Interested Article - Мещера (племя)

Мещера́ или мещёра — древнее финно-угорское племя , вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народностях. Расселялось по среднему течению Оки ( Мещёрская низменность ). Язык волжско-финской группы — мещерский .

Этимология

По версии И. И. Микколы, слово мещера происходит от мордовского *ḿeškär — «пчеловод» .

Археология

Археология связывает с этим племенем могильники и городища II XII веков , расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А. Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры :

Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, по-видимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серёг с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.

История

Первое упоминание о мещере содержится у готского историка VI века Иордана в перечне народов, якобы покорённых королём Германарихом :

þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]

«народы: в Аунуксе — весь, в Абронкасе (?) — мерю, мордву в Мещере , [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]»

Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее — памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань ). Мещера как область в исторических документах впервые упоминается в 1298 году при переделе власти между Бахметом Усейновым сыном Ширинским, «выдворившем из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымскова». Во второй раз Мещера упоминается в 1392 году в русской летописи в связи с обретением земли (одновременно с другими приокскими городами — Тарусой , Муромом , Нижним Новгородом , расположенными от верховья до устья р. Оки), великим князем Василием Дмитриевичем у золотоордынского хана Тохтамыша .

Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Автохтонное население Мещеры частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге . Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.

Теория происхождения части новосильских казаков от переселённых служилых мещерских казаков, подтверждается особенностями их говора, значительно отличавшегося от «барских», то есть крепостных крестьян и элементами традиционной женской одежды. Она сохранила в основе костюма белую туникообразную рубаху, традиционную орнаментику , сложные головные уборы, оригинальную вышивку. Архаичным характерным атрибутом костюма мещерских и эрзянских женщин и который также есть в одежде новосильских казачек, считается набедренник-пулагай.

В документах XIV—XV веков, мишари называются « мещеряками », а в более поздних XVI—XVII веков — под общим названием « татары »:

« Отатарившіеся мещеряки еще болѣе отатарились, чѣмъ обрусѣвшіе обрусѣли, и у отатарившихся нѣтъ и признаковъ чего либо своего мещерякскаго. Они живутъ по деревнямъ въ хорошо устроенныхъ домахъ на русскій образецъ; одѣваются точь-въ-точь какъ татары…Всѣ они точно также ревностно исповѣдуютъ магометанскую религію, строго исполняютъ всѣ законы Магомета.» — Мордва, Мещеряки и Тептяри, Н.А. Александрова., Москва,1900.

Происходил процесс ассимиляции части мещеры и смена её этнической культуры на татарскую культуру через принятие ими мусульманской религии с постепенной сменой прежней идентичности на татарскую. Ассимилировались с местным населением и смешивались с тюркскими племенами, особенно с кыпчакским, образовывались Мещерский юрт .

Мещеряки составляют особое татарское колено, которое заключает в себе около двух тысяч семей, из которых четыреста пятьдесят шесть в исетской провинции между башкирцами, а прочие в уфской провинции отчасти между уфскими татарами, а отчасти между башкирцами живут, следовательно все в Башкирии, и по тому в Оренбургской губернии. С виду походят нарочито на уфимских татар. Миллер Карл Вильгельм . «Описание всех в Российском государстве обитающих народов…» Часть вторая. О народах татарского племени. - СПб, 1776. - Пер. с немецкого.

И. Ф. Бларамберг составил интересное описание о уральских мещеряках :

«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже ещё позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга.По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам.

Язык мещеры

В сообщении князя Курбского сказано, что в Мещере « мордовский » язык . По данным глоттохронологии , на рубеже XV—XVI веков единый мордовский язык распался на мокшанский и эрзянский языки мордовской группы финно-волжских языков .

Материалы диалектов, собранные Л. П. Смоляковой на территории бывшей Парахинской волости в середине 1960-х гг., подтвердили выводы относительно иноязычного ( финского ) влияния. Специфика русских говоров Татарии, используемых обрусевшей или обрусевающей эрзей — носителями эрзянского языка, позволило автору предположить, что именно эрзя субстрат (а не диалект мокша) был в основе мещерских говоров.

Отличительной особенностью мещеры является цоканье . До сих пор его можно встретить в мещерских селах Сядемка , Вяземка и других. Ареал цоканья — Поочье на территории былого расселения мещеры, в Земетчинском районе Пензенской области.

Б. А. Куфтин считал мещеру чистыми великорусами .

Материальная культура

Культура была близка к культуре эрзян , так например у мещеры были распространено набедренное украшение, такое как пулагай .

В связи с предположением о наличии у древних славян вертикального ткацкого стана, Н. И. Лебедева приводит сведения о ткачестве «пулагаев» «русской мещерой» с. Мелехова Рязанской обл. и с. Вяземка Земетчинского района Пензенской обл., которые представляют собой «затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахромой». При этом она подчеркивает, что территория «обитания мещеры совпадает с поселениями Городецкого типа, в которых бытовал вертикальный ткацкий стан».

Одним из локальных вариантов южновеликорусского типа одежды Г. С. Маслова считает костюм заокской части Рязанской и Тамбовской областей — «русской мещеры» — одной из древнейших групп южновеликоруссов. Здесь сохранились очень старые черты, восходящие, по мнению автора статьи, к вятической одежде (понева, тип головных уборов) и черты, которые сближают одежду русского населения с одеждой народов Поволжья (особенно мордовской) — тип лаптя, чёрные повилы, раковины-ужовки, пулагай-пояс с бахромой.

Д. К. Зеленин отмечает такие особенности в одежде мещеры :

у мещеры были распространены понёвы без прошивы, не сшитые спереди, рогатые кички и чёрные онучи.

Чёрные повилы (они же онучи ) также распространены у эрзи :

Происходили изменения и в способах ношения обуви. Если маленькие дети, особенно летом, ходили как правило босиком, то подростки начинали носить лапти, а по праздникам и кожаную обувь — сапоги или кожаные ботинки. Причём, девочки обязательно должны были одевать онучи, а у теньгушевской эрзи девочки с десяти лет носили чёрные повилы — сепракстат . Это был кусок шерстяной ткани шириной 10,0 см и длиной до 2,5 м. Повилы по краям отделывались красным шерстяным шнуром. Они туго наматывались прямо на голени. Такие же повилы были распространены и у некоторых групп мокши. У мокши и шокши по праздникам девочки носили также красные обмотки — якстеренъ каркст. Процесс их наматывания был очень долгим, поэтому обычно это делалось вечером и девушки спали обутыми. Если праздник длился несколько дней, то обмотки не снимали на всем его протяжении.

Антропология

Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 1950-е годы подверглась проверке учёными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя».

Академик Т. И. Алексеева пишет:

Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т. д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учёте того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы — валдайский и восточновеликорусский, — как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп.
<…>
Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским.
<…>
Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финно-угорскими — с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофинских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления.

Примечания

  1. (2016). Дата обращения: 31 марта 2019. 31 марта 2019 года.
  2. Боровков Е. . Historicus.ru . Дата обращения: 23 июля 2019. 18 февраля 2020 года.
  3. Ююкин, Максим Анатольевич. // Acta Linguistica. — Eurasia Academic Publishers, 2014. — Т. 8 , № 1 . 31 марта 2019 года.
  4. Иванов А. Раскопки в селе Пустоши, Судогодский уезд Владимирской губернии 1924 г. Владимирское издательство «Призыв» 1925 г.
  5. Напольских В. В. от 29 августа 2014 на Wayback Machine // История татар с древнейших времён в семи томах. Том 2.
  6. Орлов А. М. от 28 января 2021 на Wayback Machine
  7. Н.А. Александрова. . — Москва, Покровка, Лялинъ пер., соб.д. NN 11-13, 1900.
  8. Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов…» Часть вторая. О народах татарского племени. (неопр.) . — СПб. , 1776.
  9. . Дата обращения: 22 июня 2014. Архивировано из 20 июня 2014 года.
  10. Дата обращения: 16 июня 2011. 17 мая 2014 года.
  11. . Дата обращения: 16 июня 2011. 21 января 2012 года.
  12. Алымов С. С. На пути к "Древней истории народов СССР. Малоизвестные страницы научной биографии С. П. Толстова // Этнографическое обозрение, 2007, № 5. С.129.
  13. Зеленин Д. К. от 6 сентября 2016 на Wayback Machine
  14. . Дата обращения: 16 июня 2011. 31 октября 2016 года.
  15. Орлов А. М. от 17 ноября 2011 на Wayback Machine

См. также

Литература

  • Попов А.
Источник —

Same as Мещера (племя)