Interested Article - Альбенис, Исаак

Исаа́к Мануэль Франсиско Альбе́нис-и-Паскуаль ( исп. Isaac Manuel Francisco Albéniz y Pascual ; 29 мая 1860 , Кампродон 18 мая 1909 , Камбо-ле-Бен ) — испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.

Биография

Альбенис родился в Кампродоне, провинция Жирона, в семье Анжела Альбениса (сотрудника таможни) и его жены Долор Паскуаль. В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне , а уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Обучался в Барселоне (Э. Компта, Х. Пухоль — фортепиано), Брюсселе ( Л. Брассен — фортепиано, Ф. Геварт — композиция), Будапеште ( Ф. Лист — фортепиано в 1878-79 гг.), Мадриде ( Ф. Педрель — композиция). Концертировал во многих странах Европы , Северной и Южной Америки . Был близок к « поколению 98 года ».

В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С 1893 или 1894 жил в Париже . В 1897—1898 Исаак Альбенис занимался в « Схола канторум » (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции — Венсана д’Энди , Габриэля Форе . Знакомство с К. Дебюсси оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда ещё музыка не затрагивала столь различные впечатления, такие яркие, что от изобилия образов хочется закрыть глаза, как от яркого солнца».

Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому фольклору — «золотым россыпям народного искусства», по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое Ренасимьенто .

Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья , сортсико , малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: « » (1886), циклы пьес «Испания» (1890), « », « » (1892), « Иберия » (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком ), симфоническая сюита « » (1899, завершена лишь первая часть). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид) и др.; оперы «Генри Клиффорд» (1895, театр « Лисео », Барселона), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); романсы и др.

Умер в 1909 от хронического нефрита ( англ. ). Похоронен на Монжуикском кладбище ( кат. ) в Барселоне.

Сесилия Саркози , вторая жена французского президента Николя Саркози , является правнучкой композитора.

Произведения

  • Оперы:
    • « » ( The Magic Opal ) (1893)
    • « » ( Henry Clifford ) (1895)
    • « Пепита Хименес » ( Pepita Jiménez ) (1896)
    • Трилогия "Король Артур (Круглый стол) ( Le roi Arthus (La table ronde) ):
      • « » ( Merlín ) (1898—1902)
      • « » ( Lancelot ) (1902—1903, не завершена)
      • « » ( Guenevere ) (работа над оперой начата не была)
  • Музыка для фортепиано:
    • 3 «старинные сюиты» ( Suites anciennes )
    • Испанская сюита № 1 ( Suite española no. 1 , 1886). Включает 8 пьес, посвященных различным городам или регионам Испании: Гранада ( Granada ), Каталония ( Cataluña ), Севилья ( Sevilla ), Кадис ( Cádiz ), Астурия ( Asturias ) — использована группой « Дорз » ( The Doors ) в качестве вступления к композиции «Испанский Караван» ( Spanish Caravan ), Арагон ( Aragón ), Кастилия ( Castilla ) и Куба ( Cuba ) (остров в тот момент ещё принадлежал Испании).
    • Испанская сюита № 2 ( Suite española no. 2 , 1889). Включает 2 пьесы: Сарагоса ( Zaragoza ) и Севилья ( Sevilla ).
    • Иберия ( Iberia ). Сюита из 12 фортепианных пьес, сгрупированных в 4 тетради:
      • 1-я (1906): 1.Evocación (Воспоминание), 2.El Puerto (Порт), 3.El Corpus Christi en Sevilla (Праздник Тела Христова в Севилье).
      • 2-я (1907): 1.Rondeña ( ), 2.Almería ( Альмерия ), 3.Triana (Триана — цыганский квартал в Севилье).
      • 3-я (1907): 1.El Albaicín (Альбайсин — цыганский квартал в Гранаде), 2.El Polo ( Поло ), 3.Lavapiés (Лавапьес — пригород Мадрида).
      • 4-я (1908): 1.Málaga ( Малага ), 2.Jerez ( Херес ), 3.Eritaña (Эританья — название кабачка в Севилье).
    • 12 характеристических пьес ( 12 piezas características , 1888).
    • Характеристическая сюита ( Suite característica , 1889?)
    • Воспоминания о путешествии ( Recuerdos de viaje , 1886—1887), сюита для фортепиано. Включает 7 пьес: На море ( En el mar ), Легенда ( Leyenda ), Альборада, или Утренняя серенада ( Alborada ), В Альгамбре ( En la Alhambra ), Пуэрта-де-Тьерра ( Puerta de Tierra ), Шорохи Ла Калеты ( Rumores de la Caleta ), На взморье ( En la playa ).
    • 7 сонат (2-я утрачена целиком, 1-я и 7-я — частично).
    • Наварра ( Navarra , завершена Д. де Севераком и опубл. в 1912). Возможно, предназначалась для сюиты «Иберия».
  • Сарсуэлы:
    • Святой Антоний ( San Antonio de la Florida ) (1894).
  • Сочинения для оркестра (в том числе с участием солистов):
    • Испанская рапсодия для фортепиано с оркестром ( Rapsodia española para piano y orquesta ). Существуют авторские обработки для 2-х фортепиано и для фортепиано соло.
    • Концерт № 1 (Фантастический концерт) для фортепиано с оркестром. Существует авторская обработка для 2-х фортепиано.
    • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Набросок.
    • Альгамбра ( The Alhambra , 1896—1897), симфоническая поэма. Незавершена.
  • Не сохранились:
    • Христос ( Cristo ), оратория.
    • ¡Cuanto más viejo …! , сарсуэла.
    • Catalanes de Gracia , сарсуэла.
    • El canto de salvación , сарсуэла.

Примечания

  1. (фр.) — 2 — , 1994. — Vol. 1. — P. 40. — ISBN 978-2-221-06888-5
  2. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 23—24.
  3. — 1808.

Литература

  • Волкова Г. И. Albéniz, Isaac // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 26—27. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Альбенис, Исаак