Interested Article - Гюго, Виктор

Викто́р Мари́ Гюго́ ( фр. Victor Marie Hugo , французский: [viktɔʁ maʁi yɡo] (инф.) ; 26 февраля 1802 , Безансон 22 мая 1885 , Париж ) — французский писатель ( поэт , прозаик и драматург ), одна из главных фигур французского романтизма , политический и общественный деятель. Сенатор Франции от департамента Сена (1876—1885). Член Французской академии (с 1841; на кресле № 14 ).

Жизнь и творчество

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — , (1798—1865) и , (1800—1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773—1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать (1772—1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе , на Корсике , на Эльбе ( 1803 1805 ), в Италии ( 1807 ), в Мадриде ( 1811 ), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж . Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори , разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

Виктор Гюго в молодости

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — « Yrtatine », которую посвящает своей матери; и « Athelie ou les scandinaves », драму « Louis de Castro », переводит Вергилия . В 15 лет он получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение « Les avantages des études », в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» ( Vierges de Verdun ) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» ( Rétablissement de la statue de Henri IV ), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру « Телеграф », впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт , литературное приложение к роялистическому католическому журналу . Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там « Оду на смерть герцога Беррийского », надолго закрепившую за ним репутацию монархиста .

Виктор Гюго со своим сыном Франсуа-Виктором (1836)

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго « Ган Исландец » ( Han d’Islande ), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала — колыбели романтизма, оказавшее большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» ( Odes à mon père , 1823), « Два острова » (1825) и «После битвы» ( Après la bataille ). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго « Кромвель » ( Cromwell ), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма , особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивала в своём доме приёмы и устанавила дружеские отношения с Сент-Бёвом , Ламартином , Мериме , Мюссе , Делакруа .

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в , в , поместье Луи-Франсуа Бертена , редактора Journal des débats . Там Гюго встречается с Берлиозом , Листом , Шатобрианом , Джакомо Мейербером ; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» ( Les Orientales , 1829) и «Осенние листья» ( Les Feuilles d’automne , 1831). Тема «Восточных мотивов» — Греческая война за независимость , где Гюго выступает в поддержку родины Гомера .

В 1829 году выходит « Последний день приговорённого к смерти » ( Dernier Jour d’un condamné ), в 1834 — «Клод Ге» ( Claude Gueux ). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни . Роман « Собор Парижской Богоматери » был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Гюго становится признанным вождём французского романтизма и его теоретиком.

Карикатура Бенжамена Рубо «Большая дорога в будущее» (1842). Впереди колонны одетый драгуном Гюго, с лозунгом «Уродливое — это красиво». За ним следуют Т. Готье , Кассаньяк , Ф. Вей , Ламартин , некто П. Фуше, Э. Сю , А. Дюма , Ф. Сулье , Л. Гозлан , К. Делавинь , Ж. Мери , А. Карр , А. де Виньи .

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • ( Les Feuilles d’automne , 1831),
  • «Песни сумерек» ( Les Chants du crépuscule , 1835),
  • «Внутренние голоса» ( Les Voix intérieures , 1837),
  • «Лучи и тени» ( Les Rayons et les Ombres , 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Скандал во время первой постановки « Эрнани » ( 1830 ). Литография Ж.-И. Гранвиля ( 1846)

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу « Эми Робсарт ». 1829 — год создания пьесы « Эрнани » (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье , c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием « битва за „Эрнани“ ». Пьеса « Марион Делорм », запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре « »; а « Король забавляется » — в « Комеди Франсэз » в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так:

Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье , директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра ».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября — Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось:

Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодёжи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года.

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришельё в драме « Марион Делорм » или изгнанника Эрнани с испанским королём доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заострённости, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облечённым властью, — красавцем и бессердечным эгоистом королём Франциском , и обиженным богом и людьми горбатым уродом — шутом Трибуле .

Около 1832 года у Адель завязался роман с другом Гюго — литературным критиком Шарлем Огюстеном де Сент-Бёвом , который продолжался примерно до 1837 года .

Сам Гюго в 1833 году познакомился с актрисой Жюльеттой Друэ , с которой у него на долгое время установились любовные отношения. Адель же постепенно свела свои отношения с Сент-Бёвом на нет . Хотя в какой-то момент Гюго всерьёз думал о разводе с Адель, их брак всё-таки был сохранён. Много позднее, когда они жили на острове Гернси , между женой и любовницей Гюго даже возникла своего рода дружба .

В 1841 году Гюго был избран во Французскую академию .

Политическая деятельность

Виктор Гюго в середине 1850-х гг.

Гюго выступил решительным противником смертной казни. Ему удалось добиться у короля помилования Барбеса накануне дня, назначенного для казни.

В 1845 году Гюго получил звание пэра . В 1846-48 г. он защищал в палате пэров интересы Польши , требовал для Бонапартов права возвращения на родину, отстаивал авторские права .

После Февральской революции в 1848 г., избранный в члены учредительного собрания, Гюго основал антирадикальную газету , где высказывался против национальных мастерских и других, по его мнению, крайностей, но в то же время защищал свободу печати, отмену смертной казни и исключительных законов. Избранный в 1849 г. в законодательное собрание, Гюго из умеренного либерала скоро сделался крайним республиканцем, стоял за всеобщую подачу голосов и против пересмотра конституции.

В противодействии государственному перевороту 2 декабря 1851 г. Гюго принимал большое участие: под его диктовку Боден написал объявление Луи Наполеона вне закона; он сражался на баррикадах и с трудом спасся бегством в Бельгию , откуда его вскоре изгнали. Тогда он поселился на Нормандских островах (сначала на Джерси , потом на Гернси ). В изгнании Гюго писал памфлеты в стихах и прозе против Наполеона III . Он содействовал Гарибальди сбором денег, защищал осуждённых на смерть, вступался за политических изгнанников всех стран, переписывался с Герценом .

В 1870 году он вернулся во Францию, был избран в национальное собрание. Но скоро вышел из него, негодуя на заключение мира с Пруссией и на неблагодарность, выказанную собранием по отношению к Гарибальди. Пока Париж находился во власти коммуны , Гюго жил в Брюсселе . В 1876 году он был избран сенатором .

Смерть и похороны

Жан Поль Синибальди . Похороны Виктора Гюго в парижском Пантеоне .
Надгробие Виктора Гюго в парижском Пантеоне

Виктор Гюго скончался в Париже 22 мая 1885 года , на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.

1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной аркой , которую закрыли чёрным крепом.

После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон .

Семья

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803—1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Произведения

Козетта — героиня романа « Отверженные ». Иллюстрация Эмиля Баяра

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века . В молодости Гюго решил быть « Шатобрианом или никем », а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма , и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» ( Odes et poésies diverses ) был опубликован в 1822 году , когда Гюго было только 20 лет. Король Людовик XVIII пожаловал писателю ежегодное денежное содержание. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» ( Odes et Ballades ), написанное в 1826 году , через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, « Последний день приговорённого к смерти » ( Le Dernier jour d’un condamné ), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю , Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский . « Клод Гё », короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции , увидел свет в 1834 году и впоследствии был расценён самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа-эпопеи « Отверженные» ( Les Miserables ). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris Собор Парижской Богоматери »), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе . Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому собору Парижской Богоматери , который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Собор Парижской Богоматери»

Квазимодо (герой романа « Собор Парижской Богоматери ») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу « Виктор Гюго и его время » (1881)

«Собо́р Пари́жской Богома́тери» ( фр. Notre-Dame de Paris ) — первый исторический роман на французском языке . Опубликован в марте 1831 года.

Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа , который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников (см. неоготика , Виолле-ле-Дюк ).

Роман Гюго многократно экранизировался (впервые — в 1905 году). Также на основе «Собора Парижской Богоматери» были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из которых — мюзикл « Нотр-Дам де Пари », поставленный в 1998 году во Франции.

«Отверженные»

«Отве́рженные» ( фр. Les Misérables ) — роман-эпопея. Широко признан мировой литературной критикой и мировой общественностью апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия . Впервые опубликован в 1862 году.

Роман переведён на многие мировые языки и входит в большое количество школьных курсов по литературе. Он многократно ставился на сценах театров и не раз экранизировался во Франции и за её пределами под своим оригинальным названием.

«Человек, который смеётся»

Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

«Человек, который смеётся» ( фр. L'Homme qui rit ) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века . Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Виктор Гюго предлагает название произведения « По приказу короля », но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии « Человек, который смеётся ».

Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века .

В 2023 году канадский композитор Айрат Ишмуратов написал оперу « Человек, который смеется » на либретто поэта Бертранда Лавердю по одноименному роману Виктора Гюго. Премьера состоялась 31 мая 2023 года в Монреале, Канада

Библиография

Романы и повести

Драматургия

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880 1889
  • Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
  • Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия "Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003

Память

Почтовая марка СССР , 1952 год

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя (они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год . Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт») .

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа , Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже . Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя. Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнажённые ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери».

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре . «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик» .

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла « Отверженные » является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» ( Замок на облаке ). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона , который, в свою очередь, взял за основу рисунок Эмиля Байара .

В СССР оформлял его книги П. Н. Пинкисевич, последней книгой, которую иллюстрировал известный мастер гравюры А. И. Кравченко , был «Собор Парижской богоматери» (1940) . Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба ( Benjamin Lacombe ) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).

Музыкальный театр

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (фр.) / Assemblée nationale
  3. — 2016.
  4. В соответствии с правилами французско-русской практической транскрипции Юго , хотя в русской традиции закрепилось Гюго , с характерной для XIX века передачей буквы H как Г независимо от чтения в языке-источнике
  5. И. Нусинов . // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
  6. Leslie Smith Dow. . — Goose Lane, 1993. — P. 26. — ISBN 978-0-86492-168-0 . . Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  7. Anne-Martin Fugier, Victor Hugo : la face cachée du grand homme , on France 2 (television), 10 июля 2012.
  8. Louis Guimbaud. / Louis Guimbaud, Juliette Drouet. — Stanley Paul & Co, 2012. — P. 87. — ISBN GGKEY:25J2X22WTG3. . Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  9. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Грэм Робб. . — Litres, 2017-09-05. — 2271 с. — ISBN 9785040390793 . 30 декабря 2017 года.
  11. Толмачев, М. В. (комментарий), 1988. Виктор Гюго, Собрание сочинений в шести томах, том V, Москва: «Правда», с. 607
  12. Angers, Charles (фр.) . myscena.org (25 апреля 2023). Дата обращения: 18 июля 2023. 18 июля 2023 года.
  13. Huss, Christophe (фр.) . ledevoir.com (23 апреля 2023). Дата обращения: 18 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  14. Bernier, Emmanuel (фр.) . lapresse.ca (1 июня 2023). Дата обращения: 18 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  15. от 10 августа 2014 на Wayback Machine
  16. . Дата обращения: 8 мая 2009. 23 июня 2012 года.
  17. Дата обращения: 20 февраля 2017. 7 ноября 2017 года.
  18. 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  19. . www.hrono.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  20. . Дата обращения: 17 сентября 2021. 17 сентября 2021 года.

Литература

  • Грэм Робб. . — Litres, 2017-09-05. — 2271 с. — ISBN 978-5-04-039079-3 .
  • Евнина Е. М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. — (Из истории мировой культуры)
  • Карельский А. В. Гюго // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  • Луи Арагон « »
  • Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. — Многочисленные издания.
  • Муравьёва Н. И. Гюго. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1961. — (ЖЗЛ).
  • . — СПб. , 1890. — 96 с. — ( Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова ).
  • Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. — Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.
  • Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. — Изд. 2-е, доп. — М.: Гослитиздат, 1961.
  • Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
  • Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo. Avant l’exil 1802—1851, 2002
  • Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II : 1851—1864 , Fayard, Paris, 2008

Ссылки

  • (фр.)
  • — биография, произведения на французском и русском языках
Источник —

Same as Гюго, Виктор