Interested Article - Фильм-катастрофа

Фильм катастроф (просторечное: фильм-катастрофа, англ. disaster film ) — фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Этот жанр фильма имеет надвигающуюся или продолжающуюся катастрофу в качестве основного сюжетного предмета в своей основе и в основном течении сюжетной линии. Специфическая разновидность триллера и драмы , по другим данным: разновидность художественного, зрелищного и постановочного боевика . Границы этого жанра не являются устоявшимися и могут пересекаться вкупе так и с хоррор-фильмами, а в частности – с , а также с экшен -фильмами, так и с драмой , триллером и т. д.

Общее развитие жанра

Общая тематика фильмов-катастроф — изображение бедствий, постигших, в различной степени, от локальной до глобальной, отдельные группы людей, города, целые страны, часть планеты, всю планету или солнечную систему. Фильмы обычно показывают некоторую степень напряжения, страха и наращивания действия перед катастрофой, как и саму катастрофу, а иногда и её последствия, с точки зрения конкретных персонажей или их семей и коллег, или же изображающих тактику выживания в случившейся катастрофе различных людей.

В фильмах очень часто присутствует большой актёрский состав и несколько сюжетных линий, в которых основное внимание уделяется попыткам персонажей предотвратить, убежать или справиться с катастрофой и её последствиями. Актёры представляют из себя знакомых многим зрителям характерных актёров - персонажей . Как только в фильме начинается катастрофа, персонажи обычно сталкиваются с человеческими страстями, слабостями и эмоциями, часто влюбляются, и почти всегда находят злодея виновного во всех бедах. Герой или героиня обычно изображается настойчивым, изобретательным и решительным, с нестандартным мышлением, призванный возглавить борьбу с угрозой. Во многих случаях «злобные» или «эгоистичные» люди становятся первыми жертвами образовавшихся техногенных или природных пожаров .

Жанр приобрёл всеобщую известность в 1970-х годах, когда были выпущены такие фильмы, как « Аэропорт » (1970), за которым сняли « Приключение „Посейдона“ » (1972) , « Землетрясение » (1974) , « Ад в поднебесье » (1974) и « Гибель Японии » (1973) .

Жанр пережил бурное перерождение в 1990-х годах благодаря введению компьютерной графики ( CGI ) и образовавшимся к тому времени больших студийных бюджетов, которые позволили добиться масштабного зрелища .

История жанра

Зарождение

Тематика катастроф в фильмах так же стара, как и сам кинематограф . Тематика ранних фильмов-катастроф и отдельных драм и фильмов с элементами катастрофы больше и чаще всего восходила к представлению на экране отдельных судеб людей, испытывающих бедствие .

Одним из первых творений XX века был фильм « Пожар » (1901) , созданный Джеймсом Уильямсоном из Англии , где была представлена тематика огненных катастроф и борьбы людей со стихией. В этом немом фильме была показана локальная катастрофа, а именно, горящий дом и пожарные, пытающиеся погасить пламя и спасти его жителей , в то время как, исследуя Огненное извержение вулкана 1902-го года Монтань-Пеле на Мартинике , американский режиссер Жорж Мельес и французский Фернан Зекка — почти одновременно создали два соответствующих фильма (1902) , где оно и было представлено. Античное мифическое сказание о Последних днях Помпеи и об извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры, запечатленное и популяризированное изначально в одноименном романе Эдуарда Булвера-Литтона (1834) , а также в соответствующей картине и опере (вышедшие хронологически в течение десятилетия до издания романа) XIX столетия — также оказало сильное влияние на жанр в таких, представлявших его, вышедших друг за другом немых фильмах начала XX века, как: « Последние дни Помпеи » (первая короткометражная экранизация: «Gli ultimi giorni di Pompeii» 1908 года от итальянских режиссёров Артуро Амбросио и Луиджи Маджи ), « » (1912) режисеров и и « Последние дни Помпеи » (1913) режиссёров М. Казерини и , а также в таком полнометражном звуковом фильме как: « » (1935) , который был посвящён непосредственно этому извержению.

Истоки жанра также можно найти в самых первых и ранних фильмах после нашумевшей и ставшей легендарной катастрофы Титаника , ставшей также и знаковой для многих произведений культуры XX века : « Спасшаяся с «Титаника» » (1912) , « Ночь и лёд » (1912) и в резонансной « » (1913) , также в фильме о его затоплении, но по одноимённому роману Герхарда Хауптмана , вышедший ещё за месяц до катастрофы . В последующем фильме о «Титанике», в балетилизированном « Атлантике » режиссёра Эдвальда Дюпона (1929) . Глобальные истоки этого жанра можно также найти в мифическом библейском сказании о « Ноевом ковчеге » из « Книги Бытия » « о Великом потопе » , по мотивам которого был снят соответствующий фильм в 1928-м году. А также в « » — где была показана угрожавшая Земле комета , которая и в реальной жизни наделала очень много шума в начале XX столетия. Эта лента сумела предвосхитить трансформацию фильма-катастрофы, случившуюся в конце 1920-х гг. Эсхатологические настроения , дополнившие жанр, привели к созданию качественно новых фильмов, к примеру, такой научно-фантастической картины как « » (1924) режиссёра , в которой были изображены попытки сумасшедшего учёного испепелить город лазером, фильмов, вроде: « Чарльстон » (1926) режиссёра Жана Ренуара , в котором была разрисована — покрытая ледниками Европа, пережившая апокалипсис и « Метрополис » (1927) режиссёра Фрица Ланга , который как экспрессионистская антиутопия сочетал научную фантастику с библейскими аллюзиями и использовал не только сцены затопления, но и футуристические городские декорации как предмет возвышенного. Истоки фильмов-катастроф с тематикой локальных катастроф, обрушивающихся на город можно было и найти также в таких фильмах, как « » (1933) , в фильме о цунами , разрушительных для Нью-Йорка . И хотя фильмы « Кинг-Конг » (1933) и « » (1956) , традиционно связаны с классикой жанра ужасов и фантастического триллера о монстрах , истоки жанра можно также найти и в них. В то время, как в франко-японской ленте Ива Сиампи́ , 1957 года: « Тайфун над Нагасаки » — была обыграна тема стихийного тайфуна.

Истоки жанра можно увидеть также и в более поздних фильмах о катастрофе «Титаника» ( фильм Жана Негулеско 1953 года и Роя Уорда Бейкера 1958 года ), а также в картине « В старом Чикаго » (1937) , где был воссоздан Великий чикагский пожар , который обрушился на данный город ещё в 1871 году . И в картине Кэрола Рида 1939 года « » , представившего на экране катастрофу на угольной шахте в Северо-Восточной Англии.

Фильм Джона Форда « Ураган » (1937) завершился поразительной сценой тропического циклона , накрывающего вымышленный остров в южной части Тихого океана .

В то время как в драме « Сан-Франциско » (1936) , было представлено историческое землетрясение в Сан-Франциско 1906 года .

Вдохновлённая окончанием Второй мировой войны и наступлением , научная фантастика фильмов 1950-х годов, в том числе и в таких фильмах как « Когда миры столкнутся » (1951) и « Война миров » (1953) , по роману Герберта Уэллса , уже требовала всё чаще использовать в качестве основных сюжетных элементов глобальные катастрофы. Эта тенденция, далее продолжилась в таких фильмах как « Смертельный богомол » (1957) и « День, когда Земля загорелась » (1961) .

Тема ядерного апокалипсиса и его последствий была затронута в фильмах: « » (1951) , « День, когда Земле пришёл конец » (1955) и « Система безопасности » (1964) , а также в такой ленте, как: « На берегу » (1959) , в то время как тема саспенс напряжённого ожидания ядерной катастрофы, но с элементами чёрного юмора , на фоне Карибского кризиса , в политическом сатирическом триллере : « Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу » (1964) , так и в таком фильме как: « » (1965) .

Вулканические темы фильмов-катастроф продолжили фигурировать в таких фильмах 1960-х годов как « » (1961) , с Спенсером Трейси и Фрэнком Синатрой в главных ролях, и в фильме-эпопее 1969 года « » , в главной роли с Максимилианом Шеллом .

Как и в эпоху немого кино, катастрофа Титаника продолжила оставаться популярной темой для фильмов-катастроф, как для кинематографистов, так и для зрителей. и Герберт Зельпин выпустили эпический фильм « Титаник » в 1943 году . Тем не менее, вскоре фильм был запрещён в Германии после того как Зельпин был арестован и предположительно казнён. Клифтон Уэбб и Барбара Стэнвик сыграли главную роль в постановке 1953 года « Титаник », за которой последовал высоко оценённый британский кинофильм: « Ночь, которую нужно помнить » 1958 года. А также британский приключенческий боевик « » (1960) , который, хотя и был не о катастрофе «Титаника», но был также предшественником « Приключений „Посейдона“ » , в которых снялся Роберт Стэк как мужчина, отчаянно пытающийся спасти свою жену и ребёнка, попавших в омут тонущего океанского лайнера . Фильм завершился драматической сценой потопления корабля и был номинирован на Оскар в категории « Лучшие визуальные эффекты » .

Дополнительные предшественники популярных фильмов-катастроф 1970-х годов также включили в себя « » (1954) , который стал первым фильмом с тематикой техногенных и авиационных катастроф, с Джоном Уэйном и Робертом Стэком в главных ролях, главных пилотов самолёта, которые на подпорченном самолёте пытались пересечь океан. А также кинороман « » (1957) , написанный, составленный и сделанный Артуром Хейли (который в 1968 году написал роман « Аэропорт » ), об экипаже самолёта, который был поражен и погиб от пищевого отравления. В то же время первый советский фильм-катастрофа Григория Никулина , никак не связанный с предыдущим фильмом, но с аналогичным сюжетом, с тематикой терпящего бедствие самолёта в духе диссидентского политического триллера « 713-й просит посадку » Владимиром Высоцким , Владимиром Честноковым и Людмилой Абрамовом в главных ролях), вышел на экраны еще в 1962 году, отчасти поддавшемуся тренду и западного кинематографа в то время, в котором стало модно приглашать крупных звезд музыкального шоубизнесса в большое кино. . А два исторических советские фильма-катастрофы « В твоих руках жизнь » (1958), Николая Розанцева и « Сегодня увольнения не будет… » Андрея Тарковского , в духе соцреализма и послевоенной апокалиптики города Курск , о героически подвигах советских сапёров , вышли почти одновременно в 1958 году . В то время как фильм « Проверено — мин нет » (1965) с похожей тематикой, воссоздал картину исторических событий военного времени освобожденного Белграда .

В Западном кинематографе дополнительные предшественники фильмов катастроф 1970-х годов также включили в себя « » и « » , два фильма 1959 года, в которых были включены сцены попыток взорвать самолёт во время полёта. Предшественники фильмов 1970-х также включили « » (1960), в котором было представлено столкновение самолёта в воздухе, и « » (1966), снятый Родом Серлингом с участием Эдмонда О’Брайена , в роли недовольного аэрокосмического инженера, который втайне установил бомбу на авиалайнер, построенным его бывшим работодателем, чтобы тот взорвался во время его приземления , а также и « Полёт Феникса » (1965) — вымышленную робинзонаду , в которой было изображено крушение самолета посреди пустыни, и попытки выживших привлечь к себе внимание и сконструировать новый. Затем последовал выход и советского исторического фильма-катастрофы « День ангела » (1968) , об историческом тушении пожара 1907 года на пассажирском пароходе и « Полуденного парома » (1967) , последний из которых продолжил тенденцию огненных, морских и водных катастроф в фильмах.

Эволюция жанра и пик 1970-х годов

Фильм-катастрофа пришёл на смену пеплуму и нео- вестерну в качестве самого кассового жанра голливудского кино в начале 1970-х годов, после выхода на экраны таких чемпионов кассовых сборов, как: « Аэропорт » (1970) — от Джорджа Ситона и « Приключение „Посейдона“ » (1972) , когда произошло также смещение акцентов тематики фильмов — с отдельных судеб, терпящих бедствие на достоверное и технически изобретательно созданное масштабное изображение самого бедствия и когда же наступил «золотой век» для фильмов-катастроф . Несмотря на то, что первый фильм Джорджа Ситона — не был посвящён исключительно катастрофе, в данном случае самолёту, пострадавшему от взрыва бомбы, он установил планку нескольких сюжетных линий, разыгрываемых звёздным составом, включавшим: Берта Ланкастера , Дина Мартина , Джорджа Кеннеди , Жаклин Биссет и Хелен Хейс и принёс своим создателям более 100 миллионов долларов (590 миллионов долларов с поправкой на момент 2017 года) Фильм: «Аэропорт» — был номинирован на 10 премий Оскар , в том числе и за «лучший фильм» , а Хейс — получила премию за лучшую женскую роль второго плана . Выход на экраны в 1972 году второго фильма Рональда Нима — отметился — в главных ролях с Джин Хэкман , Эрнест Боргнайном , Шелли Уинтерс — ещё одним огромным финансовым успехом, который к тому же принёс впечатляющие 84 миллиона долларов валовой прибыли за кинопоказы в кинотеатрах в США и Канаде (490 миллионов долларов США, с поправкой на момент 2017 года), фильм-катастрофа официально стал настоящим повальным увлечением в кинематографе. В фильме подробно описаны попытки выживших сбежать с тонущего океанского лайнера, который был опрокинут гигантской волной, вызванной землетрясением. «Приключение Посейдона» был номинирован на восемь премий Оскар , в том числе и Шелли Уинтерс — на лучшую актрису второго плана , а также победил в награде — за оригинальную песню и получил несколько наград за особые достижения в визуальных спецэффектах .

Далее эту формулу разрабатывали фильмы: « Землетрясение » (1974) и его конкурент: « Ад в поднебесье » (1974) , принёсший 116 миллионов долларов своим создателям (548 миллионов долларов с поправкой на момент 2017 года), а также: « Гинденбург » (1975) , « Аэропорт 1975 » и некоторые другие ленты.

Также после: « Годзиллы » такая тенденция далее существовала и в японском кинематографе , когда японские кинокомпании начали создавать фильмы-катастрофы, чтобы использовать свои ноу-хау в технологиях производства спецэффектов , такие как: « Гибель Японии » (1973) кинокомпании Toxo от режиcсёра , « » , « » , « » , а также фильм « 109-й идёт без остановок » кинокомпании Тоэй , имевший большой кассовый успех во Франции .

Пожалуй, самым величайшим из фильмов-катастроф 1970-х — стал: « Вздымающийся ад » , который был совместным предприятием кинокомпаний: 20-й век фокс и Warner Brosers и был создан продюсером (впоследствии ставшим известным как: «Король катастроф», начиная ещё с курирования съёмок: «Приключения „Посейдона“», позже он спродюсировал также и « Рой » , а также фильмы « Пленники „Посейдона“ » и « Когда время уходит » , 1980) и режиссёром Джоном Гиллермином в главных ролях с Полом Ньюманом , Стивом Маккуином , Уильямом Холденом и Фэйей Данауэй . В фильме изображён огромный пожар, охвативший самое высокое здание в мире, а также попытки пожарных спасти и вывести его посетителей, застрявших на верхнем этаже. Фильм был номинирован на восемь премий: « Оскар » , в том числе и за лучший фильм, выиграв также премию и за лучшую операторскую работу , за лучший монтаж в фильме и за лучшую оригинальную песню .

Фильм: «Землетрясение» также был удостоен четырёх номинаций на премию Оскар за впечатляющие спецэффекты мощного землетрясения, сравнявшего с землёй город Лос-Анджелес , выиграв премию за лучший звук , и получил приз за особые достижения в визуальных спецэффектах. Режиссёром фильма был Марк Робсон , в котором снимались Чарлтон Хестон , Ава Гарднер , Женевьев Бюжо , Джордж Кеннеди и . Он был отмечен также и как первый фильм, в котором использовалась технология , когда во всех кинотеатрах, где шёл фильм, должны были быть установлены специальные массивные сабвуферные динамики , чтобы воссоздать ощущение вибрации землетрясения .

Несколько снятых для телевидения фильмов-катастроф также смогли извлечь выгоду из жанра из-за повального увлечения им людьми в таких как: « » (1974), «День, когда Земля переместилась» (1974), « Ураган » (1974), « » (1976) и « » (1977) .

Тенденция продолжилась в более широком масштабе: в фильме — « Захват поезда Пелэм 1-2-3 » (1973) , « Гинденбург » (1975) с Джорджем Скоттом в главной роли; в: « Перевале Кассандры » (1976) с Бертом Ланкастером в главной роли; в: « Двухминутном предупреждении » (1976) с Чарлтоном Хестоном в главной роли; в: « » (1977) в главной роли с Робертом Шоу ; в: « » (1977) — также в озвученном обрамлении: « » с — Джорджом Сигалом в главной роли; в « Проклятой долине » (1977) — в главной роли с Яном-Майклом Винсентом ; в « » (1978) — в главной роли с Роком Хадсоном и в « » (1979) Леонида Аграновича — показавшего будни выдающихся советских горняков и взрывников, пытавшихся помешать сход смертоносных селевых потоков на город рядом; в: « » (1978) с Чарлтоном Хестоном в главной роли; в « » (в ремейке 1979 года фильма Джона Форда от 1937 года) с Джейсоном Робардсом в главной роли; а также в фильме: « Город в огне » (1979) с в главной роли.

Созданный: « Угонщик самолётов » — в 1972 году — стал второстепенным участником из канонических фильмов-катастроф, последовавшим во многом — по пятам « Аэропорта » (1970) , хотя и предшествовавшим его официальному продолжению: « Аэропорта 1975 » . Официальная серия фильмов в духе: «Аэропорт» — была продолжена фильмами: « Аэропорт 77 » (1977) и « Аэропорт-79: «Конкорд» » (1979) с Джорджем Кеннеди вместе с персонажем Джо Патрони в каждом — идущем за другим — сиквеле фильма. В духе итало-американской обработки робинзонады — 1970-х годов, только на тему крушения авиалайнера в Амазонских джунглях был также представлен фильм: « Чудеса ещё случаются » . А следом за: « Приключением „Посейдона“ » — последовал и его сиквел: « Пленники „Посейдона“ » (1979) .

Во второй половине 1970-х популярность жанра заметно пошла на убыль, и хотя в то время продолжилось появление таких высокобюджетных фильмов как: « Рой » (1978) , « Метеор » (1979) , «Ураган» (1979) , «Конкорд», «Аэропорт 79» (1979) , « Пленники „Посейдона“ » (1979) и « Когда время уходит » (1980) , последний, однако, показал плохие кассовые сборы, сигнализируя о снижении интереса к продукции жанра фильмов-катастроф. Хотя в то же время, следуя по пятам « Аэропорта », а также других советских фильмов: после уже выпущенных в СССР кинокартин 1960-1970-х годов, вроде — « 713-й просит посадку » и « Разрешите взлет! » (1971) — в советской дилогии фильма: « Экипаж » (1979) — жанр с тематикой терпящего бедствие авиалайнера претерпел некоторые изменения, когда в одном фильме — были смешаны элементы от различных отдельных катастрофических тем фильмов 1970-х годов и который включил в себя также и элементы бытовой мелодрамы , но успех этого первого советского цветного двухчастного фильма-катастрофы с 70 млн. просмотрами в Восточном Блоке , соответствующего всем канонам фильмов-катастроф 1970-х годов, в отличие от предыдущих — был лишь кратковременным всплеском — в уже уходящей декаде , и это несмотря на то, что научно-фантастический фильм « Сталкер » (1979) Андрея Тарковского , снятый по вымышленной повести братьев Стругацких , даже предрёк реальную советскую катастрофу Чернобыля в сценах взрыва четвёртого отсека бункера и с такими понятиями в фильме, как: « зона отчуждения » . Закат пика жанра, тем не менее, даже не смотря на эволюционные его изменения в эпохе — становился все более очевидным в большинстве стран мира.

Причины катастроф же в фильмах 1970-х годов — очень часто также были связаны — со стихийными масштабными природными силами или же — со «взбунтовавшейся», отказавшейся служить человеку техникой.

Советская специфика в 1980-х — начале 1990-х годов

Упадок жизни и падение спроса и популярности жанра: «катастрофа» на Западе — не коснулись некоторых фильмов 1980-х годов, в том числе и времен Перестройки , когда — на фоне реально случившейся чернобыльской катастрофы советский жанр следуя по пятам успеха и вдохновленный: « Сталкером » (1979) и другими лентами Андрея Тарковского , который также продолжил создавать в 1980-х тематические философские ленты на тему фоновой борьбы с огненной стихией, такие как: « Жертвоприношение » (1986) — пережил определенный «бум» и определенное перерождение, а именно, таких фильмов, как, например: « Штормовое предупреждение » (1981) — на тему смерча ; « Тревожное воскресенье » (1983) — на тему пожара на танкере; « Случай в квадрате 36-80 » (1982) , который воссоздал трагедию подлодки, на фоне и во время ЧП соответствующего времени последней волны разгара Холодной Войны; « » Ходжакули Нарлиева от Туркменфильм — на тему газовой аварии в пустыне и образовавшегося в результате « » и, например, « » — на тему газовой аварии — в советской угольной шахте; « 34-й скорый » (1981) , « Магистраль » (1982), « Остановился поезд » (1982) и « Поезд вне расписания » (1985) — на тему аварии с поездами; « Прорыв » (1986) (и его российского аналогичного « ремейка »: « Метро » ) — на тему затопления метрополитена ; « Белое проклятье » (1987) — на тему схода снежных лавин и создавшейся опасности для осмелившихся пойти к ней на встречу людей; « Армавир » (1991) , который воссоздал драму семьи из-за потери дочери в кораблекрушении и всеми силами попыток найти ее среди обломков корабля; « » (1988) — на тему смертельного риска взрывов работающего химкомбината от приближающегося урагана — ; « Размах крыльев » (1986) и « » (советской адаптации в отсылках на трагедию DC в Антарктиде — по вымышленной повести Влада Санина , 1982) — советских продолжателей тенденции: « Аэропорт » ; « Челюскинцы » (1984) — на тему воссоздания исторической катастрофы в Арктике на теплоходе « Челюскин » ; бытовую реконструктивную о трагедии Чернобыля — драму: « Распад » (1990) , а также резонансного фильма: « Письма мёртвого человека » (1986) Константина Лопушанского — на фоне и на тему ЧСЧАЭС и ядерного апокалипсиса в результате Холодной войны , когда к ним — по сравнению с относительно ушедшими в небытие в плане планки популярности западных фильмов 1970-х у западного зрителя — у советского зрителя — пришёл запоздалый успех . В одну из особенностей советсткого жанра: фильм-катастрофа входило то, что эти фильмы обычно представляли, как например в «Экипаже» и в «Челюскинцах», или в «Штормовом предупреждении», 2-х кино-серийную комбинацию, отличную по жанровому строению в каждой серии, где первая часть которой обычно, например отводилась показу мелодраматических, социально драматических прений различного характера и предыстории катастрофы, вторая — собственно катастрофе и попыткам справиться с ней — обрушившейся внезапно на людей.

В то же время продолжила развиваться и советская фантастическая постапокалиптика . Например, в советской интерпретации : « Ноева ковчега » — в духе последствий экологической катастрофы параллельно с образовавшимся безумием была поднята в религиозно - трансцендентной антиутопической драме /фильме- притче : « Посетитель музея » (1989) , который частично также предвосхитил — ранее роман от вышедшего намного позже фильма: « Водного мира » (1995) — с Кевином Костнером в главной роли с аналогичным сюжетом. В то же время — советский фильм: « Псы » и последовавшие за ним: « Третья планета » и уже российский: « Монстры » — продолжили постапокалиптическую западную традицию научно-фантастических триллеров , фильмов ужасов о монстрах и фильмов-катастроф 1950-х годов .

Телевизионный подвид жанра на Западе в 1980-х и 1990-х годах

Несмотря на падение спроса и упадок жанра, его телевизионный подвид оказался более живучим, продолжив свое существование на Западе, и даже сумел получить кое-какие успехи и прибыли, прочувствовав те эволюционные изменения, произошедшие на тот момент, как в кинематографе, так и в политической повестке, начиная еще с фона завершающегося времени пика заката ядерного противостояния США и СССР в рамках последней волны Холодной войны , после вышедших в свет ряда телефильмов, подпитывающимися соответствующими страхами людей. Это были такие фильмы как « На следующий день » (1983), « Нити » (1984) и « Ядерный рассвет » (1990) (на тему страха ядерного апокалипсиса и его последствий).

Тема техногенных катастроф также нашла свое отражение в телефильмах « » (1980), а тема природных, в таких как « » (1983), « » (1989). Далее, такая тенденция продолжилась в 1990-х годах, в фильмах « » (1990) (американо-канадская робинзонада, про застрявших людей посреди ледовой стихии семьи) и « » (1994), « » (1997) .

Тема чернобыльской катастрофы нашла свое отражение в Западном телевизионном кинематографе в фильме « Чернобыль: Последнее предупреждение » (1991).

Тема настоящей американской техногенной космической аварии отражена в фильме « » (1991).

Земные техногенные катастрофы были показаны в фильмах « Малый вперёд: Катастрофа танкера «Эксон Валдиз» » (1992) (нефтяная катастрофа танкера на Аляске), « » (1998) и « Атомный поезд » (1999) (авария скоростного, ультрасовременного поезда).

На Западе в 1990-х годах получила развитие идея создания телевизионных мини-сериалов (которая уже была опробована советским кинематографом в кино-сериалах). Вышли такие мини-серийные телефильмы как « » (1999) и « » (1997).

Эволюция жанра на Западе в 1990-х годах

В 1990-е годы в связи с бурным развитием компьютерных спецэффектов , технологий и введением компьютерной графики ( CGI ) фильмы-катастрофы вроде:

вновь выбились в чемпионы американского проката. Особо стоит отметить исторический и эпический фильм-катастрофу Джеймса Кэмерона « Титаник » (1997) , который в течение двенадцати лет оставался самым кассовым фильмом в истории собрав более чем 2,1 миллиарда долларов по всему миру . Фильм сумел соединить в себе романтическую сюжетную линию с замысловатыми шокирующими спецэффектами и выиграл 11 премий Оскар , в том числе « за лучший фильм » и « за лучшую режиссуру » .

После триумфа «Титаника» жанр вступил в новую полосу кризиса.

Жанр в мире с 2000-х по настоящее время

В связи со взрывами 11 сентября в США и последовавшей за ними национальной трагедией, западные кинематографисты в начале нового тысячелетия уменьшили съемки фильмов данного жанра в следствии того что в США возник негласный цензурный запрет на любые отсылки к трагедии. А именно запрет на любые изображения двух башен ТРЦ в произведениях культуры и искусства. Однако все же в фильмах:

она была представлена зрителям .

Российский же жанр также оказался в кризисе на фоне « Лихих 90-х », многократного дефолта в них и аварии «Курска» уже в новом тысячелетии на фоне прокатившихся террористических атак в конце 1990-х и в начале 2000-х, спрос на фильмы-катастрофы резко упал . И затрагивание многих тем и упоминаний реальных случившихся терактов начало подвергаться политическому давлению и цензуре как в США , так и в России .

Однако, во второй половине первой декады 2000-х годов негласный запрет на их ссылки и изображения в художественных фильмах был потихоньку и осторожно официально снят и фильмы-катастрофы вернулись к своему нормированному производству. Спрос на них был восстановлен , в том числе и в России, и особенно, в то время, когда Владимир Путин , комментируя федеральную программу «Культура России на 2012—2018 годы» обещал поддержать российского кино через фонд кино .

С этими моментами восстановленного спроса и снятия негласных цензурных ограничений на Западе последовал выход таких фильмов как: « Ноктюрама » (2016) режиссёра Б. Бонелло — где была представлена тема террористической паранойи, « Невозможное » (2012), о реконструкции событий после землетрясения в Индийском океане 2004 года , « Наводнение » (2007) и « » (2019). А также фильмы « Волна » (2015) и « Разлом » (2018) на тему реального землетрясения и цунами произошедшего в Осло , « Разлом Сан-Андерс » (2015), « Дыши во мгле » (2018), « Цунами 3D » (2012), « Курск » (2018) на тему затопления «Курска» и « К-19 » (2002) где была показана аналогичная реальная катастрофа подлодки в СССР . Тематика же вымышленного « Посейдона » продолжена в ремейках: « Посейдона », « » (2005). А тематика возрождённого «Титаника» в « Айсберге » (2010). Тематика крушения поездов в « Неуправляемом ». В фильмах « Воздушный маршал » (2014), « » (2020), « Крушение » (2023) продолжила свое существование тематика фильма « Аэропорт » о захвате самолёта с отсылками на 11 сентября. Тема реальной произошедшей аварии на нефтяной платформе в 2011 году породила « Глубоководный горизонт » (2016) и норвежский фильм « Пылающее море » (2022).

Фильмы о воссоздании американских исторических катастроф:

А также исторической романтической драмы вперемешку с фильмом-катастрофой « Во власти стихии » (2018), « Сила стихии » (2015) на тему урагана обрушившегося на Пуэрто-Рико , вперемешку с криминальной драмой, Ураган Мария (2022), фильма с похожей тематикой. «Ураган апокалипсиса» (2019) на тему мощного урагана, обрушившегося на город Вашингтон , « Укрытие » (2011) режиссёра Джеффа Николса (как и Меланхолия) — на тему предчувствия надвигающегося шторма и (2011) на тему электромагнитного «железного» торнадо и фильмов о борьбе с ледовой стихией из-за оказавшейся в её власти машин, техники и человека:

Или же с огненной стехией в фильме « Деле храбрых » (2021). А в рамках тематики вулкана Везувий в возрождённых « Помпеях », в то время как в рамках изображения пожара в соборе Парижской Богоматери — эта огненная тема была отображена в таком французском фильме 2022 года Жан-Жака Анно , как: « Нотр-Дам горит » .

В современных представителях жанра катастрофа носит все более глобальный характер и жанр пересекается с постапокалиптикой . В качестве причин катастрофы называются пандемия неизлечимой болезни, доведённые до апокалиптического масштаба глобальное потепление , солнечная вспышка и подобные явления, возможное негативное влияние которых на человечество регулярно обсуждается в популярных средствах массовой информации. Всё это было представлено постапокалиптическим мистическим триллером на тему пандемии « 28 дней спустя » (2002). Апокалиптическим « Явлением » (2008), « Заражением » (2011). Постапокалиптическими триллерами и фильмами-катастрофами на тему глобальных изменений климата « Послезавтра » (2004). Апокалиптическим « Замёрзшим миром » (2011), « Геоштормом » (2017), « 4:44. Последним днем на Земле » (2011) . Пост и апокалиптическими фантастическими триллерами с тематикой солнечных вспышек и столкновением планет и их спутников, астероидов и комет, как и с участием инопланетного вторжения:

так и без него:

В фильме « 2012 » (2009) с возрождённой тематикой затопления всего мира и « Ноева ковчега », в « » (2017), в « Дороге » (2009) на тему апокалиптического смешения нескольких катастроф на Земле и жизненного выбора в борьбе людей с каннибализмом . Тема глобального цунами была продолжена также и в «Штормагедоне» (2015). Тема глобальной катастрофы также была продолжена в фильме: « Конец света » (2012).

Телевизионный подвид жанра фильма-катастрофы также получил свое развитие в таких фильмах как:

В России

В России современный жанр фильма-катастрофы после единственной низкобюджетной картины в подобном жанре конца 1990-х годов « » (1998) на тему радиоактивного и бактериологического апокалипсиса от затонувшего реактора подводной лодки («предвосхитивший» эпидемию Ковида и трагедию «Курска» ), вышли фильмы:

Элементы советского соцреализма также были в фильме « Одна ».

В литературном же российском жанре на данную тематику сегодня пишут Дмитрий Сафонов , Дмитрий Глуховский и Яна Вагнер по романам которых были или будут в будушем сняты фильмы: « Метро » (2013) и « Метро 2033 » (2024) . Многие современные российские фильмы-катастрофы были подвергнуты критике сотрудниками соответствующих отраслей за отход от традиций советского соцреализма «воссоздания реальной катастрофы», с упором на научную фантастику не имеющую практически никакого отношения к действительным катастрофам. Также критикуют за « оголливуденный образ » российского рабочего и сотрудника соответствующих служб и за плагиатные адаптации . Это же часто считается одной из причин убыточности российского кино.

В Азии

В азиатской кинематографии представителей жанра японских и южно-корейских можно найти сегодня в таких фильмах как:

А также среди китайских , северо-корейских , индонезийских и шри-ланкийских в фильмах:

Выделенные жанры и литературные истоки жанра

Фильмы-катастрофы также следует дифференцировать [ источник не указан 706 дней ] с постановками в научно-популярных и научно-документальных фильмах и сериалах (« Конец света » (2005), « Секунды до катастрофы » (2004—2018) ) и с документальными фильмами , в которых происходит описание и/или изображение реальных катастроф как таковых, которые в основном представляют телеканалы: Discovery , National Geographic , BBC и Ren-TV . А также с пародиями на фильмы-катастрофы и с сериалами, что также следует дифференцировать с фильмами и с сериалами, прорывающиеся и смешивающиеся в своей основе с реальностью с принципами разрушенной « четвёртой стены ».

Антиутопическая , пост и апокалиптическая тенденция в фильмах-катастрофах также очень схожа с киберпанком Газонокосильщик », Газонокосильщик 2 , « Матрица »), разница заключается в том что главным антагонистом в последних выступает — не процесс стихии, а генно-модифицированный человек, суперкомпьютер, «кибернитизированный монстр».

Также фильмы-катастрофы следует отличать от фильмов ужасов , научно-фантастических фильмов , научно-фантастических триллеров о монстрах , зомби-апокалипсис — фильмов, от политических триллеров и военных и пост-военных фильмов. В то же время, разница в некоторых лентах имеющих полижанровую структуру между жанрами в плане схожих жанровых клише не всегда строго очевидна и дифференцирована.

Выделенным ответвлением от жанра фильма-катастроф является робинзонада , в литературном истоковом смысле появившаяся еще задолго до того как первый фильм-катастрофа и первая тема катастрофы в фильмах возникла в принципе на экранах и которая достигла своего пика еще в XVIII — XIX веках, а также научно-фантастическая литература 20000 лье под водой »).

Также условными и далекими прародителями фильма-катастрофы можно считать литературу Античности (мифологическую в целом, ярким примером которой является «Миф об Атлантиде» и библеское сказание о «Ноевом Ковчеге», сказание о Помпеях и извержении вулкана Везувий, древнегреческие трагедии и древнеегипетские сказки) и эпохи Возрождения, а также романтическую живопись. Типичная катастрофа в темах в рамках Европейского Искусства и литературы Средних Веков и Нового Времени — была представлена в репрезентациях чумы, в изображениях штормов и кораблекрушений в романтической живописи.

Пародии

Отдельное место занимают многочисленные пародии на фильмы-катастрофы, а также теле , мини и киносериалы , использующие в качестве основного предмета и элемента сюжетной линии и темы катастрофу.

Пародии начали активно выходить в конце 1970-х и 1990-х годов. Хотя пародия « Большой автобус » (1976), наиболее из ранних пародий на фильм-катастрофу, не стала хитом , тем не менее, конец этой тенденции был хорошо отмечен критиками в комедии 1980 года « Аэроплан! ». В этом фильме режисерами смогли спародироваться и подделаться основные жанровые клише и он сумел добиться удивительного кассового успеха, в результате чего в 1982 году вышло его продолжение « Аэроплан II: Продолжение » . В связи с аналогичным кризисом с конца 1990-х, а также в связи с трагедией 11 сентября было выпущено немало фильмов-пародий, завершающим пиком тенденции которых стали фильмы « Нереальный блокбастер » в 2008 году [ источник не указан 706 дней ] и « Весь мир, кроме Японии, тонет » в 2011-м году.

Сериалы

Среди сериалов, которые подразделяются на несколько подкатегорий, в первую очередь «будничные многосерийные подтипы»: теленовеллы, мыльные оперы и тематические прайм-тайм по несколько сезонов сериалы, и мини-моно-серийные (общее количество серий не более двух-трех), так и мини-сериалы чуть большего количества серий (около 10-20).

Тематику фильма-катастрофы среди них можно встретить как в дневных мыльных операх , таких как « Главный госпиталь », а конкретнее: в боевике - саге , « » , « Дни нашей жизни », а точнее в многочисленных злоключениях персонажа сериала — « Марлены Эванс », а также в кульминации этой мыльной оперы: « », с его кораблекрушением в результате . Тематику фильмов-катастроф можно встретить также и в обрушившихся на город землетрясениях в таких дневных сериалах , как « Санта Барбара » , « Сансет Бич » и « Страсти » (а также цунами в последних двух) , как в «вечернем прайм-тайм мыле», например в сериале Мелроуз Плейс (с знаменитым взрывом дома Кимберли, на «Мелроуз Плейс авеню» в кульминации сериала, в многочисленных автокатастрофах и подрывах яхт и т.п.), как и в теленовеллах , вроде: « Вавилонская башня » (о подготовленном взрыве в Большом ТРЦ ) , так и в прайм-тайм сериалах об определённых реальных и вымышленных служащих, связанных с ликвидацией катастрофы , таких как « Третья смена », который частично затронул и реальную злободневную на тот момент тему 11 сентября .

« Спасатели Малибу », где была показана будничная работа пляжных калифорнийских спасателей с элементами катастрофического действия на протяжении 90-х годов. Также в данную группу сериалов входят:

Эксперимент же по созданию пародийных ситкомов , помимо собственно фильмов пародий на фильмы-катастрофы, был проделан в телесериалах вроде « » .

Или же в прайм-тайм сериалах на тему потустороннего, инопланетного или мистического вторжения в мир людей, таких как « Нашествие », « Спаси меня », а иногда и с сочетанной тематикой « Остаться в живых » .

Постапокалиптическая научно-фантастическая тематика техногенных бедствий космических кораблей представлена в сериалах (1965) и « Затерянные в космосе » (2018) .

Отдельное место в списке прайм-тайм сериалов занимают анимационные и кукольные телесериалы и теле-шоу (« Тандерберды »).

Российские сериалы

В России сериальный жанр фильмов-катастроф представляют, в основном, телеканалы ТВ3 , ТНТ и СТС , в таких сериалах, как « » (2006) , « Чернобыль: Зона отчуждения » (2014) , « Выжить после » (2012) (с фокусировкой на « чернобыльской » и « постчернобыльской » теме), в резонансной « Эпидемии » (2019) и т.п. .

Тема « Аэропорта » помноженная на тему « Лоста » продолжает сегодня своё развитие в таких сериалах как « Тайга. Курс выживания » (2002), « Игра на выживание » (2020), « » (2020).

Тема реальных и вымышленных терактов продолжает свою тенденцию во « » (2018) .

Классификация

Фильмы-катастрофы можно разделить на следующие поджанры:

    • фильмы о катастрофах земного типа — то есть фильмы, где катастрофы, которые постигают людей, источник, спровоцировавшая техника которых находится в рамках планеты Земля (техногенный пожар или взрыв в здании, или другие ЧС ; в отказавшейся служить человеку научно-исследовательской, промышленной, транспортной или гражданской техники, например: автомобиля, автобуса, грузовика, океанского/морского лайнера, или авиалайнера (в подобных в последних двух случаях техногенный акцент причины катастрофы следует дифференцировать с нетехногенным, природным акцентом причины или с интоксикационным акцентом. Фильмы не всегда бывают со строго однобокими акцентами, иногда с двубоким, многоликим акцентами или в спорном контексте изложения), поезда, нефтяной вышки или платформы, подлодки, танкера, адронного коллайдера (два произведения относится к проблемам именно на Адронном коллайдере который может либо затопить всю сушу на Земле, или взорвать саму Землю целиком), атомного реактора, или военной техники людей). Обычно спровоцированы ошибками людей, реже их злым умыслом, например, или в следствии техногенной, промышленной или промысловой ситуации, прибора или аппарата, вышедших из под человеческого контроля. Этот поджанр начал набирать популярность вместе с началом холодной войны и с начавшейся (до этого катастрофы в фильмах-катастрофах и в отдельных драмах с элементами катастрофы имели в основном природный генез). Примеры: « » (1954), « », « » (1959) « » (1960), « » (1966) , « Полуденный паром » (1967), « День ангела » (1968), « Ад в поднебесье » (1974)
      • Фильмы-катастрофы о результатах и процессах военных наступлений и террористических атак — эти фильмы представляют отдельную ветвь техногенных земных катастроф в фильмах, где катастрофы наступили в процессе и результате военных наступлений или террористических атак, из-за умышленно или непредумышленно оставленных боеприпасов, посвящённых также самопожертвенской и самоотверженной героической деятельности сапёров или профильных военных (моряков, к примеру). Данные варианты фильмов-катастроф обычно представляют комбинированные варианты поджанра и обычно сочетаются с тематикой пост-военных или же военных фильмов либо теле-фильмов. Обычно это реалистические фильмы катастрофы, где изображаются катастрофы произошедшие в недавнем настоящем или прошлом или в давнем прошлом. Примеры: « В твоих руках жизнь », « Сегодня увольнения не будет… » (1958) , « Проверено — мин нет » (1965) « Крейсер » (2016), « Ноктюрама » (2016).
    • Фильмы о катастрофах внеземного типа — то есть фильмы, где источник катастрофы техника , которая находится вне планеты Земля (отказавшие служить человеку или ведущие себя неуправляемо: космические корабли, бортовые компьютеры, скафандры, космическая орбитальная техника, сложные спутниковые системы и и т. п. ) Обычно обходятся без «инопланетного вмешательства», или «вторжения» (эту группу следует обязательно дифференцировать с группой внизу структуры). Также эти источники катастроф также следует отличать как с участием людей, так и без них. Этот поджанр, в основном, представляют современные фильмы XXI века, хотя его истоки можно также найти в фильмах (и в сериалах тоже) 1950-х и 1960-х годов.
  • Фильмы о природных катастрофах
    • Фильмы о катастрофах, спровоцированных стихийным бедствием , или их сочетанием, подразделяются на:
      • Фильмы о катастрофах земного типа — то есть фильмы о катастрофах, источник которых находится в рамках планеты Земля (извержения вулканов, землетрясения цунами, природные или лесные пожары, смерчи, ураганы, ливни, лавины, оползни, плывуны, селевые потоки, провалы, земляные обвалы, обвалы пещер, открывшиеся опасные катастрофические природные источники газа, метана, нефти или угля).
      • Фильмы о катастрофах внеземного типа — то есть фильмы о катастрофах, источник которых находится вне планеты Земля (солнечные вспышки, кометы, астероиды, метеориты, другие планеты и т. п. ) Примеры: « [ru] », « День, когда Земля загорелась » (1961)
    • Фильмы о катастрофах, спровоцированных реально существующими животными-убийцами , их неуправляемым, не подконтрольным человеку, где-то мифологизированным, а где-то — нереалистичным, «научно-фантастичным» поведением, достигшие различного, но чаще всего большого масштаба. Примеры: « », « Птицы » (1963), « Орка » (1977), « Челюсти » (1975)

Фильмы о природных катастрофах делятся по степени образовавшейся локализации на :

  • Фильмы о локальных природных катаклизмах . Таких где изображаются природный пожар, лавина, извержение вулкана, смерч, землетрясение, оползни, селевые потоки, плывуны, провалы, цунами, резкое оледенение или потепление определенной территории. Примеры: « Вулкан » (1997), « Землетрясение » (1974), « Когда время уходит » (1980), « Пик Данте » (1997), « Смерч » (1996)
    • В рамках определённой узко очерченной территории, группы людей : « » (1978), « » (1979), « Белое проклятье » (1987), « Титаник », « Замерзшие »
    • В рамках определённого города : « », « В старом Чикаго », « Город в огне », « » (1990)
    • В рамках определённого региона определенной страны: штата, области или округа, или моря
    • В рамках страны : « Гибель Японии »
    • В рамках нескольких стран
    • В рамках континента, материка, или океана
    • В рамках нескольких континентов, материков, океанов
    • В рамках планеты Земля — где смерть грозит всей планете Земля (от падения на землю метеорита , кометы или от столкновения со спутником, или с другой планетой, либо глобальной катастрофы из-за стихийного бедствия, захлестнувшего всю её территорию). Пример: « ». Иногда, как показано в , причины конца света могут иметь и характер перевоспитания человеческой расы, но имеет неправдоподобный характер, если конечно изучить проблемы самой планеты Земля, и ее природное состояние, чтобы доказать правду о повреждении экологии.
    • В рамках Солнечной Системы — где изображается чаще всего антиутопический мир, далекого или недалекого будущего, и смерть, грозящая и приближающаяся не только ко всей планете Земля и её лунам , но и ко всей солнечной системе (из-за погибающего в близлежащем будущем, или ведущем себя неуправляемо: Солнца , например, или из-за неуправляемого поведения других планет, или близлежащих и приближающихся к солнцу и Земле — звёзд). Примеры: « Когда миры столкнутся » (1951), « День, когда Земля загорелась » (1961).
    • В рамках Галактики — где смерть грозит и приближается не только ко всей планете, но и к Галактике (из-за опасности столкновения с другой Галактикой или звездой, или из-за чёрной дыры ).
    • В рамках Вселенной — где смерть постигает не только Землю, но и всю Вселенную
  • Фильмы о локальных техногенных катастрофах . Таких где изображаются техногенные пожары и взрывы, столкновения, либо другие бедствия транспортной техники человека: автомобиля, грузовика, автобуса, океанского, морского, или речного лайнера, космического корабля, авиалайнера, нефтегазовой вышки или платформы, либо строений человека (городских зданий, башен, и т. п. )
  • Фильмы о глобальных техногенных катастрофах — то есть фильмы о техногенных катастрофах, ущерб от которых приходится на всю планету Земля или солнечную систему, обычно спровоцированы техногенным источником внеземного типа, достаточно реже — земного (чаще зарядом от атомного оружия, реакторами или крупными боеприпасами, или из-за следствия испытаний и активной работы такой технологии, как андронный коллайдер). Этот поджанр начал свое путешествие в мир кинематографа в 1960-х годах в эру разгара Карибского кризиса, когда опасения уничтожения всей планеты Земля в связи с кризисом из-за обострения фазы волны Холодной Войны и ожидаемого ядерного апокалипсиса были весьма реальными, на повестке ожидаемыми и нешуточными. Примеры: « День, когда Земля загорелась » (1961), » (1965).
  • Фильмы о катастрофах в рамках робинзонады — кинематографическая, телевизионная (а также сериальная) и литературная разновидность поджанра. Фильмы, где изображены катастрофы постигших одного человека или нескольких людей из-за смертельной волны или любого другого бедствия корабля либо другого судна или лайнера и застрявшие в необитаемой людьми и удаленной от основной массы людей местности, а также их попытки, борясь за свою жизнь выбраться оттуда, то есть из потенциально опасной и неизведанной местности для человека, и добраться до первого населенного пункта живыми, а также не всегда, сразу продуктивные попытки спасателей и «спасительного судна» или лайнера, найти и вытащить их или его оттуда. В традиционной форме данные фильмы опираются на классический приключенческий роман « Робинзон Крузо » ( Даниэля Дэфо ), хотя основные постулаты фильма и литературного источника (потерпевший крушение или серьезные разрушения корабль из-за смертельной волны во время шторма и человек застрявший в результате на острове) могут быть заменены в фильме в зависимости от представленного времени: на самолет, потерпевший крушение, где отказали двигатели во время шторма или урагана, или совершивший жесткую посадку из-за разрушения корпуса в следствии террористического подрыва или взрыва бомбы, и остров где застряли люди: на амазонские джунгли, глухой и густой лес, горы, океан, арктический лёд, антарктическую «пустыню», либо, любую другую потенциально опасную для людей и глухую удаленную местность. Один выживший человек (основной прототип из романа «Робинзон Крузо») в фильме может быть заменен на нескольких выживших людей. Хотя иногда в основу фильма могут быть положены и иные, иногда и реальные события, обыгранные стереотипы и аллегорические отсылки к классическому роману чаще всего все равно сохраняются в фильмах. В этих фильмах могут быть как техногенные акценты постигшей катастрофы, так и чисто природные, а иногда и в спорном, неоднозначном контексте изложения акцентов катастрофы. Примеры: « Голубая лагуна », « Точка возврата », « Челюскинцы », « Изгой », « Чудеса ещё случаются », « Одна ».
  • Фильмы о катастрофах, спровоцированных пандемиями , эпидемиями , интоксикациями инфекционными агентами или же различными отравляющими веществами, а также интоксикациями, которые были инициированы различными болезнями, в следствии чего возникло неадекватное поведение людей, как конечный результат, приводящий к катастрофе. В случае интоксикаций, хотя они зачастую имеют природно обусловленный генез, они могут также иметь неприродный, антропогенно -фармакологический, наркотически, химически или технически обусловленный генез. Эти акценты катастроф также необходимо разделять и дифференцировать внутри этого поджанра. Внутри этого поджанра также следует различать генезис катастрофы в фильмах — как и умышленно обусловленный генез отдельным человеком или людьми (в следствии террористических, диссидентских или иных мотивов), так и непредумышленно обусловленный генез. В рамках постапокалиптического изложения по времени и взгляде в духе последствий катастрофы, обрушившихся на людей планеты Земля, эти фильмы также следует дифференцировать с зомби-апокалипсис-фильмами . В тоже время, в некоторых случаях фильмы катастрофы имеют комбинативные сочетанные с ними черты, и имеют с ними полижанровый вид, и разница между жанрами и их тематикой не всегда строго очевидна и дифференцирована. Примеры поджанра: « », « 713-й просит посадку » (1962), « Эпидемия » (1995), « 28 дней спустя » (2002), « Явление » (2008) .

Также к фильмам-катастрофам иногда относят:

Также фильмы-катастрофы подразделяются по типу изложения на:

Реалистические фильмы-катастрофы (и соцреалистические тоже) также подразделяются по времени на:

  • Действительные, настоящие катастрофы — произошедшие в недавнем или относительно недавнем настоящем
  • Исторические — катастрофы, которые произошли в давнем прошлом. Примеры: « День ангела » , «Челюскинцы» , «Титаник» , «Последние дни Помпеи» , « Крейсер » (2016)
  • , или социально-эпические фильмы-катастрофы — где изображается тактика выживание и акцент и тактика выживания не отдельного человека и личности а социума, где показана катастрофа целого социума. Обычно изображают результаты военных вторжений в страну. И попытки людей избежать их деструктивных и неприятных последствий. В этом плане близки к военным фильмам, военно-патриотическим, военно-пропагандистским фильмам, с которыми они схожи и часто имеют полижанровую с ними структуру. Также данный вариант поджанра следует дифференцировать с шпионскими фильмами, с политическими триллерами и с фильмами-эпопеями. Яркий представитель советского поджанра — лента Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет» .
  • Футурологические — ленты где изображаются катастрофы предполагаемого, научно идентифицированного и наиболее вероятного будущего, которые должны произойти, или уже произошли и где изображаются их последствия
  • Мифо-творческие — обычно изображаются библейские или античные мифы или аллегорические современные отсылки к ним. ( « Ноев ковчег » (1928) , « » (1935) )
  • Фиктивные или вымышленные катастрофы. Катастрофы «замешанные» на анти-реалистичной научной фантастике

По временному раскладу: фильмы-катастрофы изображающие апокалиптические и постапокалиптические миры . . По номинальному и общему значению: утопические и антиутопические .

Критика

Фильмы катастроф критикуются режиссёрами , психологами и социологами . Один из постулатов критики заключается в том, что причины «ухода» в фильмы катастроф и спроса на них среди многих зрителей заключаются в бегстве от одиночества, в подсознательном стремлении к самоубийству и в переживании подсознательных страхов , порождённых урбанизацией и научно-техническим прогрессом , которые часто утрированно умышленно ангажируют и подстрекают многие СМИ , в результате чего фильмы катастроф дают зрителям ложное «ощущение безопасности» в лицах от представителей полиции , армии и науки , и ложное чувство защиты в виде надуманных грёз, в то время как реальный мир личности в социуме очень сильно незащищён .

Советская критическая печать также называла многие вышедшие на тот момент фильмы катастроф одним из « кичев » современного искусства и одним из способов манипуляции массовым сознанием . Тем не менее такие апокалиптические и постапокалиптические ленты как « Гибель Японии » (1973), « Зелёный сойлент » (1973) и некоторые японские фильмы о монстрах были встречены с похвалой советской критической прессой и демонстрировались в СССР .

Другой постулат критики утверждает, что чаще всего фильмы катастроф превращаются в «дорогое шоу» (бюджет этих фильмов действительно — чаще всего большой в кинематографе) и в детальную инсценировку воссоздания некоторых реальных катастроф, что становится иногда «большой пощёчиной» для родственников жертв, погибших или пострадавших в результате реально произошедших катастроф. По этой причине, некоторые фильмы катастроф подвергаются резкой критике и цензуре и запрещаются к кинопоказу в соответствующих странах, имеющих прямое или косвенное отношение к реально случившейся катастрофе, как это произошло с фильмом « » (1913), где многими угадывалась прямая аллегория (фильм сняли по роману, вышедшему за месяц до катастрофы) на недавно произошедшее, на тот момент, крушение «Титаника» .

См. также

Примечания

  1. . . Дата обращения: 24 марта 2022. 17 октября 2021 года.
  2. (англ.) . . Дата обращения: 31 декабря 2021. 7 февраля 2003 года.
  3. (англ.) . AllMovie . Дата обращения: 31 декабря 2021. 6 апреля 2012 года.
  4. Дата обращения: 29 декабря 2021. 29 декабря 2021 года.
  5. . Дата обращения: 21 ноября 2023. 16 октября 2023 года.
  6. (англ.) . . 29 октября 2007 года.
  7. (англ.) . . Дата обращения: 10 августа 2007. 17 октября 2007 года.
  8. (англ.) . Дата обращения: 2 августа 2011. Архивировано из 14 июля 2011 года.
  9. (англ.) . . Дата обращения: 10 августа 2007. 7 августа 2007 года.
  10. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 9 августа 2007. 21 августа 2009 года.
  11. Everett p.19
  12. (англ.) . www.pnn.de . (11 апреля 2012). Дата обращения: 31 января 2022. 22 июля 2018 года.
  13. Ulrichsen, Erik. Introduction to Atlantis. — Copenhagen : Det Danske Filmmuseet, 1958.
  14. Pedersen, Sune Christian. (англ.) . www.teponia.dk . of Denmark , 3rd Quarterly (2001). Дата обращения: 9 февраля 2012. Архивировано из 9 февраля 2012 года.
  15. Hauptmann, Gerhart. Gespräche und Interviews mit Gerhart Hauptmann : [ нем. ] . — , 1994. — P. 51.
  16. Maurer, Warren. . — University of South Carolina Press, October 1992. — P. . — ISBN 978-0-87249-823-5 .
  17. от 16 февраля 2022 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  18. от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
  19. . Дата обращения: 21 ноября 2023. 21 ноября 2023 года.
  20. (англ.) . . Дата обращения: 10 августа 2007. 7 августа 2007 года.
  21. (англ.) . moviesite.org . Дата обращения: 10 августа 2007. 7 августа 2007 года.
  22. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007.
  23. . Дата обращения: 24 июля 2022. 15 января 2022 года.
  24. . Кинжожурнал «Кинопоиск». Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  25. (англ.) . cultmovies.info . Дата обращения: 10 августа 2007. 13 июня 2007 года.
  26. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007.
  27. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 28 марта 2006 года.
  28. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 17 мая 2005 года.
  29. . . — Bantam Books, 1977. — P. . — ISBN 0-553-12400-5 .
  30. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 24 февраля 2007 года.
  31. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 3 апреля 2007 года.
  32. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 20 апреля 2006 года.
  33. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 14 июня 2006 года.
  34. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 19 мая 2006 года.
  35. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 5 августа 2007 года.
  36. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 21 января 2008 года.
  37. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 30 декабря 2004 года.
  38. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 27 сентября 2005 года.
  39. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 15 июля 2009 года.
  40. . Аргументы и факты . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  41. . RIA Novosti . Дата обращения: 15 января 2022. 28 июня 2018 года.
  42. . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  43. . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  44. . Дата обращения: 21 ноября 2023. 21 ноября 2023 года.
  45. (англ.) . boxofficemojo.com . Дата обращения: 18 августа 2007. 16 июля 2001 года.
  46. (англ.) . . Дата обращения: 18 августа 2007. 16 августа 2007 года.
  47. Kempley, Rita (2002-05-10). . The Washington Post (англ.) . из оригинала 1 марта 2018 . Дата обращения: 9 ноября 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  48. , p. 4.
  49. Mashberg, Tom (2019-09-10). . The New York Times (англ.) . ISSN . из оригинала 14 сентября 2019 . Дата обращения: 13 сентября 2019 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  50. Bahr, Lindsay (2013-01-21). . Entertainment Weekly (англ.) . из оригинала 26 февраля 2018 . Дата обращения: 23 февраля 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  51. Lemire, Christy (2011-09-13). . Today.com (англ.) . NBC News . из оригинала 9 ноября 2018 . Дата обращения: 9 ноября 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  52. Snierson, Dan (2011-03-27). . Entertainment Weekly (англ.) . из оригинала 8 июля 2018 . Дата обращения: 9 ноября 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  53. , p. 354.
  54. , p. 355.
  55. , p. 5.
  56. . Новая газета (12 сентября 2005). Дата обращения: 10 января 2022. Архивировано 14 января 2006 года.
  57. . Общая газета (30 марта 2000). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 29 сентября 2000 года.
  58. « Сегодня » (20 сентября 2000). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 19 декабря 2000 года.
  59. Новая газета (18 декабря 2000). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 16 января 2019 года.
  60. . Комсомольская правда (22 августа 2000). Дата обращения: 10 января 2022. 31 декабря 2018 года.
  61. . Кашин (12 августа 2014). Дата обращения: 10 января 2022. 11 августа 2018 года.
  62. . Собеседник (23 июля 2014). Дата обращения: 10 января 2022. 28 сентября 2019 года.
  63. . Время новостей (22 августа 2000). Дата обращения: 10 января 2022. 18 июля 2014 года.
  64. . « Труд » (4 октября 2000). Дата обращения: 10 января 2022. 3 августа 2019 года.
  65. Егор Яковлев . « Общая газета » (7 апреля 2001). — «Именно НТВ показывало, как отдыхал президент, когда мы все скорбели о «Курске». На вопрос о судьбе лодки ответил с улыбкой: «утонула»». Дата обращения: 10 января 2022. Архивировано 27 августа 2002 года.
  66. . Коммерсантъ-Власть (4 ноября 2002). Дата обращения: 15 января 2022. 6 октября 2014 года.
  67. . « Новая газета » (1 марта 2019). Дата обращения: 15 января 2022. 6 марта 2019 года.
  68. . Коммерсантъ (27 ноября 2002). Дата обращения: 15 января 2022. 4 июня 2021 года.
  69. . ТВС (19 января 2003). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 30 апреля 2003 года.
  70. . Радио Свобода (22 января 2003). Дата обращения: 15 января 2022. 31 июля 2018 года.
  71. . Дата обращения: 21 ноября 2023. 21 ноября 2023 года.
  72. . Дата обращения: 24 июля 2022. 15 января 2022 года.
  73. . Дата обращения: 21 августа 2022. 16 января 2022 года.
  74. . « Лаборатория Фантастики ». Дата обращения: 16 января 2022. 18 января 2022 года.
  75. . Канобу . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  76. . Эхо Москвы . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  77. . ТАСС . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  78. . Игромания . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  79. Глуховский Дмитрий. . Instagram (20 мая 2021). Дата обращения: 1 февраля 2022.
  80. . Дата обращения: 15 января 2022. 22 декабря 2019 года.
  81. . Дата обращения: 24 июля 2022. 15 января 2022 года.
  82. . m24.ru. Дата обращения: 16 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  83. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  84. . Дата обращения: 22 марта 2022. 19 августа 2012 года.
  85. . Дата обращения: 22 марта 2022. 30 октября 2017 года.
  86. . Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано из 4 августа 2011 года.
  87. , с. 116.
  88. , с. 110.
  89. , с. 48.
  90. (англ.) . imdb.com . Дата обращения: 10 августа 2007. 15 июля 2009 года.
  91. . Rotten Tomatoes . Fandango Media . Дата обращения: 2 января 2022. 15 февраля 2022 года.
  92. . Metacritic . Дата обращения: 5 сентября 2008. 5 сентября 2008 года.
  93. . Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано из 6 февраля 2018 года.
  94. Solomons, Jason (2008-09-06). . The Guardian . из оригинала 13 сентября 2008 . Дата обращения: 3 июня 2013 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  95. Tobias, Adam (2008-09-05). . . из оригинала 9 июля 2017 . Дата обращения: 3 июня 2013 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  96. . The Times (англ.) . 2008-12-08. ISSN . из оригинала 4 января 2022 . Дата обращения: 4 января 2022 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  97. Hyatt, Wesley. . — New York, New York : Billboard Books, 1997. — P. . — ISBN 0-8230-8315-2 .
  98. Simon, p. 136-7
  99. Waters, Harry F. (1981-09-28). "TV's Hottest Show". Newsweek .
  100. Baldwin, Kristen (1996-11-19). "Golden Girl". .
  101. Roos, Henrietta. . — McFarland & Co, 2016. — P. 115. — ISBN 9781476662176 .
  102. Russell, Maureen. Days of Our Lives: A Complete History of the Long-Running Soap Opera. — McFarland & Co, 2015. — P. 34, 36—38. — ISBN 9780786486519 .
  103. Логотип YouTube
  104. Millar, John (англ.) . . (3 октября 1998). Дата обращения: 12 октября 2011. 28 ноября 2021 года.
  105. (англ.) . NBC.com . NBC Universal Media LLC. Дата обращения: 22 июня 2012. (недоступная ссылка)
  106. Guilherme Staush. (порт.) . memoriadatv.blogspot.com . Canal Memória da TV. Дата обращения: 30 января 2022. 15 января 2022 года.
  107. от 22 февраля 2011 на Wayback Machine
  108. (англ.) . Internet Movie Database . Дата обращения: 8 февраля 2015. 9 августа 2015 года.
  109. от 6 марта 2022 на Wayback Machine // timeout.ru, Сериалы про катастрофы, Иностранные сериалы: «Амазония», «Крушение»
  110. от 6 марта 2022 на Wayback Machine // timeout.ru, 10 января 2010 года
  111. . YouTube: Niva Lada (8 января 2017). 17 января 2021 года.
  112. . YouTube: Pepsi-9072 (14 июля 2019). Дата обращения: 22 марта 2022. 6 февраля 2022 года.
  113. Abbott, Jon. Irwin Allen Television Productions, 1964–1970: A Critical History of Voyage to the Bottom of the Sea, Lost in Space, The Time Tunnel and the Land of the Giants. — Jefferson : Mcfarland, 2009. — P. 113. — ISBN 978-0786444915 .
  114. (англ.) . Releases.com. Дата обращения: 22 марта 2022. 15 февраля 2017 года.
  115. (англ.) . IMDB.com. Дата обращения: 22 марта 2022. 23 февраля 2017 года.
  116. Otterson, Joe (англ.) . Variety (21 февраля 2018). Дата обращения: 22 марта 2022. 24 февраля 2018 года.
  117. Goldberg, Lesley . The Hollywood Reporter (14 мая 2018). Дата обращения: 14 мая 2018. 14 мая 2018 года.
  118. Nellie Andreeva. (англ.) . Deadline.com (9 марта 2020). Дата обращения: 22 марта 2022. 9 марта 2020 года.
  119. . Variety (9 марта 2020). Дата обращения: 20 мая 2020. 25 июля 2021 года.
  120. Cordero, Rosty . Deadline Hollywood (7 октября 2021). Дата обращения: 7 октября 2021. 22 октября 2021 года.
  121. Holloway, Daniel (англ.) . Variety (29 июня 2016). Дата обращения: 22 марта 2022. 15 декабря 2016 года.
  122. от 1 мая 2017 на Wayback Machine // Экспресс газета, 10 января 2010 года
  123. от 16 ноября 2020 на Wayback Machine на сайте канала «ТВ-3»
  124. . Искусство кино . kinoart.ru (2006). Дата обращения: 27 июня 2018. 27 декабря 2017 года.
  125. . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  126. ptzgovorit-ru.turbopages.org . Дата обращения: 24 июля 2022. 15 января 2022 года.
  127. от 6 марта 2022 на Wayback Machine // timeout.ru, Сериалы про катастрофы, Российские сериалы, «Тайга Курс на выживание», «Игра на выживание», «Молодые и сильные выживут»
  128. Анна Самойлова. . cinemax.ru (25 августа 2020). Дата обращения: 2 декабря 2023. 21 ноября 2023 года.
  129. Noah Berlatsky. (англ.) . polygon.com (1 апреля 2020). Дата обращения: 2 декабря 2023. 10 апреля 2023 года.
  130. Минаев Даниил Кириллович. . bigenc.ru (25 апреля 2023). Дата обращения: 2 декабря 2023. 16 октября 2023 года.
  131. . . Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
  132. , Критика — «бегство от одиночества в Западном мире», с. 11.
  133. . . Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
  134. . . Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
  135. , Критика — «бегство от одиночества».
  136. , с. 343.
  137. (англ.) . New York Times . Дата обращения: 18 февраля 2012. 31 мая 2012 года.
  138. Edwin Henry Gaylord. . — ASCE Publications, 1980. — Т. 150. — С. 345. — 88 с. — ISBN 9780872622371 . 13 февраля 2022 года.
  139. (англ.) // : газета. — 1974. — 18 September. 12 мая 2021 года.
  140. . . Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
  141. , Критика — «бегство от одиночества», с. 73.
  142. , Кич современного искусства.
  143. Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
  144. . life.ru . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  145. . . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  146. . . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  147. . . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  148. . . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  149. . . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  150. . fantlab.ru . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
  151. Pedersen Sune Christian. (англ.) . www.teponia.dk . Post & Tele Museum of Denmark, 3rd Quarterly (2001). Дата обращения: 9 февраля 2012. Архивировано из 9 февраля 2012 года.
  152. Ulrichsen, Erik. Introduction to Atlantis. — Copenhagen : Det Danske Filmmuseet, 1958.

Литература

  • . . — , 2004. — ISBN 978-0-8093-2556-6 .
  • Chattah, Juan. . — Rowman & Littlefield , 2015. — С. 10. — 228 с. — ISBN 9781442251649 .
  • Harries, Dan. . — BFI Pub., 2000. — С. 11. — 153 с. — ISBN 9780851708027 .
  • Langmead, Donald. . — Greenwood , 2009. — ISBN 978-0-313-34207-3 .
  • Маркулан Я. К. Массовая культура. Кич. Жанр // . — 1-е (монография); твёрдый переплёт; формат 60x90/16 (145x215 мм); вес 350 г.; фотоилл. на вклейках. — Л. : Искусство , 1978. — 192 с. — 30 000 экз.
  • Marshall Terrill. . — Penguin Group USA, 1994. — 463 с. — ISBN 9-781556114144.
  • Merrill Schleier. . — University of Minnesota Press, 2009. — 367 с. — ISBN 9-780816642823.
  • Paul Green. . — McFarland, 2011. — 270 с. — ISBN 9-780786460410.
  • Charles Loring. (англ.) // American Cinematographer. — 1975. — February ( vol. 56 , no. 2 ). — P. 158—161 .
  • Michael Ryan, Douglas Kellner. // . — 3. — Indiana University Press, 1988. — Т. 604. — 328 с. — ISBN 9-780253313348.
  • David Hammond. (англ.) // American Cinematographer. — 1975. — February ( vol. 56 , no. 2 ).
  • (англ.) . New York Times . Дата обращения: 18 февраля 2012. 31 мая 2012 года.
  • Everett, Wendy. Questions of Colour in Cinema: From Paintbrush to Pixel . Peter Lang, 2007.

Ссылки

Источник —

Same as Фильм-катастрофа