Interested Article - Пиччинни, Никколо

Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни ( итал. Vito Niccolò Marcello Antonio Giacomo Piccinni ; 16 января 1728 , Бари 7 мая 1800 , Пасси , близ Парижа ) — итальянский и французский композитор .

Биография

Родился в семье музыканта. Первоначально его имя — Niccolò Vito Piccinni , но с приездом во Францию он упразднил второе n в своей фамилии, приблизив к французскому произношению. В отечественной лексикографической традиции ( БРЭ , МЭ, МЭС и др.) принято написание с двумя «ч» и двумя «н».

Выдающийся представитель нового поколения неаполитанской оперной школы, он обогатил мелодику жанра оперы-буффа , внёс в музыку лиризм, расширил использование оперного оркестра, арий и ансамблей. Всего им написано 127 опер.

Впервые выступил как композитор в жанре оперы-буффа в 1754 году, написав на либретто оперу «Разгневанные женщины», которая была поставлена в неаполитанском театре « ». Опера «Добрая дочка» по роману Ричардсона способствовала превращению итальянской комической оперы в лирическую музыкальную комедию, родственную мещанской драме. Параллельно развивал и оперу-сериа .

В 1767 году он был одним из главных претендентов на место капельмейстера при дворе королей Неаполя , но его обошёл молодой композитор Джан Франческо де Майо .

В конце 1776 года, приняв приглашение Французского двора преподавать пение королеве Марии-Антуанетте и возглавить парижский Итальянский театр , он переселился в Париж , где оказался в центре музыкально-общественной борьбы между «глюкистами» (приверженцами музыкальной школы сопереживаний К.-В. Глюка , ранее также переехавшего в Париж) и «пиччинистами», предпочитавшими его собственную музыку с классической литературно-драматической основой и внешней красотой.

Особенно обострились споры, когда в Париж в 1776 году приехал итальянский оперный композитор Никколо Пиччини, сыгравший положительную роль в развитии итальянской оперы-buffa. В области оперы-seria Пиччини, сохраняя традиционные черты этого направления, стоял на старых позициях. Поэтому враги Глюка решили противопоставить ему Пиччини и разжечь между ними соперничество. Эта полемика, длившаяся на протяжении ряда лет и затихшая лишь после отъезда Глюка из Парижа, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Борьба партий, сплотившихся вокруг каждого композитора, не отражалась на отношениях между ними самими. Пиччини, переживший Глюка, говорил, что он многим обязан последнему, и действительно, в своей опере «Дидона» Пиччини использовал оперные принципы Глюка.

Ярким выражением «победы» Глюка в споре с оппонентами реформы стал триумф оперы «Ифигения в Тавриде» (1774), в то время как одноимённая музыкальная трагедия Пиччинни (1781) осталась незамеченной. Так, Сальери в « Моцарт и Сальери » Пушкина говорит о себе: « Нет! никогда я зависти не знал, / О, никогда! — ниже́, когда Пиччини / Пленить умел слух диких парижан, / Ниже́, когда услышал в первый раз / Я Ифигении начальны звуки ».

Постепенно последователи школы Глюка, среди которых Антонио Сальери и Антонио Саккини , понемногу вытесняли его произведения с основных оперных сцен.

С 1784 по 1789 год был профессором Королевской школы пения и декламации .

Его именем названа консерватория в Бари, где учились многие современные прославленные музыканты мира, в том числе Фабио Мастранджело и ряд других. Также его имя носит театр в Бари — Театр Пиччини , основанный в 1854 году.

Пиччини был масоном и входил в масонскую ложу « Девять сестёр » .

Потомки

  • Сын: (1766—1827) — композитор, написал несколько опер для театров Парижа и Неаполя.
  • Внук: Алессандро Пиччинни (Luigi Alessandro Piccinni) (1779—1850) — французский композитор.

Избранные сочинения

  • 1754 — опера «Разгневанные женщины» (театр «Фьорентини», Неаполь ).
  • 1756 — опера «Зиновия» (театр «Сан-Карло», Неаполь).
  • 1760 — опера «Добрая дочка» («Чеккина») на либретто К. Гольдони по роману « Памела, или вознаграждённая добродетель » Ричардсона («Театр делле Даме», Рим)
  • 1778 — опера «Роланд» (театр «Гранд-Опера», Париж)
  • 1780 — «Атис»
  • 1781 — «Ифигения в Тавриде» (театр «Гранд-Опера», Париж). Оперу с таким же названием на тот же сюжет сочинил в 1779 году и Глюк. Получились две оперы разных музыкальных течений по одному сюжету, что вызвало новый этап творческих баталий.
  • 1783 — «Дидона». В XIX веке популярным было переложение для двух гитар увертюры к этой опере французского композитора Франсуа де Фосса .
  • 1785 — «Пенелопа».
  • Три оратории, в том числе «Смерть Авеля» (1792) — образец бравурного вокального стиля.

Постановки в России

Опера «Добрая дочка» ставилась на сцене крепостного театра Шереметевых , где в главной роли Розетты блистала Прасковья Жемчугова . Там же прошли постановки других его опер («Атис», «Дидона», «Роланд») .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Dictionnaire de la franc-maçonnerie. / Daniel Ligou, ed. — P. : Presses Universitaires de France, 1987.
  3. Louis Amiable . Une loge maçonnique d’avant 1789, la loge des Neuf Sœurs. — P. : Les Editions Maçonnique de France, 1989.
  4. Симаков В. от 29 мая 2019 на Wayback Machine .

Литература

  • Материалы и документы по истории музыки. / Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. — Т. 2. — М. , 1934.
  • Abert H. Piccinni als Buffokomponist. // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters fur 1913. — Lpz. , 1914.
  • Curzon H. de . Les dernieres-annees de Piccinni a Paris. — P. , 1890.
  • Della Corte A. Piccinni. — Bari, 1928.
  • Cametti A. Saggio cronologico delle opere teatrali di Niccolo Piccinni, «RMI», Vili. — Torino, 1901.
  • Ginguené P.-L. Notice sur la vie et les ouvrages de Niccolo Piccinni. — P. , 1801.

Ссылки

Источник —

Same as Пиччинни, Никколо