Interested Article - Дюшан, Марсель

Анри́ Робе́р Марсе́ль Дюша́н ( фр. Henri Robert Marcel Duchamp , 28 июля 1887 , Бленвиль-Кревон 2 октября 1968 , Нейи-сюр-Сен ) — французский и американский художник , шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма . Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт , минимализм , концептуальное искусство , и др.

Детство

В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны деду по материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравёром. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с десяти до семнадцати лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте четырнадцати лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма , рисунки) относятся к 1902 . В 1904 году он приехал в Париж , поселился на Монмартре , пытался учиться в Академии Жюлиана , бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна: близка то к Сезанну , то к фовизму Матисса . В 1909 его работы попадают на Осенний Салон , на них откликается в своём обзоре Гийом Аполлинер .

Шахматы

Дюшан хорошо играл в шахматы. Звание мастера получил по итогам 3-го чемпионата Франции в 1925 г. , набрав 4 очка из 8. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах .

Дюшан играл в гипермодернистском стиле . К примеру он был одним из популяризаторов защиты Нимцовича . Сборная Франции тех лет обычно занимала места в середине итоговой таблицы.

В начале 1930-х годов Дюшан достиг пика как игрок. Участвовал в турнирах по переписке , был шахматным журналистом (вёл колонку в журнале). Составил ряд шахматных задач.

В игре по переписке Дюшан добился наибольшего успеха за свою шахматную карьеру. Он стал победителем 5-го чемпионата ИФШБ (1932—1933 годы).

Спортивные результаты

Год Город Соревнование + - = Результат Место
1923 Брюссель Международный турнир
1924 Страсбург 2-й чемпионат Франции 3 7 2 4 из 12 10—11
Париж Чемпионат мира ФИДЕ (группа 7) 2 3 0 2 из 5
(финал В) 3 3 2 4 из 8
1925 Ницца 3-й чемпионат Франции 3 3 2 4 из 8 6
1927 Шамони 5-й чемпионат Франции 2 4 2 3 из 8 7
1928 Марсель 6-й чемпионат Франции 2 4 2 3 из 8 7—9
Гаага II Олимпиада (сборная Франции, 3-я доска) 1 4 11 6½ из 16
1929 Париж Международный турнир
1930 Гамбург III Олимпиада (сборная Франции, 4-я доска) 1 8 6 4 из 15
Ницца Международный турнир 3 5 3 4½ из 11 9
1931 Прага IV Олимпиада (сборная Франции, запасной) 1 3 0 1 из 4
Ницца Международный турнир 0 6 3 1½ из 9 10
1932 Ла-Боль-Эскублак 10-й чемпионат Франции 5 3 5 7½ из 13 4—7
1933 Фолкстон V Олимпиада (сборная Франции, 4-я доска) 1 9 2 2 из 12
1932—1933 5-й чемпионат ИФШБ 1

Кубизм

Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом . Он присоединился к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз , Метценже .

Творчество и признание

«Фонтан», представляет собой писсуар с автографом и датой
Фотография Марселя Дюшана в образе Rose Sélavy (1921). Автор — Ман Рэй

Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску (« Обнажённая, спускающаяся по лестнице », 1912; «Новобрачная, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом . При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» ( ready-made ), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея (« Велосипедное колесо », 1913; « Сушилка для бутылок », 1914; « Фонтан », 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, « Джоконда » Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы « Дада » и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера « Антракт » (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати , ставший классикой жанра и популярный до сих пор. С 1915 по 1923 год, за исключением периодов в Буэнос-Айресе и Париже в 1918–1920 годах, Дюшан работал над сложной инсталляцией, вдохновлённой футуризмом « Новобрачная, раздетая догола её холостяками, даже » чаще называемая « Большое стекло » .

Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы , но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года жил по большей части в США , в 1955-м принял американское гражданство.

Дюшан снял вместе с Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926) , ему посвящён короткометражный игровой фильм (2002) .

Умер 2 октября 1968 года (81 год) в Нейи-сюр-Сен , Франция.

В современной культуре

  • В 2000 году Ассоциацией по распространению французского искусства (AIDAF) была учреждена Премия Дюшана . Её первым победителем стал художник Томас Хиршхорн . За время своего существования Премия Дюшана стала крупнейшей французской премией в области современного искусства .

Сочинения

  • The Writings/ Ed. by Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Cambridge: Da Capo Press, 1973.
  • Duchamp du signe/ Ed. par Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Paris: Flammarion, 1994
  • Affectionately, Marcel: The Selected Correspondence of Marcel Duchamp/ Ed. by Francis M. Naumann, Hector Obalk, Jill Taylor. London: Thames & Hudson, 2000.
  • Мысли наоборот// Андре Бретон . Антология чёрного юмора. — М.: Carte Blanche, 1999. — С. 373—376.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Свидетельство о рождении
  4. — 1998.
  5. Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М.: Книжный клуб 36.6, 2011. — С. 278. — ISBN 978-5-98697-228-2 .
  6. Гродзенский С. Я. , Романов И. З. Ход в конверте. — М. : ФиС, 1982. — С. 112—113.
  7. Победил Р. Крепо .
  8. Победил А. Шерон .
  9. Победил А. Жибо .
  10. Победил С. Г. Тартаковер .
  11. Победил Б. Рейлли .
  12. Победил М. Райзман .
  13. . Дата обращения: 12 января 2007. 30 ноября 2006 года.
  14. . Дата обращения: 12 января 2007. 8 февраля 2017 года.
  15. Собств. корр. от 26 мая 2015 на Wayback Machine // artchronika.ru. — 2012. — 22 февр.

Литература

На русском языке
На других языках
  • Bonk E. Marcel Duchamp, The Box in a valise. New York: Rizzoli, 1989.
  • Buskirk M., Nixon M. The Duchamp Effect. Cambridge: MIT Press , 1996.
  • Cabanne P. Dialogues With Marcel Duchamp. New York: Viking Press, 1971.
  • Cage J. Mirage verbal: Writings through Marcel Duchamp, Notes. Dijon, Ulysse fin de siècle, 1990.
  • Cros C. Marcel Duchamp. London: Reaktion Books, 2006.
  • Difference/indifference: musings on postmodernism, Marcel Duchamp and John Cage/ Ed. by Moira Roth M., Jonathan Katz. Amsterdam: GB Arts International, 1998.
  • Duve Th. de. The Definitively Unfinished Marcel Duchamp. Halifax: Nova Scotia College of Art and Design; Cambridge: MIT Press , 1991.
  • Goldfarb Marquis A. Marcel Duchamp= Eros, c’est la vie, a Biography. Troy: Whitston, 1981.
  • Graham L. Duchamp & Androgyny: Art, Gender, and Metaphysics. Berkeley: No-Thing Press, 2003.
  • Hopkins D. Marcel Duchamp and Max Ernst: The Bride Shared. New York: Oxford University Press , 1998.
  • Joselit D. Infinite Regress: Marcel Duchamp 1910—1941. Cambridge: MIT Press , 1998.
  • Joseph Cornell/Marcel Duchamp…Resonance/ Ed by Susan Davidson a.o. Ostfildern-Ruit: Cantz; New York: Distributed Art Publishers, 1998.
  • Kachur L. Displaying the Marvelous: Marcel Duchamp, Salvador Dali, and Surrealist Exhibition. Cambridge: MIT Press , 2001.
  • Marcel Duchamp/ Ed. by Anne D’Harnoncourt , Kynaston McShine. New York: Museum of Modern Art , 1973.
  • Marcel Duchamp: Work and Life/ Ed. by Pontus Hulten a.o. Cambridge: MIT Press , 1993.
  • Masheck J. Marcel Duchamp in Perspective. Cambridge: Da Capo Press, 2002.
  • Moffitt J.F. Alchemist of the Avant-Garde: The Case of Marcel Duchamp. New York: State University of New York Press , 2003.
  • Schwartz A. The complete works of Marcel Duchamp. New York: H.N. Abrams, 1969.
  • Suquet J. Miroir de la Mariée. Paris: Flammarion, 1974.
  • Tomkins C. The World of Marcel Duchamp. New York: Time, 1966.

Ссылки

  • (фр.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • на сайте ФШР
Источник —

Same as Дюшан, Марсель