Interested Article - Мунчаев, Рауф Магомедович

Рау́ф Магоме́дович Мунча́ев ( 23 сентября 1928 , Закаталы 4 июля 2021 , Москва ) — советский и российский учёный-историк, специалист в области археологии, древней истории и культуры Кавказа и Ближнего Востока. Член-корреспондент Российской академии наук 2000 года ). Директор Института археологии (1991—2003). Советник РАН, доктор исторических наук , профессор .

Биография

По национальности лакец . Окончил среднюю школу в г. Закаталы , затем исторический факультет Дагестанского педагогического института (1949), работал там лаборантом. Поступил в аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР , где под руководством Е. И. Крупнова защитил кандидатскую диссертацию «Эпоха меди и бронзы в истории Дагестана (III—II тысячелетия до н. э.)» (1953, официальные оппоненты Н. Я. Мерперт и Б. Б. Пиотровский ). Во время учёбы в аспирантуре слушал в МГУ лекции Б. Н. Гракова и С. В. Киселёва , участвовал в нескольких археологических экспедициях.

В 1953—1955 годах работал в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР . Вернувшись в Москву, стал сотрудником Института археологии АН СССР (РАН), где занимал должности младшего и старшего научного сотрудника , заместителя директора (1968—1991) и директора (1991—2003). Ответственный секретарь журнала « Советская археология » (1960—1964). Доктор исторических наук (1971, диссертация «Кавказ в эпоху энеолита и ранней бронзы (V—III тысячелетия до н. э.)»), профессор (1986). Член Бюро ОИН (ОИФН) РАН (1995—2006), член-корреспондент РАН c 26 мая 2000 года по Отделению истории (всеобщая история), советник РАН (с 2003). Председатель диссертационного совета ИА РАН, с 2009 года — руководитель группы по изучению археологии Кавказа.

Руководил рядом аспирантов Института археологии, в 1985—1999 годах был членом экспертного совета ВАК по историческим наукам, в 1987—1999 годах — членом Постоянного совета и Исполкома Международного союза до- и протоисториков. С 2004 года — председатель экспертного совета РГНФ по истории, археологии и этнографии.

Член-корреспондент Германского археологического института (1985) и Итальянского института Африки и Востока (1990), почётный профессор ДГУ (2009). Заместитель главного редактора, председатель редакционного совета многотомного издания « » («Российская археология»). Член Координационного совета РАН по гуманитарным и общественным наукам (с 1994), в разное время входил в состав редколлегий и редсоветов журналов «World Archeology», « Советская этнография », «Российская археология», « Вестник древней истории », «Общественные и гуманитарные науки. Серия „История“», «Проблемы истории, филологии и культуры».

Брат — историк (род. 1930) .

Похоронен на Хованском кладбище .

Научная деятельность

Р. М. Мунчаев известен как исследователь эпох неолита , энеолита и ранней бронзы Кавказа, в том числе дольменной культуры ; организатор и руководитель комплексных археологических экспедиций на Ближнем Востоке , в Ставропольском крае , Болгарии и Афганистане .

Непосредственно полевая археологическая деятельность Мунчаева началась в 1950 году в составе экспедиции К. Ф. Смирнова . В 1951 году он проводил раскопки поселений и курганов срубной культуры в Среднем Поволжье . Также в 1950-е годы исследователь на основе археологических материалов показал переход населения Дагестана от присваивающего хозяйства к производящему.

Первые самостоятельные раскопки были проведены учёным в Чечено-Ингушской АССР . Ещё будучи аспирантом, Мунчаев осуществлял руководство Ассинским отрядом Северо-Кавказской археологической экспедиции и исследовал Луговой могильник ( Мужичи ) в Ингушетии, ранее изучавшийся Е. И. Крупновым . Планомерные раскопки могильника начались в 1952 году и были продолжены в 1955—1957 годах. Было исследовано 161 погребение в грунтовых ямах и два погребения энеолитической эпохи; обнаружены многочисленные предметы оружия, украшения, посуды, орудия труда и другой хозяйственно-бытовой инвентарь. Некоторые находки не имели аналогов среди описанных в литературе.

После раскопок Мунчаева Луговой могильник стал крупнейшим и наиболее исследованным объектом скифского времени на Северном Кавказе . Уникальный памятник позднекобанской культуры предоставил разнообразные материалы для характеристики эпохи раннего железа . По погребальному инвентарю могильник был датирован VI—V веками до н. э. Население, оставившее этот могильник, как считал автор раскопок, являлось исконно местным и по своей культуре было близко племенам Центрального Кавказа эпохи бронзы, поддерживало тесные и разносторонние связи с кочевыми степными племенами Предкавказья и закавказскими племенами. Материалы Лугового могильника были важны не только для изучения материальной и духовной культуры местных племён, но и для освещения различных вопросов истории Кавказа в скифский период.

В 1952 году на территории Лугового могильника было выявлено и подстилающее его поселение приблизительно XXIV—XXII веков до н. э. Оно раскапывалось Крупновым и Мунчаевым в течение трёх полевых сезонов. В результате было вскрыто 6000 м 2 площади, выявлены бытовые постройки и очаги; большую часть находок представляли фрагменты керамической посуды и орудия из кремня.

Материалы раскопок Лугового поселения вошли в монографию Р. М. Мунчаева «Древнейшая культура Северо-Восточного Кавказа», в которой автор пришёл к выводу, что это поселение имеет сходные черты с раннебронзовыми памятниками как Закавказья , так и Северного Кавказа . Исследователь рассмотрел орудия труда и керамический материал Лугового поселения, сопоставляя его с материалами других синхронных памятников региона.

Луговое поселение является одним из наиболее северных памятников куро-араксской культуры, но в то же время по ряду существенных признаков (формы и характер керамики и орнамента) Мунчаеву удалось установить и связи этого памятника с майкопской культурой . Археологические материалы, полученные в результате работ на Луговом поселении, дали возможность глубже заняться изучением контактов куро-араксской и майкопской культур, сочетание элементов которых прослежено на данном памятнике.

Исследователь работал и на других археологических объектах на территории Ингушетии. В частности, им были раскопаны подкурганные погребения около селения Аршты , относившиеся к разным хронологическим пластам и существенно дополнившие знания о материальной культуре и погребальной обрядности предков чеченцев и ингушей . К основным публикациям Р. М. Мунчаева по данной теме относятся «Археологические раскопки в Ассинском ущелье в 1956 г.», «Луговой могильник», «Бамутский могильник», «Население Чечено-Ингушетии при первобытнообщинном строе».

В 1969—1984 годах Мунчаев руководил Иракской (Месопотамской) археологической экспедицией, раскопки которой внесли значительный вклад в изучение древней истории Ближнего Востока. С 1988 года является начальником Сирийской археологической экспедиции Института археологии. Экспедиция в течение десяти полевых сезонов провела раскопки в Хабурской степи на поселениях Телль Хазна l и Телль Хазна 2, сохранившихся в виде холмов. Нижние слои толщиной в 4 метра относятся ко времени Убейдской и Урукской культур Месопотамии, а верхние общей толщиной 12 м — к раннединастической эпохе. Раскопками установлено, что здесь в конце IV — первой половине III тысячелетий до н. э. находился крупный культурный и административный центр, проводились религиозные обряды, связанные с земледельческим культом, хранились и распределялись большие запасы зерна.

Сирийская экспедиция на площади 3000 м 2 выявила остатки более 400 различных построек, храмового комплекса и оборонительных сооружений. К ценным результатам привели раскопки и на памятнике Телль Хазна 2. Нижние слои этого многослойного памятника относятся к раннему этапу Хассунской культуры, а также к Халафской, Урукской культурам и раннединастическому времени.

Основные работы

Автор более 400 научных публикаций; в том числе 12 монографий :

  • Древнейшая культура Северо-Восточного Кавказа // МИА. — 1961. — № 100;
  • Кавказ в эпоху энеолита и ранней бронзы (1971),
  • Кавказ на заре бронзового века. — М., 1975;
  • Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. — М., 1981 (в соавт. с Н. Я. Мерпертом );
  • Энеолит Кавказа // Археология СССР: Энеолит. — М., 1982;
  • Kunst und Kultur in Nordkaukasus. — Leipzig, 1988 (в соавт. с В. И. Марковиным );
  • Куро-аракская культура . Майкопская культура // Археология: Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. — М., 1994;
  • Ранняя и средняя бронза Кавказа (Археология. Эпоха бронзы Кавказа и средней Азии);
  • Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. — 2003 (в соавт. с В. И. Марковиным);
  • Телль Хазна 1 . Культово-административный центр IV—III тыс. до н. э. в Северо-Восточной Сирии. — М., 2004. (в соавт. с Н. Я. Мерпертом и Ш. Н. Амировым);
  • Археология Афганистана. В дни мира и дни войны, 2014 (в соавт. с Г. А. Кошеленко и В. А. Гаибовым).
Статьи

«И мир встаёт — столетье за столетьем» (1976, в соавт. с В. И. Гуляевым )

Награды

Примечания

  1. . historyrussia.org . Дата обращения: 7 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  2. от 6 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте РЭУ им. Г. В. Плеханова
  3. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 6 февраля 2017 года.
  4. . moscow-tombs.ru . Дата обращения: 13 января 2022. 13 января 2022 года.
  5. 4 октября 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мунчаев, Рауф Магомедович