Interested Article - Меруло, Клаудио

Меру́ло (Merulo, прозвище [merulo, merlo — чёрный дрозд], настоящая фамилия Мерлотти — Merlotti) Клаудио; 8 апреля 1533 , Корреджио, провинция Реджо-нель-Эмилия 4 мая 1604 , Парма ) — итальянский композитор, органист , нотоиздатель, педагог.

Биография

Начал учиться музыке в Брешиа , ученик Т. Менона, позднее Дж. Донати, совершенствовался в Венеции. В 1556 органист в Брешиа. С 1557 второй, в 1566—1584 первый органист собора святого Марка в Венеции (преемник А. Падовано ). В 1566—1571 руководил музыкальным издательством (совместно с Ф. Бетанио), печатал сочинения Ф. Вердело , Дж. П. Палестрины , А. Габриели , О. Лассо и других. С 1586 органист в кафедральном соборе Пармы . Меруло ещё при жизни слыл крупнейшим органистом-виртуозом; собственноручно сконструировал небольшой орган, который поныне используется в Пармской консерватории.

Творчество

Историческое значение имеют сочинения Меруло для органа, которые (наряду с сочинениями Андреа и Джованни Габриели ) ознаменовали эпоху в развитии инструментальной музыки. Автор нескольких сборников клавирной музыки (напечатаны в 1567—1611), в том числе 2 сборника органных токкат (1598, 1604). До Меруло сочинения для органа выполняли скромную роль вступления к вокальным пьесам (в том числе других композиторов) либо были их переложениями; органные сочинения Меруло — самостоятельные композиции в специфическом «инструментальном» стиле.

Особенно значительны (наряду с 8 ричеркарами , 20 канцонами , 3 органными мессами ) 19 токкат Меруло,- виртуозная музыка с детально разработанной фактурой, чередованием имитационной и аккордовой ( гомофонной ) техник, широким использованием вариаций как основного принципа тематического развития. Среди других сочинений: мадригалы на 3 — 5 голосов (на тексты Л. Ариосто , Т. Тассо , других известных поэтов итальянского Возрождения ), мотеты на 4 — 6 голосов, в том числе две книги «Духовных песнопений» («Sacrae cantiones», 1578), четырёхголосные ансамблевые ричеркары (т.наз. «ricercari da cantare», сборники 1606, 1608), 6 полных месс и отдельные части ординария .

В светской и духовной вокальной музыке Меруло избегал сложностей имитационной полифонии , стремился к стройности формы, поделённой на разделы с чёткими каденциями , приближаясь к барочному концертному стилю. Среди учеников — Дж. Дирута , описавший технику игры и музыкальной композиции Меруло (и других органистов, например, А. и Дж. Габриели) в своей книге «Трансильванец» (Венеция, 1593 и 1609). Клавирный стиль Меруло оказал непосредственное влияние на инструментальную музыку Я. П. Свелинка , Дж. Фрескобальди и других видных композиторов эпохи барокко.

Сочинения

  • Claudii Meruli opera omnia, ed. by James Bastian // Corpus Mensurabilis Musicae, vol. 51/1-9. [s. l.], 1970—1996 (издание не закончено).

Примечания

  1. Claudio Merulo // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. , Claudio Merulo // (хорв.) LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
  3. Claudio Merlotti // (фр.)

Литература

  • Keyboard music before 1700, ed. by A. Silbiger. N.Y., 1995.
  • Stembridge Ch. Italian organ music to Frescobaldi. Cambridge, 2000.
  • Martini G. Claudio Merulo. Parma, 2005.
  • Le arti molteplici di Claudio Merulo da Correggio (1533—1604) tra Venezia e Parma, a cura di M. Capra (atti del convegno di Parma, novembre 2004), Venezia, 2006.
  • Бурундуковская Е. Органное творчество венецианских композиторов второй половины XVI — начала XVII века // Старинная музыка, № 4, 2008.
Источник —

Same as Меруло, Клаудио