Interested Article - Алексий (Кузнецов)

Архиепископ Алексий (в миру Николай Николаевич Кузнецов ; 31 августа [ 12 сентября ] 1875 , Царское Село , Санкт-Петербургская губерния 18 ноября 1938 , Ижевск ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Сарапульский .

Биография

Родился 31 августа 1875 года в семье священника Санкт-Петербургской епархии , впоследствии митрофорного протоиерея, выходца из крестьян .

Учился в Александровском лицее до 1891 года, затем (1891—1898) в Александро-Невском духовном училище . В 1898 года окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию . В 1902 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества », которое переработал впоследствии в магистерскую диссертацию .

20 июля 1902 года определён помощником инспектора Иркутской духовной семинарии .

16 августа 1903 года назначен учителем .

17 марта 1904 года пострижен в монашество с наречением имени Алексий ректором Новгородской духовной семинарии архимандритом , 20 марта — рукоположён в сан иеродиакона , а 21 марта — в сан иеромонаха .

23 сентября 1904 года назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии .

30 июля 1906 года назначен преподавателем Ярославской духовной семинарии .

Увлекался социал-демократическими идеями , стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами. По жалобе Ярославского отделения Союза русского народа к местному губернатору, а последнего, в свою очередь, в Синод иеромонах Алексий был в мае — июне 1907 года переведён в Вологодский Духо-Сошественский мужской монастырь . В секретном отношении председателя Совета министров Петра Столыпина обер-прокурору Синода Петру Извольскому о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия (Кузнецова) говорилось о нём как об «оказавшем крайне вредное влияние в политическом отношении». Некоторое время был без определённых занятий .

16 января 1908 года назначен членом Урмийской духовной миссии в Персии . Занимался воспитанием сиро-халдейского населения. В февраль 1909 года отозван в Россию.

24 февраля 1909 года становится насельником Яблочинского монастыря Холмской епархии , занимался преподавательской и миссионерской деятельностью.

15 октября 1909 года назначен преподавателем Томской духовной семинарии . 28 марта 1911 года награждён наперсным крестом , от Святейшего синода выдаваемым . Занимался миссионерством и там.

28 июля 1911 года назначен смотрителем Лысковского духовного училища .

В 1912 году назначен благочинным уездных монастырей Московской епархии .

30 мая 1913 года назначен на должность настоятеля Коломенского Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Московской епархии, в связи с чем 30 июня того же года митрополит Московский Макарий возвёл его в сан архимандрита .

В 1913 году в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Юродство и столпничество» .

С октября 1914 по январь 1915 года архимандрит Алексий был смотрителем Коломенского духовного училища .

В феврале 1915 года был избран членом Православного миссионерского общества .

12 марта 1916 году назначен инспектором Вифанской духовной семинарии .

26 сентября 1916 года вновь назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвина мужского монастыря . Прослужил в этой должности до декабря 1916 года .

С конца октября служил также благочинным уездных монастырей 1-го округа Московской епархии и заведующим страхованием строений всех уездных монастырей Московской епархии .

25 декабря 1916 году Высочайшим повелением назначен епископом Дмитровским , пятым викарием Московской епархии . 26 декабря того же года в храме Христа Спасителя состоялась его епископская хиротония, которую возглавил митрополит Московский Макарий в сослужении шести архиереев .

В январе 1917 года епископ Алексий был назначен настоятелем Московского Богоявленского первоклассного монастыря и председателем Московского миссионерского совета и Братства Святого Воскресения .

После февральской революции Синод по требованию Временного правительства уволил на покой четверых архиереев, в том числе митрополита Московского Макария. Епископ Алексий, как его ставленник, 25 марта 1917 года, несмотря на свой прошлый либерализм, был переведён из столицы в провинцию, став епископом Сарапульским , вторым викарием Вятской епархии .

29 марта 1917 года он безуспешно просил Синод возвратить его в Москву на кафедру епископа Верейского , которая в то время была свободна. Впоследствии епископ Алексий полюбил свою новую епархию и никуда более не желал уезжать .

9 августа 1918 года назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии .

Указом патриарха Тихона , Священного синода и Высшего церковного совета от 25 августа/7 сентября 1918 года Сарапульская кафедра стала самостоятельной, а епископ Алексий стал правящим епископом с титулом «Сарапульский и Елабужский» .

В сентябре 1919 года арестован в Сарапуле без предъявления обвинения. Через восемь дней его освободили.

По представлению епископа Алексия в 1921 года в Сарапульской епархии были открыты две викарные кафедры : Ижевская, на которую 9 октября 1921 года хиротонисан архимандрит Стефан (Бех) , и Елабужская, на которую 12 февраля 1922 года рукоположен архимандрит Георгий (Анисимов)

В августе 1922 году епископ Алексий перешёл в обновленчество , признав ВЦУ . Вступил в организацию « Живая церковь » и разослал по епархии устав и программу «живоцерковников» за своей подписью как руководство к действию для всего духовенства и мирян. Это дало ему возможность сохранить епархию под своим управлением и зарегистрировать органы церковного управления .

По сообщению обновленческой печати, в 1922 года епископ Сарапульский «был большим сторонником церковного обновления и энергично старался распространить его по всей епархии. Программа группы „Живая Церковь“ принята была при нём почти всею Сарапульскою епархиею…» .

В 1923 году он провёл с разрешения гражданской власти Сарапульский епархиальный съезд духовенства и мирян, который избрал Епархиальный совет, что было невозможно для православных архиереев .

Вскоре после освобождения патриарха Тихона из-под ареста епископ Алексий направил в Москву своего доверенного клирика — протоиерея Николая Люперсольского, который убеждал патриарха в православности епископа Алексия и необходимости в сложившихся ранее условиях идти на компромиссы с обновленцами. Патриарх Тихон принял епископа Сарапульского в общение и через протоиерея Николая Люперсольского установил с ним «деловые сношения». После этого, докладывал патриарху преосвященный Алексий, «пресловутое обновление» в Сарапульской епархии было ликвидировано, а всё духовенство и миряне «единодушно встали под руководство и покровительство» законного главы Русской православной церкви. При этом сарапульский архиерей категорически отвергал все обвинения в переходе в раскол. В рапорте патриарху Тихону в сентябре 1923 года он объяснял свои действия тактикой компромиссов «исключительно только в целях сохранения в своем управлении епархии, предотвращения раздора и разногласий в ней», необходимостью избежать полного расстройства в церковных делах и дезорганизации среди духовенства, что произошло, по его мнению, в соседних Казанской, Екатеринбургской и Уфимской епархиях (где получило распространение автокефальное движение) .

В 1927 года возведён в сан архиепископа .

В декабре 1928 года был арестован. Через полтора месяца освобождён за недоказанностью обвинения .

С 20 февраля по ноябрь 1931 года и с декабря 1931 года по февраль 1932 года временно управлял Свердловской епархией .

8 февраля 1932 года арестован. 7 сентября 1932 года постановлением Коллегии ОГПУ приговорён к трём годам ИТЛ . 28 мая 1933 года амнистирован.

С 22 ноября 1933 года — архиепископ Пензенский .

С 27 марта 1934 года — архиепископ Тобольский .

С 14 мая 1934 года — архиепископ Сарапульский, но в управление не вступил.

С 22 октября 1935 года архиепископ Сарапульский и временно управляющий Свердловской епархией.

В августе 1937 года ему было поручено временное управление Кировской епархией .

15 ноября 1938 года постановлением Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорён к расстрелу. Расстрелян 15 ноября 1938 года в городе Ижевске . Место захоронения неизвестно.

Реабилитирован в 1989 году .

Примечания

  1. от 11 июня 2016 на Wayback Machine // Ижевская и Удмуртская епархия РПЦ.
  2. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — М. 2016. — С. 88.
  3. Дата обращения: 22 мая 2016. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 7 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  5. Зимина Н. П. от 4 августа 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . — 2013. — Вып. 3 (52). — С. 17—41.
  6. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — М., 2016. — С. 89.
  7. от 29 апреля 2011 на Wayback Machine на сайте ПСТГУ.

Литература

  • Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2013. — № 3. — С. 17-39.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Алексий (Кузнецов)