Interested Article - Параскева Грязниха

Параске́ва Грязни́ха — день в народном календаре славян , приходящийся на 14 (27) октября . В этот день женщины почитали Параскеву Пятницу , которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой» .

Другие названия

рус. Параскева Пятница , Параскевы-льняницы, Параскевы-трепальницы , Льняница, Порошиха , Прасковьи-трепальницы , ; укр. День Параскеви-П'ятниці, свято Параски, Параски ; белор. Параскі, Параскева Пяценка, Параскімка, Параскоўя , Назар, Параскева, Мікола, Сільван ; полес. Параскева, Параскевия, Параски, Параскимка, Парасковея, Парашки, Перши Пятенки, Пятенки, Терновка ; болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден ; макед. Петковден ; серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан .

Обряды восточных славян

По одной из версий, на Параскеву Пятницу и её культ были перенесены некоторые черты главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши . Также соотносится с Богородицей .

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи» .

Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны .

У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щёлок для стирки белья» .

В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница такая икона тёмная. Тмяная, грусная сидить жэншчына да праде куделю» .

Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, так же, как и Богородице на Покров , девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.) . А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд .

Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила :

Шум-шумок, ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости — стучи,
Коль на горе — молчи!
Приходи вчера!

Поверье

Среди крестьян повсеместно рассказывалось поверье, будто молодая женщина Пятница ходит по земле и примечает, кто как живёт, соблюдает ли обычаи и пятничные запреты. Одних она наказывает, других милует и даже награждает .

"Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошёл от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль . Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери её за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила .

Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдём. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику ещё больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй — на втором месте, а то в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?» .

Поговорки и приметы

  • Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей» .
  • На грязнуху не бывает сухо .
  • На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы .
  • Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь .
  • Мни и толки льны с грязнихи .
  • Мни лён доле и волокно будет доле .

См. также

Примечания

  1. , с. 632.
  2. , с. 381.
  3. , с. 132.
  4. , с. 46.
  5. , с. 593.
  6. , с. 164, 171, 201, 247.
  7. , с. 633.
  8. , с. 631.
  9. , с. 631–632.
  10. .
  11. , с. 203.
  12. , с. 281.
  13. , с. 35.
  14. , с. 280.
  15. , с. 382.
  16. , с. 697.

Литература

Ссылки

  • (pravoslavie.ru)
Источник —

Same as Параскева Грязниха