Interested Article - Смит, Кларк Эштон

Кларк Эштон Смит ( англ. Clark Ashton Smith ; 13 января 1893 , Лонг-Валли, округ Пласер , Калифорния , США 14 августа 1961 , , округ Монтерей , Калифорния , США ) — американский поэт и писатель, художник, скульптор.

К. Э. Смит писал рассказы в жанре фантастики , фэнтези и ужасов . «Никого со времён По так не восхищал хорошо разложившийся труп», — сказал о нём Спрэг Де Камп . Современники также ценили К. Э. Смита как поэта.

Биография

Кларк Эштон Смит в возрасте 19 лет

Отец — Тимеус Смит, родом из Англии , поселился в Лонг-Валли и женился на Фанни Гейлард, дочери состоятельных калифорнийских фермеров.

Ранние годы

Смит родился 13 января 1893 года в Лонг-Велли, округ Плейсер, штат Калифорния, в семье с английскими и новоанглийскими корнями. Большую часть своей жизни он провел в маленьком городке Оберн, Калифорния, живя в доме, построенном его родителями, Фанни и Тимеусом Смитом. Смит признавался, что ненавидел провинциальность городка, но редко покидал его, пока не женился в конце жизни.

Его формальное образование было ограниченным: он страдал психологическими расстройствами, включая сильную Агорафобию, и хотя его приняли в среднюю школу после восьми лет обучения в гимназии, родители решили, что для него будет лучше учиться дома. Ненасытный читатель с необычайной эдетичной памятью, Смит, казалось, запоминал почти все, что читал. Покинув формальное образование, он взялся за самостоятельное изучение литературы, включая « Робинзона Крузо », « », сказки Ганса Кристиана Андерсена и , « Арабские ночи » и стихи Эдгара Аллана По . Он читал словарь без сокращений слово в слово, изучая не только определение слов, но и их этимологию .

Кроме того он читал « Британнику » и « Словарь Уэбстера » по меньшей мере дважды. Позднее Смит изучил французский и испанский языки. В возрасте 13 лет начал писать и переводить стихи с этих языков, в частности произведения Жерар де Нерваль Жерара де Нерваля, Поль Верлен Поля Верлена, Амадо Нерво, Густаво Адольфо Беккер и все, кроме 6, из 157 стихов Шарля Бодлера в сборнике « Цветы зла ». Позднее освоил французский и испанский языки. В 1910 начал печатать писать первые рассказы. В 1912 знакомится с поэтом , осенью выходит в свет первый сборник стихов Эштона — «The Star Treader and Other Poems» ( рус. Ступающий по звёздам и другие стихотворения ).

Первые работы

Кларк Эштон Смит в 1912 году, девятнадцать лет.

Его первые литературные пробы, в возрасте 11 лет, имели форму сказок и имитаций арабских ночей. Позже он писал длинные приключенческие романы, посвященные восточной жизни. В 14 лет он уже написал краткий приключенческий роман «Черные бриллианты» ( англ. The Black Diamonds ), который был утерян на долгие годы, пока не был опубликован в 2002 году. Еще один юношеский роман был написан в подростковом возрасте: «Меч Порок» ( англ. The Sword of Zagan ) (неопубликован до 2004 года). Как и в «Черных бриллиантах», в нем используется средневековая атмосфера и слышны влияния авторов, которыми он восхищался в этом возрасте.

В 17 лет он продал несколько рассказов в журнал The Black Cat , который специализировался на необычных сказках. Он также опубликовал несколько рассказов в ежемесячнике «Overland Monthly» — это была его краткая вылазка в художественную литературу, предшествовавшую его поэтической карьере.

Однако именно поэзия мотивировала молодого Смита, и он посвятил себя поэзии более десяти лет. В поздней юности Смит познакомился с поэтом из Сан-Франциско Джорджем Стерлингом через члена местного клуба Auburn Monday Night Club, где он прочитал несколько своих стихов со значительным успехом. Во время месячного визита к Стерлингу в Кармел (Калифорния) Смит познакомился с поэзией Бодлера .

Когда Смит опубликовал свой второй сборник стихов "Черное дерево и хрусталь" ( англ. Ebony and Cristal ) в 1922 году, он получил письмо от поклонника: Г. Ф. Лавкрафта . С этого письма началась их дружба, которая длилась 15 лет без личной встречи.

Он стал протеже Стерлинга, который помог ему опубликовать первый сборник стихов «Звёздный ходок и другие стихи» ( англ. The Star-Treader and Other Poems ) в возрасте 19 лет. Смит получил международное признание за этот сборник. Американские критики очень благосклонно восприняли «Звёздоходца», один из которых назвал Смита «тихоокеанским Китсом ». Смит ненадолго оказался в кругу Амброза Бирза и Джека Лондона , но его ранняя слава вскоре угасла.

Период ухудшения здоровья

Спустя некоторое время здоровье Смита подорвалось, и в течение восьми лет его литературное творчество было прерывистым, хотя именно в этот период он создал свои лучшие стихи. Небольшой сборник «Оды и сонеты» ( англ. Odes and Sonnets ) вышел в свет в 1918 году. Смит познакомился с литературными деятелями, которые впоследствии вошли в круг корреспондентов Говарда Лавкрафта ; Смит знал их гораздо раньше, чем Лавкрафт. Среди них — поэт Сэмюэл Лавмен и книготорговец Джордж Кирк. Именно Смит позже познакомил Дональда Вандрея с Лавкрафтом. По этой причине было высказано предположение, что Лавкрафта можно с таким же успехом назвать членом круга Смита, как и Смит был членом круга Лавкрафта .

В этот период Смит и Лавкрафт заимствовали друг у друга географические названия и имена богов для своих рассказов, хотя Смит настолько отличается от Лавкрафта, что его окрестили «Кларком Эштоном Смитосом».

В 1925 году Смит опубликовал книгу «Сандаловое дерево» ( англ. Sandalwood ), которая была частично профинансирована за счёт подарка в 50 долларов от Дональда Вандрея. В этот период он мало писал художественную литературу, за исключением некоторых образных виньеток или стихов в прозе. Большую часть своей жизни Смит был бедным и часто выполнял тяжёлую ручную работу, такую как сбор фруктов и резка дерева, чтобы прокормить себя и своих родителей. Он был искусным поваром и производил многие виды вина. Он также хорошо копал, печатал и занимался журналистикой, вел колонку в журнале The Auburn Journal , а иногда работал его ночным редактором .

Одним из художественных покровителей и частых корреспондентов Смита был бизнесмен из Сан-Франциско .

Плодоносный период

Смит, как он изображен в «Историях чудес» в 1930 году

В начале великой депрессии в США в 1929 году, когда здоровье его старых родителей ослабло, Смит вернулся к написанию рассказов и между 1929 и 1934 годами создал более сотни рассказов, почти все из которых можно классифицировать как странные ужасы. или научную фантастику. Как и Лавкрафт, он опирался на ночные кошмары, мучившие его во время юношеских болезней. Брайан Стейблфорд писал, что рассказы, написанные во время этой короткой фазы бурной производительности, «составляют одно из самых выдающихся произведений в фантастической литературе» .

Он опубликовал за свой счет сборник с шестью лучшими рассказами «Двойная тень и другие фантазии» англ. The Double Shadow and Other Fantasies тиражом 1000 экземпляров, напечатанную «Обернским журналом». Темой большинства его произведений является эгоизм и сверхъестественное наказание за него; его странная фантастика, как правило, имеет мрачную тематику, злорадно заботясь о образах смерти, распада и ненормальности.

Большинство причудливой фантастики Смита состоит из четырех серий, действие которых разворачивается в Гиперборее, Посейдонисе, Аверуане и Зотике. Гиперборея, утерянный континент миоценового периода, и Посейдонис, остаток Атлантиды , во многом схожи, с магической культурой, характеризующейся причудливостью, жестокостью, смертью и посмертными ужасами. Аверуан — это версия Смита о домодерной Франции, сравнимая с Poictesme Джеймса Брэнча Кейбелла . Зотик существует через миллионы лет в будущем. Это «последний континент земли, когда солнце тусклое и омраченное». Эти рассказы сравнивают с циклом « Умирающая Земля » Джек Вэнс .

В 1933 году Смит начал переписываться с Робертом Говардом , «отцом» Конана-варвара . С 1933 по 1936 год Смит, Говард и Лавкрафт были лидерами школы фантастики Weird Tales и часто переписывались, хотя никогда не встречались. Писатель восточного фэнтези Э. Гофман Прайс — единственный человек, о котором известно, что она встречалась со всеми тремя лично.

Критик Стив Берендс предположил, что частая тема «потери» в художественной литературе Смита (многие его персонажи пытаются вернуть давно прошлую молодость, раннюю любовь или живописное прошлое) может отражать ощущение самого Смита, что его карьера испытала «падение с небес на землю».

Середина карьеры: возвращение к поэзии и скульптуре

Период с 1929 по 1937 год — классический для Смита, когда он активно пишет новеллы для многих журналов (в том числе для Хьюго Гернсбека ) и выпускает всего около 100 рассказов. В 1934 году в созданном Гернсбеком фан-клубе Эштон получает место одного из его исполнительных директоров. В сентябре 1935 года умерла мать Смита, Фанни. Следующие два года Смит ухаживал за отцом во время его последней болезни. Тимеус скончался в декабре 1937 года. В возрасте 44 лет Смит практически перестал писать художественную литературу. Он был сильно поражен несколькими трагедиями, произошедшими за короткий промежуток времени: смерть Роберта Э. Говарда (1936), смерть Лавкрафта от рака (1937) и смерть его истощивших его родителей. В результате он сошёл со сцены, что ознаменовало конец золотого возраста «Странных историй». Он стал заниматься скульптурой и возобновил написание стихов. Однако Смита в это время посещали многие писатели, в частности Фриц Лейбер , Рах Гофман, Фрэнсис Т. Лейни и другие.

В 1942 году , через три года после того, как Август Дерлет основал издательство Arkham House с целью популяризации сочинений Г. Ф. Лавкрафта, Дерлет опубликовал первый из нескольких крупных сборников фантастики Смита «Вне пространства и времени» (1942). За ним последовал сборник «Потерянные миры» (1944). Книги продавались медленно и стали дорогими раритетами. Дерлет опубликовал еще пять томов прозы Смита и два тома его стихов, а к моменту его смерти в 1971 году имел большой том стихотворений Смита в печати.

Дальнейшая жизнь, женитьба и смерть

В 1953 году Смит перенес сердечный приступ . В возрасте 61 года он женился на Кэрол(ин) Джонс Дорман 10 ноября 1954 года. У Дорман был большой опыт работы в Голливуде и на радио. После медового месяца в хижине Смита они переехали в Пасифик-Гроув (Калифорния), где с ними проживали трое детей от предыдущего брака. В течение нескольких лет он дежурил дом на Индиан-Ридже и их дом в Пасифик-Гроув. Смиты продали большую часть родительского урочища, а в 1957 году старый дом сгорел — Смиты считали, что это был поджог, другие говорили, что это произошло из-за несчастного случая.

Теперь Смит неохотно занимался садоводством для других жителей Пасифик Гроув и отрастил козлиную бородку. Он проводил много времени за покупками и прогуливаясь у набережной, но, несмотря на упрёки Дерлета, сопротивлялся написанию новых художественных произведений . В 1961 году он перенёс серию инсультов и в августе того же года тихо умер во сне, в возрасте 68 лет. После смерти Смита Кэрол снова вышла замуж (стала Кэролин Уэйкфилд) и впоследствии умерла от рака.

Прах поэта был похоронен около или под валуном западнее места, где стоял дом его детства (уничтожен пожаром в 1957 году); часть праха также была развеяна в роще голубых дубов рядом с валуном. Там не было ни одного знака. Мемориальные доски в честь Смита были установлены в окружной библиотеке Оберн-Плейсер в 1985 году и в парке Бисентенниал в Оберне в 2003 году.

Творчество

Стихи

Ранние стихи писались преимущественно в стиле fin de siècle и сформировались благодаря влиянию и . Среди более поздних поэтических сборников — «Звёздный ходок и другие стихи», «Чёрное дерево и хрусталь» (1922), «Сандаловое дерево» (1923), «Темный замок» (1951) и «Избранные стихи». Лавкрафт высоко оценил поэзию Смита и написал рецензию на сборник «Чёрное дерево и хрусталь», опубликованный в любительском журнале L’Alouette в январе 1924 года.

Проза

В 1925 году под влиянием Лавкрафта Смит обратился к литературе ужасов и к 1937 году написал более сотни рассказов. «Мерзоты Йондо», датированные 5 февраля 1925 года, считаются первым примером этого. Лавкрафт был поражен и прислал текст Фарнсворта Райта , который, однако, не принял его для Weird Tales . Позже Смита часто причисляли к тройке мушкетеров журнала pulp, вместе с Лавкрафтом и Робертом Говардом. Только в апреле 1926 года рассказы начали появляться в литературном журнале Overland Monthly .

Истории, действие которых происходит в мифически вымышленных ландшафтах, таких как Гиперборея, Атлантида, средневековый стилизованный Аверуан или Зотик, можно отнести преимущественно к фэнтези, даже если они неоднократно заимствуют мотивы из научной фантастики и работают со средствами ужаса.

Действие других рассказов происходит на Марсе. Кроме успешного рассказа «Гробница Йо-Вомбиса», в цикл вошли «Властелин глубин», «Вултум» и фрагмент «Мнемока» . Действие рассказов происходит во времена, когда исследование планеты только началось. Подобно циклу «Зотик», Смит изображает ее как мир, стареющий и медленно умирающий. Полугуманоиды, коренные обитатели планеты — высокие, стройные и загадочные существа, однако достаточно дружелюбны, чтобы терпеть людей и разрешать «торговлю между мирами».

Некоторые рассказы, такие как Genius Loci, «Семена из склепа», «Возвращение колдуна», «Цепь Афоргомона» и «Невидимый город», не имеют легендарного антуража и относятся к жанру фэнтези.

Изобразительное искусство

Автопортрет, около 1920

После смерти Роберта Говарда (1936) и Г. Ф. Лавкрафта (1937) интерес Смита к писательству угас. Он обратился к визуальному искусству как самоучка, предпочитая стиль примитивизм . Как отмечает С. Т. Джоши , его рисунки тушью, карандашом или мелом и картины демонстрируют сильное воображение, но остаются неадекватными в своей технической реализации. Кроме того, он создавал маленькие гротескные скульптуры и статуэтки из мыльного камня.

Критика

Для Лавкрафта Кларк Эштон Смит был одним из самых одаренных писателей своего поколения. Как он отметил в своём эссе « Сверхъестественный ужас в литературе » , ни один из ныне живых писателей не превзошел Смита в «демонической удивительности и плодотворности своих замыслов». Кто еще мог бы увидеть и пережить «развратные и лихорадочно искаженные видения бесконечных сфер и множественных измерений», чтобы рассказать об этом? Никто не передает тон «космического ужаса» так хорошо, как он .

классифицирует рассказы и новеллы Смита как декадентские произведения. Декаданс отражается не только в тематике, но и в языке, который часто кажется чопорным. Однако его творчество часто оценивается почитателями жанра выше, чем творчество Лавкрафта. Наиболее убедительным автор не в фэнтези, а в своих фантастических рассказах, таких как Genius Loci и «Семена из могилы» .

Рэй Брэдбери , который также опубликовал несколько ранних рассказов в издательстве «Аркхэм Хаус», описал большое влияние рассказов Смита «Город, где часто поет пламя» ( англ. The City oft the Singing Flame ) и «Властелин астероида» ( англ. Master of Asteroid ). В одном из них, по его словам, фантастическое воображение, а в другом - изображение изоляции и одиночества поразили его и повлияли на него до конца жизни. .

Для С. Т. Джоши поэзия Смита является одной из «потерянных жемчужин литературы 20-го века». Его важнейшее стихотворение — «Пожиратель гашиша», или «Апокалипсис зла», 600-строчная «космическая(и) фантасмагория», произведшая большое впечатление на Лавкрафта . Глядя на стихотворение «Идущий за звездой» ( англ. The Star-Treader ), понятны похвалы и сравнения с Китсом или Шелли . Эти и другие ранние стихи превосходили «космическую лирику» покровителя Смита Стерлинга, чьи длинные поэмы «Свидетельство солнц» ( англ. The Testimony of the Suns ) (1903) и «Вино колдовства» ( англ. A Wine of Wizardry ) (1907) повлияли на Смита. Одну из причин недостаточного признания поэзии Смита Джоши усматривает в отсутствии традиции сверхъестественной фантастической поэзии. Многие произведения, по его мнению, богаты метафорами и отличаются среди современной поэзии Эзра Паунд Эзры Паунда и Уильям Карлос Вильямс Уильяма Карлоса Вильямса традиционными стихотворными размерами и высоким стилем .

В 2015 году Смит посмертно получил премию Кордвайнера Смита, которая посвящается забытым или недооценённым писателям-фантастам.

Библиография

Посейдонис

  • «Муза Атлантиды» ( англ. The Muse of Atlantis )
  • «Последнее заклинание» ( англ. The Last Incantation , 1930)
  • «Смерть Малигриса» ( англ. The Death of Malygris , 1934)
  • «Толомес» ( англ. Tolometh )
  • «Двойная тень» ( англ. The Double Shadow , 1933)
  • «Путешествие к Сфаномоэ» ( англ. A Voyage to Sfanomoë , 1931)
  • «Вино из Атлантиды» ( англ. A Vintage from Atlantis , 1933)
  • «Атлантида» ( англ. Atlantis: a poem , 1912)

Зотика

  • «Зотика» (Zothique, поэма)
  • «Цитра» (Xeethra, 1934)
  • «Некромантия в Наате» (The Necromancy in Naat, 1936)
  • «Империя некромантов» (The Empire of the Necromancers, 1932)
  • «Повелитель крабов» (The Master of the Crabs, 1948)
  • «Смерть Илалоты» (The Death of Ilalotha, 1937)
  • «Прядильщик из склепа» (The Weaver in the Vault, 1934)
  • «Колдовство Улюи» «The Witchcraft of Ulua» 1934)
  • «Бог из Храма Смерти» «(The Charnel God, 1934)
  • «Чёрный идол» (The Dark Eidolon, 1935)
  • «Морфилла» (The Morthylla, 1953)
  • «Чёрный аббат Патуума» «(The Black Abbot of Puthuum, 1936)
  • «Пришелец из гробницы» «(The Tomb‑Spawn, 1934)
  • «Последний иеролиф» (The Last Hieroglyph, 1935)
  • «Остров мучителей» (The Isle of the Torturers, 1933)
  • «Сад Адомфы» (The Garden of Adompha, 1938)
  • «В Книге Вергамы» (In the Book of Vergama, 1934)
  • Путешествие короля Юворана» (The Voyage of King Euvoran)

Аверуан

  • «Аверуан» (Averoig, поэма)
  • «Зверь Аверуана» (The Beast of Averoigne, 1933)
  • «Колосс из Илурни» (The Colossus of Ylourgne, 1934)
  • «Второе рождение Венеры» (The Disinterment of Venus, 1934)
  • «Колдунья из Силера» (The Enchantress of Sylaire, 1941)
  • «Конец рассказа» (The End of the Story, 1930)
  • «Сятой Азедарак» (The Holiness of Azedarac, 1933)
  • «Создатель горгулий» (The Maker of Gargoyles, 1932)
  • «Повелительница жаб» (Mother of Toads, 1938)
  • «Свидание в Аверуанском лесу» (A Rendezvous in Averoigne, 1931)
  • «Сатир» (The Satyr, 1931)
  • «Мандрагора» (The Mandrakes, 1933)

Марс

  • «Посланец с Марса» (The Planet Entity» или «Seedling of Mars, 1931)

Три других произведения, вошедших в цикл о Марсе, образуют другой цикл, который называется Айхаи (Айхаи — раса существ, населяющих Марс к тому моменту, когда туда прибыли и начали обживать земляне):

  • «Обитатель Бездны» (The Dweller in the Gulf, 1933)
  • «Склепы Йох-Вомбиса» (The Vaults of Yoh-Vombis, 1932)
  • «Валтум» (The Vulthoom, 1935)

Лемурия

  • «В Лемурии» (In Lemuria, поэма)
  • «Жертва Луне» (An Offering to the Moon
  • «Неотмеченный остров» (The Uncharted Isle
  • «Лемурийский» (Lemurienne, поэма)

Пандиом

  • «Рок Антариона» (The Doom of Antarion или The Planet of the Dead)

Сатаббор

  • «Монстр из пророчества» (The Monster of the Prophecy)

Лопаи

  • «Цветочный дьявол» (The Demon of the Flower)

Птолемедис

  • «Явление смерти» (The Epiphany of Death, 1934)

Ксикарп

  • «Лабиринт Маал» (Двеба The Maze of Maal Dweb)
  • «Женщины-цветки» (The Flower-Women)

Гиперборея

  • «Муза Гипербореи (The Muse of Hyperborea», поэма в прозе)
  • «Семь испытаний» (The Seven Geases)
  • «Сверхъестественное Авусла Васоквана» (The Weird of Avoosl Wuthoqquan)
  • «Белая Сивилла» (The White Sybil)
  • «Завещание Атаммауса» (The Testament of Athammaus)
  • «Пришествие Белого Червя» (The Coming of the White Worm)
  • «Уббо-Сатла» (Ubbo-Sathla)
  • «Дверь на Сатурн» (The Door to Saturn)
  • «Ледяной демон» (The Ice-Demon)
  • «Рассказ Сатампры Зейроса» (The Tale of Satampra Zeiros, 1931)
  • «Кража тридцати-девяти поясов» (The Theft of the Thirty-Nine Girdles)
  • «Элегия Виксиле» (Lament for Vixeela)

Внесерийные рассказы

  • «Невиданная планета» (The Amazing planet» 1931)
  • « Йондо » (The Abominations of Yondo, 1926)
  • «Семена из склепа» (The Seed from the Sepulcher, 1933)
  • «Вторичное погребение» (The The Second Interment)
  • «Цепь Афоргомона» (The Chain of Aforgomon)
  • «Ночь в Малнанте» (A Night in Malnéant)
  • «Возвращение чародея» (The Return of the Sorcerer, 1931, Эдвард Карнби )
  • «Наркотик с Плутона» (The Plutonian Drug)
  • «Гений» (Genius Loci, 1933)
  • «Вечный мир (The Eternal World)
  • «Охотники извне» (The Hunters from Beyond, 1932)
  • «Служитель зла» (The Devotee of Evil)
  • «Безымянное отродье» (The Nameless Offspring)
  • «Убийство в четвёртом измерении» (Murder in the Fourth Dimension)
  • «Город поющего пламени» (The City of the Singing Flame, 1931)
  • «Безумный творец» (The Schizoid Creator)
  • «Измерение возможного» (The Dimension of Chance)
  • «Невидимый город» (The Invisible city, 1932)
  • «Чудовища в ночи» (Monsters in the night)
  • «Лишнее тело» (The Supernumerary Corpse)
  • «Хозяин астероида» (The Master of the asteroid, 1932)
  • «Письмо с Мохаун Лос» (The Letter from Mohaun Los, 1932)
  • «Потусторонний свет» (The Light from beyond» 1933)
  • «Брошенные на Андромеде» (The Marooned in Andromeda, 1930)
  • «Бессмертные c Меркурия» (The Immortals of Mercury, 1932)
  • «Некромантический рассказ» (The Necromantic tale, 1930)
  • «Первичный город» (Primal city, 1934)
  • «Неизмеримый ужас» (The Immeasurable horror, 1931)
  • «Пришельцы с Млока» (The Visitors from Mlok, 1933)
  • «Попирающий прах» (The Treader of the Dust, 1935)
  • «Третий эпизод Ватека» (The Third episode of Vatek» 1937, перевод с французского одного из прибавлений к повести У. Бекфорда « Ватек »)

Примечания

  1. Clark Ashton Smith // (англ.) — 1995.
  2. Clark Ashton SMITH // (фр.) — 1999.
  3. de Camp L. S. Sierran Shaman: Clark Ashton Smith // Literary Swordsmen and Sorcerers: the Makers of Heroic Fantasy. Sauk City, Wis.: Arkham House, 1976. P. 206.
  4. de Camp 1976, p. 197-98
  5. Behrends 1990, p. 5
  6. de Camp 1976, p. 200
  7. Schultz & Connors 2003, p. xix
  8. de Camp 1976, p. 203
  9. Fantasy Writers, Detroit MI: St. James Press, 1996, pp.529–30
  10. Vick, Todd B. : [ англ. ] . — 2021-01-19 Publisher = University of Texas Press. — ISBN 978-1-4773-2195-9 . от 17 марта 2023 на Wayback Machine
  11. Faig, Kenneth W. (2012). "Lovecraft's 1937 Diary". Lovecraft Annual (6): 153-178. ISSN 1935-6102.
  12. Haefele 2010, p.170
  13. , с. 91.
  14. , с. 85–86.
  15. , с. 230–231.
  16. . Дата обращения: 13 ноября 2023. 22 июня 2023 года.
  17. , с. 551, 552..
  18. , с. 550, 551.

Переводы

Экранизации

  • Night Gallery: The Return of the Sorcerer (1972)
  • The Theatre Bizarre: The Mother Of Toads (2011)

Ссылки

Источник —

Same as Смит, Кларк Эштон