Interested Article - Тойен

Тойен , наст. имя Мария Черминова (чеш., фр. Toyen', Marie Čermínová ; 21 сентября 1902 , Прага 9 ноября 1980 , Париж ) — чешская художница, занимавшаяся как живописью, так и графикой. Представитель поэтизма (в Чехии) и сюрреализма .

Среди длинных теней
Сон

Тойен покинула родительский дом в возрасте шестнадцати лет. Вероятная причина этому её монархические убеждения . В 1923 году Мария Черминова взяла псевдоним Тойен. Происхождением данного имени является французское слово «citoyen», означающее в переводе «гражданин» . Второй версией происхождения псевдонима является чешское словосочетание «это он». Черминовой нравился этот псевдоним, так как он является гендерно нейтральным . Витезслав Незвал писал, что Тойен «отказывалась использовать окончания, обозначающий женский род», когда говорила в первом лице на чешском языке . Картины Тойен посвящены таким темам как секс, насилие, природа и алхимия.

Биография

Тойен в 1919—1922 годах изучала художественное мастерство в пражской Академии искусств. Она тесно работала с сюрреалистом и поэтом Йиндржихом Штырски до его смерти. В середине 1920-х годов приехала в Париж, где примкнула в конце 1920-х к сюрреалистам из кружка Андре Бретона и Поля Элюара . В начале 1920-х годов Тойен совершила путешествие в Париж и в скором времени вернулась туда со Штырски на постоянное место жительство. В 1923 году примкнула к пражской авангардной группе « Девятисил ». Первоначально увлекалась кубизмом , пуризмом , затем эротизмом , после чего пришла к сюрреализму.

Во время жизни в Париже Тойен и Штырски создали новую философию под названием Артифишиализм. Определением данной философии является «идентификация художника с поэтом», по принципу которой, художник создаёт поэзию без использования языка.

Первая выставка полотен художницы состоялась в парижском Музее современного искусства в 1926 году, первая выставка на родине, в Праге — в 1935 году. Тойен и Штырски вернулись в Прагу в 1928 году. Тойен — одна из основательниц Общества сюрреалистов Чехословакии (в 1934 году).

Сaмым плодотворным для Тойен был период между 1928 и 1938 годами, когда она создала свои наиболее известные малоформатные полотна. В некоторых из них художница выступает предтечей сформировавшегося уже после Второй мировой войны во Франции авангардистского направления информализм .

В годы оккупации немецкими войсками Тойен была вынуждена скрываться, так как её работы были отнесены нацистами к произведениям дегенеративного искусства . Тойен приютила своего коллегу , который являлся поэтом еврейского происхождения. Он присоединился к группе чешских сюрреалистов в 1938 году. В 1942-м году погиб Штырски. После войны Тойен окончательно покинула Чехословакию, в 1947 году перебравшись в Париж вместе с Гейслером. Причиной переезда стало то, что в Чехословакии провозгласили коммунистический режим. В Париже оба присоединились к французским сюрреалистам. В том же году состоялась выставка её работ в галерее Дениз Рене. Тойен возобновила отношения с парижской группой сюрреалистов и не покидала её ряды вплоть до роспуска в 1969 году. Во Франции Тойен работала с Андре Бретоном, Бенжаменом Пере и другими сюрреалистами.

Написанные после войны картины отличаются «наивностью» и неповторимой индивидуальностью, отражают события военного времени и чешскую реальность. Тойен продолжает работать вместе с поэтом и анархистом Бенджамином Пере и чешским художником Йиндрихом Хейслером.

Тойен умерла в 1980 году в Париже. Отправляясь в эмиграцию в 1947 году, она увезла бо́льшую часть своих произведений с собой. Самая представительная коллекция её работ находится во Франции.

Тойен считается наиболее значимой женщиной-художником Чехословакии в XX столетии.

Творчество

Многие из картин Тойен являются эротического характера. Через своё творчество Тойен выражала свой интерес к эротическому юмору, в котором совмещались боль и удовольствие. Тойен часто изображала сущности с женскими атрибутами, а также части мужских тел, например гениталии . На многих рисунках Тойен изображены женские лица.

Тойен была очарована сюрреалистической символикой и использовала её для выражения скрытых или подавленных желаний. Она полностью игнорировала гендерные условности, нося как мужскую, так и женскую одежду и принимая местоимения обоих полов.

Тойен создавала эротические эскизы для Erotická Revue (1930-33). Журнал издавался Штырским строго по подписке, маленьким тиражом в 150 экземпляров. Штырски также издавал книги под псевдонимом Edice 69, часть из которых была иллюстрирована Тойен.

Творческая натура Тойен привлекла внимание к гендерным вопросам и сексуальной политике. Обратить внимание на данную тематику было не просто, так как в сюрреалистическом движении доминируют мужчины. Однако со временем сюрреализм стал привлекать многих женщин в 1930-е годы и стал более гендерно сбалансированным.

Жизнь и работы Тойен внесли большой вклад в развитие феминистского искусства, хотя сама она никогда не вступала в дискуссии, не говорила открыто о феминизме или о своей сексуальной ориентации.

Гендер

Тойен родилась женщиной, но, судя по её поведению, не причисляла себя ни к одному из двух полов и являлась агендером . Тойен предпочитала женской одежде мужские атрибуты . Вероятнее всего источником размышлений Тойен на данную тематику, являлся сюрреализм, так как она часто рисовала иллюстрации эротического характера. Мэллин Штернштейн говорит о Тойен, как о гиперсексуальной личности .

Сюрреалисты считали, что люди — это сексуальные создания. Многие из них, как и Тойен, тематизировали эротику в своём творчестве. Некоторые сюрреалисты считали, что сексуальность занимает главное место в жизни человека, а гениталии являются центром жизненной силы .

Тойен выражала интерес к лесбийской сексуальности наряду со многими другими формами сексуального самовыражения. Ориентация самой Тойен до сих пор не известна. Современники сообщают, что Тойен утверждала, что её привлекают женщины . По мнению Хюбнер, лучше всего не пытаться чётко классифицировать ориентацию художником, а рассматривать её и в данном контексте как квира .

Два основных творческих союза Тойен были с мужчинами, но подтверждения присутствия сексуальной связи в рамках этих союзов нет.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) — 2008.
  3. A Biographical Dictionary of Women's Movements and Feminisms: Central, Eastern, and South Eastern Europe. 19th and 20th Centuries. (англ.) // Central European University Press.. — 2006. — С. pp. 580, 581. .
  4. Srp, Karel. New Formations: Czech Avant-Garde and Modern Glass from the Roy and Mary Cullen Collection.. — Museum Fine Arts Houston.. — 2011.
  5. Huebner, Karla. Eroticism, Identity, and Cultural Context: Toyen and the Prague Avant-Garde. — University of Pittsburgh. — 2008.
  6. Huebner, Karla. Czech Feminisms: Perspectives on Gender in East Central Europe. — Indiana University Press. — 2016.
  7. (англ.) . www.nationalgalleries.org . Дата обращения: 22 июля 2020. 22 июля 2020 года.
  8. Sternstein, Malynne. The Popular Avant-Garde. — Brill. — 2015.
  9. Sternstein, Malynne. The Invention of Politics in the European Avant-Garde. — Brills. — 2016.
  10. Huebner, Karla. Czech Feminisms: Perspectives on Gender in East Central Europe. — University of Pittsburgh. — Indiana University Press, 2016.

Литература

  • Vítězslav Nezval: Štyrský a Toyen (Styrsky und Toyen), 1938
  • Toyen. Paris, 1974
  • Bischof, R. (изд.): Toyen : das malerische Werk. Frankfurt/M. 1987, ISBN 3-8015-0202-3
  • Toyen : une femme surréaliste. Lyon, 2002, ISBN 2-84845-004-5

Галерея работ

  • , 1943, масло, холст, 110 x 53 см, Галерея изобразительного искусства, Хеб (из )
Источник —

Same as Тойен