Interested Article - Изогелия

Фотопортрет, выполненный в технике изогелии

Изогелия — разновидность фотографики , предусматривающая получение обобщённого изображения с ограниченным количеством полутонов . В пределах бумажного отпечатка (или цифровой фотографии ) изображение разбивается на несколько зон с равной оптической плотностью (эквиденсит) . Название «изогелия» нашло распространение в русскоязычной терминологии, в иностранных источниках используется слово «постеризация» ( англ. posterisation , от poster — «плакат»). В цифровой фотографии термин постеризация описывает огрубление цветовых и тональных переходов вследствие снижения разрядности при конвертировании файлов или коррекции характеристической кривой в графическом редакторе .

Технология

Пример постеризации. Исходная фотография (вверху) с 24-битным цветом (16,7 млн цветов) после сохранения в формате с 256 цветами приобретает ступенчатые переходы вместо плавной цветовой градации

Изогелия, как специальная техника художественной фотографии, была популярна среди фотохудожников в 1970—1980 годах . Наиболее сложная цветная разновидность — изополихромия — использовалась для плакатов и рекламных баннеров . Техника изготовления фотоотпечатков с изогелией была основана на многократном контратипировании исходного негатива на контрастной фототехнической плёнке с разной экспозицией . В результате получались несколько промежуточных контратипов с силуэтными изображениями, каждое из которых соответствует определённой градации яркости (эквиденсите) . Поскольку изогелия не предусматривает плавных полутоновых переходов, для повышения контраста контратипирование повторялось несколько раз . С полученных контратипов производилась последовательная фотопечать на фотобумаге с разной экспозицией, в результате чего получалось позитивное изображение со ступенчатыми полутонами . В большинстве случаев при изготовлении изогелии исходный снимок разбивался таким способом на три—шесть градаций серого, делая изображение похожим на произведение графики . При разделении изображения на три тона, соответствующих светам, теням и средним полутонам, приём называется постеризация .

Аналогичным способом изготавливались цветные снимки, исходным изображением которых мог быть как цветной, так и чёрно-белый негатив . С полученных чёрно-белых эквиденсит производилась печать на цветной фотобумаге через цветные светофильтры . Цвета́ полученного изображения при этом могли вообще не соответствовать цветам объектов съёмки, но выразительность фотографий позволяла с успехом использовать их в оформительских целях. В процессе печати производилось множество экспозиций, и особое значение играли жёсткость конструкции увеличителя и точность совмещения эквиденсит, поэтому чаще всего контратипы перфорировались . Техника изополихромии чрезвычайно сложна и требовала безукоризненного владения всеми фотопроцессами, поэтому была доступна ограниченному количеству фотохудожников, имевших соответствующее оснащение фотолаборатории и профессиональные навыки цветной печати.

Чёрно-белая изогелия применялась не только в фотографии, но и в кинематографе . Для этого с кинонегатива на кинокопировальном аппарате высокой точности печатались несколько контрастных промежуточных позитивов , которые служили для изготовления дубльнегатива с разделёнными полутонами . В современной цифровой фотографии получение «постеризованного» изображения возможно при помощи графических редакторов уменьшением уровней квантования исходного файла или искажением формы характеристических кривых разных цветовых каналов.

См. также

Примечания

  1. , с. 42.
  2. , с. 43.
  3. , с. 139.
  4. , с. 136.
  5. , с. 103.
  6. , с. 297.
  7. , с. 30.
  8. , с. 231.
  9. , с. 17.
  10. , с. 37.
  11. , с. 299.
  12. , с. 44.

Литература

  • В. Аверьянов. Цветная изогелия // Фотомагазин : журнал. — 1996. — № 4 . — С. 16, 17 . — ISSN .
  • Г. Вудхед. / А. И. Вейцман. — М. : Мир, 1978. — С. 30—51. — 184 с. — 20 000 экз.
  • Е. А. Иофис. / И. Ю. Шебалин. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. , 103. — 447 с.
  • Сергей Костромин. Позитивный процесс: цели и средства // Советское фото : журнал. — 1984. — № 7 . — С. 40—42 . — ISSN .
  • Л. Я. Крауш. Обработка фотографических материалов / Е. А. Иофис . — М. : Искусство, 1975. — 192 с. — 100 000 экз.
  • Б. Ф. Плужников. Занимательная фотография / Е. А. Иофис . — М. : Искусство, 1964. — 151 с. — 265 000 экз.
  • Б. Ф. Плужников. Приёмы трансформации изображения в операторской работе // Техника кино и телевидения : журнал. — 1969. — № 9 . — С. 40—47 . — ISSN .
  • Л. Пренгель. Практика цветной фотографии / А. В. Шеклеин. — М. : Мир, 1992. — С. 231—242. — 256 с. — 50 000 экз. ISBN 5-03-001084-X .
  • М. Томилин. Изогелии Зигурдса Билзониса // Советское фото : журнал. — 1979. — № 1 . — С. 43 . — ISSN .
  • Юрий Шпагин, Янис Гайлитис. Знакомьтесь: изополихромия // Советское фото : журнал. — 1979. — № 6 . — С. 25, 37 . — ISSN .
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. . — М. : Искусство, 1985. — С. —307. — 367 с.

Ссылки

  • С. Потапов. . Livejournal (14 февраля 2009). Дата обращения: 29 декабря 2013.
Источник —

Same as Изогелия