Interested Article - Цианотипия

Цианоти́пия — бессеребряный фотографический процесс , дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом Джоном Гершелем . Технология широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов (« синек »), а в настоящее время она получила распространение среди фотохудожников как альтернативный процесс .

«Синька» чертежа барка

Описание

Главные достоинства технологии заключаются в её простоте и возможности печати на любых материалах, способных удержать чувствительный слой. В отличие от обычных фотопроцессов, цианотипия пригодна только для контактной печати и фотограмм из-за очень низкой светочувствительности . Классическая технология, в некоторых источниках называемая «бессеребряным негативным процессом», основана всего на двух веществах: 30%-м растворе аммиачного лимоннокислого железа ( Цитрат железа(III)-аммония ) и 12%-м растворе железосинеродистого калия ( Красная кровяная соль ). В результате смешивания их равных долей получается раствор, который затем наносится кистью на какую-либо поверхность, чаще всего акварельную бумагу. После полного высыхания такая бумага становится чувствительной к ультрафиолетовому излучению . На экспонированных участках покрытие становится нерастворимым, образуя турнбулеву синь , окрашивающую поверхность .

Фотограмма растений, выполненная способом цианотипии

Закрепление отпечатка заключается в его промывке водой. Растворимое в воде железо Fe (III) вымывается, в то время как нерастворимая турнбулева синь остаётся на бумаге. В результате получается негативное (по отношению к оригиналу) изображение синеватого оттенка . Меньшую известность получил аналогичный бессеребряный позитивный процесс . Он основан на тех же солях железа и железистосинеродистом калии ( жёлтая кровяная соль ). Их сочетание даёт нерастворимую в воде берлинскую лазурь , образующую изображение в тех местах, где свет не подействовал, то есть с позитива получают позитив, а с негатива — негатив . Для бессеребряного позитивного процесса необходимы 4 запасных раствора: 20%-й раствор гуммиарабика , 50%-й раствор аммиачного лимоннокислого железа, 50%-й раствор хлорного железа и 10%-й раствор железистосинеродистого калия. Последний используется в качестве проявителя . Кроме этих двух технологий, бессеребряной фотографии на солях железа известны ещё несколько, разработанных за полтора столетия разными учёными-химиками .

Оба процесса можно использовать для получения фотоотпечатков. В случае негативного процесса изготавливается негатив, пригодный для контактной печати, то есть того же формата, что и будущий снимок. С плёночного диапозитива негатив может быть получен его оптической печатью на фототехнической плёнке . В случае негативного оригинала необходим дополнительный промежуточный контратип или позитивный процесс с жёлтой кровяной солью. Готовый форматный негатив накладывается поверх обработанной раствором бумаги в рамке для контактной печати и облучается сверху ультрафиолетом. Излучение, проходя через прозрачные места негатива, экспонирует бумагу. В качестве источника света используют солнце или промышленные лампы . С цифрового снимка негатив может быть изготовлен на прозрачной плёнке лазерным или струйным принтером .

Цвет цианотипного отпечатка зависит от соотношения железосинеродистого калия и аммиачного железа. При избытке последнего получается более голубой оттенок, а в случае преобладания красной кровяной соли цвет становится серовато-синим. Для получения других цветовых тонов отпечаток вирируют . Одним из распространённых способов считается тонирование чёрным или зелёным чаем .

Сохранность

В отличие от других старинных и современных процессов, цианотипные отпечатки плохо сохраняются в присутствии оснований , поэтому не рекомендуется хранить или демонстрировать снимки в обложке из определённых видов картона. В таких условиях они выцветают. С другой стороны, уникальное свойство таких отпечатков — способность к регенерации: после выцветания под длительным действием света они могут быть заметно восстановлены до исходного состояния хранением в темноте .

См. также

Примечания

  1. , с. 21.
  2. Павел Настин. . «Иероглиф». Дата обращения: 21 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  3. , с. 230.
  4. , с. 272.
  5. , с. 40.
  6. , с. 231.
  7. (англ.) . Unblinking Eye. Дата обращения: 21 февраля 2016. 28 февраля 2016 года.
  8. Дмитрий Орлов. . Самоучитель . Photographer.Ru (27 ноября 2010). Дата обращения: 21 февраля 2016. 2 марта 2016 года.
  9. . Lomography. Дата обращения: 21 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  10. , с. 18.

Литература

  • А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. / Е. А. Васильева. — СПб. : «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
  • Фомин А. В. §3. Светочувствительные слои с солями железа // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 229—231. — 256 с. — 50 000 экз.
  • К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 37—41. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Ф. Шмидт. Практическая фотография. — 3-е изд.. — Петербург.: «Издательство Ф. В. Щепанского», 1905. — 393 с.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .
  • Ware, M. Cyanotype: the history, science and art of photographic printing in Prussian blue. Science Museum, UK, 1999

Ссылки


Источник —

Same as Цианотипия