Interested Article - Галахов, Яков Яковлевич

Иа́ков Иа́ковлевич ( Я́ков Я́ковлевич ) Гала́хов ( 13 [25] марта 1865 , село Городище , Калязинский уезд , Тверская губерния 2 июля 1938 , Актюбинск, Казахская АССР) — российский духовный писатель, протоиерей , профессор богословия Императорского Томского университета , один из идеологов « катакомбной церкви ». Репрессирован.

Биография

Родился 13 ( 25 ) марта 1865 года в Тверской губернии , в селе Городище Калязинского уезда в семье священника. В 1885 окончил Тверскую духовную семинарию по 2-му разряду, поступил в Казанскую духовную академию , но зачисление было отложено на год. В 1885—1886 годах служил псаломщиком в одном из храмов Твери . По окончании академии в 1890 году получил степень кандидат богословия с правом преподавания в духовной семинарии. В том же году архиепископом Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) рукоположен во священника города Бежецка Тверской губернии .

С 1895 года помощник смотрителя Кашинского духовного училища.

В 1896 году за сочинение « Послание Святого апостола Павла к Галатам » утверждён в степени магистра богословия .

С 1897 года смотритель Новоторжского духовного училища .

С 14 сентября 1905 года протоиерей , ректор Черниговской духовной семинарии . С 1906 года почетный член Черниговского епархиального древнехранилища.

С 14 августа 1908 года настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, профессор по кафедре богословия и член Учёного совета в Сибирском Императорском Томском университете . С 6 апреля 1911 года по совместительству профессор богословия Томского Императорского технологического института и с 1913 года преподаватель богословия на Сибирских высших женских курсах, лектор в воскресных школах.

В 1909—1913 годах гласный Томской городской думы, член совета Братства святого Димитрия, научного Общества этнографии и истории при Томском университете, епархиальных училищного совета и историко-археологического комитета, Томского комитета Православного миссионерского общества, правления Попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, один из основателей и заведующий Томского археологического музея.

В 1914—1920 годах читал обязательный к изучению для студентов юридического и медицинского факультетов курс богословия. В 1914 году выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет .

И. И. Галаховъ, профессоръ ТГУ, протоиерей. 1917 год

Подружился с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко .

В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян и член Собора Русской Православной Церкви как клирик от Томской епархии, участвовал в 1-й сессии, член II, VI, VIII, XV отделов.

В 1918 году приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета. В ноябре 1918 года участник , член Высшего Временного Церковного Управления, в 1919 году член Томского епархиального собрания, затем выехал в Омск .

Арестован Омской губернской ЧК 9 апреля 1920 года по обвинению в контр-революционной деятельности; 5 июля освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении» . С июня 1920 года по май 1921 года был настоятелем Троицкого кафедрального собора в Томске. Активно протестовал против « » большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей . С мая по ноябрь 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским) , находился под арестом в томской тюрьме. В августе Томским губернским Ревтрибуналом приговорён к расстрелу с полной конфискацией личного имущества, однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, расстрел был заменён на пятилетнее заключение в тюрьму . С ноября 1922 по ноябрь 1924 года содержался в каторжной тюрьме « Александровский централ » (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии . Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР. В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предложил ему настоятельское место в храме, но Галахов отказался и остался в Иркутске настоятелем . В 1925 году награждён митрой.

Вновь арестован 12 апреля 1927 года за организацию «нелегального Комитета взаимопомощи сосланному духовенству». Особым совещанием при Иркутской Коллегии ОГПУ 1 июля 1927 года по статье 58-13 УК РСФСР в рамках группового «дела епископа Ираклия (Попова) и духовенства города Иркутска» приговорён к 3 годам ссылки . По этапу отправлен в город Туруханск , посёлок Станок Потаповский ( Красноярский край , в то время — Сибирский край ). После освобождения в 1930 году был лишён избирательных прав и права жить в шести крупнейших городах СССР . Поселился в Казани у своего сына , бывшего смотрителем Арского кладбища и настоятелем кладбищенского храма . Священнослужители, собиравшиеся в храмах города и церкви при Арском кладбище выступали за чистоту Русской православной религии; против раскола, связанного с тем, что часть иерархов Церкви пошла на сотрудничество .

В 1930 году в Казани были арестованы первые 16 человек как « участники Казанского „филиала“ Всесоюзного Центра церковно-монархической организации „ИПЦ“ », в том числе епископ Нектарий , епископ Иоасаф , пять священников и четыре профессора духовной академии . Галахову было предъявлено «Обвинительное заключение», в котором говорилось: " Находясь в ссылке в Туруханске, осуществлял связь репрессированного и сосланного в Сибирь митрополита Кирилла с Казанской «контрреволюционной организацией церковников», обеспечивая получение директив и контрреволюционных воззваний от митрополита Кирилла для Казанской организации «; по прибытии в Казань в 1930 году Галахов якобы являлся прямым участником Казанской контрреволюционной организации церковников, вдохновляя её в практической антисоветской деятельности, в том числе в агитации в пользу выступления Папы Пия за крестовый поход против советской власти в СССР» . Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года был приговорён к 3 годам ссылки в Казахскую АССР☃☃. Ссылку отбывал в Актюбинской области Казакской АССР, ослеп.

Скончался от инфаркта миокарда в городской больнице Актюбинска. Сын (полный тёзка) скончался в Актюбинской тюрьме 31 августа 1938 года.

Семья

Обвенчан с дочерью священника Марией Семеновной, дети: Мария, Иаков, Николай, Алексей, Александра, Павел, Феодосий.

Награды

Сочинения

  • Ответы на рецензию // Церковный вестник. 1895.
  • Послание святого апостола Павла к Галатам ( Казань , 1887 , магистерская диссертация, первый в истории России опыт историко-критической экзегезы по греческому тексту)
  • Христианский пост; Христианство и война // Вера и Церковь. 1900. № 3-4.
  • Горе пастырей; О милосердии к ближним; Церковь на рубеже XX века; Рождество Христово; Размышления по поводу наступающего Великого Поста; Учение Библии о происхождении мира и человека // Пастырский собеседник. 1900—1901.
  • Пятидесятилетний юбилей // Тверские епархиальные ведомости. 1901. № 7/8.
  • Социалистические утопии XIX века и христианские начала человеческой жизни ( Харьков , 1902 )
  • Женский вопрос, его причины и оценка с христианской точки зрения // Христіанское чтеніе (журнал). — С.Пб. , 1903 , — № 6, С.923—935; — № 7, С.94—107; № 8, С.217— 234.
  • Пастырь добрый // Тверские епархиальные ведомости. 1903. № 7/8.
  • Слабые стороны дарвинизма // Вера и разум. 1903. № 18, 20, 21.
  • О надзирателях духовных училищ // Церковный вестник. 1903. № 30.
  • Страждущая Церковь; Один из многих // Церковный вестник. 1904. № 12-13, 16.
  • Поворот к старому в учении о сущности жизненного процесса ( Харьков , 1904 )
  • Судьба теории саморазвития ( Харьков , 1905 )
  • Библейский допотопный человек и дилювиальный человек науки ( Харьков , 1905 )
  • Неполная радость; Памяти о. А. В. Рождественского; Вопросы, требующие соборного решения // Церковный вестник. 1905. № 18, 31, 38.
  • Поучение на день преставления прп. Ефрема, Новоторжского чудотворца // Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 7/8.
  • Тихое пристанище // Вера и разум. 1905. № 22.
  • Почему духовенство утратило свое влияние на общество // Вера и разум. 1906. № 3/4.
  • [270 статей, проповедей и поучений] // Воскресный благовест. 1905—1908, 1912—1917.
  • Благоверная княгиня Анна Кашинская // Церковный вестник. 1908. № 30.
  • Нищенство; Речь, сказанная в торжественном заседании братства св. Димитрия Ростовского // Томские ЕВ. 1909. № 10, 22.
  • Не нужно распрей; Встреча небесного Царя; Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Социализм и христианство; Значение времени; Ироды беззакония наших дней; О чём нам молиться в настоящие дни; Праздник весны; Средство победить общественную смуту; Человека не имам…; Женский вопрос; О жизни и делах свят. Николая; Женский вопрос; О жизни и делах свят. Николая // Духовная беседа. 1909. № 1; 1910; 1911. № 2-3, 8; 1913. № 12.
  • Семинарские общежития // Церковный вестник. 1910. № 18.
  • Печальная страница в истории русского религиозного самосознания (по поводу «Вех») ( Томск , 1910 )
  • Николай Иванович Пирогов и его религиозно-философские взгляды ( Томск , 1911 )
  • Религиозное мировоззрение Л. Н. Толстого ( Томск , 1911 )
  • Поучение в день Нового года; Николай Иванович Пирогов и его религиозно-философские взгляды; Религиозное мировоззрение Л. Н. Толстого // Томские ЕВ. 1911. № 1-5.
  • Высокопреосвященный Николай, архиепископ Японский // Томские ЕВ. 1912. № 6-8.
  • Бог в природе // Вера и разум. 1912. № 10-13; 1916. № 6/7, 11.
  • Социализм и христианство // Вера и жизнь. 1912. № 17-24; 1913. № 2, 3.
  • Корреспонденция из Томска // Церковный вестник. 1912. № 9.
  • К работам предстоящего Всероссийского законоучительного съезда // Церковный вестник. 1913. № 19.
  • Кафедра экспромта и дикции // Церковный вестник. 1913. № 33.
  • Духовные нужды Сибири // Церковный вестник. 1913. № 46.
  • Рассуждения Берсье о взаимных отношениях между верой и нравственностью. Х., 1913.
  • Значение физики и математики в вопросах религиозно-философского порядка. Х., 1913.
  • К вопросу о социальном положении женщины по учению христианства. Х., 1914. О религии , Богословско-философские исследования. I часть ( Томск , 1911 , затем 1914 )
  • О религии , II часть ( Томск , 1915 )
  • Отношение христианства к политике и общественным учреждениям // Вера и разум. 1914. № 15; 1915. № 18, 22.
  • Христианские недоумения по поводу войны // Вера и разум. 1914. № 20.
  • Накануне реформы; Время и вечность // Церковный вестник. 1914. № 1, 3.
  • Вред алкоголя // Трезвая жизнь. 1914. № 9.
  • Свобода от нравственного закона; Семинарское хамство // Отдых христианина. 1914. № 7/8; 1916. № 7/8.
  • Об устроении приходской жизни; Простому народу-земледельцу; Наши потери // Духовная беседа. 1914. № 1, 8, 11.
  • Богословский юридизм: Страница истории университетского богословия // «Вера и Разум». — 1916. — № 4. — С. 420—426.
  • Тобольское церковное торжество // Вера и разум. 1916. № 8/9.
  • Проблема зла . — Томск , 1915.
  • К сестрам милосердия; О Церковном Соборе; Земельный вопрос // Духовная беседа. 1917. № 1, 6, 8.
  • Взаимные отношения между Церковью и государством в христианском государстве // Воскресный благовест. 1917. № 36-37.
  • Соборная работа // Томские ЕВ. 1917. № 20-22.
  • Бог в человеке . — Харьков , 1918.
  • В чём наше спасение // Тобольские ЕВ. 1918. № 13/15.
  • Духовная академия или богословский факультет // Сибирская жизнь. 1919. 30 января.
  • Позиция епископа Андрея [Ухтомского] // Сибирская речь. 1919. 31 мая.
  • Свобода совести; Под впечатлением церковной работы в Омске.
  • Женщина в Церкви // Тобольские ЕВ. 1919. № 8/9, 18-20.
  • Судьба «Сибирского благовестника» // Русская речь. 1919. 26 сентября.
  • Епископ армии и флота // Русская армия. 1919. 23 октября.
  • Молитва преображает; Ходатаица за род христианский; Пример жизни св. богоотец Иоакима и Анны; Крестный путь // Хлеб небесный. 1928. № 8-9.
  • Чудотворная сила // Хлеб небесный. 1932. № 5.
  • Религиоведение. М., 2008.

Комментарии

  1. Магистерская диссертация И. И. Галахова представляет собой впервые сделанный на русском языке историко- экзегетический разбор греческого текста Послания к Галатам . На основании трудов западных комментаторов-богословов Зифферта (1832) и А. В. Майера, Галахов опровергал мнения учёных-рационалистов (Р. Штека, Ф. К. Баура и др.) о неподлинности всего Послания или его отдельных частей. В заключении этой диссертации Галахов исправляет ошибки Синодального перевода Послания . В этой работе Иаков Галахов продолжил традиции православной библеистики , характерные для школы профессора Казанской духовной академии М. И. Богословского , который считал Галахова одним из лучших своих учеников.
  2. Решением прокуратуры Омской области от 2 марта 1993 года он был полностью реабилитирован.
  3. Главная губернская газета томских большевиков « от 2 июня 2012 на Wayback Machine » писала: « …5 апреля 1922 г. в Троицком соборе комиссия приступила к изъятию части народного достояния, переданного во временное пользование верующим… Комиссия сразу натолкнулась на срыв работы… Настоятель собора профессор богословия протоиерей Яков Яковлевич Галахов рассказывал позже: …Декрет стал нам известен только 4 апреля… ». 13-го апреля 1922 года эта же газета сообщала: « …В Кафедральном соборе профессор Я. Я. Галахов, настоятель церкви и член приходского совета Беликов заявили, что они отдадут ценности только подчиняясь вооружённой силе и насилию… ». 9 мая 1922 года газета сообщает: « …Профессор Галахов, настоятель собора, держится настороже, он объясняет, что изъятие церковных ценностей производилось в III веке по Р. Х., при епископе Иакове принудительным путём, второй раз — в VII веке с согласия епископа Ираклия и третий раз в начале XVII века, когда ценности были сданы добровольно Троице-Сергиевой Лаврой (на уплату жалованья казакам)… Пассивность Томского духовенства он объясняет неполучением директив от своей церковной власти… ». 27 мая 1922 года газета сообщает: «… Профессор Галахов, настоятель кафедрального собора, церковный староста Наумов, врач Беликов и др. обнаружили попытку не подчиниться комиссии по изъятию церковных ценностей, вступили в излишнии бесцельные контрреволюционные пререкания об отсрочке сдачи некоторых ценных предметов религиозного культа… Кроме того, в этом же соборе с июля 1921 г. находились на хранении церковные ценности домовой церкви Университета. Заключение — арестовать всех …». В этом же номере другая статья — «К процессу против профессора Галахова и других»: « …Томгубюст раскрыло явную попытку контрреволюционных действий Томского духовенства оказать противодействие изъятию церковных ценностей и тем самым вызвать проявление открытого враждебного отношения к Советской власти. Верный оплот династии Романовых, преданнейшие служители Деникина, Юденича…, создавшие для поддержания Колчака дружины Креста и полумесяца… Ревтирбунал, как орган диктатуры пролетариата, должен беспощадно всех покарать… »
  4. Групповое « Дело Томских церковников 1922 года » по обвинению в активном противодействии изъятию церковных ценностей (статьи 62, 63, 69, 119 УК РСФСР), оно же «Дело епископа Виктора ». Рассмотрено 4-го ноября 1922 года выездной сессией судебной коллегии Сибирского отдела Верховного Ревтрибунала РСФСР. Из обвинительного заключения: «… Исполняя исходящее от Патриарха Тихона послание, в качестве директив центра контрреволюционной организации духовенства, т. н. Православной Церкви, — они, по предварительному между собой соглашению, с контрреволюционной целью срыва помощи голодающим Поволжья, умышленно злостно оказывали противодействие органам власти при изъятии церковных ценностей в апреле, мае 1922 г. по городу Томску и Томской губернии, скрывая разными способами ценности храмов. И агитацией, и непосредственным участием возбуждали население к массовым волнениям и невыдаче ценностей в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции… В ризницах собора с июля месяца 1921 г. хранится утварь бывшей домовой церкви университета… Скрыто от губисполкома, что престол в Соборе серебряный… ». Первоначально дело было рассмотрено Томским ревтрибуналом, который вынес крайне суровые, расстрельные приговоры: из 33 человек обвиняемых по делу 9 человек, в том числе протоиерей Иаков Галахов, были приговорены к расстрелу. По кассации Сибирский Верховный РевТрибунал 4 ноября 1922 года пересмотрел дело. Протоиерею Иакову Галахову высшую меру наказания заменили на 5 лет тюремного заключения и принудительных (каторжных) работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества. К расстрелу на этот раз были приговорены 3 человека: епископ Виктор (Богоявленский) , протоиерей Константин Лебедев и священник Борис Стацевич, но и эти приговоры не были приведены сразу в исполнение, а затем обвиняемые получили смягчение, в том числе в отношении несколько человек было вынесена отмена наказания. (ГАТО, фонд Р-236, опись 2, дело 96). По этому делу Галахов был полностью реабилитирован решением прокуратуры России в 2001 году.
  5. В Иркутске до 12 апреля 1927 года Галахов жил на ул. Желябова, 31-2.
  6. Вместе с другими арестованными церковниками обвинялся в том, что они …после ликвидации в 1925 году нелегального комитета, в начале 1926 года вновь организовали нелегальный комитет взаимопомощи безработному и сосланному духовенству, преследовавший антисоветские цели и представлявший собой «Антисоветский жёлтый крест», который оказывал помощь разному антисоветскому элементу, содержащемуся в тюрьмах и находящемуся в ссылке за контрреволюционные деяния, как то: Архиепископу Гурию Степанову , отбывающему ссылку в ЯАССР , иркутскому ссыльному духовенству и многим другим. Создали антисоветского характера группировку, которая устраивала нелегальные собрания духовенства и мирян . (Обвиняются) В распускании разных провокационных слухов о скором падении Советской власти в связи с осложнениями на Дальнем Востоке и приходе «освободителей» Семёнова … и др. белогвардейских авантюристов… . На время следствия с 12 апреля до приговора 1-го июля 1927 года Галахов содержался в Иркутском ИЗО спецназначения (изолятор ОГПУ временного содержания арестованных) в одиночной камере. Реабилитирован 30 июля 1992 года заключением прокуратуры Иркутской области как полностью не виновный. Источник информации: Книга памяти Иркутской области (жертв политических репрессий).
  7. Решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 14.10.1929 срок репрессии Галахову Я. Я. был сокращён на одну четверть по амнистии . По отбытии срока наказания лишён права проживания в Москве и Ленинграде (и в их областях), в Харькове, Киеве, Одессе и их округах, СКК, Дагестане, Иркутском округе, — с прикреплением на 3 года к определённому месту жительства.
  8. Выбор места жительства связывают со знакомством в туруханской ссылке с казанским священнослужителем, казанским митрополитом Кириллом , который освободился из советской тюрьмы по амнистии в 1927 году. (см. от 8 мая 2018 на Wayback Machine )
  9. Из показаний отца Иакова Голахова по делу 1930 года: …В г. Казани… я бывал только в трёх церквах… Лично сам нигде не служил, да и считал себя не вправе это делать — впредь до получения благословения от (архи)епископа Афанасия , которое я получил за день до моего ареста… (то есть 29 августа).
  10. В числе арестованных священников — Иаков Галахов с сыном. В 1930—1932 годы подобные массовые процессы по так называемым «филиалам ИПЦ» были инспирированы также в Москве , Серпухове , Ленинграде , Воронеже , Твери , Самаре , на Украине .
  11. В настоящее время переиздана под названием « Религиоведение ». Первая часть этого богословско-философского исследования напечатана по второму, исправленному и дополненному изданию (Томск, 1914), а вторая — по единственному изданию (Томск, 1915). Это исследование — одно из ценных университетских богословских курсов по современному религиоведению

Примечания

  1. Село от 8 марта 2016 на Wayback Machine находилось до начала XX века близ городов Кашин и Калязин (восточная часть нынешней Тверской области ). В советское время село деградировало и исчезло с географических карт. Ныне территория относится к Кашинскому району Тверской области (см.: Sanny. . Калязин с 1775 года до наших дней (13 октября 2013). Дата обращения: 24 сентября 2016. 25 сентября 2016 года. ).
  2. от 14 августа 2018 на Wayback Machine .
  3. См. от 5 марта 2016 на Wayback Machine .
  4. . Дата обращения: 8 марта 2016. 26 декабря 2018 года.
  5. от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
  6. Л. Н. Толстой (1828—1910) — великий русский писатель XIX XX вв.
  7. Современное издание: от 8 марта 2016 на Wayback Machine (Книга О религии , автор — профессор, протоиерей Иаков Галахов). — М. : ФондИВ, 2008 . — ISBN 978-5-9139-9-014-3

Литература о Я. Я. Галахове

  • ГАТО . Фонд 102, опись 1, дело № 782; дело № 946
  • ГАТО. Фонд Р-236, опись 2, дело 96, лист 543
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь / Т.1. / Репринт.издание. — М. , 1992 . ISBN 5-87744-004-7
  • Статьи в губерн.газете « ( Томск ). 1922 . 22 июля . там же , 7 ноября
  • : Книга памяти репрессированных томичей. / Сост.: Уйманов В. Н./ Кн.(Т.) 4. — Томск , 1994 .
  • Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан (25 томов). — Казань : Изд-во «Книга памяти», 2000—2006.
  • Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области / Адм. Омской обл.; Ред.-изд. совет: А. И. Казанник (гл. ред.), С. А. Алексеенко (зам.гл.ред-ра) и др. — Омск : Кн. изд-во, 2000 . — С.205.
  • Профессора Томского университета. Биографический словарь. Выпуск 1. 1888—1917. // Отв.ред. С. Ф. Фоминых. — Томск : Изд-во Том.ун-та , 1996 . ISBN 5-7511-0834-5 (В печатной версии допущена ошибка и ISBN состоит из 9 цифр: 5-7511-834-5)
  • Фаст М. В., Фаст Н.П . Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. — Томск ; М. : Водолей Publishers, 2004 . — С.18,30-37,47,171,420,447.
  • Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. // кн.серия. T.1. — М. , 1994 . — С.67. Электронный ресурс:
  • Священный Собор Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия / Сост. Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А., Шредер Г.-А., Шульц Г. — М. : Крутицкое подворье, 2002 . — С.268.
  • «О, Премилосердый… Буди с нами неотступно…» Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х годов / Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. И. И. Осиповой. — М. : Братонеж, 2008 . — 464 с. + [52 с.] ил. — (Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти».) ISBN 978-5-7873-0409-1 . Электронный ресурс:
  • Журавский А . Новомученики Казанские // журнал Благая весть . — Казань , 1994 . — N 1. — С.5.
  • Православная богословская энциклопедия (ПБЭ), Т.4, — М. , 1991 . — С.38-39.
  • Е. В. Липаков. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 307—308. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  • Архив НАРТ. Фонд 10, опись 1, дело 8053
  • Архив НАРТ. Фонд 10, опись 2, дело 591
  • Архив У ФСБ по Омской области . Дело П-4520
  • Архив У ФСБ по Иркутской области . Дело 17462
  • Архив У ФСБ Республики Татарстан . Дело 568995 и дело 2-18199
  • Терновский С. А. Историческая записка о состоянии КазДА после её преобразования, 1870—1892. — Каз. , 1892
  • Юнгеров П. Отзывы о сочинении // Протоколы Совета КазДА за 1894 г. — Каз. , 1895 . — С. 200—212

Ссылки

  • Галахов // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002.
Источник —

Same as Галахов, Яков Яковлевич