Interested Article - Морозов, Юрий Васильевич

Ю́рий Васи́льевич Моро́зов (6 марта 1948, Белогорск , Крымская область , СССР — 23 февраля 2006, Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский рок-музыкант, мультиинструменталист, звукорежиссёр, писатель.

Разносторонний музыкант, автор песен, певец, звукорежиссёр, продюсер, литератор. Известен, прежде всего, многочисленными и разноплановыми альбомами , охватывающими едва ли не весь спектр музыкальных направлений и жанров современной музыки, а также как первопроходец в исполнении религиозного рока.

Морозов наряду с Андреем Тропилло самым первым в СССР подошёл к звукозаписи не как к процессу механической фиксации концертного звучания, а как к самоценному творческому акту, а к альбому — не как к случайному набору песен, а как к законченному художественному продукту .

Биография

Родился 6 марта 1948 года в городе Белогорске Крымской области, позднее переехал в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Увлёкся рок-музыкой ещё школьником. После школы поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический техникум, а в 1968 стал студентом-вечерником одноимённого института Орджоникидзе. Осенью 1969 года Юрий Морозов организовал свою первую группу «Босяки», которая помимо кавер-версий исполняла несколько его песен, во многом инспирированных гармоническим языком The Beatles .

Морозов фиксировал на плёнке результаты своих музыкальных опытов, что впоследствии стало одним из основных приёмов его художественного метода.

В 1971 Морозов переехал в Ленинград , где поступил на вечернее отделение Политехнического института на факультет автоматики и электропривода.

Собрал домашнюю студию, в которой начал экспериментировать с записью наложениями, а затем и многоканальной техникой, как правило, исполняя все инструментальные и вокальные партии сам. Осенью 1972 года устроился на работу в фирмы «Мелодия». Как окончивший институт без военной кафедры, был призван в армию. Служил в мастерской связи при штабе корпуса ПВО в городе Долгопрудный .

Возможность использовать профессиональное студийное оборудование позволило Морозову сохранить свои ранние пробы и концертные записи, составившие «доисторический» раздел его дискографии: «Ретроскоп» (1968—1971), «Апокрифы» (1972—1973) и «Босяки» (1971) — запись выступления его северокавказской группы.

В 1973 записал психоделический альбом «Вишнёвый сад Джимми Хендрикса», начал сотрудничать с ленинградскими группами и исполнителями (в частности, с Юрием Берендюковым — в дальнейшем руководителем группы «Яблоко»), затем и выступать. В 1975—1976 годах играл в финальном составе арт/джаз-роковой группы «Ну погоди!» — их концертные записи составили Морозовский альбом «Группа Памяти Михаила Кудрявцева». Весной 1976 пробовал объединиться с Кудрявцевым и барабанщиком Игорем Голубевым (позже «Джонатан Ливингстон»), весной 1977 собрал трио, в которое вошли Кудрявцев и барабанщик Сергей Петров (из группы «Мифы»).

После единственного концерта трио («Session’77») Морозов убедился в невозможности воплотить на сцене свои студийные идеи. В аппаратной «Мелодии» в Академической Капелле записывал работы, обращаясь к философским учениям древней Индии («Брахма Астра», 1979), к культуре средневекового Китая («Китайская поэзия», 1980), библейским сюжетам («Евангелие от Матфея», 1980) русскому фольклору («Три русских песни», 1980) — что, привело его к многолетнему сотрудничеству с фолк-рок группой «Яблоко».

Основную массу инструментальных партий Морозов играл сам. В его записях участвовали Михаил Кудрявцев, Владимир Ермаков, Виктор Динов, Сергей Лудинов, Виктор Христосов, Сергей Лузин , Леонид Эсельсон, барабанщики Игорь Кучеров, Евгений Павлов, Юрий Николаев Владимир Яковлев. Записи Юрия Морозова расходились иногда с художественным оформлением, автором которого была, как правило, жена Нина Морозова. Многие её иллюстрации впоследствии были воспроизведены при переизданиях архивов на пластинках и компакт-дисках.

Мне всегда нравился имидж загадочного музыканта. Я, собственно, поэтому и «тырился» всю жизнь, не выходил на большую сцену.

Юрий Морозов

Осенью 1981, после того, как в его репертуаре появился большой песенный цикл, пронизанный христианскими мотивами, Юрий Морозов задумал исполнить его на сцене, для чего собрал трио, в которое вошёл его старый соратник, бас-гитарист Михаил Кудрявцев и барабанщик Сергей Завьялов, однако, прорепетировав всю зиму, они расстались, а Завьялов вскоре собрал свою хард-рок группу «Плюмбум».

В мае 1987, после десятилетней паузы, Морозов вернулся на сцену и дал концерт на устроенном Андреем Тропилло видео фестивале «Рок-Нива-87» в сопровождении группы «Почта », а после того, как в следующем году началось его сотрудничество с группой « ДДТ » (звукорежиссёр альбомов « Я получил эту роль » и « Чёрный пёс Петербург ») , полтора года гастролировал. Морозов стал одним из героев фильма Петра Солдатенкова «Игра с неизвестным» (1987).

В 1988 году ленинградское отделение фирмы «Мелодия» издало первую пластинку Морозова «Представление», которая являлась ретроспективой его работ 1980-х. В начале 1990-х вышли ещё шесть виниловых дисков музыканта.

В сентябре 1989 Морозов организовал новую группу — «ОГПУ им. Ю. Морозова» в составе: Александр Бровко, электрогитара, Виктор Михеев, акустическая гитара, бас, вокал, Дмитрий «Фифа» Ермаков, клавишные и Сергей Агапов, барабаны. Они дебютировали 23 сентября на I Фестивале журнала «Аврора», а потом с различными вариантами состава гастролировали по стране. Финальная версия группы — Морозов, Бровко, гармоника, Наиль Кадыров, гитара, Николай Шандарчук, бас, Кэт Сидорова, барабаны, выступила 9 ноября 1992 на празднике «A Day In The Life» в «Юбилейном».

В дальнейшем Морозов работал на студии, изредка играл акустическим дуэтом с Михеевым, а позднее с Бровко. В 1970-х он стал автором двух неопубликованных рассказов. Позже его рассказы и повести входили в различные сборники и антологии, в журнале «Континент» была напечатана повесть о рок музыкантах «Парашютисты». В 1995 году в издательстве Zero вышел полуавтобиографический роман Морозова «Подземный блюз».

Морозов принимал участие в работе над альбомами Александра Ляпина , Вадима Курылёва Никто » и « Тусклое солнце ») , групп « Аквариум » (« Любимые песни Рамзеса IV », « Кострома mon amour ») , « Тамбурин », « Август », « Почта », « Облачный край », « », «Дельта-оператор», « Чиж & Co » , « Разные люди » и многих других.

В 1995—2001 года вместе с Сергеем Чиграковым участвовал в записи трёх альбомов духовных песен священника Олега Скобля — «Крест кованый», «Крестный ход» и «Ангел молитвы».

С осени 2000 записи Морозова (как архивные, так и появившиеся за последние годы), начали выходить под лейблом компании его коллеги и единомышленника Андрея Тропилло «АнТроп».

В марте 2005 Морозов закончил работу над очередным альбомом «Обнажённое чувство отсутствия», в записи которого участвовали музыканты групп «Чиж & Co», «Разные люди» и т. д.

Скончался от миеломной болезни 23 февраля 2006 года в одной из онкологических клиник Санкт-Петербурга , не дожив 11 дней до своего 58-летия. Похоронен на Серафимовском кладбище

Дискография

  • Ретроскоп. 1968—1971 / Босяки. 1971
  • Вишнёвый сад Джими Хендрикса. 1973—1975 / Остров Афродиты. Сборник 1974—1976
  • Земля гномов . Сборник 1972—1976
  • Голгофа 5 . 1975
  • Сон в красном тереме. 1973—1976
  • Группа памяти М. Кудрявцева. 1976 / Акустический проект. 1973
  • Свадьба кретинов 1974, 1976 / Там, где дали темны. 1977
  • Session — 77. 1977
  • Джаз ночью. 1978
  • Прощай Rock. 1978 / Вечности река. 1979
  • Неизъяснимое. 1978—1979 / Погубить человечество. 1979
  • Заклинания. 1979 / Посвящение в красоту. 1977—1979
  • Great Lyrics. Сборник 1967—1998
  • In Rock. 1979—1981 / Женщина — 22 . 1978—1979
  • Китайская поззия. 1978—1981
  • Посвящение. 1980 / Песни о жизни и смерти. 1981
  • Странник голубой звезды. 1980—1981 / Евангелие от Матфея . 1980
  • Музыка сердца. 1981—1982 / Апокалипсис. 1979
  • Кольцо времён. 1982 / Легенда о майе. 1981
  • Ночной певец. 1982 / Потерянный рай. 1982—1983
  • Раритеты — 1. 1974—2003
  • Раритеты — 2. 1984—1994
  • Обломки. Сборник 1972—1984
  • Лунные тени. Сборник 1981—1984
  • Необходима осторожность. 1983—1984 /Антилюбовь. 1985−1986
  • Мир Иной. 1984
  • Auto da Fe. 1984
  • Золотой век. 1986—1987 / Песни в исполнении М. Капуро. 1986, 1995
  • Тёмные аллеи. 1984—1987
  • Концерт Rock Niva. 1987 / Фестиваль Аврора. 1989
  • Смутные дни. 1988
  • Красная тревога. 1988—1989 / Концерт с ДДТ на 6-м рок-фестивале. 1988
  • Концерт в СКК 1990 / Концерт в рок клубе 1991
  • Последний пулемётчик. 1991
  • Суицидные танцы северных славян. 1992—1993
  • Бердичев трансфер. 1994—1995
  • Концерт с группой Чиж & C. 1997
  • Иллюзия. 1998
  • Однажды в Урюпинске. Live collection 1970—1997
  • Collection с другими исполнителями. 1979—1997
  • Интервью. 1985—2001
  • Свет мой Ангел. Сборник 1976—2000
  • Хроматические инсталляции. 1998—2000
  • Обнажённое чувство отсутствия. 2005
  • Наброски. 2005
  • OLUR. 2006

посмертные альбомы

  • Юрий Морозов исполняет Битлз (сборник 1975—1995). 2006
  • Избранное (2006)
  • Юрию Морозову A Tribute (2007)
  • Cherry garden of Jimi Hendrix (2014)
  • Странные ангелы (2017)
  • Джаз ночью (2017)
  • Земля гномов (2017)
  • Антология. Том 1—16 (2019—2022)

грампластинки

  • Представление. 1988
  • Смутные дни. 1990
  • Auto Da Fe. 1991
  • Красная тревога. 1991
  • Идиотека. 1991
  • Свет мой, Ангел. 1992
  • Странник голубой звезды. 1993
  • Вишневый сад Джими Хендрикса. 1993

Упоминания

Юрий Морозов упоминается в «Песне Гуру» в альбоме « LV » Майка Науменко : «Я вам поставлю Юрия Морозова, он типа Кришны , он тоже всеми шибко любим» . Майк Науменко довольно часто исполнял её на квартирных концертах, и оттого что имя Юрия Морозова было практически неизвестно его слушателям, каждый раз предварял её комментариями о том, кто такой Юрий Морозов и как Майк относится к его творчеству .

Алексей Рыбин в книге «Майк: Время рок-н-ролла» отмечал следующее :

По сути, это посвящение Юрию Морозову — замечательному человеку, одному из лучших звукорежиссёров нашей страны. Помимо всего прочего, Юра писал песни, хорошо пел и неплохо играл на гитаре, фортепиано, барабанах — он стремился овладевать максимально большим числом музыкальных инструментов, был из тех, кто стоят за «школу» в музыке, не любил пение мимо нот, считал, что рок-музыка — это большое искусство именно с точки зрения музыки. В общем, играя рок, он был полной противоположностью компании, в которой жил Майк, БГ , Цой , да и я, разумеется. Мы смотрели на музыку совершенно по-другому. А Майк и подавно. Он мог бы простить Морозову его музыкальное занудство, но Юра писал ещё и тексты своих песен — и тексты эти буквально выводили Майка из себя.

Песня Морозова «Конформист» открывает первый альбом группы « Крематорий ».

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 ноября 2019. 5 декабря 2021 года.
  2. . www.nneformat.ru . Дата обращения: 13 ноября 2019. 19 марта 2017 года.
  3. . Дата обращения: 5 мая 2022. 5 августа 2021 года.
  4. Рецензия в журнале FUZZ № 11, 2001 год 3 из 6 звёзд 3 из 6 звёзд 3 из 6 звёзд 3 из 6 звёзд 3 из 6 звёзд 3 из 6 звёзд
  5. . buriedtreasure.bandcamp.com . Дата обращения: 13 ноября 2019. 5 декабря 2019 года.
  6. . Дата обращения: 5 мая 2022. 14 марта 2017 года.
  7. . www.kursivom.ru . Дата обращения: 13 ноября 2019. 27 октября 2019 года.
  8. . music.yandex.ru . Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано из 17 ноября 2018 года.
  9. . www.rulit.me . Дата обращения: 13 ноября 2019. 13 ноября 2018 года.

Литература

Ссылки

  • . Архивировано из 11 мая 2013 года.
Источник —

Same as Морозов, Юрий Васильевич