Interested Article - Паваротти, Лучано

Луча́но Паваро́тти ( итал. Luciano Pavarotti ; 12 октября 1935 , Модена 6 сентября 2007 , Модена ) — итальянский оперный певец ( тенор ), один из самых выдающихся оперных певцов XX века.

Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной лёгкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвёзд“ оперной сцены 20 столетия». Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений певца по телевидению.

Лучано Паваротти вошёл в поп-культуру после исполнения арии « Nessun dorma » на церемонии открытия мирового кубка ФИФА 1990 года в Италии, тогда же начинается сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте « Три тенора » — цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, певец поддерживал дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовал с ними в совместных концертах, которые носили название «Паваротти и друзья». При этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом.

Паваротти уделял большое внимание благотворительной деятельности, он был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста .

Почётный гражданин Сараево (2006) .

Биография

Детство и годы обучения

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти — пекаря и певца, и Адель Вентури — рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством .

Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времён — Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провёл несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

После окончания магистерской школы (Scuola Magistrale, школа среднего образования в Италии) Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух . Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом .

Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре , Паваротти решил закончить петь. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Карьера

1960—1980

Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Набоковым он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в « Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском « Ковент-Гардене ».

Дебют Паваротти в США состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в « Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в « Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском « Риголетто ». Партия Тонио в опере « Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском « Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в « Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в « Тоске » Пуччини , Риккардо в « Бале-маскараде », Манрико в « Трубадуре », Радамес в « Аиде » Верди , Калаф в « Турандот ».

С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале « Арена ди Верона », участвовал в концертах. Гастролировал с « Ла Скала » в Москве ( 1974 ). Среди записей партии в десяти операх Верди , пяти операх Пуччини ; партии Канио в « Паяцах » (дирижёр Риккардо Мути , Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти , Philips) и другие.

1980—1990

В начале 1980-х годов Паваротти основывает международный конкурс молодых исполнителей ( англ. The Pavarotti International Voice Competition ). С победителями первого конкурса 1982 году он исполнил отдельные фрагменты «Богемы» и «Любовного напитка». Второй конкурс состоялся в 1986 году и с его победителями Паваротти тоже исполняет отдельные фрагменты «Богемы» и «Бала-маскарада» ( итал. «Un ballo in maschera» ). На празднование 25-летия своей карьеры Паваротти приглашает победителей этого конкурса в Италию, где они исполняли «Богему» в его родном городе Модене, а также в Генуе . Этот тур был продолжен в столице Китая — Пекине, где Паваротти впервые выступил перед 10-тысячной аудиторией, подарив слушателям все знаменитые «До» второй октавы, а публика, в свою очередь, аплодировала стоя. С победителями третьего конкурса 1989 года он исполняет «Любовный напиток» и «Бал-маскарад». Победители пятого конкурса сопровождали певца на его гастролях в Филадельфии 1997 года.

В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миреллой Френи в роли Мими; Неморино — в «Любовном напитке»; Радамеса в « Аиде »; Рудольфо в « Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в « Андреа Шенье » ( фр. «Andrea Chénier» ).

В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони ( итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» зрители вызывали артиста на поклоны 165 раз . В этот год тенор снова поёт в «Богеме» с Миреллой Френи в доме . В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии « Nessun Dorma » из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата « Три тенора » исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более чем 300 тысяч слушателей. По традиции, концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).

Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

В 1998 году Паваротти был награждён премией « », которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Музыкальная деятельность

Лучано Паваротти, поющий на стадионе Велодром в Марселе 15 июня 2002 года

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка — такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора ( Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( U2 ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , Энни Леннокс и Дэйв Стюарт ( Eurythmics ), Эросс Рамазотти , Барри Уайд , Джеймс Браун , Мит Лоуф , Мэрайя Кэри , Стиви Уандер , Лайонел Ричи , Джо Коккер , Рики Мартин , Джордж Майкл , Андреа Бочелли , Саймонт Ле Бон ( Duran Duran ) и группы Cranberries , Spice Girls , Savage Garden , Aqua известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром исполняли свои лучшие произведения. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьёзную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три — теноры». К проекту « 3 тенора » можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвящённая выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трём тенорам» Паваротти и Доминго — давние враги помирились и стали выступать вместе в серьёзных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в « Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти — легенда. Он произвёл оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

. Паваротти покидает оперную сцену. « Русский Базар », № 16 (312), 2002 г.

Завершение карьеры и смерть

В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену « Метрополитен-опера » в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини « Тоска ». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией. Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине , на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр : он исполнил Nessun dorma из оперы Пуччини « Турандот » .

Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года , не дожив немногим более месяца до своего 72-летия, от рака поджелудочной железы , в своём доме в Модене .

8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Лучано Паваротти был похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой , в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.

Личная жизнь

В первом браке с Адуа Верони (1961—2000) у Паваротти родилось три дочери: Лоренца, Кристина и Джулиана. Во втором браке с Николеттой Мантовани (2003—2007) родилась дочь Аличе, чей брат-близнец появился на свет мёртвым.

Репертуар

Винченцо Беллини
Арриго Бойто
  • « » ( Фауст )
Джузеппе Верди
Умберто Джордано
Гаэтано Доницетти
Руджеро Леонкавалло
Пьетро Масканьи
Жюль Массне
Вольфганг Амадей Моцарт
Амилькаре Понкьелли
Джакомо Пуччини
Джоаккино Россини
Рихард Штраус

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 2 октября 2017 года.
  2. (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 25 сентября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 15 октября 2007. 14 октября 2007 года.
  4. Music Monday на YouTube

Ссылки

Источник —

Same as Паваротти, Лучано