Interested Article - Украинский народный танец

Фредерик де Ханен Танец в Малороссии (ок. 1913)

Украи́нский народный та́нец ( укр. украї́нський наро́дний та́нець ) — народный (фольклорный) танец украинцев .

Основные танцевальные жанры украинского народного танца:

Бытовые и сценические танцы

Бытовой народный танец

Народный бытовой танец фольклорный танец, который появляется на определённой территории и имеет определенные традиционные для данной местности и нации: движения, ритмы , костюмы и т. п.

Народно-сценический танец , поставленный балетмейстером в профессиональном или самодеятельном коллективе для показа на сцене , может быть украинским по стилистике, но уже не является бытовым народным. Наиболее известный пример украинского танца на профессиональной сцене — гопак из балета « Тарас Бульба » в хореографии Ростислава Захарова .

Бытовые и сценические народные танцы имеют как общие, так и отличительные черты. Бытовой танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций и выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (товарищества, группы, общества). Бытовой танец — это в первую очередь историческое явление, первопричиной появления такого танца является обряд, обрядовые танцы — неотъемлемая часть любого ритуала. Сценический танец предназначен прежде всего для показа зрителю и может включать любые элементы других стилей, сценических приёмов, акробатики.

В украинском народном танце часто присутствует элемент соревнования: двух парней, парня с девушкой, или танцора с музыкантом . На сцене такое соревнование может быть сознательно поставлено хореографом , как элемент сюжета танца.

История

Танцоры в сценических костюмах

Первые танцы возникли как способ общения между людьми, и между людьми и богами. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позже — жестов, которые отражали определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы ). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось чуть ли не больше всего архаических черт.

Древнейшими следами танцевального искусства на Украине можно считать рисунки трипольской эпохи , где изображены фигуры людей, которые одну руку кладут на талию, а вторую заводят за голову. Такие движения встречаются в современных танцах. Изображения танцоров и музыкантов есть на фресках Софийского собора в Киеве XI века . По мнению некоторых исследователей, серебряные фигурки человечков с Мартыновского клада IV века передают одно из танцевальных движений: в полуприседе с широко расставленными ногами и возложенными на бедра руками. Изображения танцев находим и во многих миниатюрах из древних летописей . Письменные сообщения о древних танцах дают нам летописцы , которые называют их «скакание и топтание» , «гульба и плясание» , «хребтом вихляние» , «плясание и плескание» . Летописцы- христиане называют такие действия «бесовскими» , или «языческими» . Это даёт определённые основания считать, что первобытные танцы были тесно связаны с древним богослужением.

Танцы как элемент обрядности

Об одном из остатков такого языческого обряда, который использовался в церковном богослужении на Волыни (1582), писал Ян Ласицький . Он сообщает о венчании, которое происходило около одиннадцати часов ночи. Молодых в церковь сопровождали свирельщики. После осуществления церковного обряда священнику подают чашу с медовым напитком, он отпивает её за здоровье молодых, затем передает молодожёнам, чтобы они допили священный напиток. Далее с головы невесты снимают зелёный венок и начинают его топтать — это означает прощание с девичеством. Тогда священник берёт молодых за руки и ведёт в танец, а все остальные, взявшись за руки, длинным рядом танцуют за ними . Этот своеобразный ритуал, завершается общими песнями и танцами с хлопками в ладоши. Как видно, к нам пришла запись удивительного сочетания христианского обряда с древним народоверским обычаем, который ещё помнили в XVI веке . Вероятно, в старые времена такую ​​же роль выполняли служители языческих культов .

до сих пор бытуют в некоторых регионах Украины. Например, гуцульские танцы «Кругляк» и «Освящение зерна». По своей символике они сходны. Танец «Освящение зерна» выполнялся на Рождество сильными, здоровыми мужчинами: на белой плахте лежит зерно, вокруг него, взявшись за руки, танцуют в направлении движения солнца ритуальный танец, который даёт зерну магическую силу плодовитости. Далее освящённое таким образом зерно высыпают в подол хозяйки. Символика танца передаёт представление о мужской оплодотворяющей силе и женской — рождающей. Весной это освящённое зерно, перемешав с другим посевным зерном, хозяин посеет на ниву. Танец «Кругляк» выполняется также женатыми мужчинами при освящении пасеки . Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, потом высыпают хозяйке в * . Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчёл , хорошему медосбору. Поётся песня, «чтобы пчёлы были веселые» . Звучат пожелания: «Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественные» . Освящённым зерном хозяева будут весной посыпать ульи , когда впервые будут выпускать пчёл.

Известные исследователи танца, классификации танцев

До сих пор этнографы не собрали и не описали на должном научном уровне все фольклорные танцы украинцев. Первые подробные описания танцев подали преимущественно литераторы в художественных произведениях: Григорий Квитка-Основьяненко , Иван Котляревский , Тарас Шевченко , Иван Франко , Иван Нечуй-Левицкий , Николай Гоголь , Марк Кропивницкий и другие. И хотя писатель не ставит своей целью научное исследование танца, однако описания танцевального искусства украинцев, сделанные довольно тщательно и с художественным мастерством, могут служить одновременно и ценным этнографическим материалом.

Среди исследователей украинского народного танца в XX веке можно назвать Василия Верховинца , Андрея Гуменюка, Андрея Нагачевского ( Канада ), Романа Герасимчука и других. Классификации украинских танцев, предложенные исследователями, до сих пор не могут считаться совершенными. Первую классификацию предложил Василий Верховинец, поделив все украинские танцы на массовые, парные и сольные. Музыковеды классифицируют их по характеру музыкального сопровождения: гопаки , казачки , польки , мазурки , кадрили и т. п. Между хореографами бытует классификация и по названиям танцев: , « Кузнец », Шевчики , «Горлица» и т. п. Андрей Гуменюк в книге «Украинские народные танцы» разделяет их на хороводы, сюжетные и бытовые.

См. также

Примечания

  1. Ратушняк О. О. от 12 апреля 2018 на Wayback Machine
  2. Lasitzki Jannes. De Russorum, Moscovitarum et Tartarorum religione, sacrificiis, nuptiarum, funerum ritu. — Spirae, 1582. — С. 170–183.

Литература

  • Верховинець В. Теорія українського народного танцю. — Київ: Музична Україна, 1990 (укр.)

Ссылки

  • (укр.)
Источник —

Same as Украинский народный танец