Interested Article - Вишну-сахасранама

Ви́шну-сахасрана́ма ( IAST : Viṣṇu sahasra nāma, Viṣṇusahasranāma , буквально: «тысяча имён Вишну») — список из 1000 имён Вишну . Является одним из самых священных и часто используемых гимнов ( стотр ) в индуизме .

Этимология

На санскрите сахасра означает «тысяча», а нама — «имя». Это словосочетание бахуврихи может быть переведено как «имеющий тысячи имён» .

На хинди нама произносится как нам .

История

По данным 135 -й главы «Анушасана-парвы» эпоса « Махабхарата », эти имена были даны Юдхиштхире знаменитым воином Бхишмой , который находился на смертном одре во время битвы на Курукшетре . Юдхиштхира спрашивает у Бхишмы:

  • Ким экам дайватам локе?
    • В этой вселенной, кто есть Всевышний Бог ? (то есть от кого зависит существование всего?)
  • Ким вапьекам параянам?
    • Кто является пристанищем для всех?
  • Стувантах кам камарчантах прапнуюр манавах субхам?
    • Кто является той, одной Верховной Личностью Бога, восхваляя и поклоняясь которой, человек достигает высшего блага?
  • Ко дхармах сарва дхарманам бхаватах парамо матаха?
    • Какая форма дхармы является наивысшей, способной даровать спасение и процветание человечеству?
  • Ким джапан мучьяте джантух джанма-самсара-бандханат?
    • Есть ли что-то, при повторении или чтении чего любое живое существо смогло бы освободиться из цикла рождений и смертей?

Бхишма в ответ сказал, что человечество может освободиться от всех страданий, повторяя «Вишну-сахасранаму» — тысячу имён Вездесущего Всевышнего Господа Вишну , который находится выше времени и является повелителем всех миров и полубогов ( дэв ), и который неотличен от Брахмана .

Vishnu sahasranama manuscript, ca1690.

Комментарии

К «Вишну-сахасранаме» были написаны многочисленные комментарии. Комментарии Ади Шанкарачарьи ( VIII век ) оказали особенно сильное влияние на философские школы индуизма .

Последователь Рамануджи также написал свои комментарии в XII веке , в которых подробно описал имена Вишну с точки зрения философии вишишта-адвайты .

В индуистской литературе также существуют сахасранамы, посвящённые Шиве ( Шива Сахасранама ), Деви , Ганеше и другим богам.

Толкования

Существуют сахасранамы для многих форм Бога ( Вишну , Шива , Ганеша , Шакти и др.). «Вишну-сахасранама» широко известна среди индусов и является важной частью молитв вайшнавов или последователей Вишну . Хотя вайшнавы уважают других божеств, они верят в то что вселенная и все божества в ней, такие как Шива и Деви, являются проявлением верховного господа Вишну. Последователи шиваизма , в свой черёд, заявляют о превосходстве Шивы.

Толкование адвайта-веданты

Рудра-сукта , одна из самых священных молитв для индуистов и в особенности для шиваитов , — описывает Вишну как один из аспектов Шивы . Кроме того, два из имён «Вишну-сахасранамы» , которые относятся к Шиве и есть Шива (имена # 27 и # 600), и Рудра (имя # 114). Ади Шанкара истолковал это, провозгласив, что Вишну и Шива суть одно, и что поклонение Шиве является также поклонением Вишну .

Другое имя, возможно отождествляющее Вишну и Шиву , — это 38-е имя, Шамбху . Так как у многих санскритских слов есть несколько значений, в данном случае вполне возможно, что они принадлежат как Вишну , так и Шиве . Например, имя Шива само по себе означает благоприятный, — слово, которое также можно применить и к Вишну . Однако, с точки зрения последователей адвайта-веданты , Вишну и Шива являются одним и тем же Богом, который соответственно выступает в различных аспектах сохранения и разрушения. Как шиваиты , так и вайшнавы , поклоняются божеству Харихара как сочетанию обеих личностей.

Вайшнавское толкование

Однако вайшнавский комментатор (англ.) , последователь Рамануджи , объясняет, что имена «Шива» и «Рудра» в «Вишну-сахасраранаме» означают качества или атрибуты Вишну , и не свидетельствуют о том, что Вишну и Шива являются одним и тем же богом.

Многие вайшнавы поклоняются Вишну в его форме с четырьмя атрибутами — раковиной, диском, цветком и булавой в руках, как самой возвышенной форме Абсолюта. Вместе с тем, майавади не соглашаются с этим и утверждают, что Бог является абсолютно чистым и поэтому не может иметь формы. Кроме того, они считают, что Бог находится вне влияния времени и не ограничивается формой и цветом.

Вайшнавы , в свою очередь, придерживаются мнения о том, что Вишну является безграничным, но в то же самое время способен иметь определённые формы, и утверждение обратного (то есть того что Бог неспособен обладать формой) ограничивает Безграничного и Всесильного Абсолюта.

В шри-вайшнавизме (ветви последователей Рамануджи ) Бхагавад-гита и «Вишну-сахасранама» считаются двумя глазами духовного откровения.

В других вайшнавских традициях «Вишну-сахасранама» также считается важным текстом. Гаудия-вайшнавы считают, что повторение имён Кришны и Рамы является более важным, чем повторение имён Вишну. Они основываются на тексте из « Махабхараты », в котором говорится, что результат от произнесения тысячи имён Вишну можно получить при лишь одном произнесении имени Рама . В Пуранах же три повторения имени Рамы приравнивается к одному произнесению имени Кришны .

Основные взгляды

Фрагменты из перевода (англ.) заключительных стихов «Вишну-сахасранамы» , утверждают следующее: «Никакое зло или неприятности не могут повредить человеку который ежедневно слышит или повторяет эти имена».

Есть история о том, как праведный царь Нахуша , предок Юдхиштхиры (в соответствии с переводом Махабхараты (англ.) , стих # 53), воспевая «Вишну-сахасранаму» , стал Индрой , царём Девов, но впоследствии был изгнан со Сварги из-за проклятия великого мудреца Агастьи , который из-за гордости и высокомерия, проявленных Индрой, проклял его стать питоном на тысячи лет. Таким образом, воспевание имён Вишну из «Вишну-сахасранамы» приносит успех как в этой жизни, так и в следующей.

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада даёт гаудия-вайшнавское толкование, цитируя стих 7.24 из « Бхагавад-гиты », в котором аватара Кришна говорит:

Люди, лишённые разума и не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше не был личностью, а теперь стал ею. Из-за скудости своих познаний они не понимают, что Я обладаю высшей природой, абсолютной и нетленной .

Тогда как (англ.) в своём переводе « Бхагавад-гиты », даёт совершенно другой перевод этого же стиха 7.24:

Неразумные люди думают обо Мне, Непроявленном, как о имеющем проявления, не зная Моей высшей природы, неизменной и непревзойдённой.

Чидбхавананда Свами, являющийся последователем адвайты , считает Бога бесформенным, тогда как Шрила Прабхупада , следуя философии Чайтаньи Махапрабху , подчёркивает то, что Бог имеет форму.

Рамакришна принимал Бога с формой и без формы, сравнивая его со льдом и водой, которые являются одним и тем же элементом, но только в разных состояниях.

Примечания

  1. . www.sacred-texts.com. Дата обращения: 4 октября 2016. 3 апреля 2017 года.
  2. от 16 октября 2007 на Wayback Machine

См. также

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Вишну-сахасранама