Interested Article - Сапоги

Главные части сапога : передок, «задник», подкладка в пятке, «поднаряд» — подкладка для верхней части «голенища» — так назыв. «футор», «капик», служащий подкладкою в «головке» сапога, и каблук .
Русский ратник в сапогах , колонтаре с бармицей и шапке бумажной .
Стрелецкое войско ( царская пехота ) на фрагменте рисунка 1672 года, сапоги различных цветов.

Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами .

История

Получили распространение на Руси и Ближнем Востоке от кочевников , для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. На Руси первое время считались обувью для богатых (простолюдины обыкновенно носили поршни или лапти ), в последующем получили распространение твёрдые юфтевые сапоги.

Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах . В русских летописях , повествующих о X веке , сапоги противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии .

В Русском государстве , при царе Алексее Михайловиче , стрельцы носят на ногах высокие сапоги , а полки различались между собой цветом воротников , шапок и иногда сапог .

Популярность сапог среди знати несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды .

Сапоги шили из юфти , с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым срезом голенища. Особым шиком считались складки на голенищах (тогда это называлось ). Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая верёвка. На голенище помещалось 5 — 6 таких колец. Морщин должно было быть не менее пяти. Также изготовлялись сапоги «со скрипом» — между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок .

Носки имели круглую или удлинённую форму. Сапоги с острыми носами в России назывались . Каблуки делались разнообразных фасонов: низкие, высокие, «в рюмку» (то есть обрезанные сзади).

Сапоги, закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко . До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью . Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к 1917 году … чуть ли не всё население России ходило в солдатских сапогах…». Женщины носили — укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном .

В вооружённых силах являлись элементом формы одежды военнослужащих . В Советской Армии ВС Союза ССР военнослужащие носили , юфтевые (яловые) и кирзовые сапоги.

Сапоги хромовые для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил

Сапоги хромовые чёрного цвета состоят из голенищ, передов и низа. Голенища с жесткими или лампасами , переда с . Поднаряды и футора из подкладочной кожи. Носки жесткие. По заднему шву голенищ проходит , а в верхней их части пришиты ушки из льняной тесьмы . Подошвы, стельки, задники и из подошвенной кожи. Каблуки кожаные с набойками из резины или кожи. Крепление низа рантовое или деревянно-шпилечное — для офицеров и деревянно-шпилечное — для солдат и сержантов . Высота каблука 24 — 26 мм .

Приложение к приказу Министра обороны СССР 16 февраля 1971 года № 29 «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почётного караула»

В Полковом учреждении Суворова говорилось (до середины XIX века при изготовлении обуви для правой и левой ноги обычно использовались одна и та же обувная колодка , обувь потому можно было носить на любой ноге ):

Наблюдает за рядовым, чтоб оные ежедневно ... башмаки или сапоги переменяли с одной ноги на другую, чтоб они не сносились и в ходьбе ног не потерли ...

Глава IV, § V, абзац 13

В настоящее время опять всё большую популярность приобретают резиновые сапоги .

В эпоху инквизиции испанским сапогом называли орудие пытки.

Сапог использовали также для разжигания потухшего самовара, надевая его голенищем вместо трубы и действуя им как "мехом" для нагнетания воздуха в топку.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Илл. 95. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Ратник в колонтаре с бармицей и шапке бумажной // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : / Под ред. А. В. Висковатова . — Т. 1.
  2. Зинаида Васина. Украинская летопись одежды. Научно художественные реконструкции. Киев «Мистецтво». 2001
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Е. Неволина, Е. А. Шапурова, «Необыкновенная история обыкновенных вещей». Издательство Олма, 2004. стр. 80. ISBN 5-224-04466-9
  5. Дата обращения: 15 февраля 2012. 19 октября 2012 года.
  6. , с. 194.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Сапоги