Interested Article - Люмет, Сидни

Си́дни А́ртур Люме́т ( англ. Sidney Arthur Lumet ; 25 июня 1924 9 апреля 2011 ) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Один из самых плодовитых и выдающихся голливудских кинорежиссёров послевоенного времени, в течение полувека снимавший в среднем более одного фильма в год.

Вершиной его режиссёрского мастерства считаются работы, вышедшие в 1970-х годах — в основном, « Собачий полдень » и « Телесеть ». К числу самых успешных его фильмов у критиков и публики также относятся первый, « 12 разгневанных мужчин » (1957), и последний, « Игры дьявола » (2007), выпущенный через несколько лет после получения почётного « Оскара » за вклад в киноискусство.

Автор мемуаров «Снимая фильмы» ( англ. Making Movies , 1996).

Биография и творчество

Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (штат Пенсильвания , США ) в семье актёров еврейской сцены из Волынской губернии в Польше , иммигрировавших в Америку за год до его рождения (отец — , 1898, Варшава — 1992; мать — Юджиния Гитл Вермус, 1898—?) . Дебютировал как актёр на радио WLTH в мыльной опере «Дедушка из Браунсвиля» (идиш: Дер Браунсвиллер Зейдэ , 1929) в возрасте 4 лет с отцом и старшей сестрой Фейгой, в театре — в пять лет . Будучи подростком, играл с родителями в Еврейском художественном театре на идише на Второй авеню и на Бродвее , в Нью-Йорке . Рано остался без матери.

Сидни Люмет, 7 мая 1939 года . Фотограф Карл Ван Вехтен

В 1935 году, в одиннадцатилетнем возрасте, снялся в короткометражной ленте «Папиросн» (с идиша «сигареты»), спродюсированной композитором Германом Яблоковым , где прозвучала его знаменитая песня «Папиросн». В 15 лет вместе с отцом впервые снялся в полнометражной картине «Треть нации» ( англ. One Third of a Nation , 1939). Барух Люмет впоследствии снялся в двук картинах своего сына — « Ростовщик » ( англ. The Pawnbroker , 1964) и «Группа» ( англ. The Group , 1966).

Окончил Колумбийский университет по классу драматической литературы. Во время Второй мировой войны служил ремонтником радаров в Индии и Бирме (с 1942 по 1946). В 1946 году, вернувшись домой, создал актёрскую группу, не зависимую от Бродвея, и стал её режиссёром. Свою режиссёрскую карьеру Люмет начал на телевидении, где поставил много спектаклей и фильмов (некоторые вместе со своим помощником Франкенхаймером ) и получил неоценимый опыт.

Дебютом Сидни Люмета в кино как режиссёра стала судебная драма « Двенадцать разгневанных мужчин » (1957) — единственный фильм десятилетия в лучшей десятке IMDb . По его словам в нём не было допущено ни одной технической ошибки, так как предыдущий телевизионный опыт очень пригодился. Затем он перенёс на киноэкран несколько успешных спектаклей, в частности, « Из породы беглецов » (по пьесе Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад»), « Чайка » (по А. П. Чехову ), « Долгий день уходит в ночь » (по Юджину О’Нилу ) и другие. В своих экранизациях он не выставляет себя на первый план — режиссура не бросается в глаза. Во многом здесь он выступает как интерпретатор — стремящийся к стилистической достоверности и точной атмосфере каждой вещи. Бережно относясь к тексту, Люмет ищет кинематографический эквивалент, который вытекает из особенностей пьесы, её структуры и духа. «Говорят, — утверждал Люмет, — что театральная драматургия не годится для кино. Это заблуждение. Кино нуждается прежде всего в хорошей литературе. Я очень верю в силу слова на экране». Так, говоря о пьесе «Орфей спускается в ад», по его словам «он хотел донести её высокие чувства до кинозрителей, заставить звучать с экрана её сочный язык».

Впоследствии Люмет стал режиссёром ещё 53 фильмов (последний — «Getting Out», 2009), в шести выступил как сценарист, в четырёх — как актёр, ещё в 11 сыграл самого себя, продюсировал 10 фильмов и телевизионных сериалов. Снятые им фильмы более 50 раз номинировались на премию «Оскар» (в том числе 18 раз — за работу занятых в них актёров).

Многие картины он снимал в Нью-Йорке считая, что независимость от голливудских компаний даёт творческие преимущества, а также из-за возможности использовать в качестве статистов настоящих актёров. Люмет воспитывался на чёрно-белом кино, и многие его картины были чёрно-белыми . В фильмах Люмета, как правило, немного действующих лиц и событий. И события эти зачастую происходят в одном и том же месте и не отдалены друг от друга во времени. По его словам: «С самого начала мне стало ясно, что, хотя кино движется в сторону размаха, постановочности, массовых сцен, меня интересуют в нём частные проблемы, небольшие истории с малым числом персонажей». Так, например по его мнению фильм: « Долгий день уходит в ночь » — «всё, о чём только можно мечтать. С помощью всего четырёх персонажей осуществляется доскональное исследование жизни в целом» .

Важное значение придавал в выборе подходящего места и сведении работы с декорацией на натуре к минимуму, что во многом объясняется экономией средств и времени.

Сидни Люмет скончался от лимфомы 9 апреля 2011 года в своей нью-йоркской квартире в возрасте 86 лет .

Личная жизнь

Люмет был женат четыре раза:

От брака с Джонс имел двух дочерей, одна из которых — актриса и сценаристка Дженни Люмет .

Фильмография

Режиссёрские работы

1950-е

1960-е

1970-е

1980-е

1990-е

2000-е

Сценарист

Актёрские работы

Награды

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 апреля 2011. 19 сентября 2012 года.
  2. . Дата обращения: 12 апреля 2011. 24 сентября 2012 года.
  3. . Дата обращения: 10 апреля 2011. 22 февраля 2011 года.
  4. . Дата обращения: 10 апреля 2011. 28 декабря 2011 года.
  5. . KinoVoid.com . из оригинала 31 марта 2017 . Дата обращения: 21 июня 2017 .
  6. . BBC News (9 апреля 2011). Дата обращения: 9 апреля 2011. 14 марта 2012 года.
  7. . Дата обращения: 30 мая 2012. 11 апреля 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Люмет, Сидни