Interested Article - Чимароза, Доменико

Доменико Чимароза ( итал. Domenico Cimarosa , в приходской книге Cimmarosa ; 17 декабря 1749 , Аверса 11 января 1801 , Венеция ) — итальянский композитор , который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло , оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века .

Биография

Детство и юность

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750 (по другим сведениям, в 1756 ) году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства ( итал. ) , упав со строительных лесов . После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был принят в школу при монастыре .

Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией . Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию Санта-Мария ди Лорето , где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна , Феделе Фенароли , Антонио Саккини , Никколо Пиччини и другие . Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом (в частности исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини «Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя ). После окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле . Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, в 1770 году вместе с Дзингарелли и Джузеппе Джордани посещая старшие курсы в капельмейстерском классе и сочинил ряд духовных мотетов и месс . Уже закончив консерваторию, в 1771 году он, возможно, брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини .

Начало карьеры

В 1772 году состоялась премьера первой оперы-буффа Чимарозы, «Причуды графа» ( итал. Le stravaganze del conte ), исполненной в в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро» ( итал. Le magie di Merlina e Zoroastro . После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей славе как оперного композитора сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло . В том же году он женился на дочери успешного музыкального импресарио Гаэтане Палланте, но этот брак продлился недолго — уже в следующем году Гаэтана умерла. По-видимому, вторично Чимароза женился вскоре после этого, зачав со второй женой двоих детей. Однако и вторая жена Чимарозы прожила недолго .

Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись в театре Валле . «Возвращение дона Каландрино» ( итал. Il ritorno di Don Calandrino ), ( итал. ), «Женщины-соперницы» ( итал. Le donne rivali ) и «Парижский художник» ( итал. Il pittore parigino ) были поставлены там между 1778 и 1781 годами. Также в Риме, в театрах делле Даме и « Арджентина », прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» ( итал. Caio Mario , 1780) и «Александр в Индии» ( итал. Alesandro nelle Indie , 1781). Гёте был весьма очарован пьесой «Импресарио в нужде» ( итал. L’impresario in angustie ), которую он услышал во время своего визита в Рим в 1787 году. 10 июля 1780 г. «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре « Ла Скала » в Милане, начав традицию исполнения его работ, которая продолжались до XIX века . В Неаполе были поставлены оперы-буффа ( итал. ) и «Благородная фраскатанка», созданы оратории «Авессалом» и «Юдифь» и ещё два десятка произведений крупных жанров, в основном опер-буффа. Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием ) .

Зрелая жизнь

29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом (без жалования) в Неаполитанской королевской часовне. 28 марта 1785 года он был переведен на должность второго органиста с ежемесячной зарплатой восемь дукатов , которые продолжали ему выплачиваться даже во время его отсутствия в Неаполе. С начала 1780-х он также был назначен маэстро (учителем) консерватории при детском приюте в Венеции; точно не ясно, когда состоялось это событие, хотя 1782 год — наиболее вероятная дата, так как в том году его ранее сочинённая оратория «Авессалом» была переписана для этой консерватории. Несколько его оперных постановок в следующие годы (начиная с опер «Китайский герой» и «Влюблённая балерина», поставленных в Неаполе в 1782) также связаны с его службой в Оспедалетто .

В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II , чтобы занять место придворного композитора, освобождавшееся из-за отъезда Паизиелло . На пути к Санкт-Петербургу Чимароза и его жена посетили Ливорно как гости Великого герцога Тосканского Леопольда , который позже, уже как император, сыграл важную роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме Чимароза посетил герцогиню Марию Амалию , а в конце августа и сентябре провел 24 дня в Вене, где был представлен императору Иосифу II . В эти дни император неоднократно приглашал Чимарозу петь и играть для него. Все эти контакты усилили связи композитора с венским двором . После Вены Чимароза посетил Варшаву, также задержавшись там на месяц по просьбам местной аристократии .

Источники расходятся в вопросе о том, когда Чимароза прибыл в Санкт-Петербург. Его биография в «Новом словаре музыки и музыкантов Гроува» сообщает о его прибытии в российскую столицу уже в начале декабря 1787 года и написанном в том же году Реквиеме соль минор на смерть герцогини Серра-Каприола, жены посла Королевства обеих Сицилий . В то же время « Русский биографический словарь » пишет, что композитор потратил на путь в Россию намного больше времени, лишь в июле 1788 года покинув Неаполь и по пути в Турине успев поставить оперу «Владимир» ( итал. Il Valdamiro ), так что к месту службы он добрался лишь в начале 1789 года .

Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем пения её внуков . При дворе Екатерины II Чимароза следовал традиции итальянских композиторов, среди которых были Манфредини , Галуппи , Траэтта и Сарти . Его оперы были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца . Опера-сериа «Клеопатра» и две ранее написанных комических оперы, «Женщины-соперницы» и «Два барона» ( итал. I due baroni di Rocca Azzurra ), были также представлены широкой российской публике. Однако вскоре после прибытия Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте Мартин-и-Солера , в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы .

Р.-А. Моозер отмечает странность, связанную со временем службы Чимарозы в Санкт-Петербурге. Если о Галуппи, Паизиелло, Сарти сохранилось множество различных документов и свидетельств в мемуарах и переписке, по которым можно узнать подробности их пребывания в России, то русский период в биографии Чимарозы известен в основном по косвенным источникам. Чимароза, прославившийся в Европе как певец, клавесинист и автор не только опер, но и сонат и камерных произведений , почти не оставил следа в русских документах. Если после санкт-петербургских музыкальных вечеров, проводившихся его предшественником Паизиелло, остались многочисленные инструментальные и оркестровые произведения, то в случае Чимарозы ничего подобного не отмечено. Это тем более удивительно, что русский двор не оставлял его без внимания: например, будущий император Павел I был крестным отцом его сына Паоло, а сама церемония крещения проходила в церкви Св. Екатерины в присутствии придворных и дипломатов .

Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул двор в июне 1791 года . К этому времени уже было известно, что служба Чимарозы в России близится к концу и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого здоровья. Иосиф II намеревался пригласить его, как только он достигнет Вены, а в 1789 году были переданы в Бургтеатр ряд работ Чимарозы для подготовки к его возвращению. В период с мая по сентябрь возобновлена с новыми актёрами постановка оперы «Два мнимых графа» ( итал. I due supposti conti ); кроме того, были поставлены «Два барона», для которых Моцарт сочинил арию «Alma grande e nobilcore» (k578) . Добравшись до Вены вскоре после смерти Иосифа II, Чимароза сменил Антонио Сальери в должности придворного капельмейстера нового императора Леопольда II . Ему было поручено написать оперу ( итал. ) на либретто , созданное на основе одноименной пьесы Джорджа Колмана и Дэвида Гаррика . Опера, исполненная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, была настолько успешна, что Леопольд II приказал, чтобы её повторили в тот же вечер в его покоях. Чимароза, которого Йозеф Вайгль описал как человека, имеющего веселый и дружеский характер, пользовался большой популярностью среди венского общества и часто развлекал высшее общество, играя на клавире. В течение двух лет пребывания в Вене он сочинил ещё две оперы — «Сердечное бездействие» ( итал. La calamita dei cuori ), которая не была успешной, и «Любовь дает благоразумие» ( итал. Amor rende sagace ), а также переработал «Парижского художника» .

Последние годы жизни

Доменико Чимароза, гравюра работы Луиджи Бриди (1800—1851)

В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного капельмейстера и где с большим успехом прошли «Тайный брак» (выдержавший 67 представлений) и новая опера-буффа ( итал. ) . В 1796 году умерла его третья (по другим источникам вторая ) жена, от которой у Чимарозы был сын Паоло . В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году и восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием генерала Шампьона . Либеральные лидеры под покровительством французов провозгласили Партенопейскую республику , после чего король Фердинанд IV был вынужден бежать из Неаполя. К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских симпатий и предпринял попытку загладить вину, сочинив (по предложению священника Дженнаро Танфано) кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную на 23 сентября. Тем не менее 9 декабря 1799 года он был арестован , ему было предъявлено обвинение в пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению .

Композитор провел четыре месяца в тюрьме и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству его влиятельных друзей, среди которых были кардиналы Эрколе Консальви и Фабрицио Руффо , леди Гамильтон и русский посол Андрей Италинский ; возможно, за композитора заступались также некоторые европейские монархи, на чьей службе он прежде состоял . После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в Венецию, куда был приглашен для сочинения новой оперы «Артемизия». Там же он написал мессу для папы Пия VII . Вскоре, однако, состояние его здоровья резко ухудшилось, и он умер 11 января 1801 года, не завершив работу над «Артемизией» . Внезапная смерть Чимарозы от желудочной болезни породила слух о том, что он был отравлен по приказу неаполитанской королевы Каролины , и чтобы его опровергнуть, неаполитанскому правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального освидетельствования тела . Согласно Русскому биографическому словарю , Чимароза, отпетый в Венеции, был похоронен в Риме на средства кардинала Эрколе Консальви; по заказу Консальви был также создан бюст Чимарозы, установленный в римском Пантеоне . В то же время более современный Биографический словарь итальянцев сообщает, что Чимароза был похоронен 12 января в частной церкви Святого Михаила Архангела .

Творческое наследие

Доменико Чимароза, автор около 80 опер, является одним из ведущих представителей оперы-буффа ; завершение развития этого жанра во второй половине XVIII века является заслугой Чимарозы и Джованни Паизиелло . В его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и демонстрируя элементы развивающегося симфонизма . Чимарозе принадлежит первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих развитие событий к этому моменту .

В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер», пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок ), месс и ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии» ), а среди его инструментальных произведений — 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт .

Список произведений, исполненных при жизни композитора

Список приводится по энциклопедическому словарю «Музыкальный Петербург»

  • 1772 , Неаполь — опера-буффа Le Stravaganze del conte («Причуды графа»); бурлеск Le Magie di Merlino e Zorastro («Чудеса Мерлина и Зорастро»)
  • 1773 , Неаполь — опера-буффа La Finta parisina («Мнимая парижанка»)
  • 1777 , Неаполь — опера-буффа Armida immaginaria («Мнимая Армида»)
  • 1778
    • Неаполь — оперы Le stravaganze d’amore («Причуды любви») и Gli Amanti comici («Комичные любовники»)
    • Рим — опера L’Italiana in Londra («Итальянка в Лондоне»)
  • 1780 , Рим — опера Donne rivale («Женщины-соперницы»)
  • 1781 , Рим — оперы Il Pittore parigino («Парижский художник») и Alesandro nelle Indie («Александр в Индии»)
  • 1782
    • Неаполь — оперы La Ballerina amante («Влюбленная балерина») и L’Eroe cinese («Китайский герой»)
    • Рим — опера L’Amor constant («Постоянная любовь»)
    • Милан — опера La Circe («Цирцея»)
  • 1783
    • Неаполь — опера Chi d’altrui si veste presto si spoglia («Чужим добром не разживешься»)
    • Рим — опера I dui baroni di Rocca Azzura («Два барона из Рокка Аццура»)
  • 1784
    • Венеция — опера L’Olimpiade
    • Неаполь — опера Il Credulo («Легковерный»)
    • Рим — опера I Matrimoni inaspettati («Неожиданные женитьбы»)
    • Флоренция — опера La Vanita delusa, o sia Il Mercato di Malmantile («Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»)
    • Милан — опера Due supposti conti («Два мнимых графа»)
  • 1785 , Неаполь — опера Il Marito geloso («Ревнивый муж»)
  • 1786
    • Неаполь — оперы Il Credulo и L’Impresario in angustie («Импресарио в нужде»)
    • Санкт-Петербург — опера-буффа L’Amor constant
  • 1787
    • Неаполь — опера Il Fanatico burlato («Сварливый фанатик»)
    • Санкт-Петербург — Missa pro defunct
  • 1788 , Санкт-Петербург — опера-сериа La Vergine del Sole («Дева Солнца») и 2 драматические кантаты
  • 1789 , Санкт-Петербург — на русском языке представлены оперы Le Donne rivali («Две невесты») и Dui baroni di Rossa Azzura («Два барона»), на итальянском — опера-сериа Cleopatra
  • 1790 , Париж L’Italiana in Londra
  • 1791 , Санкт-Петербург — опера La Serenata non preveduta («Непредвиденная серенада»)
  • 1792 , Вена — оперы Il Matrimonio segreto («Тайный брак»), La Calamita dei cuori («Сердечное бездействие»)
  • 1793 , Вена — опера Amor rende sagace («Любовь даёт благоразумие»)
  • 1794 , Неаполь — опера Le Astuzie femini («Женские хитрости»)
  • 1795 , Рим — опера I Nemici generosi («Великодушные враги»).
  • 1796 , Неаполь — опера Gli Orazi ed I Curiazi («Горации и Куриации»)
  • 1798 , Санкт-Петербург — оперы Chi deel’altrui si veste presto si spoglia и I Nemici generosi
  • 1799 , Неаполь — Патриотический гимн
  • 1801 , Венеция — опера Artemisia

Примечания

  1. Domenico Cimarosa // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Domenico Cimarosa // (кат.) — , 1968.
  3. Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 2. — S. 372.
  4. Чимароза Доменико // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. — 1808.
  6. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  7. — статья из Британской энциклопедии
  8. , pp. 13-15.
  9. Johnson J. E., Lazarevich G. Domenico Cimarosa // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online / General Editor — Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001.
  10. Владимир Березкин. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1905. — Т. 22: Чаадаев — Швитков. — С. 383—385.
  11. // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1982. — Стб. 47—48. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  12. , pp. 29-31.
  13. , p. 82.
  14. , p. 85.
  15. Порфирьева А. Л. Чимароза // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь XVIII век. Книга 3. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург. 1999.
  16. , p. 138.
  17. Ariella Lanfranchi. // Dizionario biografico degli italiani (итал.) / Direttore: Alberto Maria Ghisalberti. — Roma: Istituto della Enciclopedia italiana , 1981. — Vol. 25 : «Chinzer — Cirni».

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Чимароза, Доменико