Interested Article - Иринарх (Синеоков-Андриевский)

Архиепископ Иринарх (в миру Иван Дамианович Синеоков-Андриевский ; 13 [25] сентября 1871 , Екатеринослав 1 марта 1933 ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Пермский .

Биография

Родился 13 ( 25 ) сентября 1871 года в Екатеринославе в дворянской семье.

Окончил Екатеринославскую духовную семинарию . В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия . 11 августа был рукоположён в сан пресвитера и определён священником домовой церкви Екатеринославского арестантского исправительного отделения . Состоял также членом Екатеринославской духовной консистории и преподавателем Закона Божия.

С 11 августа 1898 по 1 августа 1899 года — законоучитель Закавказской учительской гимназии и Гори-Анастасинской женской гимназии в городе Гори Тифлисской губернии .

С 1 августа 1899 по 1 ноября 1900 года — священник первой миссионерской Покровский церкви в Тифлисе (ныне Тбилиси ) .

1 ноября 1900 года перемещён в Екатеринославскую епархию и назначен законоучителем Александровского среднего механико-технического училища .

1 июля 1903 года был вновь назначен законоучителем Закавказской учительской гимназии и Гори-Анастасинской женской гимназии в Гори .

1 августа 1906 года переведён в Саратовскую губернию , но 1 ноября того же года возвращён на прежнее служение в Гори .

В 1910 году принял монашество с именем .

С 11 января 1911 года — инспектор Якутской духовной семинарии в сане игумена .

26 августа 1913 года был переведён ректором Таврической духовной семинарии и 8 сентября того года возведён в сан архимандрита . Архиепископ Антоний (Храповицкий) направлял к архимандриту Иринарху заграничных воспитанников — турецких, сербских, болгарских, которых тот устраивал в семинарию.

16 июля 1917 года в Петрограде хиротонисан во епископа , викарий Тобольской епархии . 20 июля 1917 года епископ Иринарх возвратился в Симферополь . В тот же день в кафедральном соборе города ему была устроена торжественная встреча. 27 июля он отбыл из Крыма к месту своей новой службы в Тобольск . Епископ Ермоген (Долганёв) подарил епископу Иринарху свою панагию .

После убийства 16 июня 1918 года епископа Гермогена встал во главе Тобольской епархии .

С приходом в июне 1918 года в Сибирь Белой армии сибирское духовенство во главе с епископом Иринархом признало власть Белого правительства .

2 (15) августа 1918 году епископ Иринарх в сослужении сонма духовенства в присутствии военных и гражданских представителей Сибирского правительства и множества молящихся совершил чин погребения Гермогена (Долганёва) .

В ноябре 1918 года был избран членом Временного высшего Церковного управления Сибири на Сибирском церковном совещании в Томске .

По благословению епископа Иринарха в 1919 года в приходах собирали средства на нужды Сибирской армии, оказывали помощь продуктами и одеждой фронту. В июне 1919 года в Сибири повсеместно проходили празднования годовщины победы Белой армии в регионе, и Церковь принимала прямое участие в этих мероприятиях .

C потерей Белой армией основных позиций и стремительным отступлением её на восток, опасаясь расправ красноармейцев, епархиальное руководство поставило на обсуждение вопрос об эвакуации клира и наиболее ценного церковного имущества. В августе — сентябре 1919 года из Тобольской епархии эвакуировалась значительная часть духовенства во главе с епископом Иринархом, члены епархиального совета, преподаватели Тобольской духовной семинарии .

В конце 1919 года в Западной Сибири вновь была восстановлена власть советского правительства. После четырёхмесячного тюремного заключения епископ Иринарх в статье «Правда о большевиках из уст служителя церкви. Беседа с Тобольским епископом Иринархом» признавался, что «духовенство с ужасом ждало прихода красных… Но красные войска, заняв Тобольск, никого из духовенства не тронули», в городе сохранялись мир и спокойствие. Епископ Иринарх выразил свою радость, что советская власть перешла от разрушения к строительству, поскольку считал идеалом союз автономной Церкви и христианского государства, исключающий возможность насилия с одной и другой сторон .

После начала кампании изъятия церковных ценностей призвал верующих Тюменской губернии : «не допустите, чтоб скорбь ваша перешла в грех… с покорностью, спокойствием и благоразумием отнестись к… отобранию излишка ценностей» . Изъятие ценностей вызвало в народе недовольство. Осведомители губотдела ГПУ сообщали: «Между архиепископом Николаем (Тобольским) и епископом Иринархом (Тюмень) по вопросу изъятия ценностей замечается резкое расхождение, не переходящее до сих пор в открытый антагонизм… Епископ Тюмени Иринарх сохраняет открытую оппозицию власти. Среди части жителей г. Тюмени распространяются слухи, что Иринарх воззвание по изъятию ценностей не подписывал…» .

Арест епископа Иринарха совпал с окончанием операции по изъятию церковных ценностей: «По состоянию на 5 мая 1922 года изъято всего ценностей в Тюмени из 8-ми церквей <…>: серебра — 52 пуда 30 фунтов; золота — пять фунтов и ценных камней — 1609, из них бриллиантов — 195…». С мая 1922 года находился в Москве без права выезда, был привлечён к суду за «сокрытие ценностей» Тюменского монастыря и осуждён: «… В начале сентября 22 года губотделом в Троицком монастыре были обнаружены скрытые ценности в виде серебряных риз до 9 пудов веса. Активное участие в сокрытии ценностей принимал заключенный в Рабдоме епископ Иринарх, который через некоторое время за это преступление был судим и приговорен к 7-ми годам заключения…» . Продолжал числиться епископом Тюменским.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) .

Проживая в городе Сычёвка Смоленской епархии, подал патриаршему местоблюстителю митрополиту Петру прошение: «прошу благословения Вашего Высокопреосвященства пожить и послужить мне в г. Великом Устюге и др[угих] приходах Северо-Двинской епархии», на что митрополит Петр 27 июня 1925 года наложил резолюцию: «Благословляется Преосвященному епископу Иринарху иметь попечение и заботы о православных приходах Велико-Устюжской епархии » .

По данным митрополита Мануила (Лемешевского) , до приезда епископа Иринарха в Великий Устюг обновленцы пользовались там большим влиянием. Епископу Иринарху, присланному митрополитом Крутицким Петром, чтобы исправить положение, пришлось проводить усиленную работу с верующими, объясняя, почему невозможно примирение с обновленцами на выставленных ими условиях и участие в Соборе 1925 года. В результате его трудов православные отказались от участия в Соборе и даже не приняли делегацию от епархиального съезда .

В марте — сентябре 1927 года проживал в Шайтанке Тагильского округа (вероятно, в ссылке ). С сентября 1927 по февраль 1928 года находился в ссылке в Краснококшайске Марийской автономной области .

Был назначен епископом Якутским , куда прибыл в июле 1928 года. В Якутии при нём была сложная обстановка, связанная с т. н. «ксенофонтовщиной», сменой партийно-советского руководства, ликвидацией общества « », закрытием Троицкого кафедрального собора города Якутска по решению Якутского ЦИК с последующим расстрелом архимандрита и пятерых священников .

В 1930 году по болезни из Якутска выезжал в Мариуполь . Заезжал к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , от которого в 1931 году получил направление в Пермскую епархию .

23 декабря 1931 года был арестован в Перми. Проходил по групповому «делу архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г.» Обвинялся в активном членстве в «к[онтр]/р[еволюционной] церковно-монархической повстанческой организации „Союз Спасения России“.» 14 мая 1932 года особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР был приговорён к пяти годам концлагерей.

По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) скончался 1 марта 1933 года , обстоятельства смерти неизвестны .

Примечания

  1. от 6 января 2015 на Wayback Machine см. Выпуск 1897 года
  2. Епископы Якутии. — Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. — 124 с. — ISBN 978-5-9931-0118-7 .
  3. Катунин Ю. А. Православие Крыма в годы Первой мировой и Гражданской войны (1916—1920 гг.) / рец.: Н. Е. Дементьев, П. И. Гарчев. — 2000. — С. 18. — 86 с.
  4. // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — № 4—1 (76) .
  5. Дамаскин (Орловский) , игумен от 1 марта 2016 на Wayback Machine // Альфа и Омега . — 2000. — № 3 (56).
  6. Борисова В. В. от 1 марта 2016 на Wayback Machine // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 28 (166). — С. 145.
  7. Петрушин А. от 22 мая 2017 на Wayback Machine // Тюменский курьер. — 6.11.2009. — № 204 (2736); 7.11.2009. — № 205 (2737); 10.11.2009. — № 206 (2738)).
  8. от 3 ноября 2021 на Wayback Machine // Вестник церковной истории . — 2006. — № 1—2. — C. 58.
  9. в « Книгах Google »
  10. Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. в « Книгах Google »

Литература

  • Петрушин А. А. Епископ Иринарх Синеоков-Андриевский: «Я терпимо относился ко всякой гражданской власти, в том числе и к советской» // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1992. — Вып. 4. — С. 30-40.
  • Темплинг В. Я. Православная Церковь Тюменской губернии в первые годы строительства Советской власти (1921—1923 гг.): (По материалам Госархива Тюменской области) // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1994. — Вып. 7. — С. 43-66
  • Чернышов А. В. Агония духовной слепоты: («Демонический поход» большевиков против правосл. Церкви в Тюменском крае, 1921—1923 гг.) // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1994. — Вып. 7. — С. 67-74
  • Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ в. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. 1999. — С. 332—349
  • Никитин Д. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот Исаак Сирин ». — С. 416-417. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-048-6 .
  • Косик О. В. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. — 2020. — № 7 . — С. 101—118 . — doi : .

Ссылки

  • на сайте «Культурное наследие Прикамья»
Источник —

Same as Иринарх (Синеоков-Андриевский)