Interested Article - Советские телевизоры

Советский телевизор «КВН-49-4», 1956 г.

Телевизионная отрасль в СССР стала флагманом национальной радиоэлектроники . В 1990 году количество выпущенных советской промышленностью телевизоров достигло рекордного значения в 10,7 млн (четвёртое место в мире по этому показателю) . Продукция экспортировалась как в страны соцлагеря , так и в другие страны Европы, Америки и Азии .

Советская телерадиола «Беларусь-5», 1960-е гг.

Историческая справка

Первые советские телевизоры

Польский актер Казимеж Рудский во время презентации советского телевизора
«Ленинград Т-2» 12.03.1954 г.

Выпуск первого советского механического телевизора « Б-2 » с диском Нипкова для приёма изображения с разложением на 30 строк был начат на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого ) 15 апреля 1932 года . Это была приставка, которая не оснащалась собственным радиоприёмным трактом и требовала подключения к обычному радиоприёмнику . Для приёма звукового сопровождения требовался ещё один радиоприёмник, настроенный на другую частоту . Приставка обладала миниатюрным экраном 3×4 сантиметра со стеклянной лупой. В 1933—1936 гг. завод выпустил около 3000 таких телевизоров . В начале 1930-х годов среди советских радиолюбителей получило распространение конструирование самодельных телеприставок для приёма телетрансляций, в том числе зарубежных . В 1933 году журнал « Радиофронт » даже обратился к своим читателям с призывом сделать своими руками телевизор.

В 1935 году в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (с 1936 г. НИИ-8, с 1939 г. — НИИ-9, с 1946 вновь ВНИИТ, в настоящее время АО «НИИ телевидения»), ставший центром разработки большей части отечественного оборудования.

Регулярное электронное телевещание в СССР было впервые начато Опытным ленинградским телецентром (ОЛТЦ) 1 сентября 1938 года с разложением на 240 строк . В Москве телепрограммы стали регулярно выходить в эфир начиная с 10 марта 1939 года с разложением на 343 строки . Поскольку телецентрами использовались разные стандарты разложения , для каждого из них была разработана своя модель телевизора. Для приёма передач Ленинградского телерадиоцентра предназначался телевизор «ВРК» (Всесоюзный радиокомитет), разработанный в институте телевидения под руководством А. А. Расплетина и В. К. Кенигсона. Он был оснащён кинескопом с размером экрана 13×17,5 см и 24 радиолампами. В 1937—1938 годах было выпущено 20 экземпляров «ВРК», которые устанавливались в домах пионеров и дворцах культуры для коллективного просмотра . Для приёма передач Московского телецентра в 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры «ТК-1» — первые советские электронные приёмники. Это была более сложная модель на 33 радиолампах с размером экрана 18×24 см, выпускавшаяся по документации американской компании RCA . К концу года было произведено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 штук.

Работы по созданию упрощённого телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велись на другом ленинградском предприятии — — совместно с НИИ телевидения. В 1940 году здесь на основе схем, предложенных Расплетиным, был создан серийный телевизор «17ТН-1», пригодный для приёма передач как ленинградского, так и московского телецентров с разными стандартами ; до войны завод успел выпустить не более 2000 телевизоров этой марки. Затем начались испытания новых образцов 17ТН-3 и 23ТН-4 (17 и 23 — диаметр экрана) . Перед войной Александровский радиозавод выпустил упрощённый телевизор «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник № 1), предназначенный для прообраза кабельного («абонентского») телевидения . С окончанием войны производство телевизоров возобновилось. Ещё в 1944 году был разработан новый стандарт разложения телевизионного изображения на 625 строк, использующийся до сегодняшнего дня . В 1946 году на Государственном Союзном заводе № 528 (сейчас ОАО «Московский радиозавод „Темп“») начался выпуск телевизоров «Москвич Т-1» (автор разработки Е. Н. Геништа ), а на заводе им. Козицкого — «Ленинград Т-1» (разработчики Д. С. Хейфец и С. А. Мазиков) уже по новому стандарту. С 1948 года завод перешел на модель «Ленинград Т-2».

Первым по-настоящему массовым телевизором считается « КВН-49 », выпущенный в 1949 году Александровским радиозаводом (АРЗ). Он был рассчитан на стандарт разложения 625/50 . Аппарат стоил 1200 дореформенных рублей , и был вполне доступным для обеспеченных семей, примерно соответствуя двум средним зарплатам . Московский телевизионный завод «Рубин» (с 2003 года закрыт) после небольших опытных партий телевизоров «Север» и «Север-2» 1 октября 1953 года начал серийный выпуск телевизоров «Север-3» .

В 1954 году в Москве на основе телевизора КВН-49 был разработан телевизионный приёмник чёрно-белого изображения «Уран». Электрическая схема, конструкция и технические параметры телевизора сходны с базовой моделью. Отличие заключалось в применении нового кинескопа 18ЛК7Б, новом оформлении, улучшенной АС из двух динамиков, другой форме футляра и лицевой панели. В производство аппарат не был запущен из-за отсутствия новизны и схожестью с моделью «КВН».

В 1957 году был разработан экспериментальный телевизионный приемник черно-белого изображения «Спартак» .

В 1961 году на предприятии имени Козицого выпускался телевизор «Дружба».

Чёрно-белые телевизоры

Телевизоры выпускали на всей территории СССР, от Владивостока до Прибалтики.

Чёрно-белые телевизоры в 1960-е — 80-е годы в СССР выпускали :

  • «Аэлита» — Бакинский радиозавод ;
  • «Беларусь», «Горизонт», «Неман» — Минский радиозавод (с 1958 года );
Чёрно-белый телевизор «Рубин 106Д», 1965 г.
Портативный телевизор « Электроника ВЛ-100 », 1969 г.
Малогабаритный телевизор «Сапфир-412», 1986 г.

Телевизор «Знамя-58» ленинградского завода имени Козицкого получил «Гран-При» на Всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58» . Этим же заводом в 1965 году был выпущен первый советский лампово-полупроводниковый телевизор «Вечер» .

Самые массовые телевизоры:

  • «Рекорд В-312» - 3УЛПТ-50-III (1975). Выпускался до середины 80-х годов на воронежском заводе «Электросигнал».
  • «Рассвет-307» (1975) и «Рассвет-307-1» - УЛПТ-40-III-(1) (1982). Их было выпущено около 8 миллионов.

В 1957 году количество телевизоров у населения превысило один миллион. В 1960-м был произведен 1 млн телевизоров, в 1970-м — 6 млн .

В 1989 году появился самый маленький телевизор, выпускавшийся в СССР, — телевизор «Ровесник» Ленинградского завода «Магнетон» .

Цветные телевизоры

В 1950 году был создан Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ). На него были возложены функции по повышению качества, стандартизации и разработке новых базовых моделей отечественных телевизоров. Практически все цветные телевизоры I, II, III поколений, а также большинство серийно выпускаемых телевизоров IV поколения базировались на моделях, созданных в МНИТИ при активном участии конструкторских и технологических бюро Московского телевизионного завода (черно-белые телевизоры и УПИМЦТ), Завода имени Козицкого (серия УЛПЦТ), Александровского радиозавода (телевизоры третьего класса), а позже — Минского ПО «Горизонт» (где в начале 1980-х годов фактически и были созданы наиболее удачные советские телевизоры серий УСЦТ).

В Москве, на Шаболовке была построена Опытная станция цветного телевидения (ОСЦТ-1), работавшая с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года. Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым с частотой 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами цветных светофильтров . В 1955 году система была признана устаревшей, и выпуск телевизоров для неё прекращён .

К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, начавшая в январе 1960 года регулярное вещание по советской версии NTSC под названием «ОСКМ» (одновременная система с квадратурной модуляцией), которая была совместима с отечественными чёрно-белыми приёмниками . Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу») и в Москве — завод № 528 («Темп-22»). Всего их было выпущено около 4500 штук, но в открытую продажу они не поступали, а устанавливались в телеателье для коллективного просмотра или распределялись среди номенклатуры . Позднее, после перехода на систему SÉCAM журнал «Радио» опубликовал способ переделки этих телевизоров под новый стандарт.

В октябре 1967 года ЦТ стало передавать цветные передачи стандарта SECAM из ОСЦТ-3. Первая широковещательная цветная телепередача по этому стандарту в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Для приёма цветного изображения в 1967 году начат выпуск телевизоров « Рубин -401» ( Московский телевизионный завод «Рубин» ), «Радуга-4» и «Радуга-5» (завод имени Козицкого), в 1970 году — «Рекорд-101» (Александровский радиозавод) на основе советских масочных кинескопов . Средняя цена цветного телевизора в СССР составляла 700 рублей, примерно втрое превышая стоимость чёрно-белого приёмника .

С 1978 года Витебский телевизионный завод приступил к выпуску телеприёмников собственной марки «Витязь». С 1982 года Саранский телевизионный завод выпускал телевизоры «Спектр». С 1985 года Кишинёвское ПО «Альфа» начало производство телевизоров «Альфа». Перешли на цветные модели и производители чёрно-белых телевизоров. В 1986 году был введён в строй завод «Видеофон» в Воронеже. В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров .

Самые популярные телевизоры:

  • «Рубин-714/Д». За 1976—1985 годы выпуска было произведено 1 миллион 443 тысячи телевизоров.

Особенности советских телевизоров

От иностранных телевизоров советские отличались некоторыми характерными особенностями. В целях стандартизации и удешевления при массовом производстве модели разных производителей были унифицированы, то есть по сути представляли собой конструктор из нескольких типов кинескопов и типовых электронных модулей. Характерный пример такого подхода - серия УЛПЦТИ, УСЦТ. Из-за практического отсутствия вещания в дециметровом диапазоне — селектор соответствующих каналов штатно не устанавливался, встречаясь лишь в некоторых моделях, чаще всего портативных (в стационарных было предусмотрено место для его установки). Поскольку вещание в стране преимущественно велось в метровом диапазоне радиоволн, разделённом на 12 частотных каналов (из которых вещание обычно велось только двух центральных и всего одной местной телепрограммы ), то большинство приёмников снабжались только барабанным (старые поколения) или варикапным (с пред. настройками на 6—8 каналов) селектором только метровых волн, как правило СКМ-24.

Кроме того, для удешевления советские телевизоры не оснащались пультами дистанционного управления , имея на тыльной стороне лишь разъём для подключения соответствующего кабеля (у моделей третьего и четвёртого класса не предусмотрены). Проводные пульты для регулировки только громкости и яркости имелись в продаже, но популярность их была невелика; устройства выбора программ СВП-3 и СВП-4 допускали подключение однокнопочного проводного пульта для переключения каналов по кольцу. Первые инфракрасные пульты появились только в некоторых моделях семейства 3 УСЦТ , запущенном в производство в 1985 году .

Встроенный декодер сигналов цветности советских цветных телевизоров работал только для приёма передач системы SECAM . Владельцам видеомагнитофонов и жителям приграничных территорий для просмотра иностранных видеозаписей систем PAL или NTSC требовалось устанавливать дополнительный декодер PAL к имеющемуся SECAM или же сразу двухстандартный декодер PAL/SECAM. Место для его установки не предусматривалось (кроме некоторых моделей последних годов выпуска), и потому такие блоки (зачастую самодельные) монтировали телемастера и «народные умельцы» (хотя и в некоторых телеателье была подобная услуга). С переходом в начале 90-х на элементную базу — многие модели уже изначально были многостандартными.

Телеприёмники, предназначенные для свободной продажи, не обладали функцией чтения телетекста .

Слабым местом советских ламповых цветных телевизоров серии УЛПЦТИ была их высокая пожароопасность . Возгорания происходили в блоке разверток с выходным каскадом на мощной радиолампе 6П45С, которая при работе очень сильно нагревалась. Особенно подвержены возгораниям были телевизоры "Радуга-716". В середине 1980-х годов телевизоры в СССР являлись причиной 12 % пожаров, произошедших из-за электроустановок и радиоэлектронной аппаратуры .

При этом советские телевизоры всегда отличались высоким качеством отделки корпуса (в те годы его называли футляром ) даже у недорогих моделей. Модели второго и третьего класса выполнялись в корпусе из фанеры (с 1980-х годов — уже из ДСП), облицованном шпоном ценных пород дерева и полированном. Модели первого и второго класса марок « Горизонт » и «Чайка» имели корпус целиком из строганной фанеры ценных пород дерева, отделанный по первому классу ( ручная полировка ) [ источник не указан 1407 дней ] . Для отделки самых массовых телевизоров "Рассвет-306" и "Рассвет-307" применена бумага с рисунком, имитирующим дерево. В 1981 году был выпущен телевизор "Витязь-733" с отделкой ПВХ-плёнкой вместо шпона, а к концу 1980-х годов такой плёнкой для удешевления оклеивали уже практически все выпускавшиеся в СССР стационарные телевизоры.

Корпуса портативных телевизоров выполняли вначале из листового металла, затем начали применять литьё из пластмасс . Это материалы также применяли для изготовления передних панелей, верхних и боковых решёток и задних стенок стационарных телевизоров. Из листового металла выполнен также корпус стационарного телевизора "Заря", что в сочетании с автотрансформаторным питанием делает его опасным. Поэтому в следующей модели "Заря-2", также в металлическом корпусе, применено трансформаторное питание.

Качественный деревянный корпус ламповых телевизоров в сочетании с двухполосной акустической системой на динамике 3ГД-38, имевшем крупный бумажный диффузор, и ВЧ-динамике 2ГД-36), и удачной схемотехникой выходного каскада УМЗЧ — обеспечивали очень высокое качество звука . Звук советских телевизоров второго класса был очень насыщенным, с глубокой проработкой обертонов, с большим запасом по динамике. Ряд телевизоров (например « (белор.) », «Изумруд-209», «Крым-218») имели боковые динамики больших размеров (до 8 дюймов), которые способствовали качественной проработке басового регистра . Выходная мощность телевизоров 4 класса - от 0,1 до 0,25 Вт, третьего - порядка 0,5 Вт, второго - от 1,5 до 2 Вт, первого, при применении внешней активной акустической системы - 6 Вт. Громкоговорители с довольно высоким кпд позволяли получать при таких небольших по современным меркам мощностях громкий звук, достаточный для озвучивания гостиной. Начиная со второго класса в телевизорах применялась двухполосная акустика. У телевизора "Горизонт-104" была внешняя аккустическая система с низкочастотным компрессионным динамиком 6ГД-6 и высокочастотным 3ГД-31 и фазоинвертором. В усилителе телевизора - двухтактный выходной каскад на лампах 6П14П мощностью 7 Вт.

См. также

Примечания

  1. Здесь и далее год начала выпуска.
  2. Н. Н. Вилкова. . Телевидение и радиовещание . Виртуальный компьютерный музей (2001). Дата обращения: 3 марта 2019. 13 февраля 2019 года.
  3. О. Дружинина. . РИА Новости . Дата обращения: 5 января 2017. 10 января 2019 года.
  4. Гендин Г. С. Мы — Темп! // История Московского радиозавода. — Москва: Радио и связь, 1990. — С. 102. — 160 с. — ISBN 5-256-00840-4 .
  5. . Музей телевидения и радио в Интернете. 11 января 2019 года.
  6. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 15 апреля 2019. 17 мая 2013 года.
  7. А. Юровский. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 31 августа 2012. 9 ноября 2004 года.
  8. .
  9. В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 30 августа 2012. 8 октября 2012 года.
  10. , с. 68.
  11. // «Связьинвест» : журнал. — 2006. — № 4 . 5 июня 2009 года.
  12. . АО «Научно-исследовательский институт телевидения». Дата обращения: 19 декабря 2016. 24 декабря 2016 года.
  13. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано из 3 января 2017 года.
  14. Сухарев Е. М. // «Электросвязь: история и современность» : журнал. — 2008. — № 1 . 21 февраля 2019 года.
  15. , с. 46.
  16. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 15 апреля 2019. 6 марта 2019 года.
  17. Казначеев Ю. И. Обоснование выбора телевизионного стандарта СССР. — М.: Рукопись, 1944. — 64 с.
  18. Борис Бейлин. . Что почём . « Вести ФМ » (22 октября 2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  19. . Виртуальный музей и справочник «Отечественной радиотехники XX века». Дата обращения: 24 декабря 2016. Архивировано из 20 декабря 2016 года.
  20. . Дата обращения: 15 ноября 2021. 15 ноября 2021 года.
  21. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 12 февраля 2019. 10 февраля 2019 года.
  22. rw6ase.narod.ru . Дата обращения: 3 ноября 2020. 6 февраля 2020 года.
  23. . Дата обращения: 1 ноября 2020. 8 ноября 2020 года.
  24. // «Радио» : журнал. — 1958. — № 11 .
  25. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 24 декабря 2016. 30 июля 2017 года.
  26. . Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века». Дата обращения: 15 апреля 2019. 8 апреля 2019 года.
  27. . Пром. аппаратура . «Радиолампа». Дата обращения: 3 марта 2019. 25 марта 2019 года.
  28. (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 3 марта 2019. 18 марта 2019 года.
  29. И. К. Ануфриев . . История развития электросвязи . Виртуальный компьютерный музей (2001). Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  30. Василий Гуляев. . Советское телевидение от эпохи «застоя» до краха СССР . «Mediasat» (17 апреля 2015). Дата обращения: 28 декабря 2016. 29 декабря 2016 года.
  31. . Музей завода « Нител ». Дата обращения: 28 декабря 2016. 29 декабря 2016 года.
  32. . «Ремонт.su». Дата обращения: 28 декабря 2016. 29 декабря 2016 года.
  33. . Dirty (23 августа 2012). Дата обращения: 22 декабря 2016.
  34. . Обозрение истории развития технических средств обнаружения и тушения пожара, огнезащиты конструкций . Пожарная Книга, ООО. Дата обращения: 18 марта 2017. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Лев Лейтес. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 666 . — С. 68 .
  • Борис Певзнер. // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2007. — № 6 .
  • Б. Шефер. . — М. : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.
  • // « Техника — молодёжи » : журнал. — 1939. — № 1 . — С. 46 . — ISSN . 22 декабря 2016 года.

Ссылки

  • Маковеев В. // tvmuseum.ru
  • Телевизоры и изображения на rw6ase.narod.ru - Виртуальный музей и справочник «Отечественная радиотехника XX века»
Источник —

Same as Советские телевизоры