Interested Article - Епифаний Кипрский

Епифа́ний Ки́прский ( греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου , Епифа́ний Сала́мский , лат. Epiphanius Salaminis , Епифаний Константийский , греч. Επιφάνιος Κωνσταντίας ; ум. май 403 ) — один из ранних Отцов Церкви , который прославился значительными обличениями ересей , одним из главных источников которых он считал учение Оригена . Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством , в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. Память — 12 (25) мая .

Биография

Финикиец по своему происхождению, он получил образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудеем . После смерти своего воспитателя принял христианство , раздал своё наследство бедным и удалился в Египет , где вёл отшельническую жизнь. По возвращении в Палестину , стал учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр , где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 году по навету Феофила Александрийского отправился в Константинополь , чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста , который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода.

По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника .

Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» ( др.-греч. ἀνκυρωτός — «Слово якорное » ), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и « Панарион » ( греч. πανάριον — аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории .

Другие сочинения Епифания:

  1. «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии ; здесь же сведения о греческих переводах Библии ;
  2. «Физиолог» — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. «О камнях» — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — «Sancti Epiphanii Opera» ( Париж , 1622 г. и Кёльн, 1682 г.). Следующие издания перепечатывались с него.
  2. Минь , в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
  3. Dindorf — Лейпциг , 1860 г.
  4. Oeler’a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин , 1859—1869 гг.

Лучшая биография Епифания — у Миня , т. XLI .

Библиография

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): ; ; .

Русские переводы:

  • Епифаний Кипрский .
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано из 29 марта 2018 года.
  2. Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 557-581. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. : T. 41]. — Apud Garnier Fratres et J.-P. Migne Successores, 1863. — С. 1. — 640 с.

Литература

Источник —

Same as Епифаний Кипрский