженцев с их потомками выросло за несколько поколений с сотен тысяч до нескольких миллионов и составило в 2021 г., по оценке ООН, 5,8 млн человек . Массовое вливание потомков палестинских беженцев позволило бы, вместе с существующим арабским населением Израиля (составлявшим на 2022 г. 2 млн., то есть 21 % от всех граждан страны ), радикально изменить этнический состав населения. Это означало бы конец Израиля как еврейского государства, что противоречит схеме «два государства для двух народов». Данное требование Израиль всегда отвергал как неприемлемое .

Отрицание палестинской стороной права евреев на государство

Изначальной целью ФАТХ и ООП было уничтожение Израиля; как выражался их первый глава Ясир Арафат , «мир для нас означает уничтожение Израиля» . После соглашений в Осло эти организации, возглавившие ПНА , формально признали принцип «двух государств», но часто делали противоречащие ему заявления . Так, Арафат заявлял в 1996 г.: «мы уничтожим Израиль и установим полностью арабское государство» . Преемник Арафата Махмуд Аббас продолжил ту же линию, то признавая «два государства» , то называя Израиль «колониальным проектом, не имеющим ничего общего с евреями» ; он не убрал из устава ФАТХ требование об уничтожении Израиля и положение о вооружённой борьбе с ним . ФАТХ многократно отказывалась от мира на приемлемых для Израиля условиях и от прекращения сотрудничества с наиболее радикальными террористическими организациями, не признающими Израиль .

Существует целый ряд таких вооружённых организаций, не подчиняющихся ФАТХ, но сохраняющих с ним различную степень координации действий. ХАМАС , правящий в секторе Газа и частично финансируемый Ираном , неоднократно заявлял об уничтожении Израиля как своей конечной цели . Как выражался в 2010 г. один из его основателей Махмуд аз-Захар , «Мы требуем освобождения Западного берега и создания государства на Западном берегу и в Газе со столицей в Иерусалиме, но без признания [Израиля]. В этом ключ — не признать израильского врага ни на одном дюйме земли…» . В 2008 г. и 2013 г. поступали сообщения о возможности признания ХАМАС Израиля в границах « зелёной линии », однако в итоге они не были подтверждены. Хезболла , созданная Ираном и базирующаяся в Ливане , является отдельной крупной арабской про-палестинской террористической организацией, также отрицающей право Израиля на существование . Кроме них, активен Палестинский исламский джихад (чьи позиции особенно сильны в секторе Газа , Хевроне и Дженине ), НФОП , Львиное логово из Наблуса (Шхема) и многие другие вооружённые группировки.

Активисты антисионистского толка и пропалестинские группы также часто заявляют, что еврейского государства существовать не должно; для такой позиции характерен лозунг « От реки до моря, Палестина будет свободной » (пространство между Иорданом и Средиземным морем включает в себя Израиль) . Так, движение BDS , заявляющее, что представляет интересы всех палестинцев в мире , отрицает решение «двух государств», призывая к бойкоту Израиля, выводу инвестиций и санкциям против него, пока Израиль не согласится на отказ от своего еврейского характера в пользу схемы « одно государство для двух народов ». BDS отвергает любую форму нормализации отношений с Израилем ; как высказался их основатель Омар Баргути : «Еврейское государство в Палестине, в любой форме, не может не противоречить основным правам коренного палестинского населения» .

Пропалестинские группы и активисты нередко заявляют, что евреи не народ, а религия, а значит, евреи не имеют право на государство, что также отрицает схему «два государства для двух народов».

Позиция палестинских лидеров и организаций часто характеризовалась критиками как стремление «не к миру с Израилем, а к миру без Израиля» . Как выразился Эхуд Барак , вернувшись с переговоров с Ясиром Арафатом в Кэмп-Дэвиде : «Мы перевернули каждый камень, но не нашли партнера на другой стороне» .

Отрицание Израилем права палестинцев на новое государство

В Израиле и среди его сторонников распространено мнение о палестинцах как о разновидности арабов , но не отдельной нации; палестинское право на самоопределение рассматривается при этом как вражеский инструмент в арабо-израильском конфликте .

Израильская сторона также указывает на то, что около 80 % площади Подмандатной Палестины , предназначавшейся, по приложению к британскому мандату , для создания «еврейского национального дома», уже отданы Британией в 1923 г. для создания арабского государства Трансиордания (с 1949 г. Иордания ). Согласно этому взгляду, Иордания уже стала, таким образом, государством палестинских арабов, претендующих теперь на ещё одно государство . Как выразилась Голда Меир , «Между Средиземным морем и границами Ирака, там, где раньше была Палестина, существуют теперь два государства, одно еврейское, другое арабское, и для третьего там места нет» .

В интервью 2022 г. избранный премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху , глава лидирующей партии Ликуд , не отрицая существования палестинцев, скептически отозвался о схеме «двух государств для двух народов», заявив о том, что территорию, в связи с её небольшим размером, трудно разделить. Нетаньяху добавил: «Палестинцы должны иметь все полномочия управлять собой и никакой возможности угрожать Израилю, что в основном означает, что ответственность за общую безопасность остаётся за Израилем <…> хорошо, называйте это как хотите. Назовите это, я не знаю, ограниченным суверенитетом. Назовите это автономией-плюс <…> Но это реальность. И прямо сейчас, если вы спросите израильтян по всему политическому спектру, за исключением крайне левых, большинство израильтян с этим согласны» .

Статус Иерусалима

После войны за независимость 1948 г. Израиль контролировал Западный Иерусалим , а после Шестидневной войны 1967 г. присоединил к нему Восточный Иерусалим , ранее аннексированный Иорданией . В 1980 г. Кнессет принял Основнй закон об Иерусалиме , объявивший Иерусалим «единой и неделимой столицей Израиля» . Палестинская сторона, поддержанная ООН, требует выделить ей Восточный Иерусалим в качестве столицы будущего государства, и также указала в своём основном законе «Иерусалим является столицей Палестины» . Политический статус Иерусалима осложняется тем, что для обеих сторон город и его святыни имеют особое значение. По опросу 2013 г., 74 % израильских евреев отвергли идею палестинской столицы в любой части Иерусалима; лишь 15 % поддержали идею палестинской столицы в Восточном Иерусалиме .

Еврейское население на спорных территориях

Евреи (известные как « старый ишув ») были частью населения средневековой Палестины; в Восточном Иерусалиме существовал Еврейский квартал . С конца XIX века к ним добавились евреи- сионисты («новый ишув»). В ходе войны за независимость Израиля 1948 г. Западный берег р. Иордан , включая Восточный Иерусалим, был оккупирован, а в 1950 г. аннексирован Иорданией ; евреи на этих территориях были полностью изгнаны или истреблены, а их недвижимость конфискована или уничтожена . После Шестидневной войны 1967 г. и перехода Западного берега под контроль Израиля, еврейское присутствие там возобновилось. Помимо восстановления старых, началось строительство новых еврейских районов и населённых пунктов , осуждаемое ООН .

На конец 2020 г. в Восточном Иерусалиме евреи составляли 39 % от населения (около 234 тыс. человек) . На западном берегу р. Иордан (территория Иудеи и Самарии) проживает, по состоянию на 2023 г., свыше 0,5 млн евреев — граждан Израиля , что составляет около 15 % от общего населения. Подавляющее большинство из них живёт в городах и поселениях, официально признанных Израилем его населёнными пунктами, меньшая часть — в нелегальных форпостах . Еврейское население проживает преимущественно на 5-6 % от спорной территории .

Считая всю эту территорию принадлежащей палестинцам, палестинская сторона при поддержке ООН , ЕС и Демократической партии США протестует против строительства новых израильских поселений, а также расширения и легализации существующих, называя такую деятельность «кражей земли», «этнической чисткой» и даже «геноцидом» . ПНА отвергает одностороннюю аннексию Израилем любой части Западного берега, если таковая произойдёт не в рамках окончательной сделки . По мнению части палестинцев, израильские поселения на спорных территориях уничтожили возможность решения по формуле «два государства для двух народов», поскольку арабские и еврейские населённые пункты теперь перемешаны, что затрудняет проведение границ нового государства . Дискуссии об обмене территориями и населением плодов не принесли .

Отсутствие у палестинцев единого легитимного лидера

У палестинцев нет единой политической власти. Около 2,17 млн палестинцев живут в секторе Газа под властью ХАМАС , не признающего право Израиля на существование. Около 2,83 млн палестинцев (не считая Восточного Иерусалима ) зарегистрированы на Западном берегу (территория Иудеи и Самарии) . В этой зоне правит ООП , возглавляемая ФАТХ — организацией, непопулярной среди местного арабского населения из-за её недостаточно радикальной позиции и коррупмированности, и не проводившей парламентских выборов с 2006 г. Среди палестинцев сектора Газа и Западного берега Иордана популярнее всего организации, выступающие за уничтожение Израиля (ХАМАС, Исламский джихад) и признанные Израилем, как и большей частью западного мира , террористическими . В отдельных городах Западного берега (например, Дженине ) власть ФАТХ ограничена в связи с высокой популярностью в них более радикальных террористических организаций, держащих там сотни вооружённых боевиков. Примерно 0,5 млн палестинцев проживают в Ливане , без гражданства, под влиянием Хезболлы , также не признающей Израиль и подконтрольной Ирану . Ещё несколько миллионов человек, определяющих себя как палестинцы, проживают в Иордании, Сирии, Пакистане и других странах мира . Часть израильских арабов , согласно опросам, считает себя палестинцами, хотя настроены далеко не так радикально, как жители ПА .

Разочарование обеих сторон в решении «двух государств»

Согласно опросам, проводимым Израильским институтом демократии , поддержка решения «два государства для двух народов» среди еврейского населения Израиля снижается; она составляла 47 % в 2017 г., 41 % в 2019 г., и в 2022 г. — только 32 % . Согласно опросу института «Мидгам» в 2017 г., 81 % израильских евреев высказались за сохранение израильского суверенитета над Западным берегом Иордана . По опросу Института Смита в 2017 г., 72 % израильских евреев заявили, что считают неактуальной формулу «территории в обмен на мир» .

По данным опроса , в марте 2007 г. в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан 47,5 % палестинцев соглашались на признание Израиля, согласно требованию международного квартета ; 48,3 % не соглашались на это . По опросам 2021 г., лишь 32 % палестинцев поддержали идею «двух государств для двух народов» ; в 2022 г. лишь 28 % палестинцев поддержали эту идею, и 69 % высказались против неё .

Согласно опросу Исследовательского центра Пью в сентябре 2023 г., 67% палестинцев высказались против решения «два государства для двух народов». Согласно тому же опросу, в возможность мирного сосуществования Израиля с палестинским государством верят лишь 35% граждан Израиля (32% евреев и 41% израильских арабов) .

Согласно опросу, проведённому Бирзейтским университетом среди палестинцев Газы и Западного берега с 31 октября по 7 ноября 2023 года, 68 % из них выступили против схемы «двух государств для двух народов» .

По мнению широкого круга израильских политиков и экспертов, как правых , так и левых (за исключением крайне левых ), в сложившихся условиях решение «двух государств для двух народов» является нереалистичным, не учитывающим контекст и невыполнимым .

См. также

Примечания

  1. Benhorin, Yitzhak (2011-09-14). . Ynetnews (англ.) . Дата обращения: 13 сентября 2023 .
  2. Эпштейн А.Д. Горизонты и миражи палестинской государственности . — М. : Мосты культуры, 2016. — С. 187-189. — 432 с. — ISBN 978-593273-392-91.
  3. от 7 октября 2012 на Wayback Machine Jewish Virtual Library . «The British Government accompanied the publication of the Woodhead Report by a statement of policy rejecting partition as impracticable in the light of the Commission’s investigations, but suggesting that Arab-Jewish agreement might still be possible.»
  4. . www.jewishvirtuallibrary.org . Дата обращения: 15 августа 2023.
  5. Bregman, Ahron. A History of Israel, Palgrave Macmillan. — Red Globe Press, 2002. — ISBN 0333676319 .
  6. Benny Morris. . How the national trauma of Kfar Etzion helped bring Israeli Yeshiva boys to the West Bank (англ.) . Tablet (25 июня 2014).
  7. . newsru.co.il (10 марта 2010).
  8. www.middleeastpiece.com . Дата обращения: 14 августа 2023.
  9. Sekulow, Jay (англ.) . Foreign Policy (17 августа 2018). Дата обращения: 7 января 2024.
  10. unwatch (амер. англ.) . UN Watch (18 марта 2020). Дата обращения: 7 января 2024.
  11. Bruno Pierri. [ A Chess Game in the Middle East: Dr. Kissinger's Diplomacy against the Ussr during the Yom Kippur War. Published in: Rivista di Studi Politici Internazionali Nuova Serie, Vol. 76, No. 3 (303) (Luglio-Settembre 2009)] / Maria Grazia Melchionni. — 2009. — С. 351—380.
  12. Ayoob, Mohammed. The Middle East in world politics . 1981, page 90
  13. Ḥusayn Āghā, Shai Feldman, Aḥmad Khālidī, Zeev Schiff. Track-II diplomacy: lessons from the Middle East . 2003, page 11
  14. от 10 августа 2016 на Wayback Machine Создание Комитета по правам палестинцев, 1975 год
  15. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  16. Ха-Арец » от 26 ноября 2012 на Wayback Machine There can be no doubt that the Palestinians, in citing the partition resolution as a basis in international law for the State of Palestine, deliberately choose to link their international legitimacy to that of Israel. This can be seen in the startling fact that when it discusses the UN resolution the declaration says it «partitioned Palestine into two states, one Arab, one Jewish.»
  17. от 8 мая 2018 на Wayback Machine // New York Times
  18. . lenta.ru (28 января 2001).
  19. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 5 июля 2017 года.
  20. . newsru.com . 2007-07-16.
  21. . www.kommersant.ru (29 ноября 2007). Дата обращения: 14 августа 2023.
  22. . Дата обращения: 21 января 2013. 5 февраля 2013 года.
  23. от 9 июля 2013 на Wayback Machine «если палестинцы признают Израиль как государство еврейского народа, то мы будем готовы в будущем мирном соглашении достигнуть решения, где демилитаризированное палестинское государство существует рядом с еврейским государством.»
  24. . Дата обращения: 8 февраля 2013. 13 февраля 2013 года.
  25. от 29 марта 2013 на Wayback Machine «Two democratic nation-states for the two peoples living in peace side by side. Peace and cooperation will be established between the two states.»
  26. . Дата обращения: 1 февраля 2013. 27 января 2013 года.
  27. «Мы должны вернуться за стол переговоров с палестинцами, чтобы достичь окончательного урегулирования на базе принципа „два государства для двух народов“, в рамках которого большие поселенческие массивы ( Ариэль и близлежащие районы, Гуш-Эцион , Маале-Адумим ) останутся внутри государства Израиль.»
  28. от 4 марта 2016 на Wayback Machine «Meretz Leader: The Only Solution is Two States»
  29. от 27 января 2013 на Wayback Machine «ХАДАШ первый воспользовался девизом — „Два государства для двух народов“, первым заявил о том, что приватизация приведёт к увеличению бедности, первым выступал против ненужных войн с самого первого их дня.»
  30. (англ.) . The Washington Institute . Дата обращения: 15 августа 2023.
  31. // Walla!
  32. (рус.) (30 декабря 2015). Дата обращения: 22 августа 2023.
  33. . Israel Hayom . 2022-02-06.
  34. . www.admin.ch . Дата обращения: 16 августа 2023.
  35. . Дата обращения: 1 февраля 2013. 2 апреля 2015 года.
  36. . Израильский институт демократии . 2022-09-25. из оригинала 1 января 2023 . Дата обращения: 1 января 2023 .
  37. (англ.) . Palestine Center for POLICY and SURVEY RESEARCH (24 марта 2007).
  38. Staff, ToI (амер. англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  39. (англ.) . GOV.IL . Дата обращения: 6 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  40. Black, Ian (2014-04-24). . The Guardian (англ.) . 0261-3077 . Дата обращения: 14 августа 2023 .
  41. (амер. англ.) . Jewish Telegraphic Agency (3 июня 2001). Дата обращения: 15 августа 2023.
  42. Gil Tanenbaum. (амер. англ.) . Israel Today (7 сентября 2022). Дата обращения: 15 августа 2023.
  43. . NEWSru.co.il (13 сентября 2023). Дата обращения: 13 сентября 2023.
  44. Роберт Спенсер, пер. Вадима Черновецкого (Sem40.Ru). . sem40.ru (20 октября 2003). Дата обращения: 15 августа 2023.
  45. . Лехаим (13 июня 2021). Дата обращения: 15 августа 2023.
  46. . NEWSru.co.il (19 сентября 2022). Дата обращения: 15 августа 2023.
  47. Давид Бедин, перевод С. Силаковой (Sem40.Ru). . web.archive.org (14 мая 2004). Дата обращения: 13 августа 2023.
  48. . Посольство Израиля в России (2 ноября 2014). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  49. Gold, Dore (амер. англ.) . Jewish Telegraphic Agency (7 сентября 2003). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  50. . Lenta.ru . 2004-11-06.
  51. Михаил Фальков. . Новости онлайн (12 декабря 2000). Дата обращения: 6 августа 2023. Архивировано 1 ноября 2005 года.
  52. . NEWSru.com (9 июня 2004). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  53. . web.archive.org (3 сентября 2009). Дата обращения: 6 августа 2023. Архивировано 3 сентября 2009 года.
  54. И. Маркус, Б. Крук (MAOF). . web.archive.org (26 мая 2006). Дата обращения: 13 августа 2023.
  55. Болтянская, Нателла (рус.) . Детали (4 июля 2023). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  56. (англ.) . UN Watch (14 марта 2023).
  57. . newsru.co.il (16 мая 2016).
  58. . newsru.co.il (13 декабря 2018).
  59. (англ.) . ООН (9 мая 2022). Дата обращения: 6 августа 2023. 27 июля 2022 года.
  60. (амер. англ.) . JINSA (13 июля 2022). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  61. . newsru.co.il . 2023-05-11.
  62. . STMEGI . Дата обращения: 17 августа 2023.
  63. . NEWSru.co.il (18 июля 2007). Дата обращения: 17 августа 2023.
  64. . 7 КАНАЛ (26 октября 2016). Дата обращения: 20 августа 2023.
  65. Новости (рус.) . Детали (14 февраля 2023). Дата обращения: 17 августа 2023.
  66. Program on International Policy Attitudes. (англ.) . web.archive.org (9 декабря 2002). Дата обращения: 6 августа 2023. Архивировано 24 октября 2007 года.
  67. (англ.) . AP News (15 июня 2021). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 июля 2023 года.
  68. (англ.) . Palestinian Center for POLICY and SURVEY RESEARCH (28 июня 2022).
  69. . cursorinfo.co.il (17 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  70. Голда Меир. Моя жизнь . — Иерусалим: Библиотека М.Гринберга, 2023. — С. 398.
  71. Нетаньяху, Биньямин. . — 1996. — С. 89—90. — 672 с.
  72. . www.7kanal.co.il (8 февраля 2016). Дата обращения: 30 августа 2023.
  73. . NEWSru.co.il (15 июня 2009). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  74. . GOV.IL . Дата обращения: 6 августа 2023. 22 сентября 2022 года.
  75. Евгений, Примаков . www.lgz.ru . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  76. Waked, Ali (2009-06-25). . Ynetnews (англ.) . из оригинала 7 августа 2023 . Дата обращения: 7 августа 2023 .
  77. (амер. англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  78. . www.pcpsr.org . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  79. . 7 КАНАЛ (18 октября 2021). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  80. . web.archive.org (3 сентября 2009). Дата обращения: 31 августа 2023.
  81. Эпштейн А.Д. Израильтяне и палестинцы: от конфронтации – к переговорам и обратно . — Москва, изд-во "Мосты культуры" / Иерусалим, изд-во "Гешарим", 2009. — С. 126. — 192 с. — ISBN 978-5-93273-303-9 .
  82. Даниэль Ройзман. . Zahav.ru (30 октября 2020). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  83. Владимир (Зеэв) Ханин. . gazeta.rjews.net . Дата обращения: 15 августа 2023.
  84. // Еврейская панорама. — 2016. — Январь ( № 1 ). — С. 16 . 13 ноября 2022 года.
  85. David Schenker, Assaf Orion. (англ.) . The Washington Institute (21 июня 2022). Дата обращения: 31 августа 2023.
  86. . NEWSru.co.il (1 января 2006). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  87. (англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com (11 сентября 2007). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  88. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  89. (англ.) . Israel National News (18 февраля 2009). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  90. Wootliff, Raoul (англ.) . www.timesofisrael.com (20 января 2016). Дата обращения: 30 августа 2023.
  91. איתן כבל (2018-05-24). . הארץ (иврит) . Дата обращения: 30 августа 2023 .
  92. Александр Майстровой. . НДИ (22 ноября 2011). Дата обращения: 10 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  93. . vesty.co.il (16 ноября 2017). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  94. Шмуэль Тригано. STMEGI (10 октября 2021). Дата обращения: 20 августа 2023.
  95. Новости (рус.) . Детали (10 июля 2017). Дата обращения: 31 августа 2023.
  96. ndi_admin (рус.) . Партия "Наш дом Израиль" (13 июля 2017). Дата обращения: 31 августа 2023.
  97. . NEWSru.co.il (13 августа 2020). Дата обращения: 31 августа 2023.
  98. . BBC News Русская служба . 2020-08-31 . Дата обращения: 31 августа 2023 .
  99. . Кнессет (14 мая 1948). Дата обращения: 6 августа 2023. 28 февраля 2023 года.
  100. . Кнессет . Дата обращения: 6 августа 2023. 8 мая 2023 года.
  101. (англ.) (PDF). UN (1948).
  102. Lt. Col. Jonathan D. Halevi. (англ.) . www.jcpa.org (16 августа 2004). Дата обращения: 3 сентября 2023.
  103. (англ.) . 2002-03-28 . Дата обращения: 3 сентября 2023 .
  104. . Агентство ООН по делам беженцев (16 июня 2022). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  105. . GOV.IL . Дата обращения: 6 августа 2023. 1 ноября 2022 года.
  106. (англ.) . 2007-03-31. из оригинала 22 марта 2017 . Дата обращения: 6 августа 2023 .
  107. Gold, Dore (амер. англ.) . Jewish Telegraphic Agency (7 сентября 2003). Дата обращения: 7 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  108. . MigNews (15 января 2018). Дата обращения: 11 сентября 2023.
  109. от 18 ноября 2012 на Wayback Machine
  110. (англ.) . MEMRI . Дата обращения: 15 августа 2023.
  111. David M. Weinberg (2018-08-24). . Israel Hayom .
  112. JISS (амер. англ.) . The Jerusalem Institute for Strategy and Security (3 мая 2019). Дата обращения: 17 августа 2023.
  113. . Росбалт (22 августа 2023). Дата обращения: 22 августа 2023.
  114. . NEWSru.co.il (11 декабря 2023). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  115. . BBC News Русская служба . Дата обращения: 25 августа 2023 .
  116. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 28 июля 2023 года.
  117. ИЦ «Ближний Восток» . Дата обращения: 16 августа 2023.
  118. (англ.) . www.adl.org . Дата обращения: 16 августа 2023.
  119. . NEWSru.com (21 апреля 2008). Дата обращения: 15 августа 2023.
  120. от 1 февраля 2013 на Wayback Machine
  121. Joseph Elie Alagha. The Shifts in Hizbullah's Ideology: Religious Ideology, Political Ideology, and Political Program.. — Amsterdam University Press, 2006. — С. 380. — ISBN 978-90-5356-910-8 .
  122. Itamar Rabinovich, Jehuda Reinharz. . — UPNE, 2008. — 654 с. — ISBN 978-0-87451-962-4 .
  123. . dw.com . Дата обращения: 20 августа 2023.
  124. (англ.) . Perspectives on Terrorism. IV (2). (23 июля 2010). Дата обращения: 7 августа 2023. Архивировано 2 июня 2013 года.
  125. . dw.com (3 июля 2023). Дата обращения: 18 августа 2023.
  126. (рус.) . Детали (28 сентября 2022). Дата обращения: 18 августа 2023.
  127. (англ.) . www.adl.org . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  128. (англ.) . www.ajc.org (15 марта 2021). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  129. Jackson, Richard; Llewellyn, Joseph; Leonard, Griffin Manawaroa. . — Zed Books, 2020. — ISBN 978-1-78699-822-4 .
  130. (амер. англ.) . +972 Magazine (27 декабря 2011). Дата обращения: 18 августа 2023.
  131. Our Readers, Omar Barghouti. (англ.) . — 2019-08-13. — ISSN . 15 августа 2020 года.
  132. Thomas L. Friedman (1987-01-12). . The New York Times (англ.) . из оригинала 7 августа 2023 . Дата обращения: 7 августа 2023 .
  133. Nusseibeh, Sari (англ.) . www.aljazeera.com . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  134. Larry Fabian, Ze'ev Schiff. // Journal of Palestine Studies. — 1977. — Т. 6 , вып. 2 . — С. 82–102 . — ISSN . — doi : . 7 августа 2023 года.
  135. Зеев Бен-Арье. . Девятый канал (6 июля 2016). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  136. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  137. (рус.) . Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  138. Редакция (рус.) . Детали (19 апреля 2020). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  139. . 7 КАНАЛ (14 апреля 2023). Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  140. . maof.rjews.net . Дата обращения: 7 августа 2023. 20 января 2022 года.
  141. . 7 КАНАЛ (20 марта 2023). Дата обращения: 7 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  142. Salman, Hadas Gold,Amir Tal,Abeer (англ.) . CNN (21 марта 2023). Дата обращения: 7 августа 2023. 2 июня 2023 года.
  143. Зеэв Ханин. . Независимая газета (30 июля 2007). Дата обращения: 20 августа 2023.
  144. Марк Радуцкий. . Zahav.ru (18 декабря 2011). Дата обращения: 20 августа 2023.
  145. Арье Эльдад. . gazeta.rjews.net (октябрь 2012). Дата обращения: 20 августа 2023.
  146. . Кнессет . Дата обращения: 6 августа 2023. 26 марта 2023 года.
  147. (англ.) . 2002-10-06. из оригинала 20 ноября 2006 . Дата обращения: 6 августа 2023 .
  148. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 8 мая 2020 года.
  149. . Девятый канал (26 мая 2022). Дата обращения: 6 августа 2023. 7 августа 2023 года.
  150. . STMEGI . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  151. Bybelezer, Charles (амер. англ.) . JNS.org (2 февраля 2023). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  152. Еврейский журнал (15 июня 2020). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  153. . news.un.org (7 августа 2019). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  154. . dw.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  155. . BBC News Русская служба . из оригинала 17 марта 2023 . Дата обращения: 6 августа 2023 .
  156. (англ.) . dw.com . Дата обращения: 16 августа 2023.
  157. (англ.) . Arab News (18 марта 2021). Дата обращения: 16 августа 2023.
  158. (англ.) . WAFA Agency (26 июля 2021). Дата обращения: 22 августа 2023.
  159. . news.un.org (26 сентября 2019). Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  160. . dw.com . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  161. (англ.) . Palestinian Central Bureau of Statistics (11 июля 2022). Дата обращения: 17 августа 2023.
  162. . Девятый канал (26 мая 2022). Дата обращения: 17 августа 2023.
  163. . Fathom . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  164. Guy Azriel & Paz Grace (англ.) . i24NEWS (16 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  165. . NEWSru.co.il (26 июля 2017). Дата обращения: 27 ноября 2023.
  166. . NEWSru.co.il (19 мая 2021). Дата обращения: 27 ноября 2023.
  167. Department Of State. The Office of Electronic Information, Bureau of Public Affairs (англ.) . 2001-2009.state.gov (27 марта 2002). Дата обращения: 27 ноября 2023.
  168. (англ.) . UNRWA (июль 2023). Дата обращения: 17 августа 2023.
  169. (англ.) (1 января 2019).
  170. Йорам Шпыркин. . Jewish.Ru (19 января 2006). Дата обращения: 20 августа 2023.
  171. . Лехаим (9 апреля 2019). Дата обращения: 20 августа 2023.
  172. (амер. англ.) . CAMERA . Дата обращения: 20 августа 2023.
  173. (англ.) . Israel Hayom (28 марта 2017).
  174. . euronews (16 октября 2023). Дата обращения: 16 октября 2023.
  175. Rubin, Barry. (англ.) . The Jerusalem Post (13 марта 2006). Дата обращения: 20 августа 2023.
  176. Rogel Alpher. . Haaretz (англ.) . Дата обращения: 20 августа 2023 .
Источник —

Same as Два государства для двух народов