Interested Article - Антропоцентризм

Антропоцентри́зм (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и лат. centrum — центр) — философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий .

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии , то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ , позднее этого воззрения придерживались представители патристики , схоластики и некоторые философы нового времени .

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу . К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника , сместившая фокус с человека на Солнце , и эволюционная теория Чарльза Дарвина , спустившая человека с вершины цепи бытия .

Употребление

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях — от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии . Наиболее распространённое значение — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов . Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке .

В то же время история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Философия

В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека .

Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий ( теоцентризму , господствовавшему в Средние века ), где центром всего является Бог , а также античной философии ( космоцентризму ), где в центре всего находится космос . В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности .

Экология

Глубинные экологи (см. Арне Несс ) видят в антропоцентризме причину экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как:

  • отношение неоправданной дискриминации;
  • вера в то, что нечеловеческие существа и окружающая среда имеют только инструментальную ценность .

Австралийский философ считает тавтологическим обоснование антропоцентризма тем, что человек является центром бытия потому как только он может выносить суждения о мире. По его мнению, антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром так же как с нечеловеческим .

Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над незападной .

Американский профессор выделяет для возникновения антропоцентризма иудейско - христианскую традицию, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле .

См. также

Примечания

  1. , с. 91.
  2. .
  3. Раздел второй. Основные этапы и направления развития философии Глава III. Философия эпохи Возрождения // от 4 сентября 2018 на Wayback Machine / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко . — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 520 с.
  4. Bill Cooke, 29 ноября 2010 года. — Free Inquiry magazine, Volume 24, Number 1.
  5. Антропоцентризм // от 4 сентября 2018 на Wayback Machine / Под общ. ред. В. В. Овчинникова . — М.: Олма-Пресс , 2003. — С. 61
  6. . Дата обращения: 29 января 2011. Архивировано из 23 декабря 2010 года.
  7. Eccy De Jonge, Spinoza and deep ecology: challenging traditional approaches to environmentalism — Ashgate Publishing, Ltd. , 2004

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bertalanffy L. Von (1993) General System Theory: Foundations, Development, Applications pp. 239-48
  • Boddice, Rob (ed.) (2011) Anthropocentrism: Humans, Animals, Environments Leiden and Boston: Brill
  • Seigel, Michael T. (May 2002), (PDF) , (англ.) , Brunswick, Australia: Pacifica Theological Studies Association (published Feb 2003), 16 (1): 67—88, ISSN , из оригинала 21 марта 2012 , Дата обращения: 22 июля 2012 {{ citation }} : Неизвестный параметр |conference= игнорируется ( справка ) от 21 марта 2012 на Wayback Machine
  • (англ.) « » // Science , Vol 155 (Number 3767), 10 March 1967, pp 1203—1207

Ссылки

  • Рахманинова М. Д.
Источник —

Same as Антропоцентризм