Interested Article - Савинова, Екатерина Фёдоровна

Екатери́на Фёдоровна Са́винова ( 26 декабря 1926 , с. Ельцовка , Алтайский край 25 апреля 1970 , Новосибирск ) — советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР (1965) . Супруга кинорежиссёра Евгения Ташкова и мать актёра Андрея Ташкова .

На протяжении своей недолгой жизни снялась в примерно трёх десятках кинофильмов. Её острохарактерное, комедийное дарование раскрылось в главной роли Фроси Бурлаковой в кинофильме « Приходите завтра… » (1963) и кухарки Матрёны в кинофильме « Женитьба Бальзаминова » (1964) . На I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964) фильм «Приходите завтра…» принёс Екатерине Савиновой приз «За лучшую женскую роль».

В числе других кинокартин с её участием значатся « Кубанские казаки » (1949); « Большая семья » (1954), лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль» за 1955 год); « Тень у пирса » (1955) и « В один прекрасный день » (1955), где она сыграла главные роли, и другие.

Биография

Происхождение

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке тогдашнего Сибирского (ныне — Алтайского ) края в семье крестьянина-бедняка , была третьим ребёнком в семье .

По национальной принадлежности являлась русской . Её предки переселились в Сибирь из Пензенской губернии во времена Столыпинской реформы и обосновались в алтайском селе Ельцовка . Их постоянными соседями были также выходцы из Пензенской губернии Бурлаковы . У своей подруги Евдокии Петровны Бурлаковой (в замужестве Кулешовой) Екатерина в дальнейшем позаимствовала фамилию для своей героини из фильма « Приходите завтра… » . Впоследствии Евдокия Кулешова вспоминала: «Ещё наши деды вместе приехали из голодной тогда Пензенской губернии в Сибирь на вольные просторы. Приглянулись им живописные места на берегу Чумыша . Вместе выбрали на жительство Ельцовку, вместе валили лес, по-соседски помогали друг другу обживаться на новом месте. Это было в 1910 году. Таушканов Григорий дал семье Савиновых избушку, там они и жили» .

Мать актрисы, Мария Семёновна Маркина (1895—1946), была родом из Ельцовки. Ещё ребёнком она начала работать у купца Шацкого. Будучи неграмотной, была обучена чтению и письму детьми. Из батраков был и отец, Фёдор Яковлевич Савинов. Окончив 3 класса церковно-приходской школы , он, по тем временам, считался грамотным человеком. В 1930 году родители вступили в колхоз , и до 1943 года Фёдор Савинов работал счетоводом в колхозе «имени Чапаева» и «Прожекторе» .

Школьные годы

С 1934 по 1944 год Екатерина Савинова училась в Ельцовской средней школе. Учиться начала в семилетнем возрасте, хотя в школу в то время принимали с восьми. По воспоминаниям близких Екатерине людей, её матери удалось добиться, чтоб дочери позволили некоторое время посидеть в школе. Расчёт сводился на то, что она в последующем сама не пойдёт туда. Однако Екатерина Савинова продолжила учиться .

В школьные годы Екатерина Савинова активно участвовала в художественной самодеятельности учащихся, постоянно была членом драматического и хорового кружка . Как вспоминала Евдокия Бурлакова, «начиная со 2-го класса Катя уже была заводилой во всех делах: подбивала подруг устраивать концерты» . По рассказу старшей сестры актрисы, Марии Фёдоровны Панченко: «В школе всё время была организатором самодеятельности… Катя очень много пела. Песни разучивала с граммофонных пластинок… Электричества в селе не было, поэтому все концерты и спектакли проходили при освещении керосиновых ламп. Почти все вечера проводила она в школе или в клубе: репетиции, спевки, разучивание новых песенок, арий из опер и оперетт. Она пела не только на концертах в школе и клубе, но часто по радио из районного радиоузла» .

Трижды Савинова принимала участие в районных олимпиадах (1939, 1940 и 1944), получив премии . На состоявшемся в июне 1944 года в Барнауле краевом смотре художественной самодеятельности школ и детдомов, она получила отличную оценку жюри по художественному слову .

Учёба в Москве

По воспоминанию Евдокии Бурлаковой:

После окончания школы… Катя твёрдо решила учиться на артистку. Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву , где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели, убедив мать в правильности своего поступка. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у ссыльных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье .

Приехав в Москву, девушка намеревалась подать документы во ВГИК , но опоздала и тогда решила поступать в Землеустроительный институт . Проучившись полгода в институте, Савинова вновь отправилась во ВГИК, когда туда начались экзамены. Однако вскоре после поступления она была отчислена руководителем курса, посчитавшим, что её призвание не кино, а театр . Тем не менее, в 1945 году Екатерине Савиновой удалось поступить во ВГИК, при поступлении её заметили педагоги О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков , принявшие девушку в свою мастерскую .

В 1950 году Екатерина Савинова окончила ВГИК, получив диплом с отличием по специальности актёр кино с присвоением квалификации киноактриса . В составленной характеристике на студентку-выпускницу Екатерину Савинову, подписанной директором ВГИКа В. Н. Головнёй , секретарём партбюро П. Емельяновым и деканом актёрского факультета Г. А. Тавризяном, читаем: «Е. Савинова является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствуют о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна» .

Творческая карьера

Будучи студенткой, Екатерина Савинова появляется в роли Кати Сорокиной в фильме « Страницы жизни » (реж. Б. В. Барнет и А. В. Мачерет ), снятом в 1948 году на Свердловской киностудии . Сам фильм в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года, не указан .

Её дебютной ролью именуется роль Любочки в комедии « Кубанские казаки » (реж. И. А. Пырьев ), снятой в 1949 году на Мосфильме . В вышеупомянутой характеристике на студентку-выпускницу Савинову есть следующая запись: «Очень удачно снималась в роли Любочки в фильме „Кубанские казаки“» .

Начиная с июля 1950 года, Екатерина Савинова была киноактрисой Центральной студии киноактёра . Несмотря на то, что после «Кубанских казаков» Савинова снималась каждый год, ей предлагали второстепенные, эпизодические роли . Так, в короткометражном стереофильме « В степи » (1950) она — комбайнер ; в короткометражном фильме « Чук и Гек » (1953) — девушка-почтальон ; в фильмах « Алёша Птицын вырабатывает характер » (1953) и « Баллада о солдате » (1959) — продавец мороженого и проводница соответственно . В этих и других кинокартинах, где актриса получила эпизодическую роль (например: « Композитор Глинка » (1952), « Вихри враждебные » (1953) и т. д.), её имя отсутствует в титрах . Кинофильм « Степные зори » (1953), где Савиновой досталась роль трактористки, был и вовсе не выпущен на экраны . Все перечисленные фильмы не указаны в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года .

В 1995 году вышел документальный фильм из авторского цикла « Чтобы помнили » актёра театра и кино, народного артиста России Л. А. Филатова , где последний говорил:

Я советовался с близкими людьми Екатерины Савиновой, и мы договорились не рассказывать какие-то истории из её жизни, потому что это потребовало называние каких-то фамилий ещё. …И всё-таки одну историю, не называя имён, не называя фамилий, постараюсь пересказать. Дело в том, что на одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства. …в общем, получил за это пощёчину. …Но прошло время и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена…, несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась в этих картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях .

Существует версия, что запретил её снимать кинорежиссёр И. А. Пырьев , у которого Савинова сыграла роль Любочки в «Кубанских казаках», и который возглавлял различные учреждения и организации, имевших отношение к кинематографии. Якобы Савинова публично дала ему пощёчину, когда тот попытался приударить за ней. Ещё ходил слух, что к запрету был причастен некий чиновник, также положивший глаз на актрису .

Помимо многих эпизодических ролей, в 1955 году Екатерине Савиновой довелось получить главную роль в двух кинофильмах, снятых киностудиями Советской Украины . Она сыграла официантку Клаву Шубину в детективе « Тень у пирса » (реж. М. Б. Винярский ) производства Одесской киностудии и девушку-дирижёра Катю Воропай в лирической комедии « В один прекрасный день » (реж. М. Я. Слуцкий ) производства Киевской киностудии художественных фильмов . «Тень у пирса» стал лидером проката 1955 года, заняв 7-е место (29, 7 млн зрителей) .

До этого, в 1954 году, на киностудии Ленфильм была снята драма « Большая семья » (реж. И. Е. Хейфиц ), являющаяся экранизацией романа В. А. Кочетова «Журбины». В этой кинокартине Екатерина Савинова исполнила роль Дуняши Журбиной, супруги представителя третьего поколения семьи Кости Журбина (роль Б. В. Битюкова ). На состоявшемся в следующем году VIII Международном кинофестивале в Каннах коллективу исполнителей присудили премию за лучшее актёрское исполнение .

После окончания ВГИКа Екатерина — единственная со всего курса — была приглашена работать во МХАТ , но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.

При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле « Бедность не порок » по одноимённой пьесе Александра Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля Алексея Дикого ; Екатерина должна была играть одну из главных ролей (Кабаниха) в пьесе « Гроза », которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

«Приходите завтра…»

В январе 1960 года состоялась премьера короткометражного фильма «Месть» (реж. И. И. Поплавская ), где у Савиновой была эпизодическая роль горожанки (нет в титрах) . Затем ролей у актрисы не было, пока её супруг не приступил к съёмкам кинокартины « Приходите завтра… », которую считал «своей наиболее удачной режиссёрской работой и, конечно, удивительной актёрской работой Екатерины Савиновой» . Ей предстояло сыграть героиню кинофильма Фросю Бурлакову.

Пока Екатерина Савинова была без работы в кино, она училась в Институте имени Гнесиных и к началу съёмок кинокомедии уже была на последнем курсе института . Савинова имела большой диапазон (3,5 рабочих октавы) и в роли Фроси ей была предоставлена возможность продемонстрировать свои вокальные способности . В будущем сестра кинорежиссёра, Мария Ташкова, оставит следующие слова: «…жаль, что нет записей её пения, кроме как в кинофильме „Приходите завтра“» . Между тем, одну песню («Ой, цветёт калина») Савинова вместе с К. С. Лучко («Любочка» и «Даша Шелест» по фильму) исполняли в комедии «Кубанские казаки», но зато в фильме «В один прекрасный день» вместо Савиновой («Катя Воропай» по фильму) пела певица Г. М. Великанова .

Сценарий для художественного кинофильма «Приходите завтра…» Евгений Ташков написал по биографии Екатерины Савиновой . Он выступил не только режиссёром и сценаристом кинокартины, но также озвучил героя фильма, скульптора Николая Васильевича (роль А. Д. Папанова ) и снялся в эпизодической роли молодого человека в солнечных очках, слушающего как поёт из окна Фрося (нет в титрах) . Сама Екатерина Савинова не только сыграла свою героиню Фросю Бурлакову, но и озвучила домработницу Марию Семёновну (роль Н. М. Животовой ) . Настоящему педагогу актрисы по ВГИКу, Б. В. Бибикову , была предложена роль профессора Александра Александровича Соколова .

Заместитель директора Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая по научной работе, Елена Огнева, в своей статье о Савиновой рассуждала: «На первый взгляд сюжет картины „Приходите завтра…“ прост. Фильмов с подобным сюжетом в истории кино много. Отчего же именно героиня Савиновой так полюбилась кинозрителям? Возможно оттого, что эта роль, как и весь фильм, — невыдуманная история, это экранное отображение собственных переживаний Е. Савиновой» . Далее она писала, что кинокартина «Приходите завтра…»

показывает, как происходит осуществление дарования. Образ Фроси — это образ человека, которому дан талант. Осознавая и принимая этот дар, человек понимает, что этот талант не принадлежит ему одному. Он должен отдать полученный дар людям, порой жертвуя для этого личным счастьем. В роли Е. Савиновой эта философская мысль читается чётко и однозначно. Органичность, предельная искренность Е. Савиновой — Фроси Бурлаковой — обусловлены тем, что актриса играла в фильме саму себя. Она не играла, на съёмочной площадке она вновь проживала свою жизнь .

На прошедшем 31 июля — 8 августа 1964 года в Ленинграде I Всесоюзном кинофестивале , организованном по предложению И. А. Пырьева, роль Фроси Бурлаковой принесла Екатерине Савиновой приз «За лучшую женскую роль» . Киновед и кинокритик А. Н. Медведев вспоминал:

Одним из событий этого фестиваля был триумф Кати Савиновой в фильме „Приходите завтра“ Евгения Ташкова. Триумф в окружении таких фильмов, как „ Гамлет “, „ Я шагаю по Москве “, „ Родная кровь “. Это был успех не только означенный премией, это был всплеск зрительской любви и поклонения. Кончился фестиваль, и мы провожали знакомых. Уезжала и Катя Савинова, Ташков стоял рядом на перроне и мягко так улыбался, глядя на жену. А она была великолепна, что-то рассказывала, двигалась в ритме твиста, видно, этого требовал рассказ. Уезжала она чуть раньше мужа, потому что ожидались съёмки в Суздале , где снималась „ Женитьба Бальзаминова “, в котором она сыграла вторую свою великолепную роль — Матрёны .

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 ноября 1965 года Екатерине Савиновой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР за заслуги в области советского киноискусства .

Болезнь

Когда проходили съёмки картины «Приходите завтра…», актриса стала чувствовать себя плохо. Причиной могло послужить парное коровье молоко . В одних СМИ сказано, что она его купила на московском рынке , в других — что пила на съёмках в Крыму . Ей диагностировали бруцеллёз . Болезнь дала осложнение на нервную систему, и Савинова ложилась в больницу по два раза в год . По воспоминанию сына Андрея: «мама всю оставшуюся жизнь принимала по многу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони, подолгу лежала в клиниках» .

После «Женитьбы Бальзаминова» Екатерина продолжала сниматься, но её вновь можно было встретить во второстепенных, эпизодических ролях. В лирической комедии «Дорога к морю» (1965) она — продавец книг ; в комедии « Зигзаг удачи » (1968) — продавщица апельсинов ; в мелодраме «Жажда над ручьём» (1968) — продавщица магазина Оля ; в драме « Расплата » (1970) — Аннушка . Савинова пробовалась на роль Марфы в кинофильм «Одни» (1966), но на роль пригласили другую актрису, а судьба отснятого материала с участием Екатерины Савиновой остаётся неизвестной .

Актриса сильно переживала оттого, что не могла себя реализовать в кино, и это привело к глубочайшей депрессии. По словам её современников, осложнения способствовали проявлению признаков, схожих с шизофренией . Одна из подруг Екатерины Савиновой, Ольга Гобзева , рассказывала про голоса, которые, по словам актрисы, нашептывали о том, что самоубийством ей надо спасти сына .

Гибель

В 1970 году Екатерина Савинова уехала из Москвы в Новосибирск к своей сестре и там же 25 апреля бросилась под поезд на узловой станции города. Народная артистка СССР , актриса К. С. Лучко в своих мемуарах писала:

Через некоторое время она снова позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила её. Голос её звучал хрипло и тревожно. Это был последний наш разговор. У сестры она была весёлая, вспомнила своё детство. Но в то же время куда‑то уходила из дома. Потом уже люди говорили, что видели её на станции — она встречала московский поезд. В тот роковой день Катя вымыла пол, прибралась в квартире сестры, надела своё самое нарядное платье и ушла на станцию. Появился поезд. …Она спокойно пошла по рельсам навстречу этому поезду и… исчезла навсегда .

Сын Екатерины Савиновой, заслуженный артист России , актёр театра и кино Андрей Ташков , вспоминал:

пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал. Там всё было кончено: она бросилась под поезд, не вынеся болезни. Первым, кто рассказал мне, как она погибла, был мой друг Гена. Он всё узнал от своих родителей-актёров. Мама написала мне прощальное письмо, которое я увидел позже .

Согласно объяснению врачей, это был один из шизофренических приступов, а не осознанное самоубийство .

Личная жизнь

Екатерина Савинова вышла замуж за своего однокурсника по ВГИКу, будущего кинорежиссёра Е. И. Ташкова . В этом браке в 1957 году у неё родился сын Андрей , который также стал актёром. Когда Андрей Ташков в 2016 году побывал на родине своей матери, в селе Ельцовке Алтайского края, он рассказал следующее:

Когда мама ушла, мне было 13 лет. Многие годы перед гибелью она тяжело болела. Она почему-то считала, что может заразить меня и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю — всё, что есть хорошего во мне, это от мамы .

Деятели киноискусства о Екатерине Савиновой

  • Талантливейшей актрисой назовёт Савинову народный артист СССР , актёр М. И. Пуговкин , который снимался с ней в кинокартине «В один прекрасный день» .
  • Рассказывая о Екатерине Савиновой, народная артистка СССР , актриса К. С. Лучко в своих мемуарах писала: «И вот теперь, когда я думаю о Кате, я говорю себе: „Ну что же мы за люди?! Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры — это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна“» .
  • По словам супруга Савиновой, также студента ВГИКа, кинорежиссёра Е. И. Ташкова : «Борис Владимирович Бибиков, профессор института, у которого училась Е. Савинова, сказал, что за всю жизнь видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух людях он может сказать с такой определённостью, что только эти два человека беззаветно были преданы искусству, беззаветно любили его — Станиславский и Савинова» .
  • Слова Б. В. Бибикова также пересказывал народный артист РСФСР , кинорежиссёр и актёр Н. С. Михалков . Помимо этого, Н. С. Михалков отзывался об актрисе следующим образом: «Екатерина Савинова, её талант и безграничная преданность профессии воплотили в себе лучшие традиции уникальной русской актёрской школы» .

Память

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

Новосибирский депутат Сергей Бондаренко вспоминал:

Я поехал на Клещихинское кладбище, <…> после долгих поисков разыскал могилу (толком сказать, где именно она находится, никто не мог) и, подойдя к ней поближе, невольно остановился и замер. Ржавый металлический памятничек треугольной формы, холмик уже почти сровнялся с землёй, вокруг, действительно, низина. Но не эта печальная картина поразила меня, поразила фотография актрисы — удивительно светлая, добрая. И вспомнился невольно образ народной любимицы Фроси Бурлаковой, многое вспомнилось и о многом подумалось…

Могила Савиновой на Клещихинском кладбище Новосибирска

В 2006 году состоялась церемония перезахоронения останков актрисы в более престижной части кладбища за 77-м участком, также был возведён новый монумент. На церемонию приехали вдовец Савиновой режиссёр Евгений Ташков и её сын Андрей Ташков со своей женой артисткой Еленой Кореневой .

В 2011 году, в день 85-летия со дня рождения актрисы, по распоряжению губернатора Алтайского края А. Б. Карлина в её родном селе был открыт Мемориальный музей заслуженной артистки РСФСР Е. Ф. Савиновой, имеющий статус филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая . Музей разместился в доме, ранее принадлежавшему семье Бурлаковых .

В честь Екатерины Савиновой названа улица в родном селе.

Награды и звания

Творчество

Роли в театре

Театр-студии киноактёра

  • «Там, где не было затемнения» — Наталья Гурьяновна
  • « Бедность не порок » А. Н. Островского первая гостья
  • «Двадцать лет спустя» — Тоська
  • Водевиль «Барская спесь, или Анютины глазки» Д. Т. Ленского.

Фильмография

Ниже приведён перечень кинофильмов с участием Екатерины Савиновой:

Год Название Роль
1948 ф Страницы жизни Катя Сорокина, подруга Нины (нет в титрах)
1949 ф Кубанские казаки Любочка
1950 кор В степи комбайнёр (нет в титрах)
1950 кор Лена
1951 ф Зинка
1951 ф Сельский врач Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича
1952 ф Композитор Глинка девушка (нет в титрах)
1953 ф Вихри враждебные эпизодическая роль (нет в титрах)
1953 ф Степные зори трактористка
1953 ф Алёша Птицын вырабатывает характер продавец мороженого (нет в титрах)
1953 ф Таинственная находка Екатерина Сергеевна Сотникова, учительница истории
1953 ф Нахлебник эпизодическая роль
1953 кор Чук и Гек девушка-почтальон (нет в титрах)
1954 ф Дети партизана Ольга Васильевна, старуха
1954 ф Большая семья Дуняша Журбина, жена Кости
1955 ф Тень у пирса Клава Шубина
1955 ф В один прекрасный день Катя Воропай, девушка-дирижёр
1956 ф Медовый месяц Зоя Владимировна, секретарь комсомольской организации сибирской стройки
1958 ф Клава (нет в титрах)
1958 ф нищая старица
1959 ф Баллада о солдате проводница (нет в титрах)
1959 ф Тамара, ассистентка дрессировщика медведей Леснова
1960 ф Колыбельная Ольга
1960 кор горожанка (нет в титрах)
1963 ф Приходите завтра… Фрося Бурлакова
1964 ф Ко мне, Мухтар! кладовщица Верочка
1964 ф Женитьба Бальзаминова кухарка Матрёна
1965 ф Дорога к морю продавец книг
1968 ф Оля, жена Ивана, продавщица магазина
1968 ф Зигзаг удачи продавщица апельсинов
1969 ф Главный свидетель женщина в зале суда (нет в титрах)
1970 ф Расплата Аннушка, соседка Платовых

Дубляж

  1. 1962 О тех, кто украл Луну мать близнецов (роль Хелены Гроссувны )
  2. 1963 Приходите завтра… домработница Мария Семёновна (роль Надежды Животовой )
  3. 1964 — — медсестра

Вокал

  1. песня «Ой, цветёт калина» (с Кларой Лучко и Клавдией Хабаровой )
  2. песня «Каким ты был, таким остался» (с Мариной Ладыниной и Кларой Лучко )
  1. серенада Франца Шуберта
  2. ария Розины Дж. Россини
  3. « Вдоль по Питерской » (русская народная песня)

Архивные кадры

  • 1995 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала ОРТ « Чтобы помнили ») (документальный)
  • 1998 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала АСТ « ») (документальный)
  • 2006 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Трагедия Фроси Бурлаковой (документальный)
  • 2013 — Истина где-то рядом. Оттепель. Часть 2. Тайна Фроси Бурлаковой
  • 2014 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала ТВ Центр «Частная история») (документальный)
  • 2016 — Екатерина Савинова. Шаг в бездну
  • 2016 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала Россия К «Острова») (документальный)
  • 2019 — Екатерина Савинова(из цикла передач телеканала Москва Доверие «Раскрываем тайны звёзд») (документальный)
  • 2021 — Екатерина Савинова (из цикла передач телеканала «Последний день»)

Примечания

Комментарии

  1. В личном листке по учёту кадров, в графе социальное происхождение указано, что она «из крестьян» ; практически то же самое читаем в характеристике «на студентку-выпускницу Актёрского факультета Савинову Екатерину Фёдоровну», где сказано: «из семьи крестьян» ; в своей же автобиографии Екатерина Савинова пишет, что родилась «в семье крестьянина-бедняка» . В данной статье предпочтение отдаётся сведениям из её автобиографии, поскольку под «бедняком» может подразумеваться категория крестьян, существовавшая в прошлом наряду с середняками и кулаками .

Источники

  1. (англ.) — 1990.
  2. . — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. .
  3. , с. 147.
  4. , с. 141.
  5. , с. 136.
  6. , с. 79, 136.
  7. , с. 141, 147.
  8. , с. 5—6, 79.
  9. , с. 5—6.
  10. . Газета . Дата обращения: 8 апреля 2015. 5 мая 2015 года.
  11. , с. 79.
  12. , с. 79, 92, 136.
  13. , с. 80, 93, 136.
  14. , с. 136—137.
  15. , с. 80.
  16. , с. 93.
  17. , с. 135.
  18. , с. 81.
  19. . «Государственный интернет-канал «Россия». 19.12.2008. из оригинала 17 июля 2014 . Дата обращения: 15 апреля 2020 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  20. , с. 6.
  21. , с. 138.
  22. , с. 155.
  23. , с. 150—151.
  24. , с. 7.
  25. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая: фотоальбом. — Барнаул: Алт. дом печати, 2014. — С. 131.
  26. . РИА Новости. 20.11.2009. {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  27. , с. 148.
  28. , с. 159—160.
  29. , с. 171.
  30. , с. 167—168, 183—184.
  31. , с. 159—160, 171, 163—165, 167—68, 181—184.
  32. , с. 166.
  33. , с. 204—205.
  34. , с. 174—178.
  35. , с. 175.
  36. , с. 173.
  37. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М. : Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 521—522.
  38. , с. 189.
  39. , с. 118.
  40. , с. 97.
  41. , с. 158, 175—177.
  42. АДАМАЙТЕС, АННА (27.05.16). . Комсомольская правда. из оригинала 11 февраля 2017 . Дата обращения: 17 апреля 2020 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  43. , с. 190—192.
  44. , с. 192.
  45. , с. 8.
  46. , с. 9.
  47. Огнева Е. В. Иван Пырьев. — Воронеж: Издат-Принт, 2016. — С. 307—308.
  48. Медведев А. Н. Только о кино // Журнал « Искусство кино ». — 1999. — № 3 . — С. 144 .
  49. , с. 144.
  50. . «Издательство Семь Дней». 2012. из оригинала 30 июля 2020 . Дата обращения: 18 апреля 2020 .
  51. , с. 197.
  52. , с. 200.
  53. , с. 198.
  54. , с. 202.
  55. , с. 196.
  56. Лучко К. С. Я — счастливый человек. — М. : Вагриус, 2006. — С. 280—281.
  57. . «Издательство Семь Дней». 2012. из оригинала 3 октября 2017 . Дата обращения: 18 апреля 2020 .
  58. Пуговкин М. И. Всё это было бы смешно…. — М. , 2000. — С. 82.
  59. Лучко К. С. Я — счастливый человек. — М. : Вагриус, 2006. — С. 281.
  60. , с. 115.
  61. ИГНАТОВ, ДМИТРИЙ (27.12.11). . Комсомольская правда. {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  62. . Газета " ". Дата обращения: 8 апреля 2015. 5 марта 2016 года.
  63. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая: фотоальбом. — Барнаул: Алт. дом печати, 2014. — С. 130.
  64. , с. 142.
  65. , с. 143.
  66. , с. 155—203.

Ссылки

Литература

  • Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. Рукописи, воспоминания, фильмография / Вступ. ст. Е. В. Огневой. — Барнаул: АЗБУКА, 2011.
Источник —

Same as Савинова, Екатерина Фёдоровна