Interested Article - Храм Всех Святых во Всехсвятском

Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском ( Храм Всех Святых на Соколе ) — приходской православный храм в районе Сокол города Москвы . Относится к Всехсвятскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .

Построен в 1733 1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны . Главный престол освящён в честь праздника День всех святых . Боковые приделы — в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы . Храм относится к стилю . Состоит из четверика , трапезной и колокольни .

С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус .

памятник архитектуры (федеральный)

История

Предыстория

История храма Всех Святых тесно связана с историей древнего подмосковного села Всехсвятского , первоначально носившего имя Святые Отцы (ныне это район Сокол ). О том, когда село было основано, нет единого мнения. Многие историки ( И. Ф. Токмаков , Н. М. Молева , Е. В. Лебедева) полагают, что годом основания села можно считать 1398 год . К этому году относится упоминание древнего монастыря, который дал название образовавшемуся около него посёлку, — « село Святые Отцы на речке Ходынке » :4 . Об этом монастыре известно очень немного. По одной из версий, монастырь был освящён в честь VII Вселенского Собора Святых Отцов . Согласно другой версии, в том монастыре находился храм во имя Всех Святых. Неясно также, когда этот монастырь был упразднён . Другие источники (Энциклопедия «Москва», К. А. Аверьянов , С. К. Романюк ) говорят, что впервые село было упомянуто в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (сохранились документальные подтверждения этой даты) :303—304 .

В 1608 году во время войны с Лжедмитрием II в селе стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского . После внезапного нападения Лжедмитрия II правительственная армия отступила, и самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл в селе свои сокровища :9 . События Смутного времени привели к тому, что село было почти полностью разорено. Писцовая книга 1624 года описывает эту местность как пустошь, « что было село Святые Отцы на речке на Ходынке » :305 .

Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского , одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта . По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная церковь во имя Всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II : с 1695 года Александра Арчиловича , а с 1711 года Дарьи Арчиловны .

Основание храма

Северо-западные окрестности Москвы на карте 1766 г. В центре отмечено село Всехсвятское и храм Всех Святых возле пруда на речке Таракановке.

Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой церкви, которая дошла до наших дней. Она подала в Синодальный казённый приказ прошение следующего содержания :17 :

В прошлых годех в подмосковной моей вотчине, в селе Всехсвятском построена церковь каменная, самая малая, во имя Всех Святых и та обветшала, отчего в ней и служить не без опасения, а ныне я по обещанию своему желаю оную церковь разобрав построить вновь, да в ней два придела Всем Скорбящим Богородицы, да Святаго Симена Богоприимца и Анны Пророчницы и чтобы указом повелено было оную старую церковь разобрав построить вновь и с приделы каменную ж и о строении дать указ.

В июле 1733 года был выдан указ о строительстве церкви :17 . На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная церковь во имя Богоявления Господня . К осени 1733 года были построены и освящены оба придела церкви: в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы . В сентябре 1736 года был освящён основной храм :17 .

Известно, что придел храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны , которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы .

XVIII — начало XIX века

Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке . Вплоть до начала XX века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды . Около храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка :98 . В 1798 году храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас , а на левом клиросе царское место .

В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей . Но уже на следующий год начались работы по восстановлению церкви. Основной престол был освящён в 1813 году , а приделы — в 1815 году . Церковная ведомость 1822 года сообщает, что церковь имеет ветхую крышу, но « утварью достаточна и внутренним украшением благолепна » :99 . В 1838 году в холодной церкви поновлялась живопись :23 . В 1846 году в верхней надалтарной части храма по эскизу художника Ф. А. Бруни была создана фреска «Собор Святых Отец» . В 1860 году в тёплой церкви был сделан позолоченный иконостас :31 .

Вторая половина XIX — начало XX века

Храм Всех Святых в конце XIX века

В 1873 году в приходе храма Всех Святых насчитывалось 1588 человек (863 мужчины и 765 женщин), из которых 435 человек были жителями села Всехсвятского. Помимо Всехсвятского в приход церкви входили Коптево , Коптевские выселки , Петровское-Зыково , и Петровский дворец . В связи с быстрым ростом числа прихожан во второй половине XIX века появилась необходимость расширить помещения храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев) . После посещения церкви он отметил, что она « низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода ». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться переустройством церкви. В том же году начались реставрационные работы в холодной церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены . :99

Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов . В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра :101 .

К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек . В 1902 году начались новые работы по расширению церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский . Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения :102

Советский период

В 1917 году храм Всех Святых оказался в черте города Москвы . В 1923 году были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб :103 . Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев . Службы в церкви совершались по новому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться . В 1939 году храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Внутри храма расположили склад . За время войны от сырости почти полностью осыпалась фреска XIX века «Собор Святых Отец» .

В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён . Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» . Она писала во все инстанции, даже Сталину , о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина . Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой . По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин .

В 1946 году в храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись :105 . В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол храма . В 1970-х годах храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х годах по просьбе прихожан храму вернули прежний жёлтый цвет.

Мозаика Деисус

В советское время у храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве . По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в храме шла раздача святой воды , очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов . В связи с большим числом прихожан в 1981 году в храме был освящён четвёртый приставной престол .

Современный период

В 1992 году храм получил статус . В 2000-х годах появились планы строительства двух объектов в непосредственной близости от церкви Всех Святых: торгового центра на месте здания пожарной части № 19 и многоэтажного жилого комплекса на месте дома 10 по Песчаной улице . Эти планы вызвали множество протестов, так как строительство представляло угрозу для здания церкви . В итоге эти проекты так и не были реализованы.

В марте 2005 года главное управление охраны памятников Москвы передало патриаршему подворью здание храма и дом причта в безвозмездное пользование под культовые цели . Во второй половине 2000-х годов в храме проходила реставрация . Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты . Снаружи церковь была украшена мозаикой . Кроме того, на территории церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный храм , освящённый в честь Богоявления .

Работы повлекли за собой искажение исторического облика здания храма, особенно пострадали фасады храма и колокольни: наличники окон нижнего света наоса были сбиты и заменены новыми аналогичными наличникам трапезной части, которые в свою очередь были переделаны несколько ранее. Окна первого яруса колокольни зацементированы и превращены в киоты. В слуховые окна-иллюминаторы первого яруса колокольни вмонтированы часы. Ложные овальные люкарны, прорезанные после войны в восьмилотковом сомкнутом своде основного объёма, закрашены белой краской. В некоторых из них помещены образа. В третьем ярусе колокольни, фонарике, были утрачены раскрепованные антаблементы и волюты , окна третьего яруса заложены кирпичом и выкрашены белой краской, купол фонарика позолочен , а под ним навешены никогда не существовавшие золочёные подзоры . Завершение фонарика основного объёма также вызолочено.

Под основным карнизом на протяжении всего памятника были сделаны сухарики (дентикулы). Кровля основного объёма покрыта новыми медными листами и в будущем будет полностью покрыта золотом. Все эти переделки придали редкому памятнику стиля «анненское барокко» дробный эклектичный вид и лишили его главных стилистических особенностей.

С южной стороны храмовой территории уничтожена ограда конца XIX века, которая входит в предмет государственной охраны. Спилены все металлические решетки, расстояния между столбами заложены кирпичом. Из-за круглосуточных строительных работ в районе Ленинградского проспекта колокольня дала сильный крен и грозит обрушиться.

Архитектура

Четверик храма
Колокольня

Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века . Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции .

Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём» . Архитектура здания относится к распространённому типу « Восьмерик на четверике ». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная , полукруглая апсида и колокольня :97 . Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы . Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола . В своде храма имеются большие ложные окна- люкарны , появившиеся в конце 1960-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы :102 .

Колокольня Всехсвятского храма имеет три :97 и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века . На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах , которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи .

Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902 1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы .

Колокольню храма часто называют одной из « пизанских башен » Москвы — она имеет наклон около 5 градусов . Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки , заключённых в коллектор , близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными ) .

Интерьер

Внешние изображения

Внутри храм имеет настенную роспись . Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом . Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле . На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина , Тамара и :104 . На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись , выполненная в 1884 году в манере позднего академизма . Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах :105 .

Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х годов в русском стиле . Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой . В западной части трапезной над входом расположены хоры . На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов :104 .

Памятники

Кладбище

План Всехсвятского кладбища

Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века . Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов ( Багратионы , Цициановы и другие) :309 . По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани . В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место :26 .

Всехсвятское приходское кладбище было закрыто для захоронений в 1951 году. 9 сентября 1981 года вышло постановление Моссовета № 2655 «О перезахоронении останков Всехсвятского кладбища» :105 . Той же осенью сотрудники Специализированного (похоронного) треста бытового обслуживания за две недели перенесли более тысячи погребений Всехсвятского кладбища. Останки и надгробия были перенесены на участки 58 и 59 недавно открытого Митинского кладбища . Часть древних надгробий были перемещены на территорию, принадлежавшую музею грузинской культуры .

Единичные надгробия сохранились в ограде храма. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона ( 1730 1795 ). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион . Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте . Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения .

Ограда

Храм во время реставрации

Согласно некоторым источникам, ограда храма датируется XIX веком . В 1990-е годы западная часть ограды была перемещена на несколько метров от стен храма. Эти работы проводились в связи с увеличением официальной территории храма. В 1994 году старые полуразрушившиеся боковые трёхпролетные арочные ворота, выходящие к метро, были демонтированы и построены новые на новой границе участка ещё ближе к метро. Новые ворота сохранили пропорции и внешний облик старых, но были увеличены в объёме (в прежние не могла проехать даже легковая машина). Они были построены по проекту архитектора-реставратора Ретамосо Рохас М. В. Одновременно с этим были проведены работы по благоустройству территории храма, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный каменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки. В этот же период был перенесен надгробный памятник Ивана Александровича Багратиона, отца великого полководца, оказавшийся на середине обходной дороги, на несколько метров от алтаря. Этот памятник, а также надгробные плиты XVII—XIX века, найденные во время этих работ, и положили начало мемориальному комплексу на территории храма. В 2010 году железные решётки на восточной части ограды были демонтированы, а вместо них построена сплошная кирпичная стена. Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота . Другие ворота находятся с юга от церкви. Ограда храма является объектом культурного наследия .

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал « Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах » был установлен в 1994 1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц . Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской , Балканской , Русско-японской , Первой мировой , Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора , представителям Белого движения и казакам . Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища , а затем перенесена к храму Всех Святых .

Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС , воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии . Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты « Московский комсомолец », плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций ). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых . От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту « Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество ».

Настоятели

Даты Настоятель
1736—1745 протоиерей Георгий Гарсеванишвили
уп. (упоминается) 1772 священник Стефан Иванов
уп. 1782—1788 священник Василий Михайлов
1788 — уп. 1795 священник Феодор Степанов
уп. 1811—1833 священник Тимофей Яковлев
1834—1879 священник Иоанн Глинков :33
1879—1885 протоиерей Никанор Румянцев :33—34
1885—1886 кандидат Московской духовной академии Сергей Розанов :35
1887—1890 кандидат Московской духовной академии Пётр Орлов :35
1890—1900 (?) священник Василий Виноградский :35—36
1900 — ? протоиерей Сергей Лебедев :103
— 1922 — протоиерей Александр Терновский :103
1935—1935 обновленческий епископ Лазарь (Любимов)
1945—1948 кандидат Московской духовной академии, магистр богословия (1917) протоиерей Вениамин Платонов :104
1949—1951 протоиерей Михаил Кузнецов
1953—1955 протоиерей Михаил Голунов
1955—1961 протоиерей Димитрий Введенский
1961—1971 (?) протоиерей Аркадий Станько
1978—1995 протоиерей Анатолий Казновецкий
1995—2000 архиепископ Тихон (Емельянов)
2000 — настоящее время протоиерей Василий Бабурин

Духовенство

  • Настоятель храма — протоиерей Василий Бабурин
  • Протоиерей Николай Орлов
  • Иереи Алексий Авдюшко, Алексий Фатюхин, Павел Соломатин, Илия Матвеев, Андрей Левончук
  • Диаконы Дионисий Куприченков, Иоанн Забровский .

Престолы и святыни

Внешние изображения

Главный престол храма освящён в честь праздника День всех святых . Левый (северный) придел освящён во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (память 16 февраля ); правый (южный) придел — в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » (память 6 ноября ) . В советское время в храме появился приставной престол во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии .

Святыни храма: чтимая Казанская икона Божией Матери у левого клироса , икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в иконостасе южного придела и . Особо почитаема икона Николая Чудотворца . Из старых святынь сохранилась Тихвинская икона Божией Матери на южной стене трапезной и Феодоровская икона Божией Матери XVIII века в алтаре . В храме стоит мощевик с мощами святых .

Престольные праздники

Главный престольный праздник храма — Собор всех святых. Он относится к переходящим праздникам и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы . В этот день принято чтить память всех причисленных к лику святых .

Малый престольный праздник отмечается во второй день праздника Сретение , когда церковь вспоминает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу . Другой малый престольный праздник отмечается 6 ноября — празднование иконе Божией Матери « Всех скорбящих Радость » .

Приписные храмы и часовни

Часовня Спаса Преображения на Братском кладбище

К церкви Всех Святых приписан один храм и две часовни. Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму Всех Святых.

Миссионерская и социальная деятельность

При храме действует воскресная школа для взрослых и детей от 7 лет. Изучаются Закон Божий , Священное Писание , церковнославянский язык , история христианства, церковный устав и церковное пение .

В храме можно бесплатно получить консультацию православного психолога. В штат храма входит также социальный работник. При храме действует семейный клуб трезвости .

Расположение

Храм Всех Святых расположен по адресу: Москва, Ленинградский проспект , дом 73. Рядом с храмом находится западный вестибюль станции метро « Сокол » (выход в сторону улицы Алабяна ). Кроме того, до церкви можно доехать и наземным транспортом: автобусами № 26, 100, 291, 597, т59, т59к, а также е30, е30к, м1, т6, т43, т70, т86, 105, 175, 356, 412 и 905 (до остановки «Станция метро Сокол»).

Примечания

  1. И. Ф. Токмаков . Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398—1898 гг. — М. , 1898.
  2. Н. М. Молева . Всесвятское-Сокол // Вопросы истории : Журнал. — 1980. — № 7 . — С. 183—187 .
  3. Елена Лебедева. . Православие.Ru . Дата обращения: 25 июля 2010. 30 июня 2009 года.
  4. Всехсвятское // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия , 1997. — 976 с. — 100 000 экз. ISBN 5-85270-277-3 .
  5. С. К. Романюк . Всехсвятское // По землям московских сёл и слобод. Часть II. — М. : Сварог и Ко, 1999. — С. 172—180. — ISBN 5-93070-017-6 .
  6. История московских районов. Энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова. — М. : Астрель, 2005. — ISBN 5-271-11122-9 .
  7. В. Платонов. // Журнал Московской патриархии : Журнал. — 1947. — № 9 . — С. 19—23 . 20 апреля 2023 года.
  8. Л. Р. Вайнтрауб, М. Б. Карпова, В. В. Скопин. Храмы северного округа. — М. : Старая Басманная, 1997. — ISBN 5-8468-0052-1 .
  9. Г. И. Успенский . . 8 сентября 2010 года.
  10. Арсеньев А. А., Морозова М. С. Московское городское Братское кладбище // Военно-исторический архив : Журнал. — 2005. — № 10 (70) . — С. 40 .
  11. . — М. , 1877. 24 сентября 2015 года.
  12. . — Санкт-Петербург, 1905. — С. 116. 20 октября 2012 года. . Дата обращения: 23 августа 2010. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  13. . Центральные архивы Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2010. Архивировано из 12 января 2012 года.
  14. Северный округ Москвы / Под ред. Е. Н. Мачульского. — М. : Энциклопедия российских деревень, 1995. — С. 110. — ISBN 5-80367-005-9 .
  15. Район Сокол: вчера, сегодня, завтра / Редакция газеты «Московский Сокол». — М. : Деловая книга, 2008. — С. 17—18.
  16. Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва. Справочник. — М. : Братство Святителя Тихона, 1993. — С. 54—55. — ISBN 5-86407-001-7 .
  17. Алексей Авдюшко. (недоступная ссылка — ) . Голос России . — 12—17 мин. Дата обращения: 11 сентября 2010.
  18. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М. : Книга и бизнес: Кром, 1995. — Т. 3. — С. 36—41. — 586 с. — ISBN 5-7119-0043-9 .
  19. . Новые Известия . Дата обращения: 10 сентября 2010. Архивировано из 16 июня 2008 года.
  20. (недоступная ссылка — ) . Вести-Москва . Дата обращения: 11 сентября 2010.
  21. . . Дата обращения: 3 октября 2010. Архивировано из 30 января 2012 года.
  22. Памятники архитектуры Москвы . Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М. : Искусство — XXI век, 2004. — С. 144—146. — ISBN 5-9805101-1-7 .
  23. П. Н. Шармин. . Энциклопедия «Москва». Дата обращения: 12 февраля 2011. Архивировано из 24 июня 2013 года.
  24. Леонид Павлов. Сокол-Всехсвятское // Архитектура и строительство Москвы : Журнал. — 1990. — № 2 . — С. 28—30 .
  25. Наталия Павлова-Каткова. (недоступная ссылка — ) . izvestia.ru. Дата обращения: 3 октября 2010.
  26. Алексей Светозарский . . Телеканал «Столица» . — 14 мин. Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано из 15 июля 2014 года.
  27. . Краткая литературная энциклопедия. Дата обращения: 11 июля 2010. 9 марта 2012 года.
  28. Рамазашвили Г. Р. Современное состояние могил и надгробий перенесенных в 1981 с ликвидируемого Всехсвятского приходского некрополя на Митинское кладбище, как новый источник информации об утраченном историческом объекте // Кадашёвские чтения. — 2016. — Вып. XVIII . — С. 307—366 .
  29. Рамазашвили Г. Р. // Кадашёвские чтения. — 2016. — Вып. XIX . — С. 331 . 5 августа 2023 года.
  30. . resursy.mkrf.ru. Дата обращения: 15 августа 2010. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  31. . resursy.mkrf.ru. Дата обращения: 15 августа 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  32. Лев Гицевич. . Церковный вестник . Дата обращения: 22 августа 2010. 15 мая 2012 года.
  33. . openmoscow.ru. Дата обращения: 22 августа 2010. 26 июля 2011 года.
  34. Владимир Тихомиров. . Огонёк. Дата обращения: 22 августа 2010. Архивировано из 13 мая 2010 года.
  35. . Lenta.ru . Дата обращения: 22 августа 2010. 9 февраля 2009 года.
  36. Московский комсомолец (13 мая 2007). Дата обращения: 28 ноября 2010. 30 января 2012 года.
  37. (8 апреля 2010).
  38. . Официальный сайт Московского патриархата. Дата обращения: 22 августа 2010. 30 января 2012 года.
  39. . Сообщество храма Всех Святых на Соколе. (19 марта 2013). Дата обращения: 19 марта 2013. 21 марта 2013 года.
  40. Ведерников А. // Журнал Московской Патриархии . — 1949. — № 1 . — С. 71—76 . 23 февраля 2024 года.
  41. . Дата обращения: 20 мая 2022. 3 марта 2021 года.
  42. . zamos.ru. Дата обращения: 29 августа 2010. 30 января 2012 года.
  43. . ortho-rus.ru. Дата обращения: 29 августа 2010. Архивировано из 23 ноября 2011 года.
  44. . Храм Всех Святых на Соколе. Дата обращения: 21 января 2020. 17 февраля 2020 года.
  45. Шелков М. . znamenie-hovrino.ru. Дата обращения: 3 октября 2010. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  46. . Официальный сайт Московского патриархата. Дата обращения: 3 октября 2010. 20 августа 2011 года.
  47. . Православная энциклопедия . Дата обращения: 20 октября 2010. 30 января 2012 года.
  48. . tv-soyuz.ru . Дата обращения: 20 октября 2010. 30 января 2012 года.
  49. . ortal-slovo.ru. Дата обращения: 5 ноября 2010. 26 декабря 2011 года.
  50. . Виртуальный информационный стенд храма Всех Святых. Дата обращения: 17 марта 2010. 30 января 2012 года.
  51. . moseparh.ru (25 апреля 2013). Дата обращения: 18 июня 2014. 25 июля 2014 года.

Литература

  • Анашкевич М. А. Самые знаменитые храмы Москвы. — М. : АСТ, 2007. — 319 с. — ISBN 978-5-17-040453-7 .
  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М. : Старая Басманная, 1997. — 272 с. — ISBN 5-8468-0052-1 .
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М. : Книга и бизнес: Кром, 1995. — Т. 3. — 586 с. — ISBN 5-7119-0043-9 .
  • Памятники архитектуры Москвы . Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М. : Искусство — XXI век, 2004. — 295 с. — ISBN 5-9805101-1-7 .
  • Рамазашвили Г. Р. Современное состояние могил и надгробий перенесенных в 1981 с ликвидируемого Всехсвятского приходского некрополя на Митинское кладбище, как новый источник информации об утраченном историческом объекте // Кадашёвские чтения. — 2016. — Вып. XVIII . — С. 307—366 .
  • Рамазашвили Г. Р. // Кадашёвские чтения. — 2016. — Вып. XIX . — С. 302—349 .
  • Рамазашвили Г. Р. // Кадашёвские чтения. — 2017. — Вып. XX . — С. 324—378 .
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398—1898 гг. — М. , 1898. — 88 с.
  • Храм Всех Святых (брошюра). — М. : Издательство Московской патриархии, 1997. Автор исторической части брошюры М. В. Ретамосо Рохас (архитектор-реставратор храма 1994—1999 г.)

Ссылки

  • — официальный сайт храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе
  • в социальной сети « ВКонтакте »
Источник —

Same as Храм Всех Святых во Всехсвятском