Interested Article - Радин, Николай Мариусович

Никола́й Ма́риусович Ра́дин (настоящая фамилия Казанков ; 3 [15] декабря 1872 , Санкт-Петербург , Российская империя 24 августа 1935 , Москва , СССР ) — русский советский актёр театра и кино , театральный режиссёр ; заслуженный артист Республики (1925).

Биография

Внебрачный сын актёра М. М. Петипа , внук прославленного балетмейстера М. И. Петипа . Мать — портниха Мария Казанкова.

Первой женой была известная в своё время актриса Наталья Лисенко . Они вместе работали в театре, а кроме того, Лисенко снималась в кино вместе с Иваном Мозжухиным (супругой которого позже стала) и по популярности могла сравниться с Верой Холодной . Вторая жена — известная драматическая актриса Е. М. Шатрова , рядом с которой он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окончил юридический факультет Петербургского университета ( 1900 ). Выступал в любительских спектаклях.

Театр

Как актёр-профессионал участвовал в гастролях с В. Ф. Комиссаржевской (1902—1903), где исполнил роли: Келлер — «Родина» и Кесслер — «Бой бабочек» Зудермана , Паратов — « Бесприданница » А. Н. Островского и др.).

В 1903 1908 — в труппе Театра Корша в Москве.

Работа в Театре Корша под руководством Н. Н. Синельникова заменила Радину театральную школу: Радин приобрёл здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения

Театральная энциклопедия

Среди ролей — Дульчин («Последняя жертва», 1904), Наблоцкий («Карьера Наблоцкого» Барятинского , 1904), Анатоль («Анатоль» А. Шницлера , 1904), Музон («Красная мантия» Э. Бриэ , 1905).

В 1908— 1911 — в Одессе в антрепризе у ). Среди ролей: Астров Дядя Ваня », 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) — « На всякого мудреца довольно простоты », Петруччио (1909); Бенедикт Много шума из ничего », 1910) и др.

В 1911— 1914 — в Киеве, театр Соловцова . Среди ролей: Каренин («Живой труп», 1911), Тартюф (1911), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера , 1912) и др.

В 1914— 1918 — в труппе Московского драматического театра Е. М. Суходольской ; роли: Джон Уортинг («Легкомысленная комедия для серьёзных людей» Уайльда , 1914), Петруччио Укрощение строптивой » Шекспира , 1914), Хиггинс Пигмалион » Шоу , 1914), кн. Вольский (1916), «Касатка» А. Н. Толстого , Драгоменецкий (1917) — «Горький цвет» А. Н. Толстого .

В 1918— 1932 — в Москве, бывший Театр Корша (Московский драматический театр «Комедия»), где стал не только актёром, а режиссёром и, после того как Ф. А. Корш продал свой театр, художественным руководителем.

В это время в Москву прибыла успешная провинциальная актриса Дарья Зеркалова . Принятая в театр Корша, она потребовала для себя главные роли. Однако Радин ответил ей как верный муж: «Вы будете играть только те роли, которые не захочет играть Елена Митрофановна». В результате Зеркалова подала в суд, но дело проиграла. Зеркалова, не прогадав, ушла в ЦТСА , а потом в Малый театр . А Шатрова и Радин продолжали играть все основные роли, и своим успехом театр был обязан этой супружеской паре. Но их настигает страшное горе: от туберкулезного менингита умерла единственная дочь Марина. К тому времени и в театре начались конфликты, они вынуждены были уйти оттуда. Сезон 1924/25 — Театр им. МГСПС , сезон 1927-28 — Краснодарский театр. Впрочем, через некоторое время (сезон 1928/29) они вернулись. Но в 1932 году бывший театр Корша был закрыт. Роли в этот период:

В 1932 году бывший театр Корша был закрыт.

В 1932—1935 — в труппе Малого театра . Роли:

Роли в кино

Смерть. Значение творчества

В декабре 1934 года, как раз в день похорон Кирова , когда вся страна была в трауре и повсюду проходили траурные митинги и обязательные собрания, с ним случился инсульт; вскоре он скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище (17 уч.) .

Жена, Елена Митрофановна Шатрова занялась творческой и общественной работой, заведуя социальными вопросами при ВТО , оказывая материальную помощь многим театральным деятелям. Похоронена рядом с мужем.

Театральная энциклопедия

Блестящие внешние данные, элегантные манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием, юмором. «…Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица — все то, что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену, не утратив ни доли жизненности и правдивости»

Никулин Л. , Люди русского искусства, 1947, с. 211) .

в своих мемуарах написал:

Радин, герой-красавец… В его лице русский театр приобрел одного из блестящих актеров. Он переиграл в театре много западных комедий. Был очень красив и даже в не отличающих глубиной комедиях создавал образы более интересные, чем они замышлялись авторами.

«Записки актера. Гении и подлецы»

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Bibliothèque nationale de France Nikolaj Radin // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. . — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 351 с. — (Актёры современности). — ISBN 5-224-03878-2 .
  4. Дата обращения: 1 ноября 2009. 3 августа 2008 года.
  5. Артамонов М. Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 165.

Литература

Ссылки

  • [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-515-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия, автор Е фил.]
Источник —

Same as Радин, Николай Мариусович