Interested Article - Абхазы

Абхазы (самоназвание — а́псуа , абх. аԥсуаа ) — абхазо-адыгский народ , проживающий в основном в Турции и Абхазии , спорном регионе на северо-восточном побережье Чёрного моря .

По переписи 1989 г. в Грузинской ССР проживало 95,9 тыс. абхазов, в том числе в Абхазской АССР — 93,3 тыс., В Советском Союзе в целом — 105 тыс. человек. Согласно переписи самопровозглашённой Абхазской Республики в 2003 г., в Абхазии проживало 94,5 тысячи абхазов .

Самая крупная абхазская диаспора имеется в Турции, истоки которой лежат в переселении населения с Кавказа в конце XIX века . Многие абхазы также живут в других частях бывшего Советского Союза, особенно в России и Украине .

Говорят на абхазском языке , большинство владеет русским и турецким как родным.

Этноним

Этноним «абхазы» вошёл в русский язык из грузинского наименования древнего племени абазгов , одного из раннеабхазских племён, населявших территорию современной Абхазии со II века н. э. В специальной литературе абхазов и их этнографические группы разные народы называли по-разному: убыхи абхазов называли – «адзиге», «басхиг» или же «басхия»; шапсуги – «азега» и «абаза»; адыгейцы – «адзыяа»; кабардинцы – «айбга», «мудави» (мдаюаа, мдаюеиаа); карачаевцы – «ахчипсы»; грузины – «абхазы», «апхазы»; мегрелы – «апхаза»; сваны – «мипхаз»; армяне – «абхазк», «абаза»; русские – «обезы», «абхазы»; турки и арабы – «абаза» и т.д. В то же время апсуа (абхазы) на других языках себя называют «абаза», абхазы», «черкес» По определению Ш. Д. Инал-ипа, абхазское самоназвание «апсуа» означает «люди воды», «люди страны вод».

История

Этногенез

По этногенезу абхазов, как писал Инал-Ипа , существует несколько точек зрения: южная (малоазийская), северная (северокавказская) и местная (автохтонная) .

Согласно другим изданиям, в этногенезе абхазского народа можно выделить три подхода: автохтонный, миграционный и взаимодействие двух вышеназванных .

К сторонникам автохтонной версии относились А. В. Фадеев, Л. И. Лавров и другие. Последний выдвинул «киммерийскую» гипотезу происхождения абхазо-адыгских народов, в соответствии с которой в доскифское время их предки входили в киммерийский союз племён ( ахеи, зихи, гениохи и т. д. ) и занимали территорию Северо-Западного Кавказа . Л. Лавров считал, что не все киммерийцы были вытеснены скифами, что часть из них, включая ахеев, зихов, продолжала обитать на Западном Кавказе. Он писал: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основания выводить своё происхождение от восточной части киммерийских племён» . Эта гипотеза позднее была поддержана Н. Л. Членовым и С. Х. Хотко .

Концепция автохтонности развивалась в 1970—1980-х годах в работах Инал-Ипа. Согласно его точке зрения, ещё по крайней мере в III веке до н. э. абхазо-адыгский этнокультурный массив сплошной полосой занимал всё восточное побережье Чёрного моря .

Миграционная концепция имеет несколько версий происхождения абхазов. Согласно эфиопо-египетской гипотезе, древние колхи с абхазами переселились на Кавказ из северо-восточной Африки. По другой версии, абхазы — выходцы с Северного Кавказа, но поскольку данные точки зрения не соответствуют археологическим и письменным источникам, то они были подвергнуты критике . Какое-то время к этой версии склонялся академик И. А. Джавахишвили ( но в целом он и С. Н. Джанашиа были сторонниками того, что продвижение как абхазо-адыгских, так и грузинских племён шло с юга на север ) . Ещё одна гипотеза заключается в том, что предки абхазов вышли из Малой Азии и непосредственно примыкающего к ней района юго-западного Кавказа .

Согласно смешанной концепции З. В. Анчабадзе , базирующейся на археологических выводах Л. Н. Соловьёва, в результате взаимодействия местного автохтонного кавказского субстрата и пришлого, мигрировавшего сюда малоазийского суперстрата, примерно в III веке сформировалось ядро абхазского этноса .

Этнографические группы

Совещание черкесских князей. Слева направо: Кац Маан , Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, различающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей . Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Аибга — до мухаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу . В настоящее время живут в Турции;
  • Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна . В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутского района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей . Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щицкуара и Кодор . Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь) . В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До мухаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой ;
  • Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана .
  • — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор . Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор . Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи — компактно расселены в трёх сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе , в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку . Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают.

Общество

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия : знать, дворянство , крестьяне ( земледельческое население) и пастухи . При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба , княжеских фамилий.

К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров . Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована , многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

Культура

Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и другие отрасли.

Традиционная одежда

Абхазский джигит в бурке

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абхазских мужчин было холодное оружие .

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля .

Абхазы носили кинжалы типов кама и бебут , которые, ко всему прочему, имели функции оберега и использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Из сабель , в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа , килич либо гаддарэ .

Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел .

Абхазы всегда при себе имели небольшой нож , который мог использоваться в бытовых целях, для забития коз и коров, разделки мяса (абхазы не рубили тушу животного, а расчленяли её по суставам на 64 годных к употреблению «доли мяса», каждая доля имеет собственное название, и ей приписывается строго определённый «статус» при угощении гостей), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах.

Фольклор

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому . Характерны нартский эпос , исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоу и ацунух ; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар ); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке; бытовые песни и пляски.

Преобладающая форма многоголосия — двухголосие бурдонного типа; типично пение хором с солирующим голосом. Ладовая основа — диатоника.

Специфическая особенность песен абхазов — большое количество асемантических слов и междометий.

Музыкальные инструменты : смычковый ( апхьарца ), щипковый ( ачамгур ), арфовидный ( аюмаа ), цитровидный ( ), флейта ( ачарпан ), труба ( абык ), трещотка ( аинкьяга ), барабан ( адаул ).

Интересные факты

  • Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия . В 1956 году в Абхазской АССР жило 2144 человека в возрасте 90 лет и старше; из них 270 — старше ста, а 11 — старше 120 лет . Среди абхазских долгожителей не было угрюмых и злых людей; у абхазов существует поговорка: « Злые люди долго не живут » .
  • В работе Олега Балановского и др. 2011 года распределение гаплогрупп: гаплогруппа G — 56,9 %, J2 — 13,8 %, R1b — 12,1 %, R1a — 10,3 % .

Абхазы в филателии

Серия «Народы СССР» (абхазы), почтовая марка СССР 1933 года

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — абхазам. В 2001 году Почта Абхазии выпустила почтовую марку с изображением кардиохирурга А. Куджба .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 июля 2011. 25 октября 2012 года.
  2. Абхазия — регион в Закавказье на юго-восточном побережье Чёрного моря . Фактически управляется частично признанной Респу́бликой Абха́зия, согласно административно-территориальному делению Грузии Абхазская Автономная Республика в составе Грузии.
  3. . Дата обращения: 1 января 2012. 4 октября 2013 года.
  4. . Дата обращения: 1 января 2012. 10 января 2012 года.
  5. . Дата обращения: 17 августа 2014. 15 июля 2012 года.
  6. . 8 февраля 2012 года. : (недоступная ссылка — ) .
  7. . Дата обращения: 26 мая 2019. 1 марта 2022 года.
  8. . Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  9. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Дата обращения: 11 июля 2011. 25 ноября 2019 года.
  10. < от 10 ноября 2022 на Wayback Machine
  11. . Дата обращения: 9 декабря 2022. 9 декабря 2022 года.
  12. : [ 29 ноября 2022 ] / Заяц Д. В., Петрушина М. Н., Скаков А. Ю. и др. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  13. Ю. Б.Коряков. Атлас кавказских языков. — Москва, 2006. — С. 24.
  14. . silk.european-heritage.net . Архивировано из 20 июля 2006 года.
  15. Прокопий Кесарийский. Война с персами: книга II. глава 29. параграф 15.
  16. Поселение абхазов в Аджарии. – Батуми. 1988. На груз. яз. С. 44.
  17. Инал-ипа Ш.Д. Станицы исторической этнографии абхазов. 1971. С. 4.
  18. , с. 74.
  19. , с. 57.
  20. , с. 75.
  21. , с. 77.
  22. , с. 58.
  23. . 17 июля 2020 года. .
  24. проф. П.Аггеев , проф. , проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. — М. : Медгиз, 1959. — С. 349. — 448 с. — 150 000 экз.
  25. Balanovsky et al. Parallel evolution of genes and languages in the Caucasus region. Molecular biology and evolution, 28(10), 2905—2920, (2011)

Литература

  • Хашба М. Абхазские народные музыкальные инструменты. — Сухуми, 1967.
  • Хашба М. Жанры абхазской народной музыки. — Сухуми, 1983.
  • Hewitt B. G. (ed.). The Abkhazians. A Handbook. — London: Curzon Press, 1999.
  • Абхазы. — М. : Наука, 2007.
  • Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). — Сухуми: Алашара, 1965. — 695 с.
  • Абхазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М. : Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
  • Абхазы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 364
  • Schnirelmann, Victor (2002), (PDF) , Journal of Contemporary Religion , CA : WLU, 17 (2), Архивировано из (PDF) 22 сентября 2014 , Дата обращения: 4 октября 2015 22 сентября 2014 года. .
Источник —

Same as Абхазы